Рабочая программа по истории 8 класс.
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Разработана в соответствии с ФГОС.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №40
Приказ от__________№___
______________С.В.Юрова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По_______________истории______________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
__________ основное общее образование ___8 класс__
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Количество часов__2ч/нед 68 часов/год_____________
Учитель_______Кравцова Татьяна Борисовна_______
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы основного общего образования
________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории в 8 классе составлена на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «Новая история» А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Просвещение» 2011г.,
- авторской программы «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Просвещение» 2011г.,
- примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (Стандарты второго поколения) «Просвещение» 2011 г.,
- программы основного общего образования МБОУ СОШ № 40.
Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «история» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет « История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
В учебном плане по истории отводится 68 часов (2 часа в неделю), из них 28 часов – Новая история, 40 часов включает в себя История России. 2/3 от учебного времени занимает изучение Истории России в связи с тем, что учащиеся сдают единый государственный экзамен в 11 классе по истории России.
Учитывая календарные праздничные дни, возможен перенос учебного часа на другой день недели или объединение двух тем.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (в календарно-тематическом планировании), программа воспитания и социализации обучающихся (темы уроков на которых реализуется программа, отмечены *) на ступени основного общего образования для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Цель изучения курса в 8 классе: показать становление индустриальной цивилизации, период ее утверждения и расцвета, периодизацию Нового времени, особенности ментальности человека Нового времени; причины революции и реформы как альтернативный путь развития общества; знать исторические процессы, факты, явления, существенные черты социально-экономического и политического строя в России в XIX- начале XX вв., положение разных слоев населения, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и практики общественных движений; отработать на уроке такие умения и навыки как сравнение, систематизация и анализ информации, оценка исторических деятелей, событий, явлений, аргументированность и доказательность ответа.
Основная функция курса: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умения анализировать и описывать события с разных часто противоположных точек зрения.
Задачи:
1) воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
2) освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3) овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
4) формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
5) применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета «История» в базисном учебном плане
Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений на изучение предмета «История» отводится 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 68 часов.
Курсы «История России» и «Новая история» изложены в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, в 8 классе изучаются синхронно-параллельно. В ряде случаев применяется объединенное изучение сюжетов отечественной и всемирной истории, истории мировых войн, отдельных вопросов истории.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, решение познавательных задач, работа с документами.
Формы организации образовательного процесса:
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 8 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.
Планируемые результаты освоения материала
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по истории в 8 классе:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 8 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:· читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Используемые УМК:
- Учебник. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Новая история 8 класс: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
- К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 8 класс. -М.: ВАКО, 2010. – 192 с.
- Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России, XIX век: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 10-е изд._М.: Просвещение, 2011.-254 с.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл./Под науч. ред. Б.Н. Серова – М.: ВАКО, 2009. – 288 с.
- Настенные исторические карты.
Экранно-звуковые пособия.
1. Уроки истории с применением информационных технологий 8 класс (Разработано в соответствии с требованиями ФГОС);
2. Новая история. 1800-1913 гг.. 8 класс.
3. История России, XIX век, 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_ist_8_kl.docx | 36.42 КБ |
ktp_ist_8_kl.docx | 93.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №40
Приказ от__________№___
______________С.В.Юрова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По_______________истории______________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
__________ основное общее образование ___8 класс__
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Количество часов__2ч/нед 68 часов/год_____________
Учитель_______Кравцова Татьяна Борисовна_______
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы основного общего образования
________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории в 8 классе составлена на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «Новая история» А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Просвещение» 2011г.,
- авторской программы «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Просвещение» 2011г.,
- примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (Стандарты второго поколения) «Просвещение» 2011 г.,
- программы основного общего образования МБОУ СОШ № 40.
Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «история» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет « История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
В учебном плане по истории отводится 68 часов (2 часа в неделю), из них 28 часов – Новая история, 40 часов включает в себя История России. 2/3 от учебного времени занимает изучение Истории России в связи с тем, что учащиеся сдают единый государственный экзамен в 11 классе по истории России.
Учитывая календарные праздничные дни, возможен перенос учебного часа на другой день недели или объединение двух тем.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (в календарно-тематическом планировании), программа воспитания и социализации обучающихся (темы уроков на которых реализуется программа, отмечены *) на ступени основного общего образования для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Цель изучения курса в 8 классе: показать становление индустриальной цивилизации, период ее утверждения и расцвета, периодизацию Нового времени, особенности ментальности человека Нового времени; причины революции и реформы как альтернативный путь развития общества; знать исторические процессы, факты, явления, существенные черты социально-экономического и политического строя в России в XIX- начале XX вв., положение разных слоев населения, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и практики общественных движений; отработать на уроке такие умения и навыки как сравнение, систематизация и анализ информации, оценка исторических деятелей, событий, явлений, аргументированность и доказательность ответа.
Основная функция курса: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умения анализировать и описывать события с разных часто противоположных точек зрения.
Задачи:
1) воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
2) освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3) овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
4) формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
5) применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета «История» в базисном учебном плане
Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений на изучение предмета «История» отводится 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 68 часов.
Курсы «История России» и «Новая история» изложены в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, в 8 классе изучаются синхронно-параллельно. В ряде случаев применяется объединенное изучение сюжетов отечественной и всемирной истории, истории мировых войн, отдельных вопросов истории.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, решение познавательных задач, работа с документами.
Формы организации образовательного процесса:
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 8 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.
Планируемые результаты освоения материала
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по истории в 8 классе:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 8 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:· читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Используемые УМК:
- Учебник. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Новая история 8 класс: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
- К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 8 класс. -М.: ВАКО, 2010. – 192 с.
- Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России, XIX век: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 10-е изд._М.: Просвещение, 2011.-254 с.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл./Под науч. ред. Б.Н. Серова – М.: ВАКО, 2009. – 288 с.
- Настенные исторические карты.
Экранно-звуковые пособия.
1. Уроки истории с применением информационных технологий 8 класс (Разработано в соответствии с требованиями ФГОС);
2. Новая история. 1800-1913 гг.. 8 класс.
3. История России, XIX век, 8 класс.
Содержание курса
История 8 класс (68 ч)
Новая история (1800-1913) (28 часов)
Введение (1 ч.) Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.
Глава 1. Становление индустриального общества (2 ч.)
Индустриальная революция. Индустриальное общество. Либералы, консерваторы и социалисты.
Глава 1. (подтема) Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. (4 ч.)
Наука: создание научной картины мира. Искусство XIX века
Глава 2. Строительство новой Европы (8 ч.)
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М. Талейран. Священный союз.
Сложный путь Англии к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Глава 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (4 ч.)
Германская империя в конце XIX- начале XX вв. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Глава 4. Две Америки (3 ч.)
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в конце XIX- начале XX вв.: время перемен.
Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3 ч.)
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Глава 6. Международные отношения в конце XIX- начале XX вв. (2 ч.)
Внешнеполитические интересы держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира.
Итоговое повторение (контроль знаний) 1 ч.
История России XIX в. (40 часов)
Введение (2ч.)
Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв.
Глава 1. Россия в первой половине XIX века. (17 ч.)
Внутренняя и внешняя политика Александра I. Реформы М.М. Сперанского. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
Общественное движение при Александре I.
Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.
Образование, наука, художественная культура. Быт и обычаи.
Русские первооткрыватели и путешественники.
Глава 2. Россия во второй половине XIX века. (21ч.)
Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 60-70х гг. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Зарождение революционного народничества и его идеология.
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Положение основных слоев общества.
Просвещение и наука. Литература и искусство. Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни.
Итоговое повторение (контроль знаний) 1 час.
Требования к результатам обучения выпускника 8 класса:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерий оценки знаний учащихся.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Критерии оценки тестового задания:
- 90-100% - отлично «5»;
- 70-89% - хорошо «4»
- 50-69% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:
- ведение тетради (наличие в ней материала)
- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)
- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности
- готовность к уроку (выполнение домашних заданий)
График контрольных работ.
Контрольная работа | Дата |
Контрольно-обобщающий урок «Новая история» (контрольная работа) | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Закат крепостной эпохи» (контрольная работа) | |
Итоговая контрольная работа |
Предварительный просмотр:
Преподавание курса История в основной школе направлено на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Календарно-тематическое планирование включает в себя наличие УУД к каждому уроку, выделенные в отдельном столбце порядковыми номерами.
Универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- формирование основ гражданской идентичности личности;
- формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;
- развитие «Я-концепции» и самооценки личности;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- формирование границ собственного знания и «незнания»;
- знание основных моральных норм;
- ориентация на выполнение моральных норм;
- способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
- оценка своих поступков.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- ориентировка на разнообразие способов решения задач;
- структурирование знаний;
- основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- уметь задавать вопросы;
- уметь контролировать действия партнера;
- уметь использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
НОВАЯ ИСТОРИЯ (28 ЧАСОВ) | ||||||||||
1 | 1 | От традиционного общества к обществу индустриальному. Введение. | Знать процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Уметь объяснить основные отличия традиционного от индустриального общества. | индустриальное общество, модернизация | Работа с исторической картой, сравнительный анализ | С. 3-5, сравнительная таблица 3 эшелона развития | Усвоение новых понятий. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, осмысленного чтения. | Л: 1,2 П: 1,2 Р: 1,2 | ||
Тема 1. Становление индустриального общества (2 часа) | ||||||||||
2 | 1 | Индустриальная революция: достижения и проблемы | Знать особенности промышленного переворота в странах Европы и США. Подвести итоги промышленного переворота. Знать новые средства связи, транспорта, источники энергии, определение - монополизм. | промышленный переворот, индустриализация, монополизм, капитализм, конкуренция, синдикат, трест | Беседа, составление таблицы, решение логических задач | § 1-2, вопросы в конце параграфа 1-6 устно | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
3 | 1 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | Знать изменения в социальной структуре общества, в быту. Знать как осуществлялось градостроительство и развитие транспорта и средств связи. | миграция, урбанизация, пролетариат, эмансипация | Опрос по д/з, беседа, составление таблицы, решение логических задач | § 3-4, вопросы в конце параграфа устно | ||||
Тема 2. Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. (4 часа) | ||||||||||
4 | 1 | Наука: создание научной картины мира | Знать развитие научной картины мира в XIX в., изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Знать как происходила демократизация образования. | генетика, демократизация | Взаимопроверка таблиц, подготовка рефератов | §5, таблица «Важнейшие научные открытия в XIX-начале XX в.» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
5 | 1 | Искусство в XIX веке | Уметь называть основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Знать истоки кинематографа. | ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры | Подготовка рефератов | § 6-8 |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | ||
план | факт | ||||||||||
6 | 1 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. | Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи. | консерватизм, либерализм, социалисты-утописты | Беседа, составление таблицы, решение логических задач | § 9-10, таблица «Общественно-политические движения». Подготовка к повторительно-обобщающему уроку | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
7 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Становление индустриального общества и развитие культуры в XIX – начале XX вв.» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Становление индустриального общества и развитие культуры в XIX – начале XX вв.» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, эссе | |||||||
Тема 3. Строительство новой Европы (8 часов) | |||||||||||
8 | 1 | Консульство и образование наполеоновской империи. | Называть основные режимы Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческими документами | Наполеон. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны. Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор | Работа с исторической картой, сравнительный анализ | §11, таблица «Внешняя политика консульства и империи» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
9 | 1 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу | кодекс Наполеона, Венский конгресс, Священный союз, Итоги наполеоновских войн. | Опрос по д/з, личностно значимая проблема | §12, таблица «Территориальные изменения по решению Венского конгресса» | |||||
10 | 1 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. | Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания | Июльская монархия, финансовая аристократия, луидор, дублон | Задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания, а в Англии нет? | §14, вопросы в конце параграфа устно |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
11 | 1 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно-следственные связи. | Революция 1848 года, вторая республика, Режим Второй империи. Антиклерикализм, сантим, авторитарный режим. | Проверка д/з по вопросам учебника. | §15, вопрос 5 письменно | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
12 | 1 | Англия: сложный путь к величию и процветанию | Объяснить цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческими документами | Хартия, чартизм, радикализм, профсоюзы, билль, тред-юнион, «мастерская мира», социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы. | Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию | §13, вопросы в конце параграфа устно | ||||
13 | 1 | Италия и Германия в первой половине XIX века. | Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей | Политика О. фон Бисмарка. Образование Северо-германского союза. Национальное объединение Италии. Канцлер, карбонарий. | Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданичества? | §16-17, составить синхронистическую таблицу «Объединительные движения в Италии и Германии» | ||||
14 | 1 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | Называть причины и последствия войны Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений. | Парижская Коммуна. Франко-прусская война. Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. | Алгоритм военных действий | § 18, подготовка к повторительно-обобщающему уроку | ||||
15 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Строительство новой Европы» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Строительство новой Европы» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, письменная работа |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
Тема 4. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (4 часа) | ||||||||||
16 | 1 | Германская империя в конце XIX-началеXX вв. | Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии | Особенности индустриального развития. Либеральные реформы. Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм. | Тест, беседа с элементами дискуссии. | § 19, вопросы в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
17 | 1 | Франция: Третья республика | Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карты колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Франция – светское государство. Радикал, коррупция, атташе. | Экспресс-опрос | § 21, вопрос 5 письменно | ||||
18 | 1 | Великобритания: конец Викторианской эпохи | Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей | Особенности экономического развития. Колониальные захваты. Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта. | Беседа; сравнительная таблица. | § 20, вопросы 6-7 письменно | ||||
19 | 1 | Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии | Называть особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития Австро-Венгрии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей. | Конституционная монархия. «Лоскутная империя». Арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия, империя. | Взаимопроверка таблиц. | § 22-23, таблица «Внешняя политика и колониальные захваты европейских стран с 1870 по 1913 г.» |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | ||
план | факт | ||||||||||
Тема 5. США и Латинская Америка (3 часа) | |||||||||||
20 | 1 | США в конце XIX в. | Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений. Объяснять причины успешного развития США; выяснить причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политик США. | Гражданская война. Отмена рабства. Особенности экономического развития. Внешняя политики. Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм, олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», «дипломатия доллара» | Сообщение, беседа, работа в малых группах | §24-25,вопросы и задания в конце параграфа. Опережающее задание: сообщение на тему «Освободительное движение в колониях» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
21 | 1 | Латинская Америка | Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; работать с картой. | Образование независимых государств. Каудильо, клан, гаучо, «латиноамериканский плавильный котел» | Сообщения | §26, вопросы в конце параграфа. | |||||
22 | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Две Америки» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Две Америки» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, разгадывание кроссвордов и ребусов |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |||
план | факт | |||||||||||
Тема 7. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (3 часа) | ||||||||||||
23 | 1 | Япония. Китай, сопротивление реформам | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики. Объяснять причины превращения Китая в полуколонию. | Реформы Мэйдзи, «Открытие» Китая; Экстерриториальность, сегун, тайпины, ихэтуани, политика самоусиления | Тестирование | §27-28 Заполнение сравнительной таблицы «Политические преобразования в странах Азии и Африки» | Усвоение новых понятий, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||||
24 | 1 | Индия. Африка - континент в эпоху перемен | Называть особенности развития; решать познавательные задания. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы. | Особенности колониального движения в Индии, Индийский национальный конгресс. Колониальные захватчики в Африке. Гереро, готтентоты | Проблема: почему индийская община сильнее городского населения сопротивлялась колонизации? | §29-30 Заполнение сравнительной таблицы «Политические преобразования в странах Азии и Африки» | ||||||
25 | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Япония, Китай, Индия, Африка» | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Традиционные общества в XIX веке» | Составление сравнительных таблиц, тестирование, письменная работа |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
Тема 8. Международные отношения в конце XIX начале XX веке (2 часа) | ||||||||||
26 | 1 | Международные отношения: дипломатия или войны? | Называть основные международные противоречия. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. | Империалистические войны. Новейшая история как историческая эпоха. Канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, концентрационный лагерь. Социал-демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм | Круглый стол | §31, составление сравнительной таблицы «Международные отношения в XIX – в начале XX вв.» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
27 | 1 | «Новый империализм». Первая мировая война 1914-1918 гг. | Знать причины мировых войн начала XX в., военные блоки. Суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи. Работать с картой. Составлять хронологическую таблицу событий | Тройственный союз, локальные конфликты, Антанта, Лига наций, Версальско-Вашингтонская система | Эссе: «Можно ли было избежать начало Первой мировой войны?» Составление таблицы | Хронологическая таблица событий Первой мировой войны 1914-1918 гг. Подготовка к повторительно-обобщающему уроку | ||||
Итоговое повторение-обобщение по курсу «Новая история»(1 час) | ||||||||||
28 | 1 | Итоговый повторительно-обобщающий урок (контроль знаний) | Систематизация знаний по курсу Новой истории | Контрольная работа | Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | ||
план | факт | ||||||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ЧАСОВ) | |||||||||||
Введение (2 ч.) | |||||||||||
1 | 1 | Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв. | Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс; развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами | Политический строй, социальный строй, экономический строй, многоконфессиональное государство, сословие, мещане, гильдия. | Беседа, фронтальный опрос, составление таблиц-схем | Введение, заучивание основных понятий. | Усвоение новых понятий. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, осмысленного чтения. | Л: 1,2 П: 1,2 Р: 1,2 | |||
2 | 1 | Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв. | Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс; развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами | Сельское хозяйство. кризис крепостнического хозяйства. Отходничество. Промышленность, мануфактура. Города. Транспорт. Торговля. | Эвристическая беседа, понятийный диктант | Введение, вопросы после текста. | |||||
Тема 1. Закат крепостной эпохи (17 ч.) | |||||||||||
3 | 1 | Внутренняя политика Александра I | Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям; навыки анализа документов, постановки и решения проблем; развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости | Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М. М. Сперанский | Беседа, работа с документами. | §1, § 3 вопросы в конце параграфа. Опережающее задание: повторить тему «Завоевания Наполеона». Подготовить сообщения: «Бородинское сражение»; «Полководец М. И. Кутузов»; «Подвиги героев Отечественной войны» | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | |||
4 | 1 | Внешняя политика Александра I | Выяснить основные направления внешней политики России накануне Отечественной войны и причины войны 1812 года; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой. | Участие России в антифранцузских коалициях. Континентальная блокада, восточный вопрос. | Заполнение сравнительной таблицы, беседа | §2, вопросы в конце параграфа |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |||
план | факт | |||||||||||
5* | 1 | Отечественная война 1812 года. | Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой. | Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж | Беседа, фронтальный опрос, работа с картой | §4 , вопрос 2 письменно | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||||
6 | 1 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | Выяснить основные направления внешней политики России в 1813-1825 гг.; учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, работать с картой. | Заграничные походы русской армии; пятая антинаполеоновская коалиция. Венский конгресс. «Священный союз». | Оформление таблицы, понятийный диктант, тестирование | §5 | ||||||
7 | 1 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Познакомиться с основными направлениями политики Александра I в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ; развить навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, решать проблемы | Усиление консервативных течений. Аракчеевщина. «Казенный мистицизм». Военные поселения, цензура. Конституция Царства Польского, сейм, «Уставная грамота Российской империи». | Беседа, фронтальный опрос, работа с документами. Хронологический диктант | §6-7, вопросы в конце параграфа | ||||||
8 | 1 | Общественное движение при Александре I | Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия | Организации декабристов, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество, Восстание на Сенатской площади в Петербурге, династический кризис | Составление сравнительной таблицы. Работа с историческими источниками. | §8-9, вопрос 4 | ||||||
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |||
план | факт | |||||||||||
9* | 1 | Движение декабристов | Углубить ранее изученный материал о движении декабристов. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. Развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности. | Организации декабристов, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общество, Восстание на Сенатской площади в Петербурге, династический кризис | Работа в группах с элементами ролевой игры | §9, вопрос 4 | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||||
10 | 1 | Николаевская Россия Внутренняя политика Николая I | Познакомить учащихся с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики. Развивать навыки работы с документами и поиска ошибок в них. Развить навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. | Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение, жандармы. Кодификация законов. Политика в области просвещения. | Сообщение, составление схемы, работа с документами. Беседа. | § 10 | ||||||
11 | 1 | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | Познакомить учащихся с основными тенденциями развития экономики России второй четверти XIX века. Развить навыки работы с тестовыми заданиями, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. | Промышленный переворот. Железные дороги. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Пролетариат, буржуазия 30-40 гг. XIX в. | Работа с документами, заполнение пропущенных слов в тексте | § 11, Основные понятия и конспект в тетради. | ||||||
12 | 1 | Внешняя политика Николая I | Изучить основные направления внешней политики России второй четверти XIX в. Выяснить территориальные приобретения по итогам русско-турецкой войны. Развивать навыки работы с картами, выделять главное, анализировать | Русско-турецкая война (1828-1829); Адрианопольский мирный договор – 1829 г.; навигация; контрибуция; Лондонская конвенция 1841 г. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с картой. | § 12, Основные понятия и конспект в тетради. |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
13* | 1 | Кавказская война | Выяснить причины и ход военных действий на Кавказе, ее последствия для народа Кавказа. Развить навыки работы с картой, умения выявлять причинно-следственные связи, определять и объяснять понятия. | Кавказская война (1830-1864); горцы; Имам; Шамиль; мюридизм; имамат; теократия, газават | Беседа, фронтальный опрос | § 12, С.74-75, подготовить сообщение | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
14* | 1 | Крымская война (1853 -1856). Оборона Севастополя | Изучить причины, ход и последствия Крымской войны. Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации. | Крымская война (1853-1856), Синопское сражение – 18 ноября 1853 г., оборона Севастополя – сентябрь 1854 г. – август 1855 г. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с картой. | §14, вопросы 1-2,4-5 в конце параграфа | ||||
15 | 1 | Общественные движения 1830-1850-х гг. | Познакомить учащихся со взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов. | Западники, славянофилы, консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое направления общественной мысли, социализм | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание таблиц и схем. | §14, Основные понятия и конспект в тетради. | ||||
16* | 1 | Наука и образование первой половины XIX в. | Познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а так же с достижениями российской науки в это время. | Гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы. | Беседа, задание на соответствие. Работа с историческими документами, создание схем. | §15, вопросы 3-4 в конце параграфа | ||||
17* | 1 | «Золотой век» российской культуры первой половины XIX в. | Создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив внимание на ту атмосферу к которой создавались выдающиеся произведения. | Романизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм. | Эвристическая беседа. Задание на заполнение в тексте пропущенных слов | §17. Создание проекта: «Быт основных сословий Российской империи» |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |||
план | факт | |||||||||||
18* | 1 | Перемены в быту основных сословий населения. | Познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи | Мультимедийные презентации | §18, Подготовка к повторительно-обобщающему уроку | |||||||
19 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Закат крепостной эпохи» (контроль знаний) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Закат крепостной эпохи» | Контрольная работа | ||||||||
Тема 2. Россия в пореформенную эпоху (21ч.) | ||||||||||||
20 | 1 | Накануне отменны крепостного права. | Выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы | Редакционные комиссии, Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание таблицы. | §19, вопросы 1-2 в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||||
21* | 1 | Отмена крепостного права | Познакомить учащихся с реформой крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе | 19 февраля 1861 г. – «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» норма надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с литературными произведениями | §20 | ||||||
22 | 1 | §20, основные положения крестьянской реформы | ||||||||||
23 | 1 | Либеральные реформы 60-70-х годов | Познакомить учащихся с реформами 60-70-х гг., показать их либеральных характер, с одной стороны, и ограничить, с другой. | Земства, «гласные», курия, имущественный ценз; городская: дума, управа, голова; всеобщая воинская повинность | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §21-22 Основные понятия и конспект в тетради. |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
24 | 1 | Социально-экономическое развитие пореформенной России | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны | Отработочная система, капитализм | Беседа. Работа с историческими документами, создание схем. | §23 вопросы 1-5 в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
25 | 1 | Либеральное и консервативное общественные движения в 60-70-е годы | Выяснить особенности либерального движения в 60-70 гг, основные идеи консервативного движения. | Либералы, консерваторы, тверской адрес | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами. | §24, вопрос 2 в конце параграфа | ||||
26 | 1 | Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. | Познакомить учащихся с идеями и их развитием радикального общественного движения 60-70 гг., выяснить причины широкого развития радикального революционного движения | Революционер, «хождение в народ», народничество: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое; «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел» | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами. Создание сравнительных таблиц | §25 | ||||
27 | 1 | Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг. | Изучение радикального движения. Выяснить причины перехода к терроризму, как к методу борьбы с властью показать опасность и нецелесообразность этого метода. | §26 | ||||||
28 | 1 | Суд над В. И. Засулич | Повторить и закрепить ранее изученный материал по судебной реформе и общественному движению | Монолог, эвристическая беседа, анализ | ||||||
29 | 1 | Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг. | Выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг. | Департамент государственной полиции при МВД, диктатура М. Т. Лорис – Меликова; убийство Александра II – 1 марта 1881 г. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §19-26 |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
30 | 1 | Внешняя политика Александра II | Познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре II. Выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II. | Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. – присоединение Средней Азии к России | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §27,вопросы в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
31* | 1 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; на примере доблести мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину. | 1877-1878 гг. – русско-турецкая война; 19 февраля 1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор; июнь 1878 г. – Берлинский конгресс; г. Плевна, Шипкинский перевал | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §28, вопросы в конце параграфа | ||||
32 | 1 | Внутренняя политика Александра III | Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования. | Александр III – годы правления 1881 – 1894; контрреформы, циркуляр о «кухарских детях»; земский начальник. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §29-30, вопросы в конце параграфа | ||||
33 | 1 | Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг. | Выяснить основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в 80-90 гг. | С. Ю. Витте - министр финансов; косвенные налоги; конвертируемость; дефицит бюджета; винная монополия. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §31, вопрос 2 письменно | ||||
34 | 1 | Появление новых течений в общественно-политический жизни в 1880-1890-х годах | Познакомить учащихся с основами марксистского учения, которое определит развитие России в XX веке | Кризис революционного народничества; теория малых дел; рабочее движение; марксизм. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §34 |
№ | Кол-во час. | Дата | Тема урока | Предметные результаты | Основные факты, понятия, проблемы | Вид контроля | Домашнее задание | ООУН | УУД | |
план | факт | |||||||||
35 | 1 | Внешняя политика Александра III | Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России при Александре III; выявить основные причины распада «Союза трех императоров» | 1882 г. - тройственный союз; военный союз, мобилизация; сепаратный мир, 1892 г. – военная конвенция о союзе России и Франции. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §35, вопросы в конце параграфа | Усвоение новых понятий, установления причинно-следственных связей, закономерностей. Развивать понятийное мышление. Развивать у учащихся умения классификации, обобщения, слушания, осмысленного чтения. Работа с картой и историческими источниками. Развитие навыков проведения исторического анализа литературных произведений. | Л: 1-6; П: 1-8, 12,15 Р: 1-9; К: 1-10 | ||
36* | 1 | Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века | Познакомить учащихся с системой образования во второй половине XIX в. И достижениями ученых в это же время. | Классические и реальные гимназии | Эвристическая беседа. Задание на соответствие. Работа с художественным произведением | § 36 | ||||
37* | 1 | Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в. | Создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством композиторов, литераторов, и художников данного периода. | Эвристическая беседа. | § 37 | |||||
38 | 1 | Перемены в быту основных сословий населения в первой половине XIX в. Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в. | Познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи. | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | §39 | |||||
39 | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Россия в пореформенную эпоху» | Беседа, фронтальный опрос. Работа с историческими документами, создание схем. | ||||||
40 | 1 | Итоговое повторение (контроль знаний) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по курсу История Отечества | Контрольная работа |
Итого 68 часов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №40 От________________№_____ _________________________ Подпись руководителя МО, ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Е.А. Самарская __________20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...