ПРОГРАММА «История России» ДЛЯ 9 КЛАССОВ ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ «СФЕРЫ»,
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа по Истории России для 9 класса издательство "Просвещение" линия "Сферы" автор Данилов А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_istoriya_rossii.docx | 68.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с. Князе-Волконское-1
Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Решением педсовета ________
__________________________ ПРОТОКОЛ №_____________
__________________________ __________________________
«____»_____________2014 год «____»____________2014 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРОГРАММА «История России» ДЛЯ 6-9 КЛАССОВ ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ «СФЕРЫ»,
МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 2012 ГОД.
УЧЕБНИК «История. Россия XX-начале XXI века» 9 класс, АВТОР А. А. Данилов
УЧЕБНИК ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ МОСКВА, ПРОСВЕЩЕНИЕ «СФЕРЫ» 2013 год.
РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Разработчик программы:
Учитель истории и обществознания
Ковалева Наталья Александровна
Педагогический стаж
Первая квалификационная категория
2014
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и на основе программ:
1) Рабочая программа История России предметная линия учебников « Сферы» , Просвещение, 2011г.(6-9 классы); автор Данилов А.А.
2)Учебника: История. Россия в XX- начале XXI, Москва ,«Просвещение», « Сферы» 2013г. для 9 класса :Данилов А. А.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта второго поколения, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
При планировании учебного процесса преподаватель может сам определять оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения тем и сюжетов, включения регионального компонента. Основной единицей планирования является учебная тема(группа уроков).В ряде случаев целесообразно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории( темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн и отдельные вопросы по истории культуры.
Программа рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часов в неделю.
Цели курса:
- Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками;
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
- Знание хронологии, работа с хронологией (указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий).
- Знание исторических фактов, работа с фактами (характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий; группировать и классифицировать факты по различным признакам).
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
Уметь
- Работать с историческими источниками ( читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство и различия, использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников).
- Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- Проводить метод описания и реконструкции : рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- Проводить анализ и объяснение : соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- Работать с версиями оценками :объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов, толерантность.
К метапредметным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие качества:
- способность сознательно и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.
- овладения умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщения, эссе, презентации, рефераты) и др.;
-готовность к сотрудничеству с соучениками. с коллективной работой, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
Основное содержание:
Россия в новейшее время (XX- начало XXI в.)
Введение: периодизация и основные этапы отечественной истории XX-XXI века.(1 час)
Российская империя в начале XX века ( 11 часов).
Российская империя на рубеже веко и ее место в мире. Задачи и особенности модернизации страны.
Экономическое развитие страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос.
Российское общество в начале XX века. Особенности социальной структуры российского общества начала XX века. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Количественная и качественная характеристики российского пролетариата, условия его труда и быта. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общин, социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Образ жизни городского и сельского населения.
Политическое развитие России в начале XX века. Характеристика политической системы Российской империи начала XX века, необходимость ее реформирования. Император Николай II, его политические воззрения. Необходимость преобразований. Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зубатовский социализм». Либеральные проекты П. Д. Святополк - Мирского.
Основные направления внешней политики. Россия на рубеже XIX-XX в. в. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904-1905 г. г.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Сближение России и Англии. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX века. Характеристика консервативного движения. Радикализация либерального движения. Возникновение социалистических партий. II съезд РСДРП, принятие программы и устава. Большевики и меньшевики: суть разногласий. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Г.В. Плеханов. Партия социал-революционеров. Особенности программных и тактических установок .В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.
Первая российская революция(1905-1907). Причины, движущие силы, характер революции. Развитие революционного процесса . Советы рабочих депутатов. « Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 года. Реформы политической системы . Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Пуришкевич) деятельность I и II государственных Дум. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, задачи, основные мероприятия, итоги и значение.
Политическая и общественная жизнь России в 1907-19014 году Новый избирательный закон. III Государственная Дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы cтолыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV государственная Дума.
Культура России в начале XX века. Духовное состояние русского общества в начале XX века. Просвещение. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизации. Поэзия серебряного века. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Изобразительное искусство: традиции реализма и новые стилевые направления. « Мир искусства», « Голубая роза», « Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (Рахманинов С. В. , Шаляпин Ф. И.) Русский балет. « русские сезоны». С. П. Дягилев. Первые шаги русского кинематографа. Российская культура начала XX века - составная часть мировой культуры.
Россия в Первой мировой воне. Международные противоречия на рубеже XIX-XX века. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели, планы воюющих сторон. Начало войны. Отношение народа и партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914-1916 гг. Брусиловский прорыв. Перестройка экономики. Человек на фронте и в тылу. Обострение внутриполитической ситуации. « Распутинщина ». Прогрессивный блок. Нарастание оппозиционных настроений.
Россия в ожидании перемен.
Россия в 1917-1921 годах(8 часов).
Революционные события 1917 года: от Февраля к октябрю. Причины Февральской революции и ее начало. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Национальный вопрос после Февраля. Политические партии и их лидеры. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. « Апрельские тезисы» Выработка новой стратегии тактики РСДРП (б) Апрельский и июньский кризисы власти.
Образование первого коалиционного правительства. А. Ф. Керенский I всероссийский съезд Советов. Июльский кризис власти. Курс большевиков на вооруженное восстание. Государственное совещание. Выступление генерал Корнилова и его последствия. Социально- экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Л. Д. Троцкий. II съезд советов. Декреты о мире и о земле. Установление новой власти. В Москве и на местах.
Становление советской власти. Создание новых органов государственной власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. 3 съезд Советов. Борьба по вопросу о сепаратном мире с Германией. Брестский мир. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства и транспорта. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Принятие конституции 1918 года.
Гражданская война в России. Причины и основные этапы, ее участники. Первые выступления против советской власти. Формирование белого движения, его политическая программа. Создание Красной армии. Выступление чехословацкого корпуса. Ликвидация советской власти в Поволжье и на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Формирование восточного фронта. Уфимская директория. А. В. Колчак. Контрнаступление Красной Армии. Красный террор.
Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донского атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Формирование Южного фронта. Белый террор Движения зеленых Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина.
Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистское выступление красноармейцев в фортах Горка, Серая Лощадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.
Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Война с Польшей. Ее смысл и итоги. Разгром генерала П. Н. Врангеля. Национальные окраины в Гражданской войне.
Экономическая политика красных и белых. Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в период военного коммунизма. Эконмическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. Положение населения в годы гражданской войны. Причины поражения белых и победы красных. Итоги Гражданской войны.
Экономический и политический кризис в конце 1920-начале 1921года. Массовые крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Политические и экономические требования. Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922-1941 годах(13 часов).
Образование СССР. Предпосылки объединения социалистических республик. Альтернативные проекты объединения. Первая конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения.
Политическая жизнь в 1920 –е годы Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы Обострение внутрипартийных разногласий и борьба за лидерство в партии и государстве. И.В. Сталин.
НЭП. Экономический и политический кризис начала 1920-х годов . Сущность НЭПа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 1920-е годы. Кризис НЭПа, его причины.
Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка: цели, итоги, социальные проблемы. Второй пятилетний план: задачи и особенности. Итоги первых пятилеток. Коллективизация сельского хозяйства: причины, формы, методы, экономические и социальные последствия.
Особенности советской политической системы. Роль партии в жизни государства. Роль идеологии, контроль над обществом Формирование культа личности Сталина. Массовые репрессии и их последствия. Конституция 1936 года.
Изменения социальной структуры советского общества. Рабочий класс: источники пополнения, производственные навыки, жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Жизнь и быт колхозной деревни. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.
Культура и духовная жизнь в 1920-1930 годы. Культурная революция. Ликвидация неграмотности. Создание системы народного образования. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.
Особенности и основные направления внешней политики СССР в 1920-1930-х годы. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Соглашения со странами Востока. Усиление международной напряженности в 1920- годы. Создание и деятельность Коминтерна. Новый курс советской дипломатии. Участие СССР в Лиге наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Создание антифашистского фронта. Война в Испании и СССР. Дальневосточная политика СССР. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии.
СССР накануне войны. Советско-Германские отношения Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского сговора.
Причины нового советско-германского сближения. Договоры 1939 года. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги.
Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.
Родной край в 1930-е годы.
Великая Отечественная война 1941-1945 годы(5 часов).
Начало великой отечественной войны. Боевые действия зимой- летом 1942 года. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Мероприятия по организации отпора врагу. Периодизация. Военных действий.
Оборонительные сражения летом-осенью 1941года. Причины неудач Красной Армии. Фашисты на оккупированной территории. Приказ № 270 . Битва под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии и его итоги.
Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражение на Кавказе Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.
Тыл. Героический труд в тылу. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Результаты зимнего наступления Красной армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.
Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании1943 года.
Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 года. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.
Завершающий этап Войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция « Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающий этап по освобождению Европы. Крымская конференция.
Берлинская операция. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция.
Разгром Японских войск в Манчжурии.
Причины победы СССР над фашизмом. Итоги и цена победы.
Советские полководцы. Г. К. Жуков, КК. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский.
Родной край в Великой отечественной войне.
Великая Отечественная война 1941-1945 годы. В памяти народа, произведения искусства.
СССР с середины 1940-х годов до середины 1950-х г. г.(4 часа)
Восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии.1945-1946 годов. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Голод 1946-1947 годов. Жизнь и быт людей.
Послевоенное общество. Противоречия социально- политического развития. « Демократический импульс» войны. Изменения в структуре власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика правящей партия и общественные организации в первые послевоенные годы.
Идеология и культура. Идеологическая кампания 1940-х годов. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитие литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.
Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Укрепление статуса как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало « Холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в страны Восточной Европы и Азии.
Советское общество в середине 1950-х – первой половине 1960-х годов.(4 часа)
Изменения в политической системе. Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть.XX съезд партии и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий.
Третья программа КПСС (1961) Разработка новой конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Г.А. Сельскохозяйственная политика Н. С. Хрущева. Освоение целины. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Построение основ индустриального общества в СССР. Особенности национальной политики. Жилищное строительство.
Развитие науки и образования. Научно-техническая революция. Запуск первого спутника Земли. Полет Ю. А. Гагарина в космос. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. Реформа. Школы. Деятельность советских ученых.
Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления. В советской литературе. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.
Внешняя политика Мирное сосуществование государств с разным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Берлинский кризис(1961) Карибский кризис1962 года. Новые подходы в отношениях со странами социализма. Отношения со странами « третьего мира».
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева.
СССР в середине 1960-х середине 1980-х годов(4 часа).
Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 года. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийной номенклатуры . Курс на « стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение контрреформ в политической сфере. Теория «обострения идеологической борьбы». Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция СССР 1977 года.
Экономическое развитие Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 года и ее результаты. Реформа промышленности 1965 года. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.
Советская культура в середине 1960-х середине 1980-х годов. Литература. Советский театр. «Магнитофонная революция» Балет. Кинематограф.
СССР в системе международных отношений в середине 1960-1980 годов. Установление военно- стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности и сотрудничеству в Европе, в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма.
СССР в годы перестройки ( 1985- 1991) (5 часов).
Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х. Реформа политической системы. Ю.В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки.
Экономические реформы 1985-1991 годов. Состояние экономики СССР в середине 80-х годов. Стратегия ускорения социально - экономического развития. Экономическая реформа 1987 года. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик и ее последствия.
Общественная жизнь Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Возрастание роли средств массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографии. возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Последствия политики гласности. Кризис социалистической идеологии и политики.
Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского договора. Итоги и последствия политики нового мышления.
Нарастание социально- экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовский политический кризис 1991 года. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.
Российская федерация в 90-е годы 20 века(5 часов).
Вступление России в новый этап истории Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России. Выборы Президента России 12 июня 1991 года. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1991 года. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 года. Российская многопартийность Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 года. Итоги политического развития страны в 90-е годы XX века.
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 года). Либерализация цен. Приватизация. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Переходный характер экономики страны в 90-е годы.
Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор.1992 года. Конституция 1993 года о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской республике. Результаты федеративного строительства в 90-е годы XX века.
Духовная жизнь исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Традиционные религии в современной России.
Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад Балканский кризис 1999 года. Россия и восток. Отношения России со странами СНГ и Балтии. Результаты внешней политики страны в 90-е годы XX века. Русское Зарубежье в 90-е годы XX века.
Российская Федерация в 2000-2008 годы. (5 часов)
Президент России В. В. Путин. Укрепление Российской государственности. Политические реформы. Обеспечение политической стабильности, гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры. И общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей Художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть. Общество и церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.
Президентские выборы 2008 года. Президент России. Д А. Медведев. Общественно- политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская федерация в системе международных отношений
Календарно-тематическое планирование(66 часов)
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Домашнее задание | ||
Российская империя в начале XX века(12 часов) | |||||||
1 | Введение | Периодизация и основные этапы отечественной истории XX- начала XXI века | изучение нового материала | §1 , вопросы, рабочая тетрадь | |||
2 | Российское государство и общество в конце XIX-началеXX века | Задачи и особенности модернизации страны. Особенности социальной структуры российского общества. | комбинированный | §2 ,вопросы, рабочая тетрадь | |||
3 | Экономическое развитие России в начале XX века. | Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Аграрный вопрос. | комбинированный | §3,вопросы, рабочая тетрадь | |||
4 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 годах | Характеристика политической системы Российской империи начала XX века. Император Николай II, его политические воззрения | комбинированный | §4,вопросы, рабочая тетрадь | |||
5 | Внешняя политика России в начале века. Русско-японская война 1904-1905 года | Гаагская конференция .Дальневосточная политика. Цели и планы строн. Портсмутский мир. Причины поражения России. | комбинированный | §5,вопросы, рабочая тетрадь | |||
6 | Первая российская революция. Реформы политической системы | Причины. Ход. Формирование монархических и либеральных партий. I и II Государственные Думы | комбинированный | §5,вопросы, рабочая тетрадь | |||
7 | Экономические реформы | П. А. Столыпин. Думские аграрные проекты; Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значения | комбинированный | §6,вопросы, рабочая тетрадь | |||
8 | Политическая жизнь в 1907-1914 гг. | III и IV Государственные думы. Общество и власть в годы столыпинских реформ. | комбинированный | §7,вопросы, рабочая тетрадь | |||
9-10 | Духовная жизнь Серебряного века | ренессанс; декаданс; импрессионизм; модерн; символизм; акмеизм; футуризм. Духовное состояние русского общества. Просвещение. Наука. | комбинированный | §8,вопросы, рабочая тетрадь | |||
11 | Россия в Первой мировой войне | оформление двух противоборствующих военных блоков; причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных действий на Восточном фронте в 1914—1916 гг.; итоги двух лет войны. | комбинированный | §9,вопросы, рабочая тетрадь | |||
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в ожидании перемен» | повторительно-обобщающий | Тестовые задания | ||||
Россия в 1917-1921 годах ( часов) | |||||||
13-14 | Свержение монархии в Росси. Россия весной и летом 1917 г. | Начало Февральской революции. Ее причины. Двоевластие: суть и причины его появления. Свержение монархии. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. | изучение нового материала | §10,вопросы, рабочая тетрадь | |||
15 | Октябрьская революция 1917 года | Последний этап кризиса власти. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Установление новой власти в Москве и на местах. | комбинированный | §11,вопросы, рабочая тетрадь | |||
16 | Формирование советской государственности | Содержание декретов о мире и земле; причины роспуска Учредительного собрания; Конституция РСФР 1918 г.; борьба в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией; суть чрезвычайной продовольственной политики | комбинированный | §12,вопросы, рабочая тетрадь | |||
17-18 | На фронтах Гражданской войны | Сущность Гражданской войны и ее основные этапы . | комбинированный | §13,вопросы, рабочая тетрадь | |||
19 | Экономическая политика красных и белых | Экономическая политика красных и белых. «Военный коммунизм». | комбинированный | §14,вопросы, рабочая тетрадь | |||
20 | Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | «Малая Гражданская война». Кронштадское восстание. Причины победы красных | комбинированный | §15,вопросы, рабочая тетрадь | |||
СССР в1922-1941годы (13 часов) | |||||||
21 | Новая экономическая политика | Причины перехода к нэпу; сущность нэпа; основные экономические мероприятия нэпа; социально-экономические противоречия и итоги НЭПа | комбинированный | §17,вопросы, рабочая тетрадь | |||
22 | Образование СССР | Предпосылки объединения. Строительство нового государства | |||||
23 | Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг. | Преодоление дипломатической изоляции. «Полоса признания». Дипломатические конфликты | изучение нового материала | §18,вопросы, рабочая тетрадь | |||
24 | Политическое развитие в19 20-е гг. | Эволюция взглядов Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП (б) в главное звено государственной структуры. | комбинированный | §19,вопросы, рабочая тетрадь | |||
25 | Социалистическая индустриализация | Индустриализация: цели, методы, источники. Первая пятилетка. Стахановское движение. Социальная дифференциация. | комбинированный | §20,вопросы, рабочая тетрадь | |||
26 | Коллективизация сельского хозяйства. | Причины , формы, методы, экономические и социальные последствия. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. | комбинированный | §21,вопросы, рабочая тетрадь | |||
27 | Политическая система СССР в 30-е гг. | Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства. Партия – ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. Влияние на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Репрессии. | Лекция учителя Работа с документами | ||||
28 | Духовная жизнь СССР в 1920-1930е гг. | Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Творцы Серебряного века в советской России. Жизнь, быт, психология людей в 20-е гг. | комбинированный | §22,вопросы, рабочая тетрадь | |||
29 | Внешняя политика СССР в 30-е гг. | Новый курс советской дипломатии. Поиски союза с демократическими государствами. Принятие СССР в Лигу Наций. Коминтерн. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР. | комбинированный | §23,вопросы, рабочая тетрадь | |||
30 | СССР накануне Великой Отечественной войны | Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договора. Война с Финляндией. Укрепление обороноспособности страны. Подготовка Германии к нападению. | комбинированный | §24,вопросы, рабочая тетрадь | |||
31 | Родной край в 1930- годы | комбинированный | §25,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
32 -33 | Россия в 1917-1921- годы Россия в 1922-1941 годы | повторительно-обобщающий | §26,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
Великая Отечественная война 1941-1945 год (5 часов) | |||||||
34 | Начало Великой Отечественной войны | Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. причины неудач советской армии. Приказ № 270. битва под Москвой. Зимнее наступление Красной армии , ее итоги | комбинированный | §27,вопросы, рабочая тетрадь | |||
35 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома | Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражение на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. | повторительно-обобщающий | ||||
36 | Советский тыл в Великой Отечественной войне | Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Деятели культуры-фронту. Церковь в годы войны | изучение нового материала | §28,вопросы, рабочая тетрадь | |||
37 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания немцев с советской земли. Борьба в тылу врага. Партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточной фронте к началу 1944г. Итоги зимнего наступления К.А. Освобождение Крыма и Украины. Открытие второго фронта. | комбинированный | §29,вопросы, рабочая тетрадь | |||
38 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающим этапе Второй мировой войны | Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Наступление Советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немцев в Прибалтике, на Балканах. Завершающие сражения К.А. в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Постдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы СССР над фашизмом. Итоги и цена победы. | комбинированный | §30,вопросы, рабочая тетрадь | |||
39 | Родной край в Великой Отечественной войне. Война в памяти народа, произведениях искусства | комбинированный | §31,вопросы, рабочая тетрадь | ||||
СССР с середины 1940-до середины 1950 –х годов.(4 часа) | |||||||
40 | Восстановление экономики после окончания войны. | Экономика страны после войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. | комбинированный | §32,вопросы, рабочая тетрадь | |||
41 | Политическое развитие | Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы | комбинированный | §33,вопросы, рабочая тетрадь | |||
42 | Идеология и культура | Идеологическая кампания 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии | комбинированный | §34,вопросы, рабочая тетрадь | |||
43 | Внешняя политика | СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль СССР в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне | |||||
Советское общество в середине 1950-х первой половине 1960-х годов (4 часа) | |||||||
44 | Изменения политической системы | Смерть Сталина и борьба за власть. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья программа КПСС. Разработка новой Конституции СССР. | комбинированный | §36,вопросы, рабочая тетрадь | |||
45 | Экономика СССР 1953-1964 гг. | Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищная политика. | комбинированный | §37,вопросы, рабочая тетрадь | |||
46 | Развитие науки и культуры. «Оттепель» в духовной жизни | Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли. Первый полет в космос. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. Реформа школы. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И.Эренбург. В.Панова. А.Твардовский. Д.Гранин. В.Дудинцев. Р.Рождественский. Е.Евтушенко. А.Вознесенский. А.Солженицын. Ослабление идеологического давления | комбинированный | §38,вопросы, рабочая тетрадь | |||
47 | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. | изучение нового материала | §39,вопросы, рабочая тетрадь | |||
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годах(4 часа) | |||||||
48 | Консервация политического режима | Отстранение Хрущева от власти. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на стабильность кадров. XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977г | комбинированный | §40,вопросы, рабочая тетрадь | |||
49 | Экономика «развитого социализма | Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965г и ее результаты. Реформа промышленности 1965г. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. | комбинированный | §41,вопросы, рабочая тетрадь | |||
50 | Общественная жизнь в середине 1960-х – сер.1980-х гг. | Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации | комбинированный | §42,вопросы, рабочая тетрадь | |||
51 | Политика разрядки: надежды и результаты | Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне с Афганистаном. Завершение периода разрядки | комбинированный | ||||
СССР в годы перестройки(1985-1991) (5 часов) | |||||||
52 | Реформа политической системы: цели, этапы, итоги | Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». реформа политической системы 1988г. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991г и его последствия. Роспуск КПСС. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ. | изучение нового материала | §43,вопросы, рабочая тетрадь | |||
53 | Экономические реформы 1985-1991 гг. | Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990-1991 гг. и ее последствия | комбинированный | §44,вопросы, рабочая тетрадь | |||
54 | Политика гласности: достижения и издержки | Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС 1986г. Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. | комбинированный | §45,вопросы, рабочая тетрадь | |||
55 | Диалектика «нового политического мышления» | Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы | комбинированный | §46,вопросы, рабочая тетрадь | |||
56 | Повторительно-обобщающий урок по теме « СССР в сер.1950-х – сер1980-х гг.» | повторительно-обобщающий | |||||
Российская Федерация в 1990-е годы XX века(5 часов) | |||||||
57 | Российская экономика на пути к рынку | Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. | комбинированный | §48,вопросы, рабочая тетрадь | |||
58 | Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству | Декларация о государственном суверенитете России Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. | комбинированный | §49,вопросы, рабочая тетрадь | |||
59 | Духовная жизнь России | Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Традиционные религии в современной России. | комбинированный | §50,вопросы, рабочая тетрадь | |||
60 | Строительство обновленной Федерации | Федеративный договор. Конституция России 1993 г. Российский парламентаризм | |||||
61 | Геополитическое положение и внешняя политика России | Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Результаты | изучение нового материала | §51,вопросы, рабочая тетрадь | |||
Российская Федерация в 2000-2008 годы(5 часов) | |||||||
62 | Политическое развитие | Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение политической стабильности, гражданского согласия единства общества. Новые государственные символы России | комбинированный | §53,вопросы, рабочая тетрадь | |||
63 | Экономика России в 2000-2007 годах. | Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России | комбинированный | §54,вопросы, рабочая тетрадь | |||
64 | Повседневная и духовная жизнь общества. | Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью. | комбинированный | §55,вопросы, рабочая тетрадь | |||
65 | Внешняя политика России | Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе международных отношений. | комбинированный | §56,вопросы, рабочая тетрадь | |||
66 | Россия на путях к инновационному развитию. | Основные направления политических реформ В. В. Путина, Д. А. Медведева. Общественно- политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса. | комбинированный | конспект лекции, вопросы в тетради | |||
67 | Итоговое обобщение по курсу |
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | автор | название | издательство | год издания |
1 | А.А.Данилов | Рабочие программы «История России 6-9 классы». Предметная линия учебников «Сферы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. | Просвещение | 20011 |
2 | А.А.Данилов | История. Россия XX – начале XXI вв. учебник для 9 класса | Просвещение | 2014 |
3 | А.А.Данилов, А.В.Лукутин, И. А.Артасов | Тетрадь - тренажер к учебнику «История России XX – начале XXI вв. 9 класс» | Просвещение | 2013 |
4 | И. А.Артасов | Тетрадь - экзаменатор к учебнику «История России XX – начале XXI вв. 9 класс» | Просвещение | 2013 |
5 | А. А.Данилов | История. Россия XX – начале XXI вв. учебник для 9 класса. Электронное приложение к учебнику автора А. А Данилова | Просвещение | 2014 |
Список литературы:
.
- Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начало XXI века. Искусство и художественная жизнь, наука, образование, спорт. М.,2002.
- Глобализация и Россия. М., 2005.
- Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.
- Якобсен Г.А. Вторая мировая война. Хроника и документы. М.,1995.
- Соколов Б.В. Цена победы. М., 1991.
- Дух Рапалло. Советско-германские отношения. 1925-1933. М., 1997.
- Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.
- Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX-начало XXI века», М:, 2005 г.
- Системная история международных отношений: В 4 т. 1918-2003. Т. 3. События 1945-2003. М., 2003.
Электронные образовательные ресурсы
Мультимедиадиск Репетитор по истории Кирилла и Мефодия.– М: Кирилл и Мефодий, 2007 Повторение и контроль знаний. История России. Интерактивные дидактические материалы. – М: Планета, 2010 |
Мультимедиадиск Битва за Москву. – М: 1С, 2005 |
DVD диск Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия ХIХ- ХХ веков. – М: Кирилл и Мефодий, 2004 |
DVD диск Уроки Кирилла и Мефодия Новейшее время. – М: Кирилл и Мефодий, 2005 |
DVD диск Использование информационных ресурсов на уроках литературы, истории и обществознания, 2008 |
Энциклопедия истории России. 862 – 1917 [Электронный ресурс]: князья, цари, императоры, регалии, памятники культуры, хронология, генеалогия, карты, анимация, видеофрагменты. – Электрон. дан. – М : Коминфо, 1997-2002 |
Государственная символика России [Электронный ресурс]: история и современность. - Электрон. дан. – М: Центр наглядных средств обучения Минобразования России: Copyriht, 2003 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Математика 5-6 класс предметная линия учебников "Сферы"
Особенности содержания курсов 5-6 классовПрограмма курсов 5-6 классов...
Рабочая программа по истории 5, 6, 7 классы. Предметная линия учебников "СФЕРЫ"
В папке содержится рабочая программа(пояснительная записка, КТП) по истории для 5, 6, 7 классов, предметная линия учебников "СФЕРЫ"-автор программы по истории России А.А.Данилов....
Презентация к уроку в 8 классе "Растительный мир" по линии учебников Сферы.
Данная презентация была создана специально для урока "Растительный мир России". Из нее ученики узнают об особенностях растительного покрова России и основных типах растительности....
Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы.
Электронные приложения...
Рабочая программа по математике 5-6 класс УМК линии учебников "Сфера"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа линии УМК «Математика - Сферы» (5-6 классы) разработана на базе Федерального ...
Рабочая программа по математике 6 класс УМК Е.А. Бунимович и др. предметная линия учебников "Сфера"
Рабочая программа по математике 6 класса К УМК Е.А. Бунимович и др. предметная линия "Сферы" содержит пояснительную записку к программе и календарно-тематическое планирование на 2017-2018 уч...
Календарно – тематическое планирование предметной линии «Физическая культура» в рамках УМК «Школа России» в 1 классе 3 часа в неделю - 99 часов в год.
Календарно-тематическое планирование уроков в 1 классе ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА для УМК образовательной системы «Школа России». ... Курс &l...