Идеи европейского Просвещения 18 века
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Разработка урока, поможет определить смысл тезиса «источником власти является народ», объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_idei_prosveshcheniya.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование мировоззрения нового времени. Идеи европейского Просвещения 18 века
МБОУ «Сакская общеобразовательная школа №4»
Учитель: Сибирцева Т.В.
Предмет: история
Класс: 7
Цели урока: охарактеризовать общий интеллектуальный «климат» Франции в 18 веке, рассмотреть политические и социальные модели, предлагаемые французскими просветителями, усвоить смысл тезиса «источником власти является народ», объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества;
-дальнейшее развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, актуализировать ранее изученный материал;
- научиться критически относится ко всем теориям прошлого и настоящего, сверять теории с жизнью, отдавать свои знания людям
Основные понятия и термины: эпоха Просвещения, разделение властей, народный суверенитет
Ход урока
- Изучение нового материала
План
- Идеи Просвещения, как мировоззрение развивающейся буржуазии
- Деятельность французских мыслителей просветителей
- Значение деятельности просветителей
Вступление к теме. Повторительная беседа.
1.Как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15-16 веках?
2.Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения?
- ценность времени, стремление понять и изменить окружающий мир
- ценность человека. «Я ставлю тебя в центре мира».
- высоко ценится образованность
Для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одарённое существо. В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание.
Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни людей под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества индустриального. Хронологические рамки этого периода – конец 17 – начало 19 века (18 век). Просветители принадлежали разным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов, но их объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние, счастье людей, ненасилие, веротерпимость. В их спорах рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе, демократии, разделении властей и правовом государстве.
Итак, сегодня вам предстоит поработать над одной из важнейших тем новой истории. Цель вашего путешествия – самостоятельно попытаться сформировать представление о политических и социальных моделях развития общества, предложенных деятелями эпохи Просвещения. В вашем распоряжении учебник, рабочая тетрадь.
- Самостоятельно прочитав п. 1 параграфа 19 ответить на вопросы
Что вызывало критику просветителей? К чему они стремились? Во что верили?
Сформулируйте главный лозунг Просвещения
- достижение «царства разума»
Кто же эти люди, идеи которых властвовали над умами человечества в течении столетия?
(демонстрируются портреты просветителей: Вольтера, Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо, Адама Смита)
А) Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) - выдающийся французский писатель, один из крупнейших деятелей французского просвещения 18 века. Родился в Париже в семье нотариуса
Б) Шарль Луи де Секонд барон де Монтескье – французский философ – просветитель, историк, правовед, писатель. Родился в семье знатного провинциального дворянина
В) Жан-Жак Руссо – выдающийся представитель Просвещения 18 века. Родился в Женеве в семье часовщика
Г) Адам Смит – один из крупнейших представителей Просвещения. Родился в Шотландии в семье мелкого почтового чиновника
Какие идеи они отстаивали?
Класс делится на группы. Каждая группа самостоятельно работает с текстом учебника п. 2-4,6 и заполняет таблицу на с.179. После выполнения работы каждая группа предъявляет результаты совей работы, другая часть класса делает записи в тетради
Используя материал п.19 ответьте на вопросы теста:
- Закончите высказывание Вольтера: «Самое большое счастье для людей, когда государь …» а) философ б) добр в) честен
- Найдите лишнее. Жан-Жак Руссо…
А) осуждал общественное неравенство Б) выступал за ликвидацию частной собственности В) считал появление частной собственности причиной общественного неравенства
3. Закончите мысль Монтескье . «Свобода есть право делать то, что не запрещено …»
А) законом Б) королём В) лордом
4. Приведите в соответствие:
1. Монтескье А) Учение о труде как главном источнике общественного богатства
2. Жан-Жак Руссо Б) Учение о разделении властей
3. Адам Смит В) Учение о происхождении неравенства
В приведённом ниже буквенном ряде находятся четыре ключевых термина данной темы. Найдите их и выпишите в тетрадь.
КЧЕРАЗУМАТУФПРОСВЕЩЕНИЕОВРОСНАРОДЛИМИНТРУДАУЧ
- Подведение итогов урока . Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – конференция по теме: «Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».
Урок по Новой истории 7 класс. Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок – конференция.Урок направлен на то, чтобы дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о...
Презкнтация по МХК 10 класс: "Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума" 1, 2 часть
Эпоха Просвещения - — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали ...
Музыкальный классицизм европейского Просвещения
Презентация разработана на основе учебника «Мировая художественная культура» 10 класс, автор УМК: Рапацкая Л. А., 2017 год...
Проект "Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей"
Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Это – наша родная планета. Сколько н...
"Консервативные, либеральные и социалистические идеи в 19 веке"
Тест предназначен для учащихся 8 класса, его можно использовать при опросе домашнего параграфа...
«Идеи Просвещения в искусстве XVIII века».
Урок-игра, созданный на основе игры "Крестики-нолики", позволяет познакомить учащихся с идеями Просвещения в искусстве и с представителями искусства эпохи Просвещения....