Конспект урока "Конец крепостничества"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок был дан на Всероссийском конкурсе "Педагогический дебют - 2013"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 68.78 КБ |
Рабочие листы по уроку | 53.3 КБ |
Раздаточный материал (отрывки документов) | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют- 2013»
Тема урока: Конец крепостничества
Предмет: История России
Класс: 8
Автор: Литвинцева Татьяна Александровна, г. Самара Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением – интернатом имени Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской городского округа Самара
Цели урока:
- образовательные: сформировать представление об условиях отмены крепостного права в России, об особенностях либеральных реформ 60-70- х гг.; проанализировать противоречия реформы отмены крепостного права;
- воспитательные: дать возможность определить свое отношение к реформе, опираясь на изученные факты;
- развивающие: выявить взаимосвязь между либеральными реформами и темпами модернизации в стране.
Планируемые результаты урока:
- предметные: давать определение понятиям: аграрное и индустриальное общество, модернизация; сравнивать положение крестьян до и после реформы отмены крепостного права; прогнозировать следствия реформы; представлять мотивы императора Александра II при разработке и реализации реформы
- метапредметные
- коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства для выражения своего мнения;
- регулятивные: умение самостоятельно определять цели, формулировать проблему;
- познавательные: умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- личностные: формирование целостного мировоззрения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рабочие листы
Приложения: презентация, рабочие листы
План урока (с указанием временных рамок)
- Организационный момент 2 минуты
- Создание проблемной ситуации 7 минут
- Открытие нового знания 13 минут
- Применение нового знания на практике 5 минут
- Рефлексия 3 минуты
Ход урока
Действия учителя | Действия учеников | |||||
Создание проблемной ситуации | - Вспомните из курса обществознания четыре сферы жизни общества? (заполняем схему на доску, слайде) - А чем общество до 1861 года отличалось от современного общества? - давайте подумаем, а как мне это отобразить? | - экономическая, политическая, социальная, духовная - существовало крепостное право - предлагают варианты, аргументируя свою точку зрения | ||||
- Каким образом крепостное право проявлялось в указанных сферах жизни общества? - как называется общество, для которого характерны названные вами признаки? | - в экономической сфере – главное сельское хозяйство, использовался труд крепостных; - в политической: в системе местного самоуправления преобладали помещики, которые исполняли функции полицмейстера, судьи, сборщика налогов; абсолютная монархия; - в социальной сфере: сословное деление общества, сословность суда, рекрутские повинности, сословность в образовании - в духовной сфере: низшие сословия не имели доступ в гимназии, университеты - Аграрное, традиционное общество | |||||
- А. Х. Бенкендорф называл крепостное право «пороховой бочкой». Как Александр II решает эту проблему для государства - почему важно было отменить крепостное право «сверху»? - Как можно назвать улучшение, развитие | - 19 февраля 1861 года издан манифест об отмене крепостного права. - Предлагают варианты: предотвратить революцию, крепостное право – тормозило, а цель императора способствовать его развитию - модернизация | |||||
Справочные сведения: Авторов-разработчиков земской, судебной, военной и других реформ 1860-1870-х гг. (братьев Милютиных, Замятиных) их противники постоянно обвиняли в либерализме.
О положении в средней школе в 1870-х годов (по учебнику для студентов В.А. Федорова): «В гимназиях внедрялись механическое заучивание и зубрежка, подавлялась всякая самостоятельность мысли. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне е, поощрялись доносы и наушничество. Повышение оплаты ограничивало прием в гимназии и реальные училища детей из малоимущих слоев – крестьян и городских рабочих. Окончившим реальные училища не только категорически запрещался доступ в университеты, но и затруднялось поступление в высшие технические учебные заведения»
?! Почему в период реформ 1860-1870-х годов явные либеральные меры правительства сочетались с явными антилиберальными, консервативными? Способствовали ли реформы Александра II модернизации или нет? | ||||||
- Ребята, сегодня я предлагаю остановиться на одной сфере жизни общества - экономической. Почему? | -« Экономика определяет политику» | |||||
- Чтобы выделить положения реформы предлагаю обратиться к источнику. | - читают документ № 1 | |||||
Заполняем схему: (Приложение 2) - как строились отношения между помещиком до 1861 года? - обычно средний надел составлял 4,8 десятины на душу (мужчину) - от чего мог зависеть размер надела? - разница в размере наделов получила название – отрезки. - однако этот надел принадлежал крестьянину, становился ли он собственником? - мировыми посредниками была автор романа «Война и мир», хирург, основатель анастезии Николай Иванович Пирогов. - Образование волостного управления: сельский сход в общине выбирал представителя волостной сход - десятских (один представитель от 10 дворов) (волость – это несколько соседних общин), где выбирался волостной старшина | - помещики выдавали крестьянам в пользование надел, за который крестьяне несли повинности - однако по реформе средний надел составлял 3,3 десятины на душу мужского пола. -от территории - черноземные земли или нет. - он принадлежал общине | |||||
Применение полученного знания | - какие положения в пользу крестьян, помещиков? а кто еще получил выгоду? | - гипотезы | ||||
ЗАДАЧА: В деревне Ивановка помещика Иванова 10 дворов по 3 души мужского пола в каждом. Размер годового оброка с деревни равен 300 рублей. По Уставной грамоте помещик Иванов передал своим бывшим крестьянам 100 десятин земли на всю общину. Рыночная стоимость этой земли равна около 1950 рублей. Рассчитайте: 1. Какой выкуп должна заплатить община Иванову? 2. Какую выгоду получил помещик (на сколько выкуп больше стоимости земли)? 3. Какую выгоду в течение 49 лет получит государство?
Х руб - 100% Х = 30000/6= 5000 -выкуп, который должна заплатить община
| ||||||
Заполняем таблицу | ||||||
Консервативные черты | Либеральные черты | Модернизация | ||||
Экономические |
|
| - рабочие руки - узкий рынок спроса Способствовало или сдерживать модернизацию???? Какую дополнительную информацию нужно узнать???? |
Действия учителя | Действия учеников | |
Варианты вопросов: - Почему Александр II сделал больше уступок помещикам, чем крестьянам? - Увеличивавшееся количество налогов на крестьян было вынуждено или являлось прихотью Александра II? - зачем укреплять общину? - за что Александра II стали называть «освободителем», а его реформы 60-70-х годов «эпохой великих реформ»? Назвали бы вы их также? - Как вы думаете, каким образом реформа отмены крепостного права, и ее особенности, противоречия отразятся на реформах в других сферах жизни общества? - Как же получилось, что по итогам правления Александра II госдолг увеличился в три раза, а сам Александр II был убит в результате террористического акта | - гипотезы - гипотезы - гипотезы - гипотезы - гипотезы - гипотезы | |
Рефлексия | - так будет ли такая либеральная реформа способствовать модернизации Российского государства? | - гипотезы |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДОКУМЕНТ 1
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая
Объявляем всем нашим верноподданным.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство … не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные …
… крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость …С приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
… мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян…
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
ДОКУМЕНТ 2
Из общего Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
19 февраля 1861 г.
78. Ведению волостного схода подлежат:
1) выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;
2) постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;
3) меры общественного призрения; учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;
4) принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;
5) назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;
6) поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;
7) поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности;
8) дача доверенностей на хождение по делам волости.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проблемный вопрос: _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: подчеркните разными цветами либеральные и консервативные черты.
В 1860-1863 годах в результате финансовых реформ был создан Государственный банк, в который могли вкладывать все свои сбережения граждане всех сословий. Министерство финансов стало публиковать в газетах бюджет страны – роспись всех доходов и расходов государственной казны, которые раньше были тайной.
Старая подушная подать сохранилась только для крестьян, а для горожан она была заменена единым для всех сословий налогом на недвижимость (городские строения и землю). Был также введен единый для всех земельный налог на сельскохозяйственные угодья – до 10 копеек с десятины. Косвенные налоги на продажу вина, соли, табака теперь не отдавали на откуп богатым купцам. Эти товары разрешили продавать свободно, но только после того, как торговец заплатит особый акцизный сбор и получит на свой товар акцизную марку.
Предварительный просмотр:
Эпоха «Великих реформ»
Задание 1. Прочитав документы 1 и 2, параграф учебника и дополнительные материалы, заполни схему.
ДОКУМЕНТ 1
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая
Объявляем всем нашим верноподданным.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство … не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные …
… крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость …С приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
… мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян…
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
ДОКУМЕНТ 2
Из общего Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
19 февраля 1861 г.
78. Ведению волостного схода подлежат:
1) выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;
2) постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;
3) меры общественного призрения; учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;
4) принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;
5) назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;
6) поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;
7) поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности;
8) дача доверенностей на хождение по делам волости.
Задание 2. Реши задачу. Ответь на вопросы.
В деревне Ивановка помещика Иванова 10 дворов по 3 души мужского пола в каждом. Размер годового оброка с деревни равен 300 рублей. По Уставной грамоте помещик Иванов передал своим бывшим крестьянам 100 десятин земли на всю общину. Рыночная стоимость этой земли равна около 1950 рублей.
Рассчитайте: 1. Какой выкуп должна заплатить община Иванову? 2. Какую выгоду получил помещик (на сколько выкуп больше стоимости земли)? 3. Какую выгоду получит государство?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Прочитай диалог двух современников Александра II и ответь на вопросы.
1: Ну, что, Сидор Сидорыч, как у вас дела? Вспашку, я вижу, уже начали…
2: Ах, Петр Петрович, о чем вы спрашиваете? Будто сами не знаете, как у нас с вами дела? Мужик наш, вообще, ленив. Трудов не любит…
1: На барской – то запашке не любит. Тут с вами Сидор Сидорыч. Не поспоришь…
2: Да. Лодырь, одно слово… Ну. Раньше такого лодыря по розги положишь или там из своих рук накажешь, - знаете, сердце иной раз разгуляется… Глядишь – и идет работа, пусть и с грехом попалам. А сейчас, ведь, управы никакой. Бить не велено…
1: Так вы,. Сидор Сидорыч, голосом берете. Я. Вот давеча, мимо вашей пашни проезжал – вас издалека слышно.
2: А что толку?! Криком тут не поможешь, как ни надрывайся. Ему мужику такому – сякому, барский крик теперь, похоже, еще ему в радость: вот мол, горло барин дерет, а поделать ничего не может.
1: Да, положеньице…
2: Какое там «положеньице»… «Положение» целое – о крепостных крестьянах. Выходящих из зависимости.
1: Шутник вы. Сидор Сидорыч… Впрочем, не буду спорить: ложностей сейчас. И впрямь. Хватает. РВемя такое – переходное. Нам с вами нужно вперед смотреть – в новые времена.
2: Вы что думаете, лучше будет?
1: Будет иначе. ……
Вопросы:
1) В какой период мог произойти данный диалог? Докажи примерами из текста________________________________________________________________________
2) К какой сословию относятся Сидор Сидорыч и Петр Петрович? Докажи примерами из текста ________________________________________________________________________
3) Продолжи диалог.
Задание 4: подчеркните разными цветами либеральные и консервативные черты экономических реформ.
В 1860-1863 годах в результате финансовых реформ был создан Государственный банк, в который могли вкладывать все свои сбережения граждане всех сословий. Министерство финансов стало публиковать в газетах бюджет страны – роспись всех доходов и расходов государственной казны, которые раньше были тайной.
Старая подушная подать сохранилась только для крестьян, а для горожан она была заменена единым для всех сословий налогом на недвижимость (городские строения и землю). Был также введен единый для всех земельный налог на сельскохозяйственные угодья – до 10 копеек с десятины. Косвенные налоги на продажу вина, соли, табака теперь не отдавали на откуп богатым купцам. Эти товары разрешили продавать свободно, но только после того, как торговец заплатит особый акцизный сбор и получит на свой товар акцизную марку.
….
Предварительный просмотр:
ДОКУМЕНТ 1
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, АЛЕКСАНДР ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая
Объявляем всем нашим верноподданным.
Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство … не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные …
… крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость …С приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
… мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян…
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
ДОКУМЕНТ 2
Из общего Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
19 февраля 1861 г.
78. Ведению волостного схода подлежат:
1) выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;
2) постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;
3) меры общественного призрения; учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;
4) принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;
5) назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;
6) поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;
7) поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности;
8) дача доверенностей на хождение по делам волости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Крепостничество в России: причины, этапы формирования, последствия
Лекция по Крепостному праву в России. С использованием выдержек их исторических докуменотв, схемами. Предназначено для учеников старших классов....
Презентация к уроку "Конец крепостничества"
Данный урок я показывала на Всероссийском конкурсе "Педагогтеский дебют - 2013"...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Статья "Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…»"
Статья на тему Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…» Статья написана мной и опубликована в журнале "Молодой ученый" в 2016 году. За ...
Презентация к статье "Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…»"
Презентация для выступления со статьейСтатья на тему Крепостничество Нижегородского Поволжья в сборнике «Ярем барщины старинной…» Статья написана мной и опубликована в журнале "...