Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного опыта
«Личностно-ориентированный подход в преподавании истории»
Из опыта работы учителя истории
МБОУ «Дмитриево – Усадская ООШ»
Атюрьевского муниципального района
Петяйкиной Нины Викторовны
- Актуальность и перспективность опыта
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.
Целью личностно – ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка.
- Условия формирования опыта
В последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая популярность обусловлена не модой, а рядом объективных причин:
- Динамическое развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
- Психологи отмечают, что нынешнем учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов применение новых подходов, методов во взаимодействии с учащимися.
- Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности то есть отношения должны строиться на истинном уважении личности обучающегося, уважении его достоинства и т.д.
- Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта явились работы: А. В. Петровского,
Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской, Ш.А. Амонашвили. Изучение их работ
позволяет понять и почувствовать общий для них гуманистический подход, лежащий в основе используемых педагогических технологий. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинному, реальному Я ребенка.
По теории И.С. Якиманской целью личностно-ориентированного урока является создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен придумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребенка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые. уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.
- Технология опыта
Способности у всех детей разные. Задача учителя – видеть их и помочь им раскрыться. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
- Личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание неповторимости, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
- Дифференцированному обучению; учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта индивидуальности каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;
- Проблемно – поисковому методу обучения, который способствует
обобщению ранее приобретенных знаний, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
- Компьютерным технологиям, повышающим уровень учебной мотивации, компьютерной грамотности; развивающим навыки самостоятельного поиска информации. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
- Специфика информационных технологий именно в том, что они представляют пользователю - учителю и учащимся - громадные возможности: информация в сетях (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев, архивов), а также информация на дисках (технологии CD - ROM). Использование на уроках истории и обществознания электронных учебников и лекций, контролирующих программ, справочников и баз данных, компьютерных иллюстраций значительно расширяет возможности для лучшего усвоения материала, оптимизируют учебный процесс и конечно усиливают мотивацию к учебной деятельности. Однако ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, не в состоянии заменить живое слово педагога и непосредственное общение.
- Не секрет, что развитие сети Интернет поставило ещё одну серьёзную педагогическую проблему: наиболее посещаемыми сайтами являются те, которые содержат коллекции рефератов, курсовых работ. Учителю необходимо знать и эти ресурсы Интернет, чтобы в состоянии оценить уровень реальных знаний своих учеников. Считаю, что не следует запрещать ими пользоваться (а это и невозможно), а нужно научить грамотно, использовать имеющееся информационное поле.
- Использую в работе с учащимися различные формы дискуссии для создания на уроке личностно-ориентированной ситуации – дебаты, «мозговой штурм». Проведение дебатов является эффективным средством обучения. По исследованиям современных учёных выявлено, что активные формы деятельности дают больший результат.
- Проводя уроки в ключе технологии критического мышления, помогаю учащимся вырабатывать убеждение в том, что каждый человек имеет право на собственную оценку происходящих событий, развитию креативности мышления учащихся, умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение.
- Использую технологию исследований, она позволяет моим учащимся активно включаться в исследовательскую деятельность по предмету.
- Основной целью преподавания гуманитарных и общественных предметов в школе сегодня является выработка у учащихся собственной позиции по отношению к вопросам власти, личной свободы, гражданской ответственности и законности. Они должны помочь школьникам научиться при столкновении с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания. Применяемые методы обучения должны помогать развитию у школьников активной жизненной позиции, приобретению навыков коллективной работы по достижению общих целей, умению оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.
- В условиях модернизации современной российской школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В этих условиях школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объём материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе.
- Данный приём позволяет реализовать ряд принципов: принцип свободы выбора, деятельности, обратной связи, идеальности.
- В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, ученику необходимо предоставлять право выбора. Важно, чтобы право выбора всегда уравновешивалось осознанной ответственностью за свой выбор. Знание должно стать инструментом для получения образования, ученик должен с ним работать. Это развивает его навыки самообразования, что немало важно в современных условиях.
- Самостоятельность ученика, однако, не исключает, а предполагает регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи: «ученик-ученик», «ученик-учитель».
- Провожу тестирование, подвожу итоги и их анализирую, выявляя типичные ошибки.
- Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Особое внимание уделяется работе с теми учащимися, у которых наблюдается снижение результатов.
- Результативность опыта
Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Учащиеся участвуют в школьных, районных, республиканских, всероссийских олимпиадах и конкурсах. Посещают кружок «Юный патриот».
Уровень успеваемости в классах составляет 100%; процент качества колеблется от 50% до 96%
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия. Выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях школьного и муниципального методических объединений учителей истории и обществознания, семинарах и конференциях, на курсах повышения квалификации в МРИО.
На уровне школы:
- Доклад: «Гражданско-патриотическое образование и воспитание как источник повышения качества учебно-воспитательного процесса».
- Доклад: «Формирование исторической эмпатии на школьных уроках».
На муниципальном уровне:
- Доклад «Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории».
- Доклад «Тематический контроль и рейтинговая система оценки знаний учащихся».
- Доклад «Внеклассная работа по истории как средство развития творческих способностей учащихся».
На республиканском уровне:
- Выступление на научно-практической конференции «Панорама методических идей» с докладом на тему: «Инновационная форма уроков».
- Участие в VIII конкурсе учителей истории, обществознания и литературы на лучший урок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Урок в 9 классе «Время помнить наступило».
Проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия:
2011 – 2012 учебный год:
- Урок-презентация «Русь древняя», 6 класс.
- Внеклассное мероприятие «Выборы Президента детской организации «Ритм», 8 -9 классы;
2012 - 2013 учебный год:
- Открытый урок «Отечественная война 1812 г.», 8класс.
- Внеклассное мероприятие «Подвиг, вошедший в века», 5-9 классы.
2013 -2014 учебный год:
- Урок – исследование «Занятия и обычаи восточных славян», 6 класс.
- Внеклассное мероприятие «Афганистан – боль в моей судьбе», 5-9 классы.
- Внеклассное мероприятие «День Неизвестного Солдата», 5-9 классы.
Предметные олимпиады по истории:
№ п/п | Учебные годы | Класс | Фамилия, имя участника школьных олимпиад по истории |
1 | 2012-2013 | 7 | Исайкин Юрий (3 место) |
2 | 2013-2014 | 7 | Поршакова Мария (3 место) |
3 | 2014-2015 | 8-9 | Поршакова Мария (2 место), Пугаева Ангелина (3 место) |
№ п/п | Учебные годы | Класс | Фамилия, имя участника муниципальных олимпиад по истории |
1 | 2012-2013 | 7 | Исайкин Юрий (3 место) |
2 | 2013-2014 | 7 | Поршакова Мария |
3 | 2014-2015 | 9 | Исайкин Юрий |
Наличие учащихся – победителей и призеров конкурсов различных уровней
№ п/п | Уровень | Ф. И. ученика | Вид конкурса | Результат |
1. | Муници- пальный | 2011-2012 уч. год | ||
Исайкин Юрий | Конкурс сочинений в рамках акции «Полиция и дети» | 3 место | ||
2012-2013 уч. год | ||||
Исайкин Юрий | Конкурс молодежных творческих работ «Калейдоскоп профессий», в номинации «Трудом красив и славен человек» | 1 место | ||
2013-2014 уч.год | ||||
Горелов Артем | Конкурс творческих работ на тему: «Полиция глазами детей» | 2 место | ||
Горелов Артем | Конкурс творческих работ «Искусство слова» | 1 место | ||
2. | Республи- канский | 2011-2012 уч. год | ||
Стенюгин Дмитрий | Интеллектуально-творческий конкурс «Флот в судьбе России», номинация «Исследовательские работы» | Участник | ||
2013-2014 уч. год | ||||
Горелов Артем | Конкурс творческих работ «Искусство слова» | Участник |
- Трудоемкость опыта
Различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.
- Адресность опыта
Опыт может быть использован учителями истории общеобразовательных школ. Обобщение педагогического опыта реализовано в интернет-публикации.
- Наглядные приложения
- Публичное представление собственного инновационного опыта
- Повторительно – обобщающий урок на тему "Русь Древняя" 6 класс. Презентация урока + конспект урока (http://nsportal.ru/node/1501411).
- Видеозапись урока (http://nsportal.ru/video/2015/01/povtoritelno-obobshchayushchiy-urok-po-teme-rus-drevnyaya).
- Рабочая программа кружка "Юный патриот" (http://nsportal.ru/node/1354912).
- Краеведение. История села Дмитриев Усад (http://nsportal.ru/node/1501466).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...