рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОГОЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методического объединения учителей Гуманитарного цикла Протокол № ____ от «____» сентября 2013 года. | Утверждена приказом МОКУ Рогозовской СОШ №____ от «___» сентября 2013 года Директор ________/Попович В.К./ |
Рабочая программа учебного предмета
«ИСТОРИЯ»
для 5 класса (базовый уровень).
Составил учитель истории:
Саливон Ирина Григорьевна.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Цели курса:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
- приобретение знаний об историческом пути народов мира с древности до наших дней, знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информацией, овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- формирование исторического мышления.
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г.
Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Учебный план МОКУ Рогозовской СОШ. Количество часов в неделю – 2. 34 учебных недель. Количество часов за год – 68.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 5 класса, на уроках будут использоваться разнообразная технология обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- проблемный
- частично-поисковый
- наглядный
- беседа
- эвристический
- практический
Реализация данной программы позволяет использовать следующие технологии: дифференцированного обучения, опорных сигналов и конспектов полного усвоения, а также различные формы и методы работы: индивидуальные, групповые парные, игровые, ролевые через классно-урочную систему организации учебного процесса.
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.
Для определения уровня усвоения учащимися 5 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).
Программа реализуется с помощью УМК:
- Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2007.
- Настенные исторические карты
- Атлас по истории Древнего мира.
- Цифровые образовательные ресурсы:
1. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.
2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»
3. Презентации по курсу Древнего мира.
4. Мультимедийный атлас Древнего мира.
Содержание рабочей программы
Содержание учебного материала полностью соответствует примерной программе по истории и удовлетворяет цели и задачи данного образовательного учреждения.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 68
Понятия «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.
Первобытное общество.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир.
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим.
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые и мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Учебно-тематический план
В курс истории древнего мира входят следующие разделы:
1. | Жизнь первобытных людей | 7 |
2. | Древний Восток | 20 |
3. | Древняя Греция | 19 |
4. | Древний Рим | 16 |
5. | Текущий и итоговый контроль | 6 |
Итого: | 68 |
Требования к уровню подготовки:
Знать\понимать:
• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
• умение оперировать историческими датами;
• умение читать карту;
• умение анализировать исторические источники.
Литература и средства обучения
- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2007.
- Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.
- Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
- Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977
- Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998
- Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994
- Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.
Список литературы для учащихся.
- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.
- Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
- Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1966
№ п/п | Тема урока | Колич-во часов | Дата проведения занятия | Контроль |
1. | Введение | 1 | ||
2. | Древнейшие люди | 1 | ||
3. | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | ||
4. | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | ||
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | ||
6. | Появление неравенства и знати | 1 | ||
7. | Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей» | 1 | тест | |
8. | Счет лет в истории | 1 | ||
9. | Государство на берегах Нила | 1 | ||
10. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | ||
11. | Жизнь египетского вельможи | 1 | тест | |
12. | Военные походы фараонов | 1 | ||
13. | Религия древних египтян | 1 | тест | |
14. | Искусство Древнего Египта | 1 | ||
15. | Письменность и знания древних египтян | 1 | ||
16. | Повторительно-обобщающий урок «Страна большого Хапи» | 1 | Самостоятельная работа | |
17. | Древнее Двуречье | 1 | ||
18. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | ||
19. | Финикийские мореплаватели | 1 | тест | |
20. | Библейские сказания | 1 | ||
21. | Царство Давида и Соломона | 1 | ||
22. | Ассирийская держава | 1 | ||
23. | Персидская держава «Царя царей» | 1 | ||
24. | Природа и люди Древней Индии | 1 | ||
25. | Индийские касты | 1 | тест | |
26. | Китайский мудрец Конфуций | 1 | ||
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | ||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Восток». | 1 | тест | |
29 | Греки и критяне | 1 | ||
30 | Микены и Троя | 1 | ||
31 32 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 2 | тест | |
33 | Религия древних греков | 1 | ||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | ||
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | ||
36 | Древняя Спарта | 1 | ||
37 | Основание греческих колоний | 1 | ||
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | тест | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | ||
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | ||
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | ||
42 | В городе богини Афины | 1 | ||
43 | В афинских школах и гимназиях | 1 | тест | |
44 | В театре Диониса | 1 | ||
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | ||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | ||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | ||
48 | В древней Александрии Египетской | |||
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | 1 | тест | |
50 | Древнейший Рим | 1 | ||
51 52 | Завоевание Римом Италии | 2 | ||
53 | Устройство римской республики | 1 | ||
54 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | ||
55 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры | 1 | ||
56 | Рабство в Древнем Риме | 1 | ||
57 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | ||
58 | Восстание Спартака | 1 | ||
59 | Единовластие Цезаря | 1 | тест | |
60 | Установление империи в Риме | 1 | ||
61 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры | 1 | ||
62 | В Риме при императоре Нероне | 1 | ||
63 | Первые христиане и их ученики | 1 | ||
64 | Расцвет римской империи во II веке | 1 | ||
65 | «Вечный город» и его жители | 1 | ||
66 | Римская империя при Константине | 1 | ||
67 | Взятие Рима готами. Восточная Римская империя при Юстиниане | 1 | ||
68 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Рим» Итоговое повторение По теме «Седая Древность…» | 1 | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...