Возвышение Москвы.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Александр Владимирович Редькин

Материал урока, представленного на конкурсе "Педагогический дебют-2015".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon i-razdrasya-vsya-zemlya-russkaya.ppt2.98 МБ
Microsoft Office document icon vozvyshenie_moskvy.doc99 КБ
Файл zashchita_uroka_peddebyut.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: § 22. Возвышение Москвы

Цель – обеспечение условий для формирования умения давать оценку деятельности исторической личности,  формирование навыков анализа и синтеза исторической информации.

Планируемые результаты:

1. Личностные – давать оценку и выражать свое отношение к личности Ивана Калиты; понять причины становления Москвы центром объединения русских земель;

2. Предметные – усвоение  учащимися исторического материала; составление  характеристики  исторической личности; оценка итогов политической деятельности; выполнение  аналитических заданий.

3. Метапредметные – уметь устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе; применять логическое мышление в ходе решения познавательных задач; уметь работать в группе;

Оборудование:

- настенная карта «Образование и расширение Российского государства»,

- Использование  фрагмент мультфильма 1947 г. «Тебе, Москва», видеофильм «Возвышение Москвы» и «Иван Данилович Калита»,

-  маршрутные листы для групп с дополнительным материалом

- жетоны-оценки

- тест-задание

- мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран

Тип урока: комбинированный урок. Урок-исследование.

Используемая технология: Технология  развития критического мышления.

УМК: В работе используется учебно – методический комплекс  Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

1. Блиц-опроса по группам.

Представителям от групп задаются вопросы и задание на карте по изученным темам повышенной сложности (раздать дополнительные материалы с заданиями средней сложности).

1 группа.

Покажите русские княжества и земли, разоренные в ходе монгольского нашествия.

   -  Назовите и покажите на карте города Северо-Восточной Руси, разоренные во время монгольского нашествия.

2 группа.

Покажите крупные русские княжества периода феодальной раздробленности.

   - Какую роль в возрождении и объединении Руси могли сыграть города?

3 группа.

Покажите на карте Золотую Орду и Великое княжество Литовское.

   - Почему русские удельные князья покорялись литовцам? Как вы оцениваете вхождение русских земель в состав Литвы? Было ли это благом?

2.  Мотивационный этап.

Просмотр фрагмента мультфильма 1947 года «Тебе, Москва».

Чему же будет посвящен сегодняшний урок?

Почему Москва имеет такое большое значение?

Почему она станет самым главным городом нашей страны?

Когда и как это произойдет?

Это и предстоит нам узнать.

Итак, наш урок посвящен теме «Возвышение Москвы».

III. Операционно-исполнительный этап.

1. Постановка проблемы.

Просмотр фрагмента фильма «Возвышение Москвы».

Задания для групп на основе фильма:

Предлагаю Вам на основе фильма сформулировать вопрос, на который мы должны будем найти ответ в ходе урока.

Примерная формулировка вопроса:  «Хочу узнать»: Каковы предпосылки и причины возвышения и превращения Москвы в центр объединения русских земель?

2. Открытие нового знания.

Работа в группах по маршрутным листам.

1 группа. Борьба Москвы и Твери.

Задания:

  1. Изучите пункт 2. «Борьба Москвы и Твери» § 22 учебника.
  2. Изучите таблицу.
  3. Покажите на карте территорию Московского и Тверского княжеств.
  4. Объясните, почему именно Тверь и Москва стали основными претендентами на роль центра русского государства.

    Тверское княжество

    Московское княжество

Тверь выгодно расположена

Тверское княжество избежало дробления и набирало силу

Княжество возникло в XIII веке

1247 г. – тверской престол занял

                младший брат Александра

                Невского – Ярослав

                Ярославович

1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение

1308 г. – тверской князь Михаил получил ярлык на Великое княжение

1318 г. – хан Узбек стал опасаться усиления Твери

Митрополит Петр предпочел Москву Твери

Москва выгодно расположена:

- на пересечении торговых путей

- далеко от опасных территорий

  ордынского владычества

- имеет плодородные земли        

1276 г. - первым Московским князем

 стал младший сын Александра

 Невского – Даниил (1276-1303)

Московское княжество по территории

уступало Тверскому, поэтому Московские князья поставили цель – расширить размеры владений:

- 1301 год Даниил отнял у рязанских князей Коломну и получил по завещанию племянника Переяславское княжество

- сын Даниила Юрий (1303-1325) отвоевал у смоленских князей Можайск

-1326г. Митрополит Петр умер в Москве, митрополит Феогност остался в Москве

 2 группа. Правление Ивана Калиты (1325-1340 гг.)

Задания:

  1. Изучите пункт 3. «Иван Калита» в § 22 учебника.
  2. Назовите основные направления деятельности Ивана Калиты.
  3. Изучите дополнительный материал из маршрутного листа и дайте ответы на прилагаемые к нему вопросы.

При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси.

Иван Данилович получил прозвище «Калита» за свое богатство. На Руси «калита» означало кожаную сумку, кошель, который или пристегивался, или привешивался к поясу. Предание говорит, что князь щедро раздавал подаяния.

        Летописи, повествуя о Калите, сообщают, что с его приходом на великое  княжение во всей земле Русской наступила «тишина».

 Вопрос: Что это с вашей точки зрения означало?

Иван Калита для достижения своих целей стремился использовать Золотую Орду.

        Золотая Орда при хане Узбеке переживала апогей своего могущества, поэтому открытая борьба с Ордой была бы обречена на поражение. Политика Ивана Калиты была похожа на политику его деда Александра Невского.

        В 1327 году в Твери  вспыхнуло восстание против баскака Чолхана. Он и его воины были убиты. Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь с карательной экспедицией. Но Иван Калита воспользовался ситуацией. У него был выбор: либо вместе с ордынским войском покарать Тверь, но при этом спасти Москву, Владимир, Суздаль, либо все потерять, допустив большое кровопролитие, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям.

        Калита с ордынцами, заверив хана Узбека в своей верности, обрушился на Тверь. Тверская земля была опустошена, тверской князь Александр Михайлович бежал в Псков, а Иван Калита получил ярлык на Великое княжение (Великий князь Владимирский с 1328). Поступок князя  на Руси ему долго не могли простить.

Вопрос Как вы оцениваете эту политику Ивана Калиты? Можно ли её оправдать?

        Двойственность внутренней политики Ивана Калиты:

- князь действовал в интересах собственного княжества с одной стороны

- князь действовал на благо все русских земель с другой стороны

Основные характеристики московской политики:

  • Поддержание положительных отношений с Золотой Ордой
  • Удержание ярлыка на Великое княжение и права собирать «ордынский выход» - дань
  • Накопление средств и приобретение земель
  • Сохранение устойчивости княжества из-за удачного порядка престолонаследия

        3 группа. Причины возвышения Москвы.

Задания:

  1. Изучите пункт 1. «Владимиро-Суздальская Русь после монгольского нашествии» в § 22 учебника.
  2. Сделайте вывод о положении Владимиро-Суздальской Руси после монгольского нашествия.
  3. Изучите причины возвышения Москвы по дополнительному материалу и охарактеризуйте каждую с использованием материала учебника.
  4. Объясните их.

Причины возвышения Москвы:

1) Московское княжество имело выгодное географическое положение.

2) Через Москву проходил Волжский торговый путь.

3) Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от

     воинственных кочевников.

4) Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским

    князем Иваном Калитой (1325-1340).

5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и

     получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех

     русских земель.

6) Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.

7) В Москве началось грандиозное строительство,  создание

     многочисленной дружины.

8) Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.

9) В Москву была перенесена резиденция митрополита.

10) Московское княжество было самым спокойным и безопасным.

11) Москва превратилась в политический центр Руси

IV.Оценочно-рефлексивный этап.

 Выступления групп.

После выступления групп - «Чистая доска».

V. Подведение итогов урока.

Просмотр фрагмента фильма Иван Данилович Калита». Окончательный вывод: какова роль Ивана Даниловича в становлении Москвы как центра объединения.

Фишбоун (по 1-2 представителя от каждой группы).

VI.Рефлексия.

Ответ на сформулированный в начале урока вопрос: Каковы предпосылки и причины возвышения и превращения Москвы в центр объединения русских земель?

"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

VII. Домашнее задание: параграф 22, 1 уровень задание 3, 6 письменно в тетради.

2 уровень. + Заполнение таблицы «Возвышение Москвы при Иване Калите».


Маршрутный лист 3

Группа 3

Задания: Разбившись на пары и, распределив вопросы между микрогруппами, выполните приведенные задания:

1. Изучите пункт 1. «Владимиро-Суздальская Русь после монгольского нашествия» в § 22 учебника.

2.Сделайте вывод о положении Владимиро-Суздальской Руси после монгольского нашествия.

3.Изучите причины возвышения Москвы по дополнительному материалу. Объясните каждую из них, используя свои знания и текст параграфа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Причины возвышения Москвы:

1)Московское княжество имело выгодное географическое положение.

2) Через Москву проходил Волжский торговый путь.

3) Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от

     воинственных кочевников.

4) Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским

    князем Иваном Калитой (1325-1340).

5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и

     получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех

     русских земель.

6) Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.

7) В Москве началось грандиозное строительство,  создание

     многочисленной дружины.

8) Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.

9) В Москву была перенесена резиденция митрополита.

10) Московское княжество было самым спокойным и безопасным.

11) Москва превратилась в политический центр Руси


Маршрутный лист 2

Группа 2

Задания: Разбившись на пары и, распределив вопросы между микрогруппами, выполните приведенные задания:

1. Изучите пункт 3. «Иван Калита» в § 22 учебника.

2.Изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы к нему.

3.На основании дополнительного материала и текста параграфа выделите основные направления деятельности Ивана Калиты.

4.Дайте ответы на вопросы в тексте.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси.

Иван Данилович получил прозвище «Калита» за свое богатство. На Руси «калита» означало кожаную сумку, кошель, который или пристегивался, или привешивался к поясу. Предание говорит, что князь щедро раздавал подаяния.

        Летописи, повествуя о Калите, сообщают, что с его приходом на великое  княжение во всей земле Русской наступила «тишина».

 Вопрос: Что это с вашей точки зрения означало?

Иван Калита для достижения своих целей стремился использовать Золотую Орду.

        Золотая Орда при хане Узбеке переживала апогей своего могущества, поэтому открытая борьба с Ордой была бы обречена на поражение. Политика Ивана Калиты была похожа на политику его деда Александра Невского.

        В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против баскака Чолхана. Он и его воины были убиты. Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь с карательной экспедицией. Но Иван Калита воспользовался ситуацией. У него был выбор: либо вместе с ордынским войском покарать Тверь, но при этом спасти Москву, Владимир, Суздаль, либо все потерять, допустив большое кровопролитие, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям.

        Калита с ордынцами, заверив хана Узбека в своей верности, обрушился на Тверь. Тверская земля была опустошена, тверской князь Александр Михайлович бежал в Псков, а Иван Калита получил ярлык на Великое княжение (Великий князь Владимирский с 1328). Поступок князя  на Руси ему долго не могли простить.

Вопрос Как вы оцениваете эту политику Ивана Калиты? Можно ли её оправдать?

                Двойственность внутренней политики Ивана Калиты:

- князь действовал в интересах собственного княжества с одной стороны

- князь действовал на благо все русских земель с другой стороны

Основные характеристики московской политики:

  • Поддержание положительных отношений с Золотой Ордой
  • Удержание ярлыка на Великое княжение и права собирать «ордынский выход» - дань
  • Накопление средств и приобретение земель
  • Сохранение устойчивости княжества из-за удачного порядка престолонаследия

Маршрутный лист 1

Группа 1

Задания: Разбившись на пары и, распределив вопросы между микрогруппами, выполните приведенные задания:

1. Изучите пункт 2. «Борьба Москвы и Твери» § 22 учебника.

2. Изучите таблицу.

3. Покажите на карте территорию Московского и Тверского княжеств.

4. Объясните, почему именно Тверь и Москва стали основными претендентами на роль центра русского государства.

    Тверское княжество

    Московское княжество

Тверь выгодно расположена

Тверское княжество избежало дробления и набирало силу

Княжество возникло в XIII веке

1247 г. – тверской престол занял

                младший брат Александра

                Невского – Ярослав

                Ярославович

1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение

1308 г. – тверской князь Михаил получил ярлык на Великое княжение

1318 г. – хан Узбек стал опасаться усиления Твери

Митрополит Петр предпочел Москву Твери

Москва выгодно расположена:

- на пересечении торговых путей

- далеко от опасных территорий

  ордынского владычества

- имеет плодородные земли

1276 г. - первым Московским князем

 стал младший сын Александра

 Невского – Даниил (1276-1303)

Московское княжество по территории

уступало Тверскому, поэтому Московские князья поставили цель – расширить размеры владений:

- 1301 год Даниил отнял у рязанских князей Коломну и получил по завещанию племянника Переяславское княжество

- сын Даниила Юрий (1303-1325) отвоевал у смоленских князей Можайск

-1326г. Митрополит Петр умер в Москве, митрополит Феогност остался в Москве



Предварительный просмотр:

1 слайд

Титульник 

Здравствуйте, коллеги!

Данный урок для учащихся 6 класса  составлен в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Возвышение Москвы», проводится в рамках  изучения раздела  «Объединение русских земель вокруг Москвы».

В работе используется учебно – методический комплекс  Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века».

Урок можно использовать при работе с другими УМК для изучения данной темы.

Особенностью данного урока, его отличием  от традиционного является форма проведения – урок-исследование. Ведущей технологией является  технология  критического мышления.

2 слайд

Тип урока, цель

Тип урока: комбинированный, проблемный, построенный на работе с исторической информацией в группах.

Целевое назначение: обеспечение условий для формирования умения давать оценку деятельности исторической личности,  формирование навыков анализа и синтеза исторической информации.

3 слайд

Результаты

Планируемые  результаты (предметные): усвоение  учащимися исторического материала; составление  характеристики  исторической личности; оценка итогов политической деятельности; выполнение  аналитических заданий.

4 слайд

УУД

Личностные умения:  формирование интереса к отечественной истории, воспитание гражданских и патриотических чувств;

Освоение  учеником собственной социальной роли  в процессе определения индивидуальной  позиции при изучении исторического материала.

5 слайд

Формы работы

Для эффективности проекта урока предусмотрены следующие формы работы: 

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная 

6 слайд

Методы

Методы урока (словесные, наглядные, практические)

соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.

7-8 слайд

Этап мотивации и целеполагания.

Для определения предмета разговора данного урока урока используется видеоряд, посвященным Москве (фрагмент мультфильма «Тебе, Москва»).

Этап целеполагания  представлен в форме видеоряда, посвященного периоду правления Ивана Даниловича Калиты (фрагмент учебного фильма «Возвышение Москвы»).

На данном этапе представляются группы ученых, которые в течение урока работают с документами, систематизируют и анализируют материал.

9 слайд

Работа в группах

с документом

Активная работа групп урока-исследования осуществляется на проблемно-диалогическом  этапе урока. На данном этапе анализируется и систематизируется основной материал по теме. Результативность работы зависит от степени освоения учащимися предыдущих тем.

10 слайд

 Работа с кластером

Для детального усвоения материала использовались следующие  приемы  и методы.

 Работа с  кластером  основана  на использовании знаний, полученных на предыдущих занятиях. Это позволяет расширить вид учебной деятельности.

10  слайд

Творческая мастерская

Использование визуализации материала и творческая форма его представления (диалог Ивана Калиты и хана Узбека) позволяет удержать внимание учеников на данном этапе урока.

11 слайд

Прием «Чистая доска»

Дополнительный  материал содержит набор исторических понятий, которые детально прорабатываются путем приема «Чистая доска».

12 слайд

Закрепление

При закреплении учебного материала используется видеоряд «Иван Калита», на его основе и на основании полученных знаний обсуждается вопрос о роли Ивана Калиты в возвышении Москвы.

13 слайд

Итог урока

Прием Фишбоу

Обязательным этапом является итог урока. На данном этапе использован прием Фишбоун, который позволяет проанализировать материал, определить главные проблемы и подвести итоги по изученной теме.

Этот прием можно использовать в виде  индивидуального задания так и для группы учеников.

14 слайд

Рефлексия

На этапе  рефлексии, используем прием "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

15 слайд

Домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание дает возможность учащимся самостоятельно определить вид работы,  основываясь на  свои индивидуальные способности. Это стимулирует ситуацию успеха при выполнении домашнего задания.

16 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Возвышение Москвы"

Карточки для индивидуального письменного опроса учащихся в начале урока. Можно использовать при проведении дополнительных занятий в качестве повторения, в работе по ликвидации пробелов в знаниях....

Проблемно-диалогическая технология на примере урока «Возвышение Москвы»

Проблемно-диалогическая технология нацелена на то, чтобы учащиеся самостоятельно открывали новое знание. Использование этой технологии приводит к изменению структуры урока. Урок начинается с создания ...

Конспект и презентация урока "Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы".

Урок изучения нового материала с использованиеминформационных технологий и технологии развитиякритического мышления...

Возвышение Москвы

Презентация к уроку на электронной доске в программе Notebook....

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы

презентация для урока Истории в 6 классе, УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ("Просвещение", 2012)...

Возвышение Москвы

Урок истории России в 6 классе. Разработан к учебнику А.А.Данилова, Д.Д.Данилова, В.А.Клокова, С.В.Трина История России с древнейших времен до начала XVI века, М.; из-во Баласс. Урок разработан в соот...