Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Программа разработана в соответствии ФГОС.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №40
Приказ от__________№___
______________С.В.Юрова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По________истории Древнего мира______________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
______________ основное общее образование ___5 класс_
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Количество часов__2ч/нед 68 часов/год_________________
Учитель_______Кравцова Татьяна Борисовна_______
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы основного общего образования
________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер «Просвещение» 2011г.,
- примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (Стандарты второго поколения),
- программы основного общего образования МБОУ СОШ № 40.
Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
Учебный предмет «история» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет « История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в его хронологической последовательности, начинается приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи древнего мира. Данный курс дает возможность изучать историю многомерно: он знакомит школьников с природными условиями и хозяйственной деятельностью, с политическим и социальным развитием древнего общества, с повседневной жизнью и духовной культурой.
В учебном плане по истории отводится 68 часов (2 часа в неделю). Учитывая календарные праздничные дни, возможен перенос учебного часа на другой день недели или объединение двух тем.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (в календарно-тематическом планировании), программа воспитания и социализации обучающихся (темы уроков на которых реализуется программа, отмечены *) на ступени основного общего образования для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Цель изучения курса в 5 классе: создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций; отработать на уроке такие умения и навыки как сравнение, систематизация и анализ информации, оценка исторических деятелей, событий, явлений, аргументированность и доказательность ответа.
Задачи:
1) повышение общего интеллектуального уровня учащихся, расширение их кругозора;
2) воспитание патриотизма, уважения к истории, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
3) освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями
работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, решение познавательных задач, работа с документами.
Формы организации образовательного процесса:
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 5 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.
Планируемые результаты освоения материала
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по истории в 5 классе:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:· читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Используемые УМК:
- Учебник. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.
- О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебнику А.А. Вгасина, Г.И. Годера,И.С. Свенцицкой.-2-е изд. Исп. И доп. М.: ВАКО, 2010. – 304 с.
- К.В. Волкова. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5-й кл.: к учебнику А. А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ К.В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006. – 222 с.
- Настенные исторические карты.
Экранно-звуковые пособия.
1. Уроки истории с применением информационных технологий 5 класс (Разработано в соответствии с требованиями ФГОС);
2. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_5_kl_idm.docx | 35.07 КБ |
ktp_idm_5_kl.docx | 74.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №40
Приказ от__________№___
______________С.В.Юрова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По________истории Древнего мира______________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
______________ основное общее образование ___5 класс_
(начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Количество часов__2ч/нед 68 часов/год_________________
Учитель_______Кравцова Татьяна Борисовна_______
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы основного общего образования
________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «История Древнего мира» А.А. Вигасина, Г.И. Годер «Просвещение» 2011г.,
- примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (Стандарты второго поколения),
- программы основного общего образования МБОУ СОШ № 40.
Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
Учебный предмет «история» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет « История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в его хронологической последовательности, начинается приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи древнего мира. Данный курс дает возможность изучать историю многомерно: он знакомит школьников с природными условиями и хозяйственной деятельностью, с политическим и социальным развитием древнего общества, с повседневной жизнью и духовной культурой.
В учебном плане по истории отводится 68 часов (2 часа в неделю). Учитывая календарные праздничные дни, возможен перенос учебного часа на другой день недели или объединение двух тем.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (в календарно-тематическом планировании), программа воспитания и социализации обучающихся (темы уроков на которых реализуется программа, отмечены *) на ступени основного общего образования для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Цель изучения курса в 5 классе: создать более полное представление о странах древнего мира, более глубокое проникновение в специфику древних цивилизаций; отработать на уроке такие умения и навыки как сравнение, систематизация и анализ информации, оценка исторических деятелей, событий, явлений, аргументированность и доказательность ответа.
Задачи:
1) повышение общего интеллектуального уровня учащихся, расширение их кругозора;
2) воспитание патриотизма, уважения к истории, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
3) освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями
работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, решение познавательных задач, работа с документами.
Формы организации образовательного процесса:
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 5 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.
Планируемые результаты освоения материала
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по истории в 5 классе:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:· читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Используемые УМК:
- Учебник. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.
- О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебнику А.А. Вгасина, Г.И. Годера,И.С. Свенцицкой.-2-е изд. Исп. И доп. М.: ВАКО, 2010. – 304 с.
- К.В. Волкова. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5-й кл.: к учебнику А. А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс»/ К.В. Волкова. – М.: Экзамен, 2006. – 222 с.
- Настенные исторические карты.
Экранно-звуковые пособия.
1. Уроки истории с применением информационных технологий 5 класс (Разработано в соответствии с требованиями ФГОС);
2. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.
Содержание курса
История Древнего мира
5 класс (68 ч)
Введение (2 ч.)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о христианской эре. Понятия «год», «век», «тысячелетие».
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.)
Понятие «первобытные люди». Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Повторительно-обобщающий урок (контроль знаний): жизнь первобытных людей.
Раздел 2: Древний Восток (19 ч.)
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством. Религиозные верования египтян. Жрецы Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города –государства. Общественное устройство, варвары. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Повторительно-обобщающий урок (контроль знаний): Западная Азия, Китай, Индия в древности.
Раздел 3: Древняя Греция (20 ч.)
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Троянская война. «Иллиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Соломона. Спарта: основные группы населения, политическое устройство, спартанское воспитание.
Классическая Греция. Греко-персидские войны. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.
Повторительно-обобщающий урок (контроль знаний): Древняя Греция.
Раздел 4: Древний Рим (18 ч.)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Легенды об основании Рима. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформа Гракхов.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Октавиан Август. Возникновение и распространение христианства. Разделение римской империи на западную, восточную части. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Цицерон. Развитие наук. Быт и досуг римлян.
Повторительно-обобщающий урок (контроль знаний): Древний Рим.
Итоговое повторение (1 ч.): Наше путешествие по Древнему миру
Итоговый контроль знаний (1 ч.)
Урок-семинар «Семь чудес света» (1ч.)
Требования к результатам обучения выпускника 5 класса:
Выпускник научится:
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
•раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», "империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Критерий оценки знаний учащихся.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Критерии оценки тестового задания:
- 90-100% - отлично «5»;
- 70-89% - хорошо «4»
- 50-69% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:
- ведение тетради (наличие в ней материала)
- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)
- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности
- готовность к уроку (выполнение домашних заданий)
График контрольных работ.
Контрольная работа | Дата |
Контрольно-обобщающий урок по разделу I «От первобытности к цивилизации» (Тестирование) | |
Контрольная работа по разделу II «Древний Восток» | |
Повторительно-обобщающий урок по разделу III «Античность. Древняя Греция» (Контрольная работа) | |
Повторительно-обобщающий урок по разделу IV «Античность. Древний Рим» (Контрольная работа) | |
Итоговая контрольная работа |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во час. | Предметные результаты | Домашнеезадание | Характеристика УУД | Дата план | Дата факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (2 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение в курс | 1 | Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Представление письменных источников. | С. 6 | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Счет лет в истории | 1 | Представление о счете времени по годам в древних государствах. Особенности обозначения дат до нашей эры. Понятия «год», «век», «тысячелетие» | Гл. 3, з. 5, практичес-кая работа | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. | Уметь определять историческое время по ленте времени. | Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Древнейшие люди. | 1 | Археология. Этнография. Каменный век. Орудия труда. Праобщина. Показать на карте место расселения древнейших людей, описать портрет древнего человека. | §1, вопросы | Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. | Самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | «Человек разумный». Род. Родовая община. Племя. Рассказывать об орудиях труда. | §2, ответить на вопрос №4 | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. | Самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5* | Возникновение искусства и религии. | 1 | Что такое искусство? Религия? Магия. Амулет. Миф. Скульптура. Религиозные верования. | §3 заполнить таблицу | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Вступать в речевое обращение; планировать цели и способы взаимодействия. | Выявлять причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Объяснить значение отделения земледелия от скотоводства, объяснять смысл понятий «оседлый образ», «ремесло», «гончарный круг», «ткацкий станок» | §4, ответить на вопрос №3 | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Вступать в речевое обращение; планировать цели и способы взаимодействия. | Выявлять причины возникновения земледелия и скотоводства | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Появление неравенства и знати. | 1 | Уметь сравнивать родовую и соседскую общину, знать термины «государство», «неравенство». | §5 ответить на вопрос №3, заполнить таблицу | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий; задавать вопросы с целью получения нужной информации. | Сопоставлять схемы и текстовую информацию; устанавливать закономерности; делать выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» (Контроль знаний) | 1 | Оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания; характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу о его ошибках. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Древний Восток (19 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Древний Египет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Государство на берегах Нила | 1 | Древний Египет, показывать на карте положение Древнего Египта | §6 | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности и признаки появления древнейших государств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
10* | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Описывать условия жизни и занятия египтян, объяснять слова: фараон, шадуф, вельможа, колесница, жрецы, статуя. | §7, составить рассказ-описание «Жизнь и быт фараона, жреца, земледельца, раба» | Анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; применять правила делового сотрудничества | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности жизни древних египтян; приводить примеры в качестве доказательства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | Знать о жизни египетских вельмож, уметь анализировать исторические факты. | §8, составить рассказ по вопросу №3 | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности и признаки появления древнейших государств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Военные походы фараонов. | 1 | Понимать последствия военных походов фараонов Древнего Египта, использовать исторические документы как источник знаний | §9 , подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимать другое мнение и позицию. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Религия древних египтян. | 1 | Бог. Многобожие. Бальзамирование Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг. | §10 | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности и признаки появления древнейших государств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14* | Искусство древних египтян. | 1 | Знать древнеегипетскую архитектуру, скульптуру. Сфинкс, обелиск, колонна. | §11, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян. | Выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность; проявлять интерес к новому учебному материалу; характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий. | Планировать цели и способы взаимодействия; понимать позицию партнера, согласовывать с ним свои действия. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | Иероглифы. Рельеф. Роспись, пирамиды. | §12, ответить на вопросы | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий. | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Западная Азия в древности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Понятия: закон, Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички. Уметь сравнивать географическое положение Египта и Междуречья. Знать законы Хаммурапи. | §13-14, ответить на вопросы | Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Финикийские мореплаватели | 1 | Показывать на карте древние города и государства Древнего Средиземноморья, знать важнейшие открытия и достижения финикийцев в области культуры. | §15, знать понятия: колония, колонизированный | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию | Вступать в речевое обращение; планировать цели и способы взаимодействия. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
18* | Библейские сказания. | 1 | Знать библейские сказания. Первая монотеистическая религия. Знать ветхозаветные сказания. Миф, предание, единобожие, заповеди завет, Ветхий Завет. | §16, подготовить пересказ одного из библейских сказаний | Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Древнееврейское царство. | 1 | Знать библейские предания о героях, о правлении царя Давида и Соломона. | §17 ответить на вопросы | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. | Выявлять особенности и признаки появления древнейших государств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Ассирийская держава. | 1 | Знать о завоеваниях ассирийцев, о культурных сокровищах Ниневии и о гибели империи. | §18 ответить на вопросы | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Персидская держава «царя царей». | 1 | Ознакомиться с военными походами персидской державы. Знать понятие зороастризм. Самый могущественный правитель – Дарий Первый. | §19 ответить на вопросы | Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражать положительное отношение к процессу познания | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга. | Устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Индия и Китай в древности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22* | Природа и люди Древней Индии | 1 | Ознакомиться с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Ганг, Инд, Гималаи. | §20 сообщение о поклонении в Индии животным. | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Индийские касты. | 1 | Знать понятие «касты», «неприкасаемые». Будда, буддизм. | §21 ответить на вопросы | Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения. | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Участвовать в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
24* | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | Ознакомиться со взглядами китайского мудреца Конфуция. Понятие «конфуцианство» | §22 ответить на вопрос 3 | Сохранять мотивацию учебной деятельности; выражать положительное отношение к процессу познания | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий. | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Первый властелин единого Китая. | 1 | Империя Цинь. Завоевательные войны. Строительство Великой китайской стены. Понятия: бумага, шелк, император. | §23 | Сохранять мотивацию учебной деятельности; выражать положительное отношение к процессу познания | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Выявлять особенности и признаки появления древнейших государств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток» | 1 | Знать все понятия раздела, вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. | Повторить вопросы с § 6-23 | Оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания; характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу о его ошибках. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Повторение по теме «Древний Восток» (Контроль знаний) | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Древняя Греция (20 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Древнейшая Греция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Греки и критяне | 1 | Ознакомиться с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории. Знать понятия: Северная Греция. Средняя Греция. Южная Греция (Пелопоннес) Миф. Световой колодец. Минотавр. | §24. | Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения. | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий. | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Микены и Троя | 1 | Ознакомиться с микенской культурой Древнейшей Греции, объяснять причины Троянской войны. | §25, составить конспект | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности и признаки появления древнейших государств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
30* | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | 1 | Сведения о жизни Гомера. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». | §26, 27 описать понравившегося героя поэм | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Вступать в речевое обращение; планировать цели и способы взаимодействия. | Получить представление о личности Гомера и его поэмах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Религия древних греков. | 1 | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, ознакомиться с мифами о них. | §28, подготовить ответ «Какие подвиги совершил Геракл?» | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями; участвовать в коллективном обсуждении проблем; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию. | Овладевать целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Знать понятия: Полис, демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты. | §29, ответы на вопросы | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | Знать причины и значение проведения реформ Солона. Усвоить понятия: демократия, реформы. | §30 ответы на вопросы | Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. | Сопоставлять схемы и текстовую информацию; устанавливать закономерности; делают выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Древняя Спарта. | 1 | Ознакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, сравнивать их с Афинским государством.
| §31, миф на с. 147 | Выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | Выяснить основные направления греческой колонизации | §32, Вопрос №2 (работа с картой) | Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания. | Учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала | Планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями; участвовать в коллективном обсуждении проблем; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию. | Привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
36* | Олимпийские игры в древности. | 1 | Ознакомиться с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. | §33, ответы на вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | Выявить причины к пониманию причин победы греков в Марафонской битве, ознакомиться с героической борьбой греков против персидской агрессии. | §34 | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности. | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности и признаки побед древних греков в марафонской битве. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Изучить борьбу греческих полисов с державой персов. | §35, ответы на вопросы | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности. | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности и признаки побед древних греков; роль Фемистокла при подготовке к сражениям. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | Изучить роль Афин в истории Древней Греции, рассмотреть античную демократию. | §36, ответы на вопросы | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Дополнять и расширять знания и представления о хозяйственном развитии Греции. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | В городе богини Афины | 1 | Ознакомиться с главным городом афинского государства. Парфенон, портики, кариатиды. | §37, ответы на вопросы | Выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | §36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин» | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | устно описывать торговый порт Афин | Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа | Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | |||||||||||||||||||||||||||
41 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования. Стиль, палестра. | §38 | Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. | Овладевать целостными представлениями о Древней Греции; привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | В театре Диониса. | 1 | Трагедии, комедии. Театр. Ознакомиться с первыми театральными представлениями. | §39, ответы на вопросы | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Овладевать представлениями о развитии древнегреческого тетра | ||||||||||||||||||||||||||||||||
43* | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Ознакомиться с расцветом демократии в правление Перикла. Оратор, народное собрание, демократия | §40, письменный ответ на вопрос 2. | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Македонские завоевания в IV в. до н.э. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Выяснить причины подчинения городов Эллады Македонии. | §41, ответы на вопросы | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. | Структурировать знания; самостоятельно выделять и формулировать цели; ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Ознакомиться с восточным походом греко-македонских войск, выявить причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского. | §42 | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Выявлять особенности и признаки появления древнейших государств. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | В Александрии Египетской. | 1 | Распад державы Македонского. Ознакомиться с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока. | §43 | Оценивать, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу | Участвовать в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. | Структурировать знания; самостоятельно выделять и формулировать цели; ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Повторительно-обобщающий урок (контроль знаний) | 1 | Оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания; характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу о его ошибках. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Древний Рим (18ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Древнейший Рим | 1 | Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима. | §44, выучить новые термины | Выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу | Вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. | Выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Завоевание Римом Италии | 1 | Выявить причины завоевания. | §45, решить историческую задачу. | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Вступать в речевое обращение; планировать цели и способы взаимодействия. | Привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Устройство Римской республики. | 1 | Усвоить понятие «республика», изучить управление в римской республике. Знать понятия: консул, народный трибун, вето, легионы | §46 Составить план пересказа. | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Организация самоконтроля и самооценивания. | Овладение средствами решения коммуникативных задач. | Выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Выяснить причины, характер войны Рима с Карфагеном. | §46, ответы на вопросы. | Выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2 в. до н.э. | 1 | Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, подвести итог по образованию Римской державы. Триумф, империя провинция | §47, придумать рассказ, используя иллюстрации параграфа | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Вступать в речевое обращение; планировать цели и способы взаимодействия. | Привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Ознакомиться с положением рабов в Древнем Риме. Амфитеатр, гладиатор, раб. | §49 | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Организация самоконтроля и самооценивания. | Определять цели, функции участников и способы взаимодействия в группах. | Формировать умения работать с историческими источниками, текстом учебника. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Гражданские войны в Риме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Ознакомиться с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов. | §50, решить историческую задачу | Проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера; вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Восстание Спартака. | 1 | Ознакомиться с героической личностью Спартака, выявить причины начала восстания Спартака, причины его поражения. | §51, составить рассказ от имени гладиатора | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | Прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | ||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Единовластие Цезаря. | 1 | Рассмотреть характер власти, установленной Цезарем в Риме. Гай Юлий Цезарь. | §52, Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Установление империи в Риме. | 1 | Знать понятия: империя, император. | §53, ответы на вопросы | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Организация и планирование работы в группе | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулировать ответы на вопросы учителя. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Римская империя в первые века нашей эры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Соседи Римской империи. | 1 | Установление мира с Парфией. Как жили германцы, славяне, варвары. | §54, решить историческую задачу | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | Усиление императорской власти в Риме после правления Октавиана Августа. | §55, Подготовить развернутый ответ: Почему император Нерон получил прозвище «наихудший» император? | Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания | Принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно выделять и формулировать цель; составлять план действий | Участвовать в коллективном обсуждении проблем; обмениваться мнениями, понимают позицию партнера. | Выявлять особенности и признаки объектов; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
60* | Первые христиане и их учение. | 1 | Возникновение мировой христианской религии и образование христианской церкви. | §56 , подготовить ответ «Какие чудеса сотворил Иисус Христос?» | Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера; вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Структурировать знания; самостоятельно выделять и формулировать цели; ориентироваться в учебнике; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | Расцвет империи во 2 веке | 1 | Ознакомиться с достижениями древних римлян | §57, подготовить сообщение о строительстве в Древнем Риме | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера; вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | «Вечный город» и его жители. | 1 | Ознакомиться с достижениями древних римлян | §58 Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору) | Осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. | Вступать в речевое общение; планировать цели и способы взаимодействия. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | Римская империя при Константине | 1 | Выявить изменения характера императорской власти при Константине. Выяснить о признании христианства господствующей религией в Римской империи. | §59, ответы на вопросы | Применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания | Прогнозировать результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера; вступать в коллективное учебное сотрудничество. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Взятие Рима варварами. | 1 | Выявить причины падения Римской империи. Варвары, епископ | §60, подготовить сообщение: «Почему пала Римская империя?» | Сохранять мотивацию учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность | Оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. | Вступать в речевое обращение; планировать цели и способы взаимодействия. | Привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Повторение по теме «Древний Рим» (контроль знаний) | 1 | §44-60, повторить терминологию | Оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания; характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу о его ошибках. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Повторительно-обобщающий урок «Наше путешествие по Древнему миру» | 1 | Подготовить кроссворды по разделам, тесты с хронологией | Оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания; характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу о его ошибках. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Итоговая контрольная работа «Древний мир» | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Урок-семинар «Семь чудес света» | 1 | Ознакомиться с историей семи чудес света. | Подготовить сообщения о чудесах света. | Оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания; характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу о его ошибках. | Самостоятельно выделять цели; анализировать вопросы и формулировать ответы, решать проблемные задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого 68 часов |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №40 От________________№_____ _________________________ Подпись руководителя МО, ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Е.А. Самарская __________20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...