Практическая работа по теме "Вспомогательные исторические дисциплины"
тест по истории (10 класс) на тему

Саркисова Наталья Васильевна

Практическая работа содержит в себе задания по различным вспомогательным историческим дисциплинам и задачи на счёт лет в истории. Можно использовать для классов гуманитарного профиля и элективных курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vspomogatelnye_istoricheskie_distsipliny.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вспомогательные исторические дисциплины

I вариант

Практические задания на счет лет в истории

1. Древний римский историк Тацит в своей книге пишет, что начинает повествование с 821 года от начала римского летоисчисления.

        1) Когда и с какого события началось летосчисление в Риме?

        2) Сколько лет назад произошло это событие?

        3) Какой год нашего летоисчисления был началом повествования Тацита?

        4) Какой это был век?

        5) Сколько лет назад было начато это повествование?

2. Какой из двух городов – Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше?

3. В каком году греки смогут отметить трехтысячелетие Олимпийских игр?

4. В Новгородской летописи было сказано, что в лето 6544 в Новгороде Великом поднялся народ на восстание и изгнал князя ненавистного Всеволода, а правителей после смуты той стали на вече выкликивать.

        1) Сколько лет назад в Новгороде было установлено республиканское правление?

        2) В каком году по современному летоисчислению произошло это событие?

5. «В лето 6888 пришел ордынский князь Мамай с соплеменниками своими и со всей силой татарской и половецкой на земли русские».

        1) О каком событии идет речь в летописи?

        2) В каком году по современному летоисчислению произошло это событие?

        3) Какой князь возглавил русское войско в битве против монголо-татар?

6. Старый и новый стили:

        1) В каком году произошло восстание декабристов? Назовите день и месяц этого события по старому и по новому стилю.

        2) 28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Какая дата была на российских календарях?

II вариант

Практические задания на счет лет в истории

1. «Отец истории» Геродот в своих «Историях» пишет, что начинает свое исследование с событий 286 года от начала греческого летоисчисления.

        1) Когда и с какого события началось летосчисление в Греции?

        2) Сколько лет назад произошло это событие?

        3) Какой год нашего летоисчисления был началом описываемых Геродотом событий?

        4) Какой это был век?

        5) Сколько лет назад произошло событие, описываемое Геродотом?

2. Какой из двух городов – Санкт-Петербург или Рим – был основан раньше? На сколько раньше?

3. В каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города?

4. В «Повести временных лет» было сказано, что в лето 6605 собрались князья в Любече для устроения мира и порешили между собой соединиться в единое целое и соблюдать землю Русскую».

        1) Сколько лет назад состоялся съезд князей в Любече?

        2) В каком году по современному летоисчислению произошло это событие?

5. «В лето 6750 собралась рать новгородская против рыцарей тевтонских. Заманили на лед  Чудского озера, разбили их наголову и гнали семь верст по льду».

         1) О каком событии идет речь в летописи?

        2) В каком году по современному летоисчислению произошло это событие?

        3) Какой князь возглавил русское войско в битве против немецких рыцарей?

6. Старый и новый стили:

        1) В каком году было отменено крепостное право? Назовите день и месяц этого события по старому и по новому стилю.

        2) 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Какая дата была на российских календарях?

I вариант

Контрольные вопросы

1. Назовите имя музы истории в древнегреческой мифологии.

2. Что означают выражения:

а) троянский конь;

б) нить Ариадны.

3. Что изучают следующие вспомогательные исторические дисциплины?

а) палеография;

б) геральдика;

в) метрология;

г) ономастика.

4. Какие вещи и предметы играли роль денег у древних людей?

а) цветы; б) скот; в) мех; г) вода; д) ракушки; е) зубы животных; ж) песок; з) шкуры.

4. Б. Какие деньги ходили в русском государстве?

а) доллар; б) копейка; в) гривна; г) полушка; д) тенге; е) полтина; ж) реза; з) златник.

5. Какие из перечисленных названий обозначают древнерусские меры длины

а) плуг; б) пядь; в) сажень; г) кадь; д) локоть; е) грудь; ж) десятина; з) верста.

6. По каким признакам образовывались фамилии на Руси (укажите не менее трех)?

7. Определите, к каким видам исторических источников относятся следующие предметы:

а) свод законов «Русская Правда»; б) кольчуга; в) обрядовые песни; г) летопись;

д) глиняный горшок; е) височные кольца; ж) загадки; з) берестяные грамоты.

II вариант

Контрольные вопросы

1. Назовите имя древнегреческого ученого, которого называли «отцом истории».

2. Что означают выражения:

а) ахиллесова пята;

б) яблоко раздора.

3. Что означают названия наук, что они изучают?

а) археология;

б) генеалогия;

в) хронология;

г) нумизматика.

4. А. Из каких металлов чеканили монеты?

а) железо; б) никель; в) латунь; г) серебро; д) золото; е) медь; ж) олово; з) бронза.

4. Б. Какие деньги ходили в русском государстве?

а) фунт; б) рубль; в) гривна; г) алтын; д) марка; е) деньга; ж) куна; з) сребреник.

5. Какие из перечисленных названий обозначают древнерусские меры площади?

а) ковш; б) плуг; в) обжа; г) десятина; д) соха; е) пуд; ж) верста; з) пядь.

6.По каким признакам давались названия населенным пунктам на Руси (укажите не менее трех)?

7. Определите, к каким видам исторических источников относятся следующие предметы:

а) берестяные грамоты; б) меч; в) былина; г) летопись; д) осколки посуды; е) монеты;

ж) пословицы; з) «Слово о полку Игореве».


а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) .

ВОПРОСЫ

I вариант

II вариант

бвдез

бгдез

бвгежз

бвгежз

5

бвдз

бвгд

7

Вещественные: б, д, е

письменные: а, г, з

устные: в, ж

Вещественные: б, д, е

письменные: а, г, з

устные: в, ж

ЗАДАЧИ

1

1) От основания Рима: 753 г. до н.э.

2) 2013+753  и смв=2766

3) 821-753=68 г. н.э.

4)

5) 2013-68=1945

1) Олимпийских игр: 776 г.до н.э.

2) 2013+776=2789

3) 776-286=490 г. до н.э.

4)  

5) 2013 ии+490=2503

2

753=1147=1900

753+1703=2456

3

3000-776=2224

3000-776=2247

4

6544-5508=1136

2013-1136=877

6605-5508=1097

2013-1097=916

5

6788-5508=1380

Куликовская битва

Дмитрий Донской

6750-5508=1242

Ледовое побоище

Александр Невский

6

14.12.1825 - 26 декабря

15 июля 1914

19.02.1861 – 3 марта

19 июля 1914


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исторические науки и вспомогательные исторические дисциплины»

Элективный курс для учащихся 9 классов. Цель курса - подготовить учащихся к сознательному выбору профиля, дать более широкие знания об исторических науках и вспомогательных исторических дисциплинах, ф...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...

История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Методические указания по выполнению практических работ при изучении учебной дисциплины ОГСЭ.03 Английский язык для специальности 23.02.01 « Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте (по отраслям)»

АнотацияЦелью данных методических указаний по дисциплине Иностранный язык (английский) является проведение практических занятий и овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умени...

Методические рекомендации к выполнению практических работ для студентов по дисциплине «Право» 43.02.14 Гостиничное дело

Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 43.02.14 Гостиничное дело, профессионального стандарта ФГОС 3+, программой учебной дисциплины ПД.04 «Право»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Профессия: 38.01.12 Продавец, контролер-кассир

Методические указания по выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине ОДБ.06 Физкультура созданы с целью организации работы на учебных занятиях по предмету,  при выполнении...