Инновации в преподпвании истории и обществознания
статья по истории на тему

Белякова Ольга Владимировна

Данный материал представляет собой выступление на районных педагогических чтениях по теме "Инновации в образовании. В работе предствлен взгляд учителя на понимание значимости внедрения и применения инновации в современном  российском образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _innovatsii_belyakova.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Для учителя – мастера необходимо вдохновение, для которого обязательны три правила - любить свою профессию, верить в свои возможности, спешить к ученикам. Источником моего вдохновения всегда  были дети, опыт и энтузиазм коллег,  общение с наукой.

            «Должны мы бороться за детские души,

            Должны, должны

            Но что, если за поучительской чушью  

            В нас нету души.

            Учитель - он доктор, а не поучитель,

            И школа - роддом.

            Сначала вы право учить получите - учите потом.

            И прежде чем лезть с поучительством грозным,

            И рваться в бои

            За детские души, пора бы, нам,

            Взрослым, очистить свои»

                                                            Е.Евтушенко.

                       

             Сегодня школа вступила в полосу великого обновления, наверное, это не столько современное здание, новое оборудование, сколько обновленный дух, который должен воцариться в ней. Основным средством обучения и воспитания в школе остается урок, несмотря на то, что его судьба складывалась непросто, его критиковали за формализм, ориентацию на среднего ученика, авторитарный стиль. Инновационные технологии  не потеснили, а наоборот   выявили жизнеспособность «его величества» урока, его адаптационные возможности в современных условиях.

         Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Любая инновация относительная как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что является новым для одного учителя, может быть абсолютно не новым для другого. Новизна всегда носит конкретно-историчный характер, она рождается в конкретное время и решает задачи конкретно-историчного периода. Нововведение может очень быстро стать достоянием многих, войти в массовую образовательную практику, но потом может со временем устареть и в более поздний период даже стать тормозом для развития.

"Страшная опасность - безделье за партой, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли - на уроке", - писал замечательный учитель В.А.Сухомлинский.

  Учитель должен быть гуманным, справедливым и мудрым, строгим и внимательным, терпеливым и терпимым, обладающий чувством юмора, интеллигентным.  А для  учеников важна грамотная речь, широкий кругозор, честность и порядочность, самообладание и выдержка, обаяние, улыбка и оптимизм. Таким хотят видеть учителя мои ученики. И в этом я вижу смысл своего пребывания в школе.

   Думаю, что каждый учитель истории постоянно ищет  такую педагогическую технологию, которая позволила бы ему найти оптимальные пути обучения, соответствующие требованию концепции модернизации российского образования  и условиям развивающегося мира.

    Проработав в школе 9 лет,  я сделала для себя вывод, что  почти каждого ребенка можно заинтересовать своим предметом, обучить в меру его способностей, если  дорожишь своим делом, если твои слова о любви к детям -  не лукавство.

У людей любой профессии есть свои правила, уставы, кодексы. Учителя свои правила пишут сами, идут к их пониманию через годы работы. Я также составила для себя азбуку преподавания.

И – интеллект, исследование, изучение;

С – соавторство, сопричастность, сотрудничество;

Т – толерантность в процессе обучения, уважение мнения других;

О – образованность, общение;

Р – решение главных для себя задач в образовательном и воспитательном процессе;

И – изменение взглядов и позиций, методов преподавания с требованиями современности;

Я – я научилась, я учусь у детей, дети учатся у меня.

Я преподаю  историю и обществознание  в 5-11 классах  на базовом уровне. При построении образовательного процесса ставлю перед собой кроме обучающей и развивающей задачи, воспитательную задачу, которую считаю наиболее важной. Стараюсь давать детям не только теоретические знания, но и учу применять их на практике.

На своих уроках я использую проблемно-поисковые исследования, провожу уроки-презентации, использую мультимедийные технологии. Используемые мной в процессе обучения технологии можно объединить в следующие группы:

  1. На концептуальной основе – эта технология позволяет выделить основную идею курса, создать комплекс межпредметных связей, разработать комплекс межпредметных логических  заданий. Например поэма Гомера «Илиада» и «Троянская война в истории Древнего мира», «Реформы Петра I и отражение их в романе А.Н. Толстого «Петр I», «Памятники архитектуры на территории  нижегородской области» и тд..

2. На блочно-модульной основе. Принципиальное отличие блочно-модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно и в паре, руководствуясь технологической картой, состоящей из учебных элементов (УЭ). Творческие задания и задачи учебных элементов модуля направлены на активное чтение изучаемого текста учебника, дополнительной литературы. Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаются в активных участников творческого процесса самообразования. Эта технология включает в себя принцип обратной связи, позволяет передавать информацию ученику и получать информацию  от него. Она необходима всем учащимся, одним помогает понимать материал, другим – его корректировать. Так при обучающем модуле «Монголо-татарское иго над Русью» учащиеся получают карточки с заданиями и работают в течение пяти уроков, а на итоговом семинаре приходят к самостоятельному суждению о том, что эта тема связана с современностью, что знать историю – это и осмысливать прошедшее и видеть поступательное движение общества.

  1. Метод исторического конструирования помогает учащимся на эмоциональной основе адаптировать полученные знания к реальной жизни. Создание эмоциональной ситуации особенно результативно на уроках обществознания. На уроке обществознания «Социальные лифты и социальная мобильность» была сконструирована возможность изменить социальный статус в горизонтальном и вертикальном направлении.
  2. Интерактивная технология – это вплетение в урок театральной постановки, исторических сцен изучаемого времени, дает возможность прочувствовать дух той эпохи, рассмотреть традиции и  нравы. Ролевая игра – одна из наиболее эффективных технологий уроков истории.
  3. Индивидуальная работа. Работая в классах различного уровня, строю процесс обучения так, чтобы каждый ученик в меру своих возможностей,  усваивал предложенный материал, работу строю строго индивидуально и пытаюсь предоставлять возможность каждому ученику продвигаться в обучении истории и обществознания со скоростью, которая присуща только ему.  В результате каждый ученик может рассчитывать на оценку не подаренную, а заработанную.

6. Информационные технологии.

Цели использования информационных технологий на уроке:

  • Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств)
  • Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств
  • Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником
  • Помочь учителю в:

- проверке знаний, умений и навыков;

- организации закрепления полученных на уроке знаний;

- экономии времени;

- придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

- возможности эмоционально и образно подать материал.

Формы работы с использованием ИКТ на уроках истории:

  • создать собственный исторический проект по выбранной теме;
  • создать программу, позволяющую изучать и проверять знания по истории и обществознанию;
  • оформить научно - исследовательскую работу, реферат и.т.п.;
  • провести интерактивный урок;
  • найти достойные внимания исторические сайты в Интернет и дать им оценку.

Информационные технологии позволяют:

- Коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя системное  мышление.

- Рационально организовать познавательную деятельность учащихся.

- Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса.

-      Обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

-  Изучать события истории на основе использования  средств компьютерной  графики и презентации.

- Развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными историческими источниками;

-    Расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения истории.

- Сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества.

-    Вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

-  Повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу.

На уроках истории и обществознания, на кружках и факультативах используется медиотека «История в лицах», медиотека Кирилла и Мефодия, электронные уроки всеобщей истории, что способствует решению  дидактических задач:

  • Усвоения базовых знаний по предмету.
  • Систематизации усвоенных знаний.
  • Формирования навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИТ.
  • Самостоятельного выбора источников информации.
  • Использование ИКТ интенсифицирует деятельность учителя и ученика, повышает качество обучения  предмету.

        Методические приемы использования мультимедиа на уроках истории

1.  Просмотреть кадры исторического события, портрет исторического деятеля, диаграммы экономического развития, прокомментировать их.

2. Использование компьютера учениками - заполнить таблицу составить краткий конспект, сделать сравнительный анализ, построить ассоциативный ряд.

3.    Выступление школьников с мультимедийной презентацией.  

4.    Тесты для самопроверки.

Подготовка презентации происходит в три этапа:

  1. Планирование – это многошаговая процедура, которая включает цели, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
  2. Разработка – методологические особенности подготовки слайдов презентации, заполнение их информацией.
  3. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного изделия.

 

Критерии оценки эффективности инновационных методик обучения.

    Критериями оценки эффективности инновационных  образовательных технологий могут  быть не только показатели качества знаний, но и ключевые компетентности учащихся, а именно:

  • Самостоятельность в решении проблем
  • Самообразование
  • Информационная и коммуникативная  компетентность.

Показатели индикаторы формирования компетенций в области информационной  культуры:

1. Нахождение  информации в различных источниках

2. Умение критически мыслить.

3. Уметь доказать свое мнение аргументами и фактами.

4. Извлечение из предложенной информации данных, необходимых для составления таблицы, аннотируемого бюллетеня.

О том, что учащиеся постепенно овладевают  и развивают данные показатели, свидетельствуют их доклады, презентации самостоятельных работ, исследовательская деятельность.

творческий отчет, урок – «патент на открытие».

Методы исследовательской деятельности многообразны: работа с источниками, интервью, письмами ветеранов войны и восстановления области; архивными материалами и документами. Я вовлекаю в научную работу последовательно, поэтапно:

1. Учебно-исследовательская деятельность на уроках постановка проблемы

2. Внеклассная работа в кружках, факультативах, элективных курсах

3. Самостоятельная исследовательская работа.

Исследовательские работы учащихся, где я являлась научным руководителем, заслушивались на школьной  конференции,  а лучшие представлялись на Городскую научно-практическую конференцию.  В прошлом учебном году  ученица 11 класса представляла свою работу  по обществознанию на  всероссийской  научной конференции в Санкт-Петербурге.  Но самым главным итогом  своей работы я считаю  хорошие показатели  сдачи ЕГЭ по предметам  учащимися выпускных классов, а так же формирование у них  системы нравственных ценностей: долга, чести, достоинства и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...