Элективный курс "Теория позиционной игры на мировой шахматной доске (геополитика)"
элективный курс по истории (9 класс) на тему

Литвинцева Татьяна Александровна

Элективный курс "Теория позиционной игры на мировой шахматной доске (геополитика)" 2014 год. Победитель областного конкурса элекстиных курсов в Самарской области. Включен в региональную базу элективных курсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_geopolitika_litvintseva_t.a.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 170

с  кадетским отделением-интернатом

имени Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской

городского округа  Самара

Программа элективного курса по профильным предметам

«Теория позиционной игры на мировой шахматной доске. Геополитика»

Автор программы

Литвинцева Татьяна Александровна,

                                                                       учитель истории и обществознания 

                                                                МБОУ СОШ № 170 г.о. Самара

Самара  2014


Пояснительная записка

Взаимосвязь действия правителей и географического фактора известна со времен древности. Действительно, нельзя планировать  и осуществлять военные действия, не опираясь на знание протяженности, площади, рельефа, растительности, климата, рек. Нельзя добиться победы в войне, не владея информацией об экономической мощи страны и ее военном потенциале. Тем более нельзя удержать за собой захваченную территорию, не имея представления о ее населении – количестве, плотности, настроениях, о свойствах национального характера.

Таким образом, геополитика как детерминация успешности политической деятельности географическими, историческими, социально-психологическими, экономическими факторами как взаимосвязь политического и пространственно-социального существует давно.

Великие географические открытия, ставшие первым вызовом для государств, подтолкнули развитие товарно-денежных отношений и образование новой геополитической системы.

Развитие экономических отношений подталкивало национальную буржуазию к борьбе за образование независимых государств, что приводило к  усложнению геополитической картины мира.

Процесс глобализации, связанный с распадом биполярной системы мира, и желание постсоциалистических стран  достичь нового международного статуса усложняет современную геополитическую картину мира, расширяя факторы, влияющие на нее.

Мировая политика сегодня опирается на объективные противоречия разных общностей, не последнее место среди которых занимают геополитические. Однако характер названных противоречий не означает их неизбежность и вечность, ведь в основе общественного развития важную роль играет и человеческий фактор, человеческая воля.

Изучение основ геополитики и развития международных отношений поможет в построении целостной исторической картины мира прошлого, позволит приобрести необходимые знания и навыки для анализа современной складывающейся системы многополярного мира, научит видеть во внешне хаотичном ходе международных событий определенность замыслов и решений.

Но важнее то, что изучение данного курса позволит обучающимся определить место России в общем раскладе мировой политики и осознанно выработать свою линию поведения в соответствующих событиях.

Обозначенные выше проблемы делают предлагаемый элективный курс востребованным.

Программа курса основана на проектно-ориентированной аналитике, т.к. ориентирует  учащихся на осмысление уже сложившейся геополитической ситуации и предполагает практическую деятельность, направленную на моделирование геополитического будущего.

Предлагаемый элективный курс не просто расширяет содержание основных учебных предметов старшей школы (географии, истории, политологии (обществознания)), а дает целостное представление о тех глобальных проблемах «вызовах», с которыми столкнулись Россия и мир в прошлом, позволяет вычленить «уроки истории»,  смоделировать возможные противоречия на современном этапе развития.

Цель изучения курса: сформировать навыки анализа политических событий (прошлых, текущих, будущих) на основе анализа принципов геополитики.

Планируемые результаты:

  • анализировать геополитические эпохи;
  • оценивать субъективные и объективные факторы, влияющие на геополитические задачи государств
  • составлять сравнительные таблицы геополитических моделей, развития государств, территориальных изменений;
  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием изменения в международных отношениях;
  • оценивать действия политической элиты по решению геостратегических задач;
  • проводить исследование модельных политических ситуации на основе принципов геополитики.

Способы оценки планируемых результатов

        

Планируемые образовательные результаты

Критерии оценивания

анализировать геополитические эпохи

  • выделять хронологические рамки геополитических эпох (Тордесильясской, Вестфальской, Венской);
  • называть основные события эпохи;
  • в каждой эпохе выделять страны-участницы в борьбе за мировое господство.

составлять сравнительные таблицы геополитических моделей, развития государств, территориальных изменений

  •  выделять критерии сравнения при анализе геополитических моделей; развития государств;
  •  использовать различные дидактические материалы в качестве источника информации (карты, учебник, Интернет) при сравнительном анализе;

оценивать субъективные и объективные факторы, влияющие на геополитические задачи государств

  • выявлять стран – соседей 1-го и 2- порядка;
  • анализировать их взаимоотношения в исторической ретроспективе;
  • определять возможных союзников и соперников;
  • характеризовать взаимоотношения политических лидеров на основе мемуаров деятелей эпохи;
  • использовать закон  фундаментального дуализма, систему географических кругов при анализе геополитического положения государств и прогнозировании их геостратегических целей;

оценивать действия политической элиты по решению геостратегических задач

  • характеризовать мотивы людей прошедших эпох;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • анализировать последствия принятых решений.

проводить исследование модельных политических ситуации на основе принципов геополитики

  • выявлять общие черты политики морских и сухопутных социумов в прошлом, настоящем и будущем.

При прохождении каждой темы обучающиеся получают лист самоанализа, который позволит педагогу проследить уровень освоения материала темы, скорректировать работу с учащимися, проследить динамику формирования планируемых результатов.

 Итоговое оценивание результатов обучающихся будет проходить по принципу «зачет»/ «незачет».

«Зачет», получают обучающиеся, прослушавшие весь курс, выполнившие все практические задания на оптимальном для них уровне и у которых наблюдается положительная динамика в листе самоанализа.

«Незачет» получают обучающиеся, выполнившие менее ½  практических работ и у которых не наблюдается положительной динамики в листе самоанализа.

Описание оснований для отбора содержания образования

 Содержание предлагаемого элективного курса включает теоретический и практический материал.

Теоретическое содержание составляет основы геополитики как науки, ее принципы, категориальный аппарат. Курс нацелен на описание исторического развития государств с геополитической точки зрения на основе уже изученного на уроках истории событийного материала.

Практическое содержание - это выполнение практических работ, предполагающих разноуровневые задания, задания с исторической картой, составление сравнительных таблиц, участие в дебатах, ролевых играх. Выбранные формы позволяют проверить уровень владения обучающихся планируемых результатов.

Содержание предлагаемого курса является примером межпредметного интегрирования материала, т.к. геополитика, являясь синтетической научной дисциплиной, оперирует фактами таких наук, как экономика, география, история, политология, военное дело, социология, философия.

Хронологические рамки  содержания курса охватывают развитие международных отношений с конца XV до конца XIX вв., анализ развития которых не возможен без анализа экономических факторов, уровня развития военного дела, географических особенностей.

Таким образом, содержание программы, практические задания направлены достижение планируемых результатов.

Для успешной реализации программы данного элективного курса учителю и учащимся необходимо иметь следующие ресурсы:

Дидактические материалы:

  • Анимационные каты России и мира (843 - 1618 );
  • Всемирная история. Начало колониальной системы. – Минск, 1999.;
  • Исаев Б.А. Геополитика: учебное пособие. – [Электронный ресурс] . - http://uchebnik-online.com/129/447.html;
  • История международных отношений  внешней политики России (1648 - 2000) / А.С. Протопопов и др. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс. 2006;
  • Контурные карты по истории;
  • Школьная геоинформационная система;
  • Цифровые векторные карты по Всеобщей истории и истории России (либо настенные карты).

Материальные ресурсы: ПК, выход в глобальную сеть, мультимедийный проектор.


Тематическое планирование

Элективный курс рассчитан на  34 часа для учащихся 10 классов по выбору в рамках профильного образования.

Содержание обучения

Введение. (5 часов)

Геополитика как наука. Определение понятия «геополитика». Основатели геополитики.  Основные законы геополитики. Закон фундаментального дуализма. Теллурократия и талассократия. Усиление фактора пространства в человеческой истории. Синтез суши и моря. «Береговая линия». Географический фактор и его влияние на общественно-политическое развитие общества. Пространство - как объект геополитических исследований. Семь законов пространственного роста государств (Ф. Ратцель). Политическое пространство.Геополитические субъекты: народ, этнос, нация, социальная группа, конфессия, государство.

Научные концепции: «Географическая ось истории» Х. Макиндер, теория «морского могущества» А. Мэхэн). Русская школа геополитики (В.П. Семенов-Тяньшаньский, Милютин, П.Н. Савицкий).

Практическая деятельность учащихся: Составление сравнительной таблицы «Геополитические концепции. Факторы, влияющие на развитие государств». Работа с политической картой мира.

Виртуальные геополитические модели. Цивилизации Суши и цивилизации Моря. Геополитический Запад и геополитический Восток. Богатый Север – Бедный Юг. Географическая ось истории. Категории геополитики: «экспансия», «жизненное пространство», «месторасположение», «граница». Идеи «морской силы» и «гегемонизма» в геополитике. Цивилизационная идея и цивилизационная идентичность. 

Практическая деятельность учащихся: Схематичное составление виртуальных геополитических моделей. Прогнозирование геостратегических задач на основе анализа  геополитических моделей. Определение на современной политической карте «осевой зоны», включающей бассейны рек Северного Ледовитого океана, Каспийское и Аральское моря; «внешнего полумесяца»; «внутреннего полумесяца».

Проблемный вопрос: Геополитика – это наука или идеология?

Геополитические процессы и картины мира Нового времени (конец XV –  начало XIX в.). (16 часов)

Великие географические открытия и формирование мира как единого геополитического пространства. Великие географические открытия. Влияние особенности географического положения, экономического, политического, социального развития стран участниц на геостратегические задачи и способы их достижения. Причины и последствия изменения геополитической картины мира. Тордесильясская геополитическая эпоха. Европейское мировое господство. Испания и Португалия XV-XVI вв.

Проблемный вопрос: Тордесильясская геополитическая эпоха – это причина или следствие развития торговли, капитализма, модернизации?

Практическая деятельность учащихся: Проследить изменение границ Европейских государств по историческим картам: «Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV – середине XVII вв.», «Европа в XIV – XV вв.».

Определить страны-соседей на суше, через моря и океаны, работа с политической картой мира. Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка».

Проанализировать влияние соседства 1-го и 2-го порядка на характер международных отношений.

Россия в мировых геополитических процессах. Особенности геополитического развития России. Роль географического фактора в становлении Российской государственности. Геостратегические задачи России на разных этапах ее развития. Расширение границ при Иване Грозном. Борьба за выход к морю в XVI – XVIII вв. Освоение Дальневосточного края.

Практическая деятельность учащихся: Работа с контурной картой «Изменение границ России».

Страны-соседи Российской государства на суше, через моря и океаны, работа с политической картой мира. Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка России».

Выявление особенностей влияния соседства 1-го и 2-го порядка на характер международных отношений.

Колониальные империи Нового времени. Тридцатилетняя война. Вестфальская геополитическая эпоха.

Борьба за гегемонию на море между Англией, Францией и Голландией в XVII – XIX вв. Создание английской и французской колониальных империй.  Великобритания – «мастерская мира». XVIII в. – инкорпорация России в европейскую систему международных отношений.

Малые колониальные страны. Полуколонии. Колонии.

Деколонизации.  Войны за независимость в США и Латинской Америке. Колониальный капитализм. Изменение экономической и политической ситуации в колониальных странах. Расширение возможностей предпринимательской активности и обогащения местной буржуазии и других имущих слоев. Использование националистических лозунгов предпринимательской верхушки в целях укрепления своих экономических позиций и расширения политического влияния. Образование новых государств и усложнение геополитической картины.

Практическая деятельность учащихся:

Сравнительная таблица «Особенности экономического, политического, социального и культурного развития европейских государств».

Составление модели экономических и политических взаимоотношений колонии и метрополии «Колониальный капитализм».

Проследить изменение границ по историческим картам «Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII вв.»,

« Европа в XVII в. Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.», «Европа в XVIII в.»

Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка».

Выявление особенностей влияния соседства 1-го и 2-го порядка на характер международных отношений.

Геополитические процессы и картины мира Нового времени (XIX в.). (13 часов)

Наполеоновские войны. Переход к Венской геополитической эпохе. Мировые центры силы: Российская и Австро-Венгерская империя, Британская колониальная империя, Франция, Турция. Новые геостратегические задачи и пути их решения.

Влияние Крымской войны на Венскую систему. Изменения в расстановке сил. Усиление США и Германии. Образование Тройственного союза и Антанты.    

Обобщение. Ролевая игра «Бернский процесс» (итоги геополитического развития государств к концу XIX в.).

Практическая деятельность учащихся:

Отразить на карте «Европа в 1815 - 1847» изменения, характеризующие новую геополитическую эпоху.

Сравнительная таблица «Особенности экономического, политического, социального и культурного развития европейских государств».        

Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка».

Выявление особенностей влияния соседства 1-го и 2-го порядка на характер международных отношений.

Отразить на карте «Европа в конце XIX в. Политическое и экономическое развитие» геополитические изменения.

Выступление учащихся с анализом геополитического развития своего государства, определение геостратегических задач на XX век.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов:

Формы контроля

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В т.ч. на практическую деятельность

Введение

5

5

3

Геополитика как наука

2

2

1

Таблица «Геополитические концепции. Основные факторы».

Виртуальные геополитические модели

3

3

2

Составление виртуальных геополитических моделей

Геополитические процессы и картины мира Нового времени (до начала XIX в.)

16

16

8

Великие географические открытия. Тордесильясская геополитическая эпоха.

3

3

1

Выполнение заданий по карте. Составления диаграммы

Россия в мировых геополитических процессах

6

6

4

Выполнение заданий по карте. Составления диаграммы

Вестфальская геополитическая эпоха

2

2

1

Сравнительная таблица «Особенности географического, экономического, политического, социального и культурного развития европейских стран». Составление диаграммы

Колониальные империи Нового времени

2

2

1

Выполнение заданий по карте

Деколонизация. Война за независимость в США и Латинской Америке

3

3

1

Составить модель «колониальный капитализм». Выполнение заданий по карте

Геополитические процессы и картины мира Нового времени (XIX в.)

13

13

8

Наполеоновские войны

2

2

1

таблица «Особенности экономического, политического, социального и культурного развития европейских государств»

Венская геополитическая эпоха

4

4

2

Выполнение заданий по карте

Крымская война и ее последствия на расстановку политических сил

2

2

1

сравнительная таблица «Особенности экономического, политического, социального развития европейских государств»;

работа с картой

На пути к Первой мировой войне

3

3

2

Таблица «Особенности экономического, политического и социального развития европейских государств».

Выполнение заданий по карте

Ролевая игра «Бернский процесс» (итоги геополитического развития государств к концу XIX в.)

2

2

2

Выступление учащихся с анализом геополитического развития своего государства, определение геостратегических задач на XX век

Итого

34

34

19


Список литературы

  1. Всемирная история. Начало колониальной системы. – Минск, 1999.
  2. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1998.
  3. Геополитики и геостратеги: Хрестоматия  Ч.2. Классики геополитики. Кн.1. Немецкая, итальянская, японская школы/ Под. Ред. Б.А. Исаева. СПб., 2004.
  4. Исаев Б.А. Геополитика: учебное пособие. – [Электронный ресурс] . - http://uchebnik-online.com/129/447.html.
  5. История международных отношений  внешней политики России (1648 - 2000) / А.С. Протопопов и др. 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс. 2006. 399 с.
  6. Нартов Г.А. Геополитика. М., 2003.
  7. Тэйлор, А. Дж. П. Борьба за господство в Европе 1848 – 1918 . / А. Дж. П. Тэйлор. – М., 1958.

Электронные ресурсы

  1. Школьная геоинформационная система. – [Электронный ресурс] . - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/327138bd-c23d-45af-b4ad-c269aca9fc6b/?interface=themcol
  2. Цифровые векторные карты по Всемирной истории и истории России. – [Электронный ресурс] . - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6db87f58-8487-4ae2-a047-87f12818f79e/
  3.  Цифровые векторные географические карты мира. – [Электронный ресурс] . – http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5b40ef40-f178-4a07-b881-ffe9ea1e10fc/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Политические игры на шахматной доске (геополитика)"

Элективный курс "Политические игры на шахматной доске (геополитика)" 2014 год. Поьедитель областного конкурса элекстиных курсов в Самарской области. Включен в региональную базу элективных курсов...

Бородинское сражение на шахматной доске

На современном этапе образовательный и воспитательный процесс неразрывно связаны. Выполняют единые цели и ставят общие задачи.Работая в летнем оздоровительном лагере при школе, я применяла различные ф...

Занятие "Знакомство с шахматной доской"

Методическая разработка открытого занятия во внеурочной деятельности с воспитанниками 1-2 класса....

"Легенда о шахматной доске"

Математическая сказка...

Технологическая карта к уроку на тему "Нотация шахматной доски"

Технологическая карта к уроку на тему "Нотация шахматной доски"...

Шахматная доска и фигуры

Немного о шахматах...