Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории 5 класс | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Программа по истории в 5 классе определяет следующие цели:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.
Задачи:
- формировать историческое сознание подрастающего поколения;
- характеризовать общие черты в развитии народов в период Древнего мира;
- различать черты, свойственные развитию народов восточной или античной цивилизации;
- создавать представления о главных особенностях каждой страны, ее вкладе в развитие мировой цивилизации
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089);
-образовательный стандарт основного общего образования по истории;
-примерная программа основного общего образования по истории;
- Программа курса «Всеобщая история». 5—6 классы / авт.-сост. О.Ю. Стрелова. — М.: ООО «Русское слово»,2012.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014 г. 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Инструктивно-методическое письмо ГАУДПО ЛО «ИРО» «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2014-2015 учебном году»
-Устав ОУ;
-образовательная программа ОУ;
-учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;
- календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;
-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Информация о внесенных изменениях в авторскую и примерную программу и их обоснование.
На изучение истории в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №2 отводится 70 часов. Внесены следующие изменения в программу: 1 час из введения (счет лет в истории) изучается в конце первой темы. На 1 час увеличено количество часов на изучении темы «Древний Восток» за счет уменьшения на 1 час темы «Древний Рим». На итоговое повторение отводится 3 часа.
Определение места и роли истории в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
Изучение истории в 5 классе является начальным этапом исторического образования на ступени основного общего образования. Историческое образование играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по истории для 5 класса
На изучение истории в 5 классах отводится 70 часов (2 часа в неделю) в соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом МБОУ СОШ №2.
Формы организации образовательного процесса.
Форма организации образовательного процесса предполагает такие виды учебных занятий, как урок и практические занятия. Разнообразные формы обучения позволят раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволят сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся, выполняющая интегрирующе-дифференцирующую функцию.
Технологии обучения.
-технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
-технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
-технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;
-личностно-ориентированные технологии обучения;
-технология индивидуализации обучения;
-информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций.
Ключевые компетенции направлены на получение знаний, умение решать проблемы, организовывать свои приемы получения знаний, на поиск информации, умение работать с документами, на сотрудничество в группах и адаптацию в современном обществе. Формирование учебно-познавательных компетенций предполагается осуществлять через использование компьютерных технологий и средств, а также проектную деятельность. Формирование коммуникативных компетенций связано с организацией работы в группах,
умением выступать с докладами, сообщениями, с умением вести диалог, находить компромиссы. Информационные компетенции предполагается формировать через самостоятельную работу с различными источниками информации: учебниками, словарями, картами, атласами и т.д., через организацию самостоятельной работы с учетом возрастных особенностей и умственных способностей обучающихся. Формирование здоровьесберегающих компетенций связано с использованием индивидуальных средств и методов обучения. Коммуникативные компетенции формируются в ходе организации самостоятельной и индивидуальной работы, самоконтроль, устные ответы, сообщения. Формирование ценностно-смысловых компетенций связано с осуществлением индивидуальной и творческой деятельностью при работе на уроке и во внеурочное время при выполнении творческих заданий ( сочинение, презентация).
Виды и формы контроля
Формы контроля
-индивидуальный
-групповой
-фронтальный
Виды контроля
-предварительный
-текущий
-тематический
-итоговый
Требования к работе по предмету в соответствии с подготовкой к ГИА:
- использование заданий, направленных на развитие такого умения, как определение хронологической последовательности исторических событий и явлений. Сформированность данного умения требует широкого круга знаний, достаточно высокого уровня представлений об историческом процессе, логического мышления;
- выработка навыков работы с историческими источниками (документами, воспоминаниями, материалами из исследований известных историков и т.д)
Информация об используемом учебнике
История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений /
Михайловский Ф.А 8-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Содержание программы по всеобщей истории
5 класс (70ч)
Введение в историю (1 часов).
Что изучает история древнего мира. Исторические источники. Ход времени и способы его измерения. Исторические события. Источники знаний о прошлом.
Первобытное общество (7 часов)
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).
Древний Восток (20 часов)
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия
древних египтян. Мифы о богах.. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир (19 час)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.
Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим (20 часов) Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.
Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Итоговое повторение (3 часа)
Учебно-тематический план по истории в 5 классе
Наименование раздела программы | Общее количество часов | Количество контрольных работ | Количест во практиче ских работ |
Введение в историю Древнего мира | 1 | ||
Раздел1: Жизнь первобытных людей и их открытия | 7 | 1 | 1 |
Раздел2: Древний Восток | 20 | 1 | 1 |
Раздел3:Древняя Греция | 19 | 1 | 3 |
Раздел 4: Древний Рим | 21 | 1 | |
Итого | 70 | 4 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса по истории
В процессе изучения курса истории Древнего мира обучающиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе и сообщении одноклассника, в письменном тексте, в документе;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать, систематизировать полученную информацию;
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- осуществлять перенос знаний, решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- обладать коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, выступать с сообщениями, докладами;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять свои результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
Литература для учителя и обучающихся
Литература для учителя
1.История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Михайловский Ф.А 8-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
2.Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс
Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс /Арасланова О.В.-
«ВАКО»: Москва, 2004.
3.Уроки истории. 5 класс/Петрович В.Г.- М.: ТЦ Сфера, 2002.
4.Тесты. История Древнего мира. 5 класс/Брандт М.Ю.- Дрофа: Москва, 2001.
5.История. 5-11 класс: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно- исторические вечера / Тайкова Е.В.- Волгоград: Учитель, 2010.
6.Хрестоматия по истории Древнего мира: пособие для учителя / Черкасова Е.А.- М.: Просвещение, 1991.
Литература для обучающихся
1.История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.
2.Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
3.Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (доIVв.н.э.).
4.Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
5.Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
6.Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
Основные Интернет-ресурсы:
- http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования»
- http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
- http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
- http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
- http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
Мультимедийные пособия
1.«1 С:Образовательная коллекция. История Древнего мира. 5 класс»
2. «Древний Египет»
3. «Древний Рим»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...