"Что? Где? Когда?" - историческая викторина для учащихся 6 класса
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Материал викторины способствует расширению знаний обучающихся по истории Древнего мира и средних веков в истории зарубежных стран и России. Викторина предусматривает командное участие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_dlya_uch.6_kl.doc | 463 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Историческая викторина для учащихся 6 класса:
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Учитель: Дегтярёва Наталья Витальевна,
учитель истории и обществознания
Тверская область,
г. Нелидово
Историческая викторина для учащихся 6 класса:
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Цели: расширение исторического кругозора учащихся;
формирование положительной мотивации к изучению истории.
Подготовка: формирование команд учащихся 6-х классов (3 команды); выбор названия и эмблемы каждой командой.
Оборудование: сигнальные карточки, DVD-плеер (или другое средство демонстрации видеосюжетов), DVD-диски из серии «Золотой глобус»: «Рим – «вечный город», «Греция – страна мифов», «Россия – империя на двух континентах», «Китай. Срединное государство» (для видеовопросов).
Условия проведения викторины: команды отвечают на вопросы ведущего по очереди (используя сигнальные карточки). Если отвечающая команда не может ответить на вопрос или дает неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Представление и приветствие команд.
1-й тур: Древний мир
1. Этот человек происходил из древнего рода. Он славился как самый изысканный щеголь, самый ловкий, искусный фехтовальщик и гимнаст. Последовательно занимал ряд должностей. Отличался большой храбростью, красноречием, а также образованностью и изысканным вкусом. Он был довольно красив и пользовался безграничной популярностью. За непокорность его несколько раз хотели казнить. Этот человек участвовал в войнах, побывал в плену у пиратов. Был убит в возрасте около 56 лет Имя его стало нарицательным. Назовите имя этого человека.
Ответ 1. Это Гай Юлий Цезарь. Происходил из старинного знатного рода Юлиев. Занимал ряд должностей. В 59 году до н.э. достиг консульства, в 49 г. до н.э. перешел Рубикон, завладел Италией. Получил пожизненное диктаторство. 15 марта 44 года до н.э. был избран консулом на 10 лет и в этот же день был убит заговорщиками-сенаторами. «Цезарями» впоследствии называли императоров Римской империи.
- Древняя Греция, IV век до н.э. Афиняне неоднократно пытались воевать за остров Саламин, но все попытки заканчивались неудачей. Тогда они приняли закон, под страхом смертной казни запрещавший даже упоминать о новом военном походе. Однако политический деятель Солон сумел не только предложить план сражения, не лишившись при этом головы, но и выиграть битву. Как он это сделал?
Ответ 2. Притворившись умалишенным (как известно смертная казнь по отношению к умалишенным не применяется), Солон заставил афинян выслушать себя. А план его был столь убедительным, что афиняне приняли его.
- Какой новый и неожиданный способ использовал римский император Нерон в 64 году н.э. для освещения своих садов?
Ответ 3. 64 год н.э. – период гонения на христиан. Сжигая христиан на столбах, жестокий император освещал свои сады живыми факелами.
- С каким мифологическим сюжетом связана традиция ношения перстней на пальцах?
Ответ 4. Согласно древнему мифу, Прометей, давший людям огонь, был прикован к горе, причем кольца цепи держали каждый палец его рук. Когда Геракл освобождал Прометея, тот, будучи очень сильным, поспешил скорее освободиться. Он вырвал цепь, но одно кольцо с камнем, частью скалы, осталось на безымянном пальце левой руки. С тех пор люди, почитая Прометея, стали носить кольца с камнями – перстни.
- Древнегреческий историк и географ Страбон писал: «В Индии на некоторых деревьях появляется шерсть». Сохранились даже рисунки, на которых изображено дерево с «произрастающей» на нем овцой. О каком растении греки имели такое странное представление?
Ответ 5. «Древесной шерстью» греки называли неведомый им хлопок.
- Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Покорены Персия, Египет, Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. В чем была причина заболевания?
Ответ 6. Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде.
- В 1857 году французский археолог Мариет обнаружил в Саккаре (Египет) необычное кладбище: в саркофагах были погребены мумифицированные быки. По какой причине древние египтяне хоронили быков с такими почестями?
Ответ 7. Согласно древнеегипетским религиозным верованиям, считалось, что в облике быка черной масти Аписа представал бог плодородия.
- В 1110 году до н.э. послы вьетнамского императора, заблудились по дороге домой и вынуждены были вернуться в Китай. Император Чеу Кун подарил им пять дорожных колесниц, на каждой из которых помещалась деревянная фигурка с вытянутой вперед рукой. На этих колесницах послы благополучно прибыли во Вьетнам. Куда указывала фигурка?
Ответ 8. В нутрии фигурки, укрепленной на вертикальной оси. Находился кусок магнитной железной руды, и поэтому фигурка, прообраз современного компаса, всегда указывала на юг.
- («черный ящик»: необходимо по описанию определить, что находится в ящике).
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. Для чего его использовали?
Ответ 9. Речь идет о бумаге и ее изготовлении, в чем китайцы стали первыми, и использовали ее, естественно, для письма.
2-й тур: «Восстановить порядок»
Задание командам: Восстановить порядок слов в предложениях, чтобы получился текст на тему: «Воспитание детей в Спарте».
(Для жюри: За каждое правильно составленное предложение ставится один балл. Если порядок слов нарушен и предложение имеет иной смысл или не имеет вообще – ставится ноль баллов. Если порядок слов нарушен, но смысл предложения сохраняется, то можно также ставить один балл. В итоге подсчитывается общее количество баллов за правильно составленные предложения.)
- Своего; отец; к; приносил; ребенка; старейшинам.
- Ребенок; и здоровым; старейшины; если; крепким; разрешали; оказывался; его; отцу; воспитывать.
- Кидали; же; был; пропасть; ребенок; и уродлив; если; слаб; его; в.
- Собирали; которым; на; семь; отряды; лет; всех; мальчиков; исполнилось; и делили.
- Условиях; и ели; жили; они; равных; на; вместе.
- Тот; среди; и смелостью; других; начальником; в; отличался; кто; отряда; понятливостью; состязаниях; становился; военных.
- Обойтись; чтению; лишь; в; мере; в; этого; нельзя; и письму; той; какой; было; они; учились; без.
- Сводилось; чтобы; к; воспитание; слушаться; их; борьбе; лишения; беспрекословно; тому; и побеждать; переносить; в; стойко.
- Они; 12 лет; плащу; по; получали; исполнялось; одному; им; на; когда; год.
- Водой; мылись; они; не; теплой.
- Который; для; голыми; спали; из; себя; руками; они; тростника; на; ломали; подстилках.
- Кратко; о; если; спрашивали; отвечать; подростков; чем-либо; и четко; следовало.
- Наказывали; многословие; строго; или; болтовню; за; просто;.
- Отряд; воином; его; 20 лет; в; небольшой; мужчин; в; становился; юноша; принимали.
- Полноправным; он; 30 лет; в; гражданином; считался.
Ответ:
- Отец приносил своего ребенка к старейшинам.
- Если ребенок оказывался крепким и здоровым, старейшины разрешали отцу воспитывать его.
- Если же ребенок был слаб и уродлив, его кидали в пропасть.
- Всех мальчиков, которым исполнилось семь лет, собирали и делили на отряды.
- Они жили и ели вместе на равных условиях.
- Начальником отряда становился тот, кто отличался среди других понятливостью и смелостью в военных состязаниях.
- Чтению и письму они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись.
- Их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекословно слушаться, стойко переносить лишения и побеждать в борьбе.
- Когда им исполнялось 12 лет, они получали на год по одному плащу.
- Они не мылись теплой водой.
- Спали они на подстилках из тростника, который ломали для себя голыми руками.
- Если подростков о чём-либо спрашивали, отвечать следовало кратко и четко.
- За многословие или просто болтовню строго наказывали.
- В 20 лет юноша становился воином; его принимали в небольшой отряд мужчин.
- В 30 лет он считался полноправным гражданином.
3-й тур: Средние века.
1. В 1206 году на собрании войск ханом монголов был избран Тэмуджин, получивший титул Чингис-хана. Он провёл многочисленные реформы с целью создания боеспособной армии. Одной из таких реформ стало введение законодательства Ясы. Примерно три четверти законов Ясы направлены на наказание одного преступления. Что же это за преступление, за которое предусматривалась казнь, а в лучшем случае ссылка в Сибирь?
Ответ: этим преступлением было неоказание помощи товарищу. Например, монголы едут в конном строю, и едущий впереди случайно уронил колчан со стрелами, а задний не поднял и не отдал его.
- Текумсе, вождь шауни, создавший великий союз среднеазиатских племен американских индейцев, был вождем восстания. Перед началом восстания вожди союзных племен собрались на совет, где спросили у Текумсе, что послужит сигналом к началу вооруженного выступления. Текумсе сказал: «Восстание начнётся, когда великий дух Маниту ударит своим томагавком». Текумсе не назначил конкретного срока, его ответ можно было считать легендой, если бы он не был исторически подтвержден: в один и тот же день восстали все племена юго-запада. Что послужило знаком к началу восстания, если учесть, что территория расселения племен была огромной, а выступили они одновременно?
Ответ: Сигналом к началу восстания послужило начавшееся через полгода сильнейшее землетрясение, охватившее весь юго-запад нынешних США.
- Летом 1281 года Япония оказалась под угрозой закабаления Монголией. Две армады общей численностью 3500 судов и лодок подошли к японским берегам. Но оказалось, что шли они на собственную смерть, так как налетевший тайфун разметал эти суда в непосредственной близости от берегов. С тех пор этот тайфун стал именоваться «ветер богов». А как это звучит по-японски?
Ответ: Камикадзе. Так в годы Второй мировой войны стали называть японских летчиков-смертников, взрывавших танки, подводные лодки и топивших корабли противника.
- В 1431 году в Руане проходил судебный процесс над Жанной д' Арк. Трибунал инквизиции приговорил ее к сожжению на костре. В 1466 году состоялся новый судебный процесс, отменивший приговор инквизиции. Какой процесс, связанный с Жанной д' Арк, состоялся в 1897 году?
Ответ: Это был процесс беатификации, то есть причисления к лику святых.
- («черный ящик») При раскопках в Перу был обнаружен аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты растительные волокна. Предшественником какого современного аппарата было это приспособление?
Ответ: это приспособление было предшественником телефонного аппарата.
- Кто из великих правителей, обращаясь к своему войску в 1202 году, объявил: «С давних пор татарский народ губил наших отцов и дедов. За отцов и дедов местью отмстим, воздаянием воздадим!»
Ответ: Чингис-хан призвал своих воинов к походу на татарские кочевья Восточной Монголии. И хотя монгольское нашествие на Русь называли татарским (позже монголо-татарским), настоящие татары были уничтожены в Монголии задолго до нашествия
- Какой музыкальный инструмент, изобретенный в 1711 году во Флоренции, отличался от своих предшественников прежде всего тем, что был способен издавать и громкие, и тихие звуки?
Ответ: Фортепьяно (forte – громкий, piano – тихий).
- Здание лондонского театра «Глобус», с которым была связана творческая деятельность Шекспира, представляло собой круглую деревянную башню. Изнутри по стенам шли ложи-галереи, места в которых занимали состоятельные горожане. Партер был стоячим, и здесь находилась самая демократическая часть публики. А где были места для лондонской знати?
Ответ: Для самых знатных особ кресла ставили прямо на сцене.
9. («черный ящик») О каком веществе (материале) идёт речь в этих стихах:
Белизной он подобен нефриту,
Тонкостью – бумаге,
Блеском подобен зеркалу,
Звонкостью – цимбалам?
Ответ: эти стихи китайского поэта посвящены фарфору.
4-й тур: «Разгадать ребусы» (См. приложения «Ребусы»)
Ответы к заданию «Ребусы»
- «Иду на вы» (Слова князя Святослава перед отправкой в поход).
- «Погибоша, как обри» («Повесть временных лет» рассказывает, что племя аваров (по-древнерусски – обри) покорило славянское племя дулебов. Бог, вступившись за славян, истребил обров: «И не остался ни един обрин. И есть притча на Руси и до сего дня: погибоша, аки обри, их же несть племени ни наследка»).
- «Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почёте на чужбине» (Из Ипатьевской летописи).
- Подушная подать (налог, введённый при Петре Первом).
- Изменник Мазепа (перешёл на сторону шведского короля во время Северной войны).
- Горчаков (видный государственный деятель второй половины XIX в.)
5-й тур: Отечественная история.
1. В законе Ярослава Мудрого «за удар рукой, чашею или стаканом полагался штраф 12 гривен, а за удар палицей или жердью – 3 гривны». Следовательно, гораздо неизвинительнее было ударить голою рукой, стаканом или чашей, нежели палицей или самым острым мечом. Обоснуйте логику законодателя.
Ответ: В те годы все ходили при оружии, и если на человека совершалось нападение вооруженного палицей или обнаженным мечом, человек успевал приготовиться к обороне, в то время как нападение с использованием домашней утвари и прочих неподходящих предметов не давало человеку информации о готовящейся агрессии, что являлось отягчающим обстоятельством.
- Когда князь Святослав пошел собирать дань со своих земель, он увидел город белокаменный и послал воеводу узнать, будут ли жители платить ему дань. Воевода вернулся и сказал: «Город большой, сытый и богатый. Жители его одеты красиво, обуты в сапоги яловые». Тогда князь сказал: «Нет, не будут они платить дань. Поедем поищем получше». Кого поехал искать князь?
Ответ: Князь поехал искать лапотников – бедных людей, так как богатые могли за себя постоять: нанять дружину или купить оружие.
- Русский царь Алексей Михайлович на книге, посвященной соколиной охоте, сделал надпись, которая впоследствии стала известной русской пословицей. Воспроизведите эту надпись.
Ответ: «Делу – время, потехе – час». По словарю Даля, одно из значений слова «потеха» - охота.
- Какой год в истории России был самым коротким и почему?
Ответ: Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января.
- Кто был изображен на русской копейке, введенной в обращение после денежной реформы 1535 – 1538 годов?
Ответ: На монете был изображен всадник с копьем в руке. Отсюда и пошло ее название – «копейная деньга» или «копейка».
- Какая связь между основателем первого русского университета М.В.
Ломоносовым и художественной резьбой по кости?
Ответ: Родина резьбы по кости – село Холмогоры Архангельской области. Родина М.В. Ломоносова тоже село Холмогоры.
- Русская народная загадка спрашивает: «На что глядят, а не видят? Про что ведают, а не знают?» Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Когда я есть, ее еще нет, когда она есть – меня уже нет». О чем идет речь?
Ответ: И русская пословица и слова древнегреческого философа – о смерти.
- Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Какому событию в истории России посвящены эти строки А.С. Пушкина?
Ответ: Это строки из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» посвящены сражению под Полтавой во время Северной войны (России со Швецией за выход России в Балтийское море).
6-й тур: «Видеовопрос»
(Задание: ответить на вопрос, просмотрев видеосюжет)
Рим – «вечный город»:
Сюжет №1 – «Площадь Навона»:
Какие три фонтана украшают площадь Навона в Риме?
1-й – Фонтан четырех рек
2-й – Фонтан Нептуна
3-й – Фонтан Мавра.
Россия («Империя на двух континентах»)
Сюжет №2– «Москва.
1. В каком веке деревянный кремль заменили каменным?
(в 14 веке)
2. В каком году венчался на царство Иоанн, прозванный Грозным?
(в 1547 г.)
3. Сколько храмов расположено на Соборной площади?
( пять храмов)
4. В трех важных соборах Соборной площади Московского кремля проходили важные события в жизни человека:
В Архангельском соборе – похороны человека;
В Успенском соборе – коронация;
А для чего предназначался Благовещенский собор?
(Для венчания)
Греция. Страна мифов.
Сюжет №3 – Афины.
- Какой общественный строй сложился в Афинах в V в. до н.э.?
(демократия – народовластие)
- Как называется главный храм Афинского акрополя?
(Храм Афины Парфенос или Парфенон)
Китай. Срединное государство.
Сюжет №4 – Пекин.
- Какова была первоначальная длина Великой Китайской стены?
(В настоящее время длина стены составляет 2400 км, но изначально ее длина составляла на 5000 км больше, т.е. 7400 км).
Подведение итогов викторины. Слово жюри.
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая викторина для учащихся 8 класса
Задачи исторической викторины: Содействовать углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.Усиление интереса к истории.Формирование побуж...
Историческая викторина для учащихся 8 класса
Данная методическая разработка позволяет выявить знания учащихся по истории и привить любовь к предмету....
Урок-историческая викторина «Первая мировая война» для учащихся 9 – 11 классов.
Викторина составлена и проводится в формате Брейн – ринга. Участвуют 2 команды из 9 – 11 классов. Состав команды определяется по жеребьёвке. В каждой команде по 6 человек (5 участников и 1...
Историческая викторина для учащихся 1-11 классов "Звёздный путь России"
Историческая викторина для учащихся 1-11 классов "Звёздный путь России"...
Историческая викторина для учащихся 1-11 классов "Звёздный путь России"
Историческая викторина для учащихся 1-11 классов "Звёздный путь России"...
Историческая викторина "Я помную, я горжусь!" для учащихся 5- 8 классов
Вопросы викторины ко Дню Победы в ВОВ для учащихя 5-8 классов...
Историческая викторина в 8 классе
Задачи исторической викторины: Содействовать углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.Усиление интереса к истории.Формирование побуждений ...