Вторая мировая война. Советско-германские отношения.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Ооржак Долаана Викторовна

Открытый урок по истории России в 9 классе на школьном профессиональном конкурсе «Учитель года-2014»

ТЕМА: «НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».

Место данного урока в системе уроков по теме: это 1 урок на 2 часа в разделе   «Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945)».

На уроке отрабатываются:

·         знания по курсу «Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны»;                                                         

·         умения самостоятельной работы, анализировать исторических фактов;                                                                              

  • навыки аналитического мышления.

Цели: 1. Уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовать идею создания системы коллективной безопасности, а с другой, решить все свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи.

           2. Развивать умения учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать исторические факты на основе изучения исторических документов.

           3. Воспитание интереса к отечественной истории.  

Главный этап урока:  изучение новой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России в 9 классе на школьном профессиональном конкурсе «Учитель года-2014»

ТЕМА: «НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».

Место данного урока в системе уроков по теме: это 1 урок на 2 часа в разделе   «Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945)».

На уроке отрабатываются:

  • знания по курсу «Внешняя политика СССР накануне второй мировой войны»;                                                          

  • умения самостоятельной работы, анализировать исторических фактов;                                                                              

  • навыки аналитического мышления.

Цели: 1. Уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовать идею создания системы коллективной безопасности, а с другой, решить все свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи.

           2. Развивать умения учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать исторические факты на основе изучения исторических документов.

           3. Воспитание интереса к отечественной истории.  

Главный этап урока:  изучение новой темы.

Другие этапы урока:

  • постановка проблемы,
  • актуализация опорных знаний,  
  • закрепление изученного.    

Наиболее эффективные  формы  и методы:

  • беседа,
  • самостоятельное планирование,    
  • самостоятельная работа с историческими источниками и учебником  
  • рассказ учителя,
  • видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный, в технологии развивающего обучения:

  • проективная технология,                        
  • выявление причинно - следственных связей.  

Оборудование:

  • учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « История России XX век», 9класс,
  • настенная карта «Вторая мировая война»,
  • раздаточный и иллюстративный материал,
  • видеофрагменты «Вторая Мировая война»
  • презентация учителя на тему: «Начало второй Мировой войны»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

  1. Мотивационно-целевой этап.

Началу Второй мировой войны предшествовали непрерывно возраставшее напряжение международной обстановки и локальные конфликты в различных регионах мира. Договор СССР с Германией о ненападении (пакт Молотова-Рибентропа) спутал карты и тех западных политиков, которые рассчитывали на развитие гитлеровской агрессии через Польшу на СССР. Польша, отказавшись от союза с СССР, могла надеяться только на помощь своих западных союзников. Германия начала подготовку к войне с Польшей. Обстановка становилась напряженнее день ото дня.

И так, ТЕМА нашего урока: НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. /запись на доске и на слайде/.

Чтобы изучить данную тему, мы с вами должны рассмотреть по плану такие вопросы (слайд):

  1. международные  отношения  
  2. причины войны  
  3. советско-германские отношения накануне войны
  4. проследить ход исторических событий.

Пусть эти вопросы будут планом нашего урока, более подробно мы остановимся на советско-германских отношениях, причинах сближения СССР и Германии. Изучая тему, мы будем составлять опорную схему: я - на доске, а вы – в тетради.

_____________________________________________________________________________________

СХЕМА – ОПОРА

(создаётся на доске по ходу урока).

  ГЕРМАНИЯ                                                 СССР                                           АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ        

23 августа 1939 г.- договор о ненападении.                            11августа 1939г. - срыв переговоров                                        «Большой Тройки»

1 сентября 1939г. – Нападение              17сентября 1939г- ввод войск

 на Польшу.                                                 на территории Польши                                                  

        28 сентября 1939г.- договор «О дружбе и границах»,                                                                                      

                              пакт Молотова-Рибентропа 

 апр.1940г.- Дания,                              Западная Украина

              Норвегия                               Западная Белоруссия ноябрь 1939г.    

 Май 1940г.- Бельгия,                         Латвия, Литва

               Голландия                            Эстония, Молдавия 1940г.  

 Июнь 1940г.- Франция      Советско-финская война ноябрь1939-март1940г.

 С июля 1940г.- план

« Барбаросса»                                                                                                                                  

                               22июня 1941г. – внезапное нападение Германии на СССР, начало ВОВ

____________________________________________________________________________________

  • Какие события подвели мир к войне? / видео - фрагмент/.
  • Какие страны в 30-е годы преследовали агрессивные планы?          

Германия – Италия – Япония (работа с картой).

  • Каким образом другие государства могли себя обезопасить, что предлагал создать Совет Безопасности? – Систему коллективной безопасности.
  • После заключения, какого соглашения СССР начал поиски новой внешнеполитической линии? –1938 г. Мюнхенское соглашение.

После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласили наступление в Европе «ЭРЫ МИРА».

  • Было ли это в действительности? – Слово нашему архивариусу (сотруднику архива), которым любезно согласился стать ______________________________ (называется имя ученика, с которым до урока были согласованы действия).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: 15 марта 1939 г. – Гитлер захватил Прагу

                                            23 марта 1939 г. - Мемельскую область Литвы

                                                                  Германия предъявила претензии Польше о присоединении Данцига.

                                                                   Апрель 1939 г. – Италия оккупировала Албанию.

ВСЕ ЭТО ВЫНУДИЛО правящие круги Англии и Франции дать согласие на предложение СССР начать переговоры о мерах по пресечению агрессии.

11 августа 1939 года в Москву прибыли английская и французская Военные миссии, однако их руководители не имели мандатов на подписание договора.

  • Как вы думаете, смогут ли представители стран договориться между собой, если изначально они стоят на разных позициях и их интересы не совпадают? – учащиеся высказывают свое мнение.                                                                

Ответ: Переговоры заходили в тупик, 11 августа 1939г.

В это же время:

АРХИВАРИУС: Из шифрованной телеграммы №175 министра иностранных дел Германии фон Риббентропа германскому послу в СССР фон Шуленбергу от 14 августа 1939 года:

Нет никакого сомнения, что сегодня германо-советские пришли к поворотному пункту своей истории…

 Кризис германо-польских отношений, спровоцированный политикой Англии…делает желательным скорейшее выяснение германо-русских отношений. В противном случае, независимо от действий Германии, дела могут принять такой оборот, что оба правительства лишаться возможности восстановить германо-советскую дружбу и совместно разрешить территориальные вопросы, связанные с Восточной Европой…

…Имперский министр иностранных дел фон Риббентроп готов прибыть в Москву с краткосрочным визитом, чтобы от имени фюрера изложить взгляды фюрера господину Сталину…

  • О чем свидетельствует эта телеграмма?

Гитлер предложил Сталину начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния.

Перед Сталиным стал нелегкий выбор.

  • Как вы думаете, к какому решению он придет и почему?

- обезопасить западные границы,

-  границы на дальнем востоке (май 1939 г., битва при Халхин-Голе),

- срыв переговоров Англии и Франции.

23 августа 1939 года - СССР и Германия подписали договор о ненападении, пакт Молотова-Рибентропа.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: перед вами текст договора, ознакомьтесь, и особое внимание обратите на дополнительный протокол к данному договору.

  • Почему дополнительный договор был засекречен? (Зафиксировали раздел Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином. Согласно протоколу, устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше.)
  • Какие территории отходили в сферу влияния Германии (Литва, Польша), и СССР (Западная Украина, Западная Белоруссия, Восточная Польша, Прибалтика, Финляндия, Северная Буковина).
  • Почему данный договор был выгоден обеим странам?(Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на востоке. А Сталин получил реальную возможность значительно отодвинуть исходные позиции потенциального врага на Запад, и выиграть время для укрепления обороны страны.)
  • Какое событие последовало?

1 сентября 1939 года началась II мировая война.

Главные причины II мировой войны вы найдете в учебнике стр.196

         (работа с текстом учебника, учащиеся называют причины) слайд.

  • Политические и экономические противоречия и борьба между ведущими державами за гегемонию в Европе и передел мира;
  • Приход к власти в Германии фашизма;
  • Противоречия между социализмом и капитализмом и возникший на этой основе антикоммунизм как ведущая тенденция в политике капиталистических государств, в том числе демократических стран.

ВИДЕОФРАГМЕНТ

  • Как реализовывались секретные протоколы Германией и СССР?
  • сентябрь 1939 г. – Польша
  • апрель 1940 г. – Дания, Норвегия
  • май 1940 г. – Бельгия. Голландия
  • июнь 1940 г. – Франция (запись в опорную схему).

ЗАДАНИЕ:– Прочитать из учебника раздел «Секретные протоколы в действии» на стр. 196-197 и выясните:

  • Когда и какие территории вошли в состав СССР?- (Западная Украина и Западная Белоруссия-ноябрь 1939г., Латвия, Литва, Эстония, Молдавия – 1940г.) записать в опорной схеме.
  • Каковы причины советско-финской войны? (Финское правительство отказалось заключить договор с Советским Союзом о взаимной помощи. Тогда Советское правительство предложило отодвинуть на несколько десятков километров границу на Карельском перешейке в обмен на значительно большую территорию в Карелии. Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию.)
  • Как называлась самая укрепленная линия финской обороны? (линия Маннергейма).
  • Когда была прорвана данная линия обороны? (февраль 1940г.).

После русско-финской войны к России отходил весь Карельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, район Куолоярви и западную часть полуострова Рыбачий и Средний; создалось ВМБ на полуострове Ханко.

  • Что показала война с Финляндией?

- неподготовленность армии и государства к условиям современной войны.

Для укрепления обороноспособности государства необходимо предпринять:

  • увеличение бюджетных ассигнований на оборону
  • ужесточение трудового законодательства
  • новые виды и увеличение выпуска военной техники
  • увеличение численности вооруженных сил

  • Какую тенденцию отражают данные факты? (слайд )

                Рост советских Вооруженных Сил в 1939-1941гг.

                                                                    На 01.01.1939г.         На 22.06.1941г.

Личный состав (тыс. чел.)                              1943                           5710

Дивизии                                                              136                            303

Орудия и минометы (тыс.)                              55,8                           115,9        

Танки (тыс.)                                                      18,4                             23,3

Боевые самолеты (тыс.)                                   17,5                             22,4

В это время в Германии  (ВИДЕОФРАГМЕНТ-план Барбаросса)

Работа по карте: показать направление ударов на СССР.

Первоначально наступление планировалось на 15 мая 1941 года, затем оно было перенесено на 22 июня 1941 года. В кратчайшие сроки нанести массированные охватывающие удары по основным группировкам советских войск с целью их окружения и разгрома. Занять важнейшие политические и экономические центры – Москву, Ленинград, Донбасс, Кавказ – и к осени выйти на рубеж Архангельск –Волга, т.е. вплоть до Урала. Как был осуществлен этот план, вы узнаете на следующем уроке.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

I вариант.

    - Что мы усвоили сегодня на уроке?

Работа по опорной схеме (даты, страны и территории).

II вариант

Викторина со взаимопроверкой на (слайде):

  1. Как называлась река в Монголии, на которой произошло столкновение советских и японских войск в 1939г.?  (р. Халхин-Гол)
  2. Как назывался договор, который был заключен 28 сентября 1939г. меду СССР и Германией?  (пакт Молотова-Рибентропа)
  3. Как называлась самая укрепленная линия финской обороны? (линия Маннергейма)
  4. В непосредственной близости от какого крупного советского города находилась линия Маннергейма? (Ленинград)
  5. В каком году к СССР были присоединены Бессарабия и Северная Буковина?

(август 1940г.)

  1. Какие страны в 30-е годы преследовали агрессивные планы?  (Германия – Италия – Япония)      
  2. После заключения, какого соглашения СССР начал поиски новой внешнеполитической линии? (Мюнхенского соглашения)

Домашнее задание: §30. Подготовить сообщения: «Мои земляки герои Великой Отечественной Войны».

Спасибо за урок, ребята!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сут-Хольского кожууна «Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»

Разработка открытого урока по истории:

«Начало второй мировой войны.

Советско-германские отношения»

Учитель истории: Ооржак Д.В.

Ак-Даш-2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Начало Второй мировой войны. Советско-германские отношения.

Слайд 2

План урока: международные отношения причины войны советско-германские отношения накануне войны проследить ход исторических событий.

Слайд 3

Причины: Политические и экономические противоречия и борьба между ведущими державами за гегемонию в Европе и передел мира; Приход к власти в Германии фашизма; Противоречия между социализмом и капитализмом и возникший на этой основе антикоммунизм как ведущая тенденция в политике капиталистических государств, в том числе демократических стран.

Слайд 4

Рост советских вооруженных сил: На 01.01.1939г. На 22.06.1941г. Личный состав (тыс. чел.) 1943 5710 Дивизии 136 303 Орудия и минометы (тыс.) 55,8 115,9 Танки (тыс.) 18,4 23,3 Боевые самолеты (тыс.) 17,5 22,4

Слайд 5

Цели: Германия – захват Европы до Урала, установление мирового господства. Италия – воссоздание Римской империи. Япония – господство на Тихом океане и в Азии вплоть до Урала. Англия, Франция, США – устранение конкурентов.

Слайд 6

Викторина: Как называлась река в Монголии, на которой произошло столкновение советских и японских войск в 1939г.? Как назывался договор, который был заключен 23 августа 1939г. между СССР и Германией? Как называлась самая укрепленная линия финской обороны? В непосредственной близости от какого крупного советского города находилась линия Маннергейма? В каком году к СССР были присоединены Бессарабия и Северная Буковина ? Какие страны в 30-е годы преследовали агрессивные планы? После заключения, какого соглашения СССР начал поиски новой внешнеполитической линии?

Слайд 7

Домашнее задание: Прочитать параграф 30 и подготовить сообщение: «Мои земляки герои Великой Отечественной войны»

Слайд 8

Спасибо за урок, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ».

Конспект  урока по истории России в 9 классе на областном профессиональном конкурсе «Учитель года-2002»...

Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».

Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

Конспект урока-презентации по истории в 9 классе по теме: « Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

Цель и задачи:1.     Проследить развитие  международных отношений в 30-х годах и раскрыть их противоречивый характер;2.     Выявить причины и механизм разв...

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....

тест по истории 11 класс "международные отношения накануне Второй мировой войны"

тест к параграфу 22 учебник история России 11 класс Н.В. Загладин, Ю.А. Петров...