Открытый урок по истории в 7 классе по теме: "Значение реформ Петра 1"
классный час по истории (7 класс) на тему
ЦЕЛИ:
– проанализировать и систематизировать знания учащихся по преобразованиям Петра I с использованием элементов творчества;
– осмыслить и оценить реформы императора;
– продолжать учить учащихся правильно формулировать рассказ, давать оценку исторических фактов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._ur._znachenie_reform_petra.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение реформ Петра l.
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
7 класс
Предмет(ы):
История
Цель урока:
ЦЕЛИ:
– проанализировать и систематизировать знания учащихся по преобразованиям Петра I с использованием элементов творчества;
– осмыслить и оценить реформы императора;
– продолжать учить учащихся правильно формулировать рассказ, давать оценку исторических фактов.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
22
Используемые учебники и учебные пособия:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России конец XVI-XVIII вв."
Используемая методическая литература:
Н.Ю. Колесниченко "Поурочные планы" М.Н. Назаренко "Нетрадиционные уроки истории в основной школе"
Используемое оборудование:
1. Карта «Российское государство в первой четверти XVIII века»
2. Репродукции картин:
В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»;
Н.И. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея»;
3. проектор, экран, компьютер;
4. дополнительная литература по теме.
Используемые ЦОР:
Электронные образовательные ресурсы
Краткое описание:
О преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти XVIII века царем-реформатором Петром I, написано много книг. Но историки и писатели по-разному оценивали личность Петра I и значение его реформ. Еще современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и после смерти Петра. В XVIII веке великий русский ученый М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. В XIX веке историк Н.М. Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой». В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Многие считают, что реформы царя оказались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой. Проблемные вопросы Каким же был этот первый российский император? Петром Алексеевичем или Петром Великим? Чудом или чудовищем? В чем обвиняли его недруги и за что хвалили и чем восторгались сторонники? Есть ли место царю-реформатору Петру в XXI веке? На этом уроке мы попытаемся найти ответы на эти вопросы и проведем наш нетрадиционный по форме урок-суд современности над Петром I.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
–на доске записи:
А.С. Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»;
Н.М. Карамзин: «Реформы Петра – блестящая ошибка»;
Русский народ: « Антихрист!»
– Рядом с доской – парты, за которой лицом к зрителям сидит сторона обвинения. Напротив них – сторона защиты
–Справа – парты для присяжных заседателей.
– Свидетели находятся в классе вместе с публикой (с остальными учащимися, не задействованными в сценарии).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Присяжные заседатели, секретарь суда, прокурор, адвокат, свидетели: Демидов, Булавин, Апраксин, Шафиров, Репнин, жена казненного стрельца, светская женщина, работный человек Петров.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА:
Повторение; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; подготовка и презентация мини-проектов.
ЭПИГРАФ К УРОКУ
О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?
ХОД УРОКА
Учитель. О преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти XVIII века царем-реформатором Петром I, написано много книг. Но историки и писатели по-разному оценивали личность Петра I и значение его реформ. Еще современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и после смерти Петра. В XVIII веке великий русский ученый М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью.
В XIX веке историк Н.М. Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой». В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Многие считают, что реформы царя оказались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой.
Проблемные вопросы
Каким же был этот первый российский император? Петром Алексеевичем или Петром Великим? Чудом или чудовищем?
В чем обвиняли его недруги и за что хвалили и чем восторгались сторонники?
Есть ли место царю-реформатору Петру в XXI веке?
Сегодня мы попытаемся найти ответы на эти вопросы и проведем наш нетрадиционный по форме урок-суд современности над Петром I.
Итак, суд начинает свою работу. Независимые присяжные заседатели внимательно слушают доказательства линии обвинения и защиты и выносят вердикт по трем возможным вариантам: «Виновен», «Невиновен», «Виновен, но заслуживает снисхождения».
Секретарь. Прошу поприветствовать суд присяжных! (все встают) Прошу садиться!
Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Петре Алексеевиче Романове, русском царе с 1682 по 1725 годы. Прошу зачитать справку.
Справка об обвиняемом:
Император Петр I, родился в 1672 году. Отец – царь Алексей Михайлович, мать – Нарышкина Наталья Кирилловна. На русский престол вступил в 1682.
Внешний облик: рост 2 м 04 см, отличался необычайной физической силой – руками ломал подковы, сгибал серебряные монеты.
В обращении с людьми был прост, но суров, порой до жестокости.
В повседневной жизни был неприхотлив, не любил роскоши. Увлекался морским делом, любил токарное дело. Был отважен, но осторожен.
Поразительна его тяга к знаниям. Владел 14 ремеслами.
Петр Алексеевич Романов обвиняется в жестоком обращении с подданными, в насильственном заимствовании западных технологий, в насаждении западной культуры, в злоупотреблении своим социальным положением и должностью. Секретарь. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор. Петр I пришел к власти в 1689 году, сместив с трона свою сестру Софью Алексеевну, опорой власти которой служили стрелецкие полки. Петр обязал стрельцов помимо их основных обязанностей – несения воинской службы – в мирное время работать на общегосударственных объектах. В 1698 году стрельцы восстали, требуя заменить царя Петра на Софью. Петр в это время был в отъезде, в составе Великого посольства. И хотя восстание было подавлено без участия Петра, он прервал поездку и вернулся в Москву. 22 июля 1698 года над 56-ю участниками бунта была совершена казнь. Но царю этого было недостаточно, и он приказал возобновить суд и казни.
Для обвинения вызывается вдова казненного стрельца Мария Ковалева.
Вдова стрельца Мария Ковалева. Я обвиняю царя в жестокости и несправедливости. У Петра не было улик против стрельцов, а признания из них вытягивались с помощью пыток. Были арестованы в общей сложности 1041 человек. Казни состоялись 17 сентября и 11 декабря. Наших мужей вешали не только на специально сооруженных виселицах, но и на бревнах, вставленных в бойницы Белого города. В эти дни вешали, рубили головы, четвертовали. Петр демонстрировал неистовую жестокость, собственноручно рубил головы. Никого не осталось у меня после смерти мужа. Да разве я одна такая? В бытность Петра гремели восстания в Астрахани, на Дону, в Башкирии. Будь проклят этот антихрист…
Адвокат. В защиту своего обвиняемого я хочу сказать следующее. Факты, которые привели здесь, к сожалению, имели место. Но в XVII– XVIII веках не было ни одного милосердного монарха. Все европейские императоры того времени были жестоки и коварны. Так что Петр – продукт своего времени. Петр заботился не о себе, а о государстве. При нем начала развиваться мануфактурная промышленность. Страна сделала поразительные успехи в горнодобывающей и металлургической промышленности, а сам Петр поддерживал отечественных промышленников. Я вызываю известного промышленника Никиту Демидова.
Н.Д. Демидов. Сам я тульский. Мой отец и дед всю жизнь провели в кузнице. Сам я с детских лет познал тяжелый труд кузнеца. Так бы моя жизнь и закончилась бы в кузнице, если бы батюшка наш Петр Алексеевич, который разрешил мне, простому ремесленнику, осваивать месторождения железных руд на «Каменном поясе», строить мануфактуры, на которых работало местное население, а также беглые люди. При царе-батюшке страна обходилась железом собственного производства и даже стала продавать его за границу. Мануфактуры процветали в сукноделии, полотняной и шелковой отраслях. Вот вы обвиняете тут Петра в жестокости, так ведь голытьба бунтовала всегда. При Алексее Михайловиче, батюшке Петра, сколько восстаний было: и Соляной бунт, и Медный, и на Дону вместе со Стенькой Разиным. И Петру хватило: только Астраханское восстание закончилось, началось другое – под предводительством К. Булавина. Держать голытьбу надо в ежовых рукавицах.
Прокурор. Не вам судить, что надо делать, а чего нельзя. У нас есть факты, что и ты притесняешь работных людей, беглых содержишь в колодках, в шахтах, где они находятся по колено в воде. А сейчас я прошу заслушать сведения Кондрата Булавина.
К.А. Булавин. Сам я из казаков. Скажу вам прямо, в нашем восстании повинен Петр. Мы, казаки, хлеб не сеем, занимаемся разведением скота да защищаем Родину от вражеских набегов. Но поборы стали настолько велики, что жить стало невмоготу. Дон и Поволжье переполнены беглыми крестьянами, которые бежали от непосильной работы и жестокости помещиков. Они надеялись найти здесь приют и свободу. Выступив с казаками, я надеялся добиться справедливости, но потерпел поражение. По приказу Петра войска жестоко расправились с восставшими.
Адвокат. Крепостнические порядки не Петр изобрел. Их оформило Соборное Уложение 1649 года. У Петра не было выбора. Ведь России надо было преодолеть отсталость и уравняться с соседями, стоявшими на более высокой ступени развития. Успех в этой борьбе за выживание могло обеспечить только крепостничество. А иначе не стала бы Россия великой военно-морской державой! В подтверждение моих слов прошу выслушать свидетеля защиты адмирала Федора Матвеевича Апраксина.
Ф.М. Апраксин. Заслуга Петра Великого в том, что он создал регулярную армию и флот, пересмотрел стратегию и тактику армии. Он учил действовать согласованно пехоту и кавалерию. Не жалел денег на развитие артиллерии, которая при Петре стала одной из самых передовых и могучих в Европе. Большое внимание царь уделял новой подготовке войск к боевым действиям. Петр хотел, чтобы солдаты и офицеры его армии были дисциплинированными и инициативными. Он не хотел превращать солдата в шагающую машину, стремился отойти от жестокого обращения с солдатами. Император заботился о соответствующем образовании офицеров и солдат. Мы гордимся своими викториями: Орешек, Полтава, Гангут, Гренгам.
Прокурор. Обвинение представляет молодой дворянин Репнин.
Репнин. Мои родители – люди богатые и знатные. Жили мы спокойно и размеренно в своем имении. Да настало время Петра. Пришлось мне облачиться в офицерский мундир и нести службу в казарме. Но это только половина беды. Вышел указ – обязан недоросль учиться. А кто не хочет учиться – нельзя было жениться! Вот и прячемся от курьеров. Совсем замучил нас.
Адвокат. Знакомые речи. Господа, кто ж не слышал о Митрофанушке из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? А сейчас я вызываю еще одну свидетельницу защиты – молодую дворянку Голицыну.
Голицына. Как жила русская женщина до Петра? По нормам «Домостроя»! То есть полное бесправие. С реформами императора женщина, наконец, вышла из терема. Вместе с мужчинами мы стали появляться на ассамблеях и празднествах. На смену устаревшим шушунам и телогреям пришли европейские наряды. А как до Петра нас замуж отдавали? Ведь раньше жених видел невесту только за свадебным столом – их судьбу решали родители. Теперь наступили новые времена – молодежь встречается на вечеринках и ассамблеях, а невеста, которой не понравился жених, может расторгнуть договор. За это мы благодарны царю-батюшке.
Прокурор. Вас послушать, так Петр – ангел! А ведь Петр ни в грош не ставил жизнь человека, даже если это была жизнь его собственного сына, умершего после жестоких пыток. И я вызываю еще одного свидетеля обвинения крестьянина Федора Петрова.
Ф. Петров. Сам я новгородский. Я обвиняю царя. Ведь все тяготы войны и преобразований легли на плечи простого русского человека. Нас задушили налогами. Чего только стоит подушная подать! Но и этих денег мало! Появились «прибыльщики» - люди, которые выдумывали различные налоги, например, налог с бороды. В нашей деревне крестьяне до Петра были лично свободными, а по его указам стали нас «приписывать» к мануфактурам, отправлять на верфи, а когда задумал царь строить город на болоте, то погнали нас со всех районов страны. Санкт-Петербург создавался на костях тысяч людей, которые погибали от недоедания, непосильного труда и болезней. Ежегодно на строительные работы сгоняли по 40 тысяч крестьян и горожан. Одни гибли в пути, остальные – в самой столице.
Адвокат. Но Вы не будете отрицать, что Санкт-Петербург стал главным портом России. Он стал «окном» в Европу. Сюда из отдаленных районов доставляли товары для продажи за границу. Отсюда развозили заграничные товары. Выражаясь словами А.С. Пушкина, Россия «ногою твердой» встала у моря. «Парадиз», то есть «рай» - так называл свое детище Петр. До сих пор вызывают восхищение Летний сад, Петергоф, дворец Меньшикова. Прошу заслушать последнего свидетеля защиты барона Петра Павловича Шафирова.
Шафиров П.П. В 1722 году Петр ввел в России «Табель о рангах». Этот новый документ закреплял важный принцип петровской службы – личную выслугу. Теперь чин можно было получить не за древность своего рода, а за службу царю и отечеству. Разве мог бы иначе я, выходец из низших служащих, подняться на вершину служебной лестницы – стать вице-канцлером, бароном, богатым человеком! Петр окружал себя людьми талантливыми, инициативными, давал возможность всем нам принести пользу Отечеству! Я – за реформы Петра I.
Секретарь. В ходе следствия была проведена экспертиза преобразовательной деятельности Петра I. Прошу зачитать выписки.
Меморандум №1. ( Сторона обвинения)
Все его преобразования Петра I– бездушно заимствованы у Запада.
. Он насаждал в стране западноевропейские обычаи, широко привлекал на службу иноземцев. Мы считаем, что он затормозил развитие России путем создания крепостных мануфактур, на которых использовался ручной подневольный труд и старые технологии. Подавляющее большинство мануфактур – собственность государства, то есть производство осуществляется не на рынок, а на государственный заказ. Проводя реформы, Петр брал только техническую сторону и некоторые элементы культуры, но он не увидел в Европе дух свободного предпринимательства, уважение к личности, неприкосновенность частной собственности. Ему непонятно было ограничение власти, не нужны парламентские реформы. Петр I слишком жестокими методами обновлял Россию, жестокость его не знала предела. Для современников он был чудовищем. Наш вердикт – виновен.
Меморандум №2. (сторона защиты)
В России ни до Петра, ни после него не проводились реформы, которые охватили бы все сферы жизни общества и государства: экономику и социальный строй, культуру и военное дело, быт и дипломатию. К концу правления Петра I Россия обогнала Англию и Францию по производству чугуна. Очень быстро развилась русская промышленность, армия и флот. При нем Россия стала империей. Его преобразования позволили существенно сократить отставание России от передовых стран Европы. Наш вердикт – невиновен, т.к. все его дела на благо России.
Секретарь. Суд выслушал мнения сторон, а также принял во внимание экспертную оценку и просит время для принятия решения.
Меморандум №3 (зачитывают присяжные)
В правлении Петра I можно обнаружить немало жестокости, но общая оценка его деятельности заслуживает похвалы и доброй памяти потомков, то есть нас с вами. За основу нашего меморандума мы взяли цитаты из книги Погодина М. П. «Петр Великий» и перефразировали их.
Какой сегодня день? (назвать дату). Это Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова.
Мы можем поехать в любую европейскую страну – это Петр «прорубил окно в Европу».
Наша одежда сшита по европейским фасонам - это тоже заслуга Петра.
Мы берем в руки книги – Петр ввел в употребление этот шрифт.
Начинаем читать – этот язык при Петре I сделался литературным и вытеснил прежний, церковный.
Приносят газеты – Петр Великий их начал.
Нам нужно купить продукты – большинство из них будут напоминать о Петре – это он их завез в Россию
Если посмотреть на Петра Великого из XXI века, то для нас он – чудо, поэтому мы выносим следующий вердикт: считать Романова Петра Алексеевича, императора Петра Великого гражданином XXI века.
Экспертный совет подводит итоги урока, объявляет оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"
Мультимедийная презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"....
Урок-лекция в 7 классе по теме «Значение млекопитающих в природе, жизни человека, их охрана»
Урок формирования новых знаний проводится в форме урока – лекции. Материал объемный, в учебнике для 7 класса авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина расположен в разных параграфах, чтобы его объед...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
разработка урока биологии в 8 классе по теме "Значение коры больших полушарий"
разработка урока биологии в 8 классе по теме: "Значение коры больших полушарий"...
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме: "Значение коры больших полушарий"
презентация к уроку биологии в 8 классе по теме: "Значение коры больших полушарий"...
Открытый урок по истории (8 класс) «Петр I – российский император»
Открытый урок Петр первый...