Крепостничество в России: причины, этапы формирования, последствия
материал по истории (10 класс) по теме
Лекция по Крепостному праву в России. С использованием выдержек их исторических докуменотв, схемами. Предназначено для учеников старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krepostnichestvo_v_rossii_prichiny_etapy_formirovaniya_posledstviya_.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Крепостничество в России: причины, этапы формирования, последствия
Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
Причины:
- Бегство крестьян из Центральной России на окраины, ввиду сильного феодального гнета, оставляло поместья опустевшими. В целях обеспечения феодальных земель рабочей силой государство запрещает покидать крестьянам их земли;
- Формирование служивого сословия (дворянства) поддерживалось правительством укреплением его благосостояния – прикреплением крестьян к земле;
- Характер формирующегося государства.
Схема 1
Теории происхождения крепостного права:
- Указная теория (Татищев) – крепостничество утверждалось сверху, государством во 2-ой половине XVI в.:
- 1592 г. – закон об ограничении перехода крестьян от хозяина к хозяину (урочные лета);
- 1597 г. – указ о кабальных холопах и пятилетнем сыске беглых крестьян.
- Безуказная теория (Ключевский, 8-ой том) – установление крепостных порядков проходило в рамках развития государства:
- указов начала 90 – х гг. XVI в. не найдено, у Карамзина только ссылка на тот факт, что «он [Федор Иоаннович]в 1592 или в 1593 году законом уничтожил свободный переход крестьян из волости в волость, из села в село, и навеки укрепил их за господами.» (Карамзин Н. М. История Государства Российского. Том 10, Глава 3);
- по мнению Ключевского указ 1597 г. «о пятилетнем сыске беглых крестьян» говорил не о пятилетнем сыске беглых, а о том, что крестьян бежавших в период 1592 – 1597 гг. нужно сыскать. То есть это не практика и не традиция. Государство не вмешивалось в поземельные отношения.
Документ.
Указ о пятилетнем сыске беглых крестьян (1597 г.). Царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин, из патриарховых, и из митрополичьих, и … из монастырских вотчин выбежали до нынешнего … году за пять лет, тех крестьян беглых с женами и с детьми и со всеми их пожитками везти назад, где кто жил. А которые крестьяне выбежали до нынешнего … году лет за шесть и за семь и за десять и больше … суда не давать и назад их не вывозить.
Периодизация:
- 2-я половина XV – середина XVII вв. - формирование, утверждение крепостного права «де факто»
Судебник 1497 г. – появление нормы Юрьева дня: появление кабального холопства (специфическая форма зависимости) – главный источник формирования крепостничества.
Документ.
57. О христианском (крестьянском) отказе.
А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года проживет, да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года проживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит.
2-я половина XVI в. – «де факто» стали устанавливаться крепостные отношения, через нарушение нормы Юрьева дня со стороны помещика, это выражалось в насильственном массовом своз крестьян и насильственном их удержании на земле.
Смута приостановила этот процесс: 1607 г. – указ о 15-ти летнем сроке сыска (не работал в условиях смутного времени).
Далее можно проследить лишь локальное увеличение срока сыска беглых крестьян: 1642 г. – 10 – ти летний срок сыска; 1647 г. – 15 –ти летний срок сыска.
Возникает такое явление как крепостничество по договору.
II. середина XVII – первая четверть XVIII вв. – развитие и юридическое оформление крепостного права
Соборное уложение 1649 г. (Глава XI) – по новому закону крестьяне становятся лично зависимыми, а крепость потомственной.
Документ.
Соборное уложение. Глава XI. Суд о крестьянех.
А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет.
А которые крестьяне за кем записаны в переписных книгах прошлых годов и после тех переписных книг … сбежали или вперед начнут сбегать – тех беглых крестьян, и их детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми, и со всем имуществом отдавать из бегов тем людям, кому они записаны по переписным книгам… Впредь никому чужих крестьян не принимать и за собой не держать…
Но институт крепостничества имел ещё государственный характер, так как крепостные – тяглое население, холопы же не несли тягло (исчезают при Петре I).
1714 г. – указ о майорате (единонаследии): личная зависимость крестьян укреплялась обязательной дворянской службой.
III. 2-я четверть – конец XVIII в. – расцвет крепостной системы
Во второй половине XVIII века крепостные становятся полной собственностью помещиков не связанной с дворянской службой. Это положение было узаконено рядом указов и «Жалованной грамотой дворянству» (1785 г.):
1762 г. – грамота «О вольности дворянской»;
1765, 1767 гг. – указы о ссылке крепостных в Сибирь, о запрете крепостным жаловаться на своих хозяев.
IV. конец XVIII в. – 1861 г. – сужение рамок крепостного права и его отмена
XIX в. стал временем попыток государственной власти отменить или ограничить крепостное право в России. Первый шаг в этом направлении был сделан Александром I в 1803 г. был принят указ о "вольных хлебопашцах": помещик может отпускать крестьян на волю вместе с земельными наделами. За все правление Александра I таким способом смогли освободиться 47 тыс. крестьян.
В правление Николая I были предприняты попытки отмены крепостного права. Николай I говорил: «Я не хочу умереть, не совершив … отмены крепостного права». Но, напуганный, выступлением декабристов в начале своего царствования Николай I вел тайные разработки этой проблемы.
Таблица 1
Попытки демонтажа крепостнической системы при Николае I
Секретный «комитет 6 декабря» 1826 г. | Обсуждает вопрос об ограничении крепостного права |
Секретный комитет 1829 г. | Берет курс на запрещение продажи крестьян без земли |
Секретный комитет 1835 г. под руководством П. Д. Киселева | Готовит реформу государственной деревни |
Секретный комитет 1839 – 1842 гг. | Обсуждает реформу помещичьей деревни. Более 27 тыс. крестьян по указу 2 апреля 1842 г. получают личную свободу, переходя в разряд «обязанных» |
Секретный комитет 1846 – 1848 гг. | Обсуждает записку Л. А. Перовского «Об уничтожении крепостного права в России»; с 8 ноября 1848 г. крестьяне получают право льготного самовыкупа при продаже имений с торгов |
Но разработка реформы по отмене крепостного права была свернута в связи с европейскими революциями. Действие секретных комитетов, по мнению М. Бородкина «изрешетили и расшатали устои крепостной жизни».
Активная работа по подготовке отмены крепостного права началась в ходе правления императора Александра II.
Схема 2
Крестьянская реформа 1861 г.
Последствия:
- Военно-техническая отсталость страны;
- Россия – аграрная страна, в то время как в странах Западной Европы идет процесс развития капитализма (отставание России в развитии от Европы на 100 – 150 лет);
- Низкая производительность крепостного труда;
- Большое количество крестьянских бунтов.
Характерные черты крепостного права
Прикрепление крестьян к земле без права её покидать
(личная зависимость)
Внеэкономическая эксплуатация крестьян: имея надел земли и инвентарь крестьянин выполнял феодальные повинности
(барщина и оброк)
1858 г. – Главный комитет по крестьянскому делу и аналогичные губернские комитеты
Крестьянин не становился собственником земли; теперь она принадлежала крестьянской общине, связывавшей крестьян круговой порукой
Крестьяне получали, в основном, ранее обрабатываемые ими наделы, однако в зависимости от плодородия земель практиковались «отрезки» и «прирезки» в пользу помещика
Безвозмездно крестьяне получали личную свободу; земля выкупалась (значительную часть суммы крестьянину суживало государство)
1861 г. – Государственный совет
19 февраля 1861 г. – «Манифест» Александра II и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
1859 г. – Редакционные комиссии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чехословакия: причины, сущность и последствия событий 1968г
Данная статья посвящена кризису в Чехословакии в 1968году. Описываются события, выявляются причины, сущность событий....
Безработица. Причины, формы и последствия безработицы
Данный материал может быть использован на уроках обществознания в 9 классе, при изучении темы "Экономическая общественная сфера", возможно применение на уроках экономики. Способствует формированию осн...
7 класс. Тема 3, «ЧС метеорологического происхождения», урок 11 «Ураганы, бури, смерчи. Причины возникновения и последствия».
Данная презентация иллюстрирует одиннадцатый урок ОБЖ в 7 классе «Ураганы, бури, смерчи. Причины возникновения и последствия» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 1...
План-конспект открытого урока "Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».
Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов....
«Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».
«Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия»....
Презентация к уроку "Безработица, ее причины, виды и последствия"
Данный материал подготовлен для использования на уроке по обществознанию в 8 классе по теме Безработица, ее причины, виды и последствия...
Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...