На пути к победе
план-конспект урока по истории на тему

1.Повторить  изученный материал 4 главы – Советский Союз во Второй мировой войне.

2. Понять исторические события, связанные с завершающим периодом войны.

3. Узнать о документальной хронике, книгах , посвящённых войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Тема урока:                   На пути к Победе.

Оформление доски:

… Как ни силён был враг и ни коварен,

Сражались насмерть в сомкнутом строю

Чуваш, мариец, русский и татарин,

Жизнь не щадя за Родину свою.

Их более одиннадцати тысяч

Послал на фронт Медведевский район

Им бюста всем из мрамора бы высечь

Да с золотым тиснением имён.                                        Николай Михеев, п. Новый

Ход урока:

В начале урока обучающийся класса Матрёнин Алёша читает «Письмо Богу» (найденное в шинели неизвестного солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны).

                                                   «Письмо Богу»

Послушай, Бог…

Ещё ни разу в жизни

С тобой не говорил я, но сегодня,

Мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я,  дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера,

Что выбила граната

На небо звёздное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем

Каким жестоким был обман.

Не знаю, Боже, дашь ли ты мне руку,

Но я тебе скажу, и ты меня поймёшь.

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал тебя.

А кроме этого мне нечего сказать.

Вот только, что я рад, что я тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: ты на нас глядишь.

Сигнал…   Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне хорошо с тобой.

Ещё хочу сказать,

Что битва будет злая

И, может, ночью же, к тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор тебе я не был другом,

Позволишь ли ты мне войти, как приду?

Но, кажется, я плачу, Боже мой, ты видишь?

Со мной случилось то, что я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду…

И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Слово учителя:

   Ребята, вы прослушали письмо погибшего солдата, имя которого неизвестно, но оно останется бессмертным. Просто не может безвестных героев быть!

   Не отпустил Бог солдата домой, а по его просьбе пустил к себе.

   Путь к Победе этого солдата был оборван в одночасье. Путь к Победе всех погибших в Великой Отечественной войне навеки овеян нерушимой памятью поколений. И мы все, живущие под мирным небом, должны свято хранить эту память.

2010 год знаменателен тем, что 9 – мая будет праздноваться 65 – летие Великой Победы.

Слайд 2

Тема нашего урока «На пути к Победе». Параграф 35, стр. 231. Открываем тетради, записываем число, тему.

Цель урока: На уроке вы должны узнать и постараться запомнить на всю жизнь о завершающих сражениях с фашистской Германией, причины и цену Великой Победы великого народа.

Задачи:

1.Повторить  изученный материал 4 главы – Советский Союз во Второй мировой войне.

2. Понять исторические события, связанные с завершающим периодом войны.

3. Узнать о документальной хронике, книгах , посвящённых войне.

                             1.Повторение

1) Термины

- агрессия – нападение одной стороны на другую;

- рейх – государство, империя;

- вермахт – название вооружённых сил Германии до 1945 года;

- трибунал – суд для рассмотрения дел по воинским преступлениям;

- эвакуация – вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из  мест, находящихся под угрозой бедствия;

- императив – повеление, настоятельное требование;

-радиолокатор – прибор для определения положения предметов в пространстве с помощью электромагнитных волн;

- котёл – район окружения войск;

- плацдарм – район развёртывания войск;

- форсирование – преодоление препятствий;

- гегемония – преобладание в руководстве;

- репарация – возмещение убытков, нанесённых войной.

Слайд 3

2. Планы германского Генерального штаба.

1) «Барбаросса» - план молниеносной войны (3-4 недели). Июль 1940 год.

     Вопрос: По каким основным направлениям намечалось осуществление плана?

     Ответ: На Ленинград – операция «Север»; на Москву – «Центр»; на Киев – «Юг».

2) «Ост» - выселение и уничтожение 120 – 140 миллионов жителей СССР.

3) «Тайфун» - операция по захвату Москвы.

4) «Цитадель» - операция наступления на Курскую дугу.

         Планы Красной Армии.

  1. «Уран» - окружение и разгром войск противника в районе Сталинграда.
  2.  «Багратион» - наступательная операция в Белоруссии.

Слайд 4

3.Периоды Второй мировой войны

1 период: 22 июня 1941 года – ноябрь 1941 года – период отступления Красной Армии.

2 период: декабрь 1941 года – ноябрь 1942 года – период неустойчивого равновесия.

3 период: 19 ноября 1942 года – конец 1943 года – период коренного перелома.

4 период: 1944 год – 9 мая 1945 года – завершающий период Великой Отечественной войны.

5 период: 9 августа 1945 года – 2 сентября 1945 года – война СССР против Японии.

  1. Названия основных фронтов
  1. Северный; 2) Северо – Западный; 3) Западный; 4) Юго – Западный; 5) Южный.

Другие фронты:

4 – Украинских, 3 – Белорусских, Прибалтийский, Ленинградский, Донской, Воронежский, Сталинградский.

Слайд 5

  1. Главнокомандующие фронтами
  1. И.В. Сталин – Верховный Главнокомандующий
  2. Г.К.Жуков – заместитель Верховного Главнокомандующего
  3. А.М.Василевский - начальник Генерального Штаба
  4. К.К.Рокоссовский – командующий 1-ым, 2-ым Белорусскими, Донским фронтами
  5. И.Д.Черняховский – 3-ий Белорусский фронт
  6. Р.Я.Малиновский – командующий Южным, Сталинградским, 3-им Украинским фронтами
  7. Н.Ф.Ватутин – 1-ый Украинский фронт
  8. И.С.Конев – 2 – Украинский фронт
  9. Ф.И.Толбухин – 4 – ый Украинский фронт
  10. Л.А.Говоров – Ленинградский фронт
  11. И.Х.Баграмян 1 – ый Прибалтийский фронт.
  1. Основные битвы и их значение
  1. Битва под Москвой – Победа под Москвой была решающим военным событием первого года войны и первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне (учебник, карта)
  2. Сталинградская битва – Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны, Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её до полной победы над врагом (учебник, карта)
  3. Курская (огненная) битва – В ходе сражения на Курской дуге немецкая армия потерпела поражение, после которого она уже не сумела оправиться (учебник, карта)
  4.  Битва за Днепр – В ходе битвы советские войска нанесли тяжёлые поражения основным силам группы «Юг» и части сил группы «Центр». В битве на Днепре советские войска проявили массовый героизм. 2348 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

               2. Объяснение новой темы

1. Изгнание захватчиков с советской земли.

Вопрос: Для чего и когда была образована Ставка Верховного Главнокомандования?

Ответ:    Ставка Главнокомандования была образована 23 июля 1941 года.

Вопрос: Какую задачу она поставила перед советским командованием?

Ответ:  Разгромить главные немецкие группировки; завершить изгнание захватчиков с советской земли.

    Первый удар был нанесён в январе 1944 года под Ленинградом, итогом которого было снятие блокады Ленинграда,  длившейся долгих 900 дней и ночей.

    В феврале противник разгромлен на Украине.

    В марте войска 2 – Украинского фронта вышли на государственную границу по реке Прут и вступили на территорию Румынии. Была освобождена Одесса и через некоторое время началось освобождение Крыма.

Слайд 6

    7 мая начался штурм Севастополя и 9 мая город русской славы был тоже освобождён.

    После окончания боёв на Украине и в Крыму наступило недолгое затишье.

И только 20 июня 1944 года войска Ленинградского фронта под командованием Говорова взяли Выборг.

     Но основной удар был нанесён в Белоруссии. Окружив немецкие войска под Витебском, Бобруйском, Оршей и Могилёвым советские армии устремились на Запад.

3 июля 1944 года был освобождён Минск.

13 июля – Вильнюс.

20 июля – войска 1 – го Белорусского фронта вступили на территории Польши.

27 июля – освобождён город Львов.

Слайд 7

Таким образом, летнее наступление Красной Армии в 1944 году привело к коренному изменению стратегической обстановки и создало условия для завершающего удара по Германии, освобождения стран Европы.

Вопрос: Что способствовало таким результатам?

Ответ:    Морально – политическое единство советского общества.

    Продвинувшись на Запад, советские войска нуждались в передышке. Но расслабляться было нельзя, так как в Прибалтике и Румынии ещё сохранялись крупные группировки войск противника.

    Разгром немецких войск в Прибалтике произошёл 22 сентября 1944 года – был освобождён город Таллин. 3 октября – Рига.

    Войска 3 – Украинского фронта вышли на реку Дунай и 8 сентября в Софии было свергнуто прогерманское правительство. Чуть позднее была освобождена Югославия, Греция, Албания.

20 октября – был взят Белград.

Вопрос: Назовите причину, почему советским войскам удалось освободить эти территории, завоёванные фашистами?

Ответ: Роль сыграла внешняя политика СССР, которая была установлена до и в годы войны.

 2.  Завершающие сражения.

    Под ударами советских и союзных войск положение германской армии ухудшилось. 200 тысяч немецких солдат и офицеров в Будапеште оказалось в окружении.

      18 февраля 1945 года этот город был освобождён.

      В апреле      взята столица Австрии – Вена.

     В январе 1945 года советские войска перешли в наступление на территории Польши. На третий день боёв под командованием Г.К.Жукова советские войска овладели Варшавой.

    29 января 1945 года войска 1 - го Белорусского фронта вступили на территорию Германии и, форсировав реку Одер, захватили Кюстринский плацдарм.

Вопрос: От кого зависели удачные сражения советских войск?

Ответ: От руководства талантливых военачальников, среди которых выдающееся место, несомненно, принадлежит Георгию Константиновичу Жукову.

Слайд 8

3. Падение Берлина.

    В апреле 1945 года советское командование приступило к подготовке операции – овладению Берлином.

    Иосиф Виссарионович Сталин придавал огромное значение взятию Берлина советскими войсками, то есть без помощи стран – союзников.

    Наступление началось с Кюстринского плацдарма 16 апреля. Именно до него дошли войска 1-го Белорусского фронта, которыми командовал Г.К.Жуков.

    20 апреля войска вышли на восточные окраины Берлина.

    21 апреля начались бои на южных окраинах Берлина и к середине дня кольцо вокруг города сомкнулось. Союзные войска, форсировав реку Рейн, продвигались вглубь Германии навстречу нашим войскам. Их первая встреча состоялась 25 апреля на реке Эльбе.

Слайд 9

    Через 4 дня наши войска прорвались к рейхстагу и 30 апреля воины 150-ой стрелковой дивизии под куполом рейхстага водрузили Красное Знамя Победы. (Показать газету). Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Слайд 10

    2 мая капитулировали остатки Берлинского гарнизона и 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

    В течение следующего дня сложили и сдались в плен уцелевшие группировки немецких войск.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР день 9 мая был объявлен праздником Победы.

    24 июня на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы.

(Просмотр фрагмента из к/ф «Вся война»)

Физкультминутка.

  1. Фрагмент, который вы сейчас просмотрели, взят из этого фильма «Вся война»(показать диск), снятый итальянскими операторами. Это чёрно-белая хроника, на 165 минут.

    В фильме рассказывается о вторжении Германии в СССР, об обороне Москвы, блокаде Ленинграда, о битве на Курской дуге, об освобождении Европы, Штурме Берлина, показан ход Парада Победы на Красной площади. Большое место и значение в фильме уделено Сталинградской битве. На это есть одна причина: этот диск и диск о Мамаевом кургане недавно были куплены в городе Волгограде, в бывшем Сталинграде, где проходила эта битва.

Слайд11

   Ребята, мне хочется поделиться с вами радостью. Когда я, также как и вы, училась в школе, на уроках истории я узнала и на фотографиях первый раз увидела монумент на Мамаевом кургане – «Родина – мать зовёт». С того времени у меня появилась мечта побывать в городе Волгограде и воочию увидеть величественный монумент -пятидесятидвухметровую фигуру женщины, устремлённой вперёд, с поднятым в правой руке мечом.

Слайд 12

    Осуществлению моей мечты помог мой старший сын. 21 декабря 2009 года он был призван в армию в ракетные войска Астраханской области. Через месяц, 23 января нам удалось быть на присяге. На обратном пути, мы заехали в Волгоград, чтобы побывать на Мамаевом кургане.

    Поднимаясь по дорожке  к монументу, я не верила, что через несколько минут я окажусь у его подножия, где я хотела оказаться в течение 30 лет. Я не скрою сейчас того, что я не сумела сдержать слёз в тот момент, когда я на табличке об авторах, о начале строительства монумента прочитала, что оно было начато 23 января, именно в тот день, когда мой сын принимал присягу на верность служению Отечеству.

    Желаю вам побывать у «Вечного огня», в любом городе – герое (обращаю внимание на названия городов – героев, которые написаны на доске), где солдаты охраняют покой павших защитников Отечества. Считаю, что посетив это святое место, у человека появляется желание быть добрее, милосерднее к родным, друзьям и чужим для вас людям.

  1. Кроме созданных о войне фильмов, в каждой библиотеке, есть новое издание – двенадцатитомная антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В нашей библиотеке они тоже есть (показать).

1 том – «Вставай, страна огромная…»

2 том – «Битва за Москву»

3 том – «Подвиг Ленинграда»

4 том – «Сталинградская битва»

5 том – Курская дуга»

6 том – «Освобождение Родины»

7 том – «Освобождение Родины»

8 том – «Война в тылу врага»

9 том – «Всё для фронта» 10 том – «Победа»

11 том – «Освобождение Европы»

12 том – «Ради жизни на Земле»

     Это прижизненный памятник поколению фронтовиков, их чести, благородству, бессмертной славе, памятник поколению, преподавшему урок героизма всему человечеству.

 Слайд 13                            

4. Стихотворение Н.Михеева

(Стихотворение читает Зорина Алёна)

… Как ни силён был враг и ни коварен,

Сражались насмерть в сомкнутом строю

Чуваш, мариец, русский и татарин,

Жизнь не щадя за Родину свою.

Их более одиннадцати тысяч

Послал на фронт Медведевский район.

Им бюста всем из мрамора бы высечь

Да с золотым тиснением имён.

В нашем школьном музее бережно хранится список земляков, погибших в годы войны, с указанием места захоронения. В этом списке – 152 воина.

Давайте мы мысленно поблагодарим их за завоёванное для нас счастье жить без войны и пожелаем всем живущим ветеранам крепкого – крепкого здоровья. На территории Нужъяльского сельского поселения в настоящее время проживает три ветерана: Елизавета Яковлевна Левина, Аркадий Иванович Загайнов, Алексей Петрович Кудрявцев.

Включается видеозапись:

Слово учителя: Посмотрите на ветерана и послушайте  голос Кудрявцева Алексея Петровича, проживающего в деревне Нужъялы.  Вы, конечно, все его хорошо знаете.

(Ранен в августе 1944 года, в Литве, лежал в госпитале города Каунаса, был командиром батальона).

                             

3. Подведение итогов урока

Слайд 14

                            Причины Великой Победы, её цена.

    По ходу урока мы назвали три причины Победы. Ещё раз назовём их.

Первая: Морально – политическое единство советского общества.

Вторая: Внешняя политика СССР, которая была установлена до и в годы войны.

Третья: Роль руководства талантливых военачальников, среди которых выдающееся место принадлежит Георгию Константиновичу Жукову.

                            Подумаем над другими причинами.

Четвёртая: Роль экономического фактора (Почему?) Советская промышленность смогла в короткое время перейти на выпуск новой техники и вооружения.

Пятая: Единство фронта и тыла, которое опиралось на чувство патриотизма и самосохранения русского и других народов.

Шестая: Массовый героизм, патриотизм советского народа, который ковал эту Победу каждый день и час.

Слайд 15

Задание классу:

 На странице 139 нашего учебника найдите и запишите в тетрадь цену Великой Победы.

(По приближённым оценкам, война унесла почти 27 миллионов человек, 10 миллионов – воинов. В концлагерях смерти было уничтожено 11 миллионов граждан России).

Рефлексия:  что нового и ценного узнали на уроке, где могут пригодиться эти знания, что они дадут в будущем? Что не понравилось вам на уроке?

Домашнее задание: параграф 35, стр. 231 – 239.

                                       Найти на карте и записать в тетрадь названия гитлеровских лагерей.

Оценивание труда обучающихся на уроке:

  1. Афанасьев В.      ___________                       5. Петухов С.      _________
  2. Зорина А.            ___________                       6. Прытков А.     _________
  3. Матрёнин А.       ___________                      7. Скамейкина Е. ________
  4. Милютина Е.      ___________                       8. Стариков К.     _________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ничто не забыто, никто не забыт. Не может безвестных героев быть!

Слайд 2

Тема: На пути к Победе Цель: Узнать о завершающих сражениях с фашистской Германией, причинах и цене Великой Победы великого народа

Слайд 3

Планы германского Генерального штаба План «Барбаросса» Задача: разгром Красной Армии, захват Москвы, Ленинграда, Киева, Донбасса. Выход на линию Астрахань- р. Волга - Архангельск

Слайд 4

Иосиф Виссарионович Сталин Георгий Константинович Жуков

Слайд 5

Оборона Севастополя 9 мая 1944 года – освобождение города русской славы

Слайд 6

Падение Берлина - 16 апреля – начало наступления; - 21 апреля – начало боёв; - 25 апреля – встреча с союзными войсками на реке Эльбе.

Слайд 7

Подписание Акта о капитуляции Германии Г. К. Жуков Подписывает Акт о безоговорочной капитуляции Германии Карлсхорст 8 мая 1945 года

Слайд 8

Волгоград – Мамаев-курган Главный монумент «Родина – мать зовёт» установлена на вершине Мамаева Кургана. Она символизирует призыв Родины к народу: победить в Великой Отечественной войне

Слайд 9

Причины Победы Морально – политическое единство советского общества. Внешняя политика СССР. Роль руководства талантливых военачальников. Роль экономического фактора. Единство фронта и тыла. 6. Массовый героизм, патриотизм советского народа.

Слайд 10

МЫ НИКОГО И НИЧЕГО ИЗ ТОЙ ПОРЫ ЗАБЫТЬ НЕ МОЖЕМ…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгий путь к победе.

"Две станички календаря.Два дня жизни планеты.Два дня истории человечества,А между ними долгий путь к победе..."Документально - поэтическая композиция для учащихся 7-8 класса - сочетание  музыки,...

На пути к победе.

Урок  по истории  Отечества  «На пути к победе» в 11 классе общеобразовательной школы  проводится в рамках  II концентра...

На пути к победе.

Урок  по истории  Отечества  «На пути к победе» в 11 классе общеобразовательной школы  проводится в рамках  II концентра...

На пути к победе.

Урок  по истории  Отечества  «На пути к победе» в 11 классе общеобразовательной школы  проводится в рамках  II концентра...

Долгий путь к победе

Внекласное занятие к дню победы...

На пути к победе

На пути к победе...

Этот путь к Победе. Вклад моей семьи в историю Победы.

Меня зовут Егорова Лиза. Я интересуюсь историей своей семьи. Этот проект я решила посвятить моим родственникам, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. Вместе с мамой мы  собрали мате...