Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Рабочая программа по истории 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы  

Программа  по истории  в 5 классе определяет следующие цели:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

- освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.

                                                              Задачи:

- формировать историческое сознание подрастающего поколения;

- характеризовать  общие черты в развитии народов в период Древнего мира;

- различать  черты, свойственные развитию народов восточной или античной цивилизации;

- создавать представления о главных особенностях каждой страны, ее вкладе в развитие мировой цивилизации

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089);

-образовательный стандарт основного общего образования по истории;

-примерная программа основного общего образования по истории; 

- Программа курса «Всеобщая история». 5—6 классы / авт.-сост. О.Ю. Стрелова. — М.: ООО «Русское слово»,2012.

 -  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта

 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к      использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Инструктивно-методическое письмо ГАУДПО ЛО «ИРО» «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2014-2015 учебном году»

-Устав ОУ;

-образовательная программа ОУ;

-учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;

-  календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;

-Положение  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

 Информация о внесенных изменениях в авторскую и примерную программу и их обоснование.     

На изучение  истории в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2  отводится 70 часов.  Внесены следующие изменения в программу: 1 час из введения (счет лет в истории) изучается в конце первой темы. На 1 час увеличено количество часов на изучении темы «Древний Восток»  за счет уменьшения на 1 час темы «Древний Рим». На итоговое повторение отводится 3 часа.

Определение места и роли истории  в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта

Изучение истории в 5 классе является начальным этапом исторического образования на ступени основного общего образования. Историческое образование играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны  для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по истории для 5 класса

  На изучение   истории в 5 классах  отводится 70 часов (2 часа в неделю) в соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом МБОУ СОШ №2.

                           

                        Формы организации образовательного процесса.

          Форма организации образовательного процесса предполагает такие виды учебных занятий, как урок и практические занятия. Разнообразные формы обучения  позволят раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволят сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества,  мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся, выполняющая  интегрирующе-дифференцирующую функцию.

                                          Технологии обучения. 

-технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;

-технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;

-технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-технология индивидуализации обучения;

-информационно-коммуникационные технологии.

                       Механизмы  формирования ключевых компетенций.

Ключевые компетенции направлены на получение знаний, умение решать проблемы, организовывать свои приемы получения знаний, на поиск информации, умение работать с документами, на сотрудничество в группах и адаптацию в современном обществе. Формирование учебно-познавательных компетенций предполагается осуществлять через использование компьютерных технологий и средств, а также проектную деятельность. Формирование коммуникативных компетенций связано с организацией работы в группах,

умением выступать с докладами, сообщениями, с умением вести диалог, находить компромиссы. Информационные компетенции предполагается формировать через самостоятельную работу с различными источниками информации: учебниками, словарями, картами, атласами и т.д., через организацию самостоятельной работы с учетом возрастных  особенностей  и умственных способностей обучающихся. Формирование здоровьесберегающих компетенций связано с  использованием  индивидуальных средств и методов обучения. Коммуникативные компетенции формируются в ходе организации самостоятельной и индивидуальной работы, самоконтроль, устные ответы, сообщения. Формирование ценностно-смысловых компетенций связано с осуществлением индивидуальной и творческой деятельностью при работе на уроке и во внеурочное время при выполнении творческих заданий ( сочинение, презентация).

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный

Виды контроля

-предварительный

-текущий

-тематический

-итоговый

                   Требования к работе по предмету в соответствии с подготовкой к ГИА:

- использование заданий, направленных на развитие такого умения, как определение хронологической последовательности исторических событий и явлений. Сформированность данного умения требует широкого круга знаний, достаточно высокого уровня представлений об историческом процессе, логического мышления;

- выработка навыков работы с историческими источниками (документами, воспоминаниями, материалами из исследований известных историков и т.д)

                                     Информация об используемом учебнике

 История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений /

             Михайловский Ф.А 8-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

                                   Содержание программы по всеобщей истории

5 класс (70ч)

Введение в историю (1 часов).

 Что изучает история древнего мира. Исторические источники. Ход времени и способы его измерения. Исторические события. Источники знаний о прошлом.

Первобытное общество (7 часов)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).

Древний Восток (20 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия

древних египтян. Мифы о богах.. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

 Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир (19 час)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (20 часов)  Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Итоговое повторение (3 часа)

                                    Учебно-тематический план по истории в  5 классе

Наименование раздела программы

Общее количество часов

Количество контрольных работ

Количест

во

практиче

ских работ

Введение в историю Древнего мира

1

Раздел1: Жизнь первобытных людей и их открытия

7

1

1

Раздел2: Древний Восток

20

1

1

Раздел3:Древняя Греция

19

1

3

Раздел 4: Древний Рим

21

1

Итого

70

4

5

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса по истории

В процессе изучения курса истории Древнего мира обучающиеся должны овладеть умениями:

- определять и объяснять понятия;

- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;

- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе и сообщении одноклассника, в письменном тексте, в документе;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

- обобщать, систематизировать полученную информацию;

- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

- осуществлять перенос знаний, решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

- обладать коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, выступать с сообщениями, докладами;

 - определять цели своей деятельности и уметь представлять свои результаты;

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

                                            Литература  для учителя и обучающихся

Литература для учителя

1.История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Михайловский Ф.А 8-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

2.Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс

          Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс /Арасланова О.В.-

         «ВАКО»: Москва, 2004.  

3.Уроки истории. 5 класс/Петрович В.Г.- М.: ТЦ Сфера, 2002.

4.Тесты. История Древнего мира. 5 класс/Брандт М.Ю.- Дрофа: Москва, 2001.

5.История. 5-11 класс: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно- исторические вечера / Тайкова Е.В.- Волгоград: Учитель, 2010.

6.Хрестоматия по истории Древнего мира: пособие для учителя / Черкасова Е.А.- М.: Просвещение, 1991.

                                               Литература для обучающихся

1.История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.

     2.Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.

3.Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (доIVв.н.э.).

4.Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.

5.Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.

6.Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.

                                              Основные Интернет-ресурсы:

  1. http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования»
  2. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
  4. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
  5. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

  1. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»

                                                Мультимедийные пособия

1.«1 С:Образовательная коллекция. История Древнего мира. 5 класс»

2. «Древний Египет»

3. «Древний Рим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...