Инновации в преподпвании истории и обществознания
статья по истории на тему
Данный материал представляет собой выступление на районных педагогических чтениях по теме "Инновации в образовании. В работе предствлен взгляд учителя на понимание значимости внедрения и применения инновации в современном российском образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_innovatsii_belyakova.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Для учителя – мастера необходимо вдохновение, для которого обязательны три правила - любить свою профессию, верить в свои возможности, спешить к ученикам. Источником моего вдохновения всегда были дети, опыт и энтузиазм коллег, общение с наукой.
«Должны мы бороться за детские души,
Должны, должны
Но что, если за поучительской чушью
В нас нету души.
Учитель - он доктор, а не поучитель,
И школа - роддом.
Сначала вы право учить получите - учите потом.
И прежде чем лезть с поучительством грозным,
И рваться в бои
За детские души, пора бы, нам,
Взрослым, очистить свои»
Е.Евтушенко.
Сегодня школа вступила в полосу великого обновления, наверное, это не столько современное здание, новое оборудование, сколько обновленный дух, который должен воцариться в ней. Основным средством обучения и воспитания в школе остается урок, несмотря на то, что его судьба складывалась непросто, его критиковали за формализм, ориентацию на среднего ученика, авторитарный стиль. Инновационные технологии не потеснили, а наоборот выявили жизнеспособность «его величества» урока, его адаптационные возможности в современных условиях.
Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Любая инновация относительная как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что является новым для одного учителя, может быть абсолютно не новым для другого. Новизна всегда носит конкретно-историчный характер, она рождается в конкретное время и решает задачи конкретно-историчного периода. Нововведение может очень быстро стать достоянием многих, войти в массовую образовательную практику, но потом может со временем устареть и в более поздний период даже стать тормозом для развития.
"Страшная опасность - безделье за партой, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли - на уроке", - писал замечательный учитель В.А.Сухомлинский.
Учитель должен быть гуманным, справедливым и мудрым, строгим и внимательным, терпеливым и терпимым, обладающий чувством юмора, интеллигентным. А для учеников важна грамотная речь, широкий кругозор, честность и порядочность, самообладание и выдержка, обаяние, улыбка и оптимизм. Таким хотят видеть учителя мои ученики. И в этом я вижу смысл своего пребывания в школе.
Думаю, что каждый учитель истории постоянно ищет такую педагогическую технологию, которая позволила бы ему найти оптимальные пути обучения, соответствующие требованию концепции модернизации российского образования и условиям развивающегося мира.
Проработав в школе 9 лет, я сделала для себя вывод, что почти каждого ребенка можно заинтересовать своим предметом, обучить в меру его способностей, если дорожишь своим делом, если твои слова о любви к детям - не лукавство.
У людей любой профессии есть свои правила, уставы, кодексы. Учителя свои правила пишут сами, идут к их пониманию через годы работы. Я также составила для себя азбуку преподавания.
И – интеллект, исследование, изучение;
С – соавторство, сопричастность, сотрудничество;
Т – толерантность в процессе обучения, уважение мнения других;
О – образованность, общение;
Р – решение главных для себя задач в образовательном и воспитательном процессе;
И – изменение взглядов и позиций, методов преподавания с требованиями современности;
Я – я научилась, я учусь у детей, дети учатся у меня.
Я преподаю историю и обществознание в 5-11 классах на базовом уровне. При построении образовательного процесса ставлю перед собой кроме обучающей и развивающей задачи, воспитательную задачу, которую считаю наиболее важной. Стараюсь давать детям не только теоретические знания, но и учу применять их на практике.
На своих уроках я использую проблемно-поисковые исследования, провожу уроки-презентации, использую мультимедийные технологии. Используемые мной в процессе обучения технологии можно объединить в следующие группы:
- На концептуальной основе – эта технология позволяет выделить основную идею курса, создать комплекс межпредметных связей, разработать комплекс межпредметных логических заданий. Например поэма Гомера «Илиада» и «Троянская война в истории Древнего мира», «Реформы Петра I и отражение их в романе А.Н. Толстого «Петр I», «Памятники архитектуры на территории нижегородской области» и тд..
2. На блочно-модульной основе. Принципиальное отличие блочно-модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно и в паре, руководствуясь технологической картой, состоящей из учебных элементов (УЭ). Творческие задания и задачи учебных элементов модуля направлены на активное чтение изучаемого текста учебника, дополнительной литературы. Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаются в активных участников творческого процесса самообразования. Эта технология включает в себя принцип обратной связи, позволяет передавать информацию ученику и получать информацию от него. Она необходима всем учащимся, одним помогает понимать материал, другим – его корректировать. Так при обучающем модуле «Монголо-татарское иго над Русью» учащиеся получают карточки с заданиями и работают в течение пяти уроков, а на итоговом семинаре приходят к самостоятельному суждению о том, что эта тема связана с современностью, что знать историю – это и осмысливать прошедшее и видеть поступательное движение общества.
- Метод исторического конструирования помогает учащимся на эмоциональной основе адаптировать полученные знания к реальной жизни. Создание эмоциональной ситуации особенно результативно на уроках обществознания. На уроке обществознания «Социальные лифты и социальная мобильность» была сконструирована возможность изменить социальный статус в горизонтальном и вертикальном направлении.
- Интерактивная технология – это вплетение в урок театральной постановки, исторических сцен изучаемого времени, дает возможность прочувствовать дух той эпохи, рассмотреть традиции и нравы. Ролевая игра – одна из наиболее эффективных технологий уроков истории.
- Индивидуальная работа. Работая в классах различного уровня, строю процесс обучения так, чтобы каждый ученик в меру своих возможностей, усваивал предложенный материал, работу строю строго индивидуально и пытаюсь предоставлять возможность каждому ученику продвигаться в обучении истории и обществознания со скоростью, которая присуща только ему. В результате каждый ученик может рассчитывать на оценку не подаренную, а заработанную.
6. Информационные технологии.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств)
- Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств
- Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником
- Помочь учителю в:
- проверке знаний, умений и навыков;
- организации закрепления полученных на уроке знаний;
- экономии времени;
- придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;
- возможности эмоционально и образно подать материал.
Формы работы с использованием ИКТ на уроках истории:
- создать собственный исторический проект по выбранной теме;
- создать программу, позволяющую изучать и проверять знания по истории и обществознанию;
- оформить научно - исследовательскую работу, реферат и.т.п.;
- провести интерактивный урок;
- найти достойные внимания исторические сайты в Интернет и дать им оценку.
Информационные технологии позволяют:
- Коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя системное мышление.
- Рационально организовать познавательную деятельность учащихся.
- Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.
- Обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
- Изучать события истории на основе использования средств компьютерной графики и презентации.
- Развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными историческими источниками;
- Расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории.
- Сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества.
- Вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
- Повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу.
На уроках истории и обществознания, на кружках и факультативах используется медиотека «История в лицах», медиотека Кирилла и Мефодия, электронные уроки всеобщей истории, что способствует решению дидактических задач:
- Усвоения базовых знаний по предмету.
- Систематизации усвоенных знаний.
- Формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИТ.
- Самостоятельного выбора источников информации.
- Использование ИКТ интенсифицирует деятельность учителя и ученика, повышает качество обучения предмету.
Методические приемы использования мультимедиа на уроках истории
1. Просмотреть кадры исторического события, портрет исторического деятеля, диаграммы экономического развития, прокомментировать их.
2. Использование компьютера учениками - заполнить таблицу составить краткий конспект, сделать сравнительный анализ, построить ассоциативный ряд.
3. Выступление школьников с мультимедийной презентацией.
4. Тесты для самопроверки.
Подготовка презентации происходит в три этапа:
- Планирование – это многошаговая процедура, которая включает цели, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
- Разработка – методологические особенности подготовки слайдов презентации, заполнение их информацией.
- Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного изделия.
Критерии оценки эффективности инновационных методик обучения.
Критериями оценки эффективности инновационных образовательных технологий могут быть не только показатели качества знаний, но и ключевые компетентности учащихся, а именно:
- Самостоятельность в решении проблем
- Самообразование
- Информационная и коммуникативная компетентность.
Показатели индикаторы формирования компетенций в области информационной культуры:
1. Нахождение информации в различных источниках
2. Умение критически мыслить.
3. Уметь доказать свое мнение аргументами и фактами.
4. Извлечение из предложенной информации данных, необходимых для составления таблицы, аннотируемого бюллетеня.
О том, что учащиеся постепенно овладевают и развивают данные показатели, свидетельствуют их доклады, презентации самостоятельных работ, исследовательская деятельность.
творческий отчет, урок – «патент на открытие».
Методы исследовательской деятельности многообразны: работа с источниками, интервью, письмами ветеранов войны и восстановления области; архивными материалами и документами. Я вовлекаю в научную работу последовательно, поэтапно:
1. Учебно-исследовательская деятельность на уроках постановка проблемы
2. Внеклассная работа в кружках, факультативах, элективных курсах
3. Самостоятельная исследовательская работа.
Исследовательские работы учащихся, где я являлась научным руководителем, заслушивались на школьной конференции, а лучшие представлялись на Городскую научно-практическую конференцию. В прошлом учебном году ученица 11 класса представляла свою работу по обществознанию на всероссийской научной конференции в Санкт-Петербурге. Но самым главным итогом своей работы я считаю хорошие показатели сдачи ЕГЭ по предметам учащимися выпускных классов, а так же формирование у них системы нравственных ценностей: долга, чести, достоинства и патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...