берлинская операция
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
это разработка урока по отечественной истории на тему окончания Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berlinskaya_operatsiya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Берлинская операция. Завершение Великой Отечественной войны»
9 класс. История России
Цели:
Образовательная
Даты | Имена | Понятия |
16.04.1945 25.04.1945 2.05.1945 8.05.1945 | И.А.Неустроев М.А.Егоров М.В.Кантария | Капитуляция |
Развивающая:
Продолжить формирование умений и навыков работы с таблицами, исторической картой, фото- и видеохроникой.
Воспитательная:
Через знакомство с новым материалом показать беспримерный подвиг советский солдат в последней битве ВОВ, воспитать чувство патриотизма и гуманизма.
Средства обучения:
Мультимедиапроектор, ноутбук, фрагменты видеохроники «Штурм Берлина», фрагмент х\ф «Бункер» (реж. О.Хиршбигель), карта «Завершающий этап ВОВ», раздаточный материал (таблицы «Соотношение сил накануне Берлинской операции»).
План урока:
- Начало Берлинской операции
- Штурм Берлина
- Взятие города и подписание капитуляции.
Ход урока:
Часть урока | Действия учителя | Действия учеников |
1. Оргмомент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что на уроке присутствует весь класс. Сегодня на уроке вам понадобятся как всегда цветные ручки, тетради и все ваше внимание. Тема сегодняшнего урока - Берлинская операция и завершение Великой Отечественной войны. Мы поговорим о последней битве ВОВ, которая происходила в апреле-мае 1945. Также мы узнаем, что такое безоговорочная капитуляция, кто такие капитан Неустроев, сержанты Егоров и Кантария, и познакомимся с событиями 16 и 25 апреля, 2 и 8 мая. Но сначала проверим, как хорошо вы запомнили прошлый материал. | Слушают мотивацию и проверяют свою готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания | 1. Работа по карточкам (6 человек): 2. Ответ у доски «Висло-Одерская операция советских войск» (2 человека) | Вопросы к карточкам Инструкция: 1 вариант: - операция «Багратион». Ход и итоги - Открытие второго фронта в Европе. Его роль и основные события. 2 вариант: - Освобождение Европы. Основные операции и события. - «Проект Манхеттен». Смысл и судьба. Вопросы для ответа у доски:
|
3. Новый материал. Вводная беседа Начало Берлинской операции Подписание капитуляции Обобщение | 1. Самым важным итогом Висло-Одерской операции стал захват Кюстринского плацдарма и вторжение в пределы Германии – внимание на карту. Отражение январского наступления немецких войск позволило начать подготовку решающего наступления. Готовились и немецкие войска к защите своей столицы. У вас на столах лежат таблицы с соотношением немецких и советских войск к началу апреля 1945. Прочитайте и ответьте на следующие вопросы: На чьей стороне было преимущество? Был ли исход сражения предопределен заранее? Обратите внимание на проекцию. Вы видите схему обороны Берлина. - Сколько уровней обороны вы видите? - Какой сектор наиболее укреплен? Штурм этих рубежей начался утром 16 апреля 1945 года (записываем дату: 16.04.1945 – начало Берлинской операции) силами 1-го Белорусского фронта (Г.К.Жуков), 1-го Украинского фронта (И.С. Конев) и 2-го Белорусского фронта (К.К.Рокоссовский) . Советские войска пробили оборону немцев стали продвигаться на Запад. Каждый метр земли давался ценой человеческих жизней – немцы стояли насмерть. Давайте посмотрим кадры видеохроники и вы должны будете ответить на вопрос: Каков был характер городских боёв в Берлине? (отрывок видеохроники «Штурм Берлина») В результате ожесточенных боев 25 апреля Берлин был окружен, а советские войска на Эльбе встретились с Американцами. 2. В городе начались ожесточенные бои. Все командование вермахта и страны находилось в это время в бункере Гитлера за зданием рейхсканцеллярии. Гитлер считал, что если Германия проиграла войну, то должна погибнуть. Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма Оливера Хиршбигеля «Бункер» о том, как решалась судьба немецкого народа и подумаем, чем было вызвано такое решение Гитлера? (фрагмент х\ф «Бункер»). Немецкое командование шло на все, чтобы задержать продвижение советских войск – затоплено Берлинское метро, в бой шли подростки и старики. Все, кто покидал позиции или отступал, даже в тактических соображениях, подлежали расстрелу. По укрепленным зданиям прямой наводкой била тяжелая артиллерия – а мирному населению запрещалось покидать осажденный город. Не раз советские солдаты своими телами закрывали мирных жителей – женщин, стариков, детей и выводили их из-под огня.
2 мая пал последний очаг сопротивления – площадь Тиргартен и Рейхстаг. Сначала бойцы капитана И.А.Неустроева, а затем и сержанты М.А.Егоров и М.В.Кантария водрузили на крыше рейхстага красное Знамя Победы. Командующий обороной города Вейдлинг призвал вермахт сложить оружие и прекратить сопротивление Накануне, 30 апреля, Гитлер и Геббельс покончили жизнь самоубийством. Большинство из гитлеровских подчиненных попытались скрыться в суматохе боев, некоторые были задержаны или уничтожены. . 3. Начались переговоры о заключении мира. Советское командование рассматривало только вариант полной и безоговорочной капитуляции всех немецких частей. Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945, а с учетом разницы времени – утром 9 мая. Так закончилось самое крупное и самое важное сражение Великой Отечественной войны, ставшее ее финалом и уничтожившее нацистский режим. | Учащиеся работают с таблицами, отвечают на вопросы: Вокруг Берлина было сооружено три пояса обороны, а сам город разбит на 9 секторов с самым укрепленным в центре – с рейхстагом и зданием МВД, Записывают дату – 16.04.1945, участвующие в наступлении фронты и их командующих.
Исключительно тяжелые бои – в городе применялась тяжелая артиллерия, и авиация для борьбы с укреплениями врага. Записывают дату – 25.04.1945.- блокада Берлина. Отвечают на вопрос: Гитлер был на грани безумия, и, предвидя скорый конец, решил списать все неудачи на народ, а самое главное – любыми силами хоть на минуту задержать наступление советских армий. Делают записи в тетради. Записывают дату: 02.05.1945.- завершение Берлинской операции и имена:
Сержанты М.А. Егоров и М.В. Кантария – бойцы которые доставили и подняли над рейхстагом Знамя Победы.
|
4. Закрепление материала | Итак, теперь давайте еще раз вспомним последние дни войны и ответим на вопросы:
| Ответы с места: 3. Дезорганизация верховного командования, борьба на два фронта, истощение ресурсов, полный контроль союзников неба и преобладание на суше. |
5. Домашнее задание | Параграф №40 читать и пересказывать, закончить таблицу «Военные операции ВОВ» вписав в неё сегодняшний материал, | Записывают домашнее задание. |
6. Подведение итогов, выставление оценок | Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Оценки за карточки я объявлю на следующем уроке. | Выставляется 8 оценок за карточки и ответ у доски, плюс 1-2 оценки за работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок информатики и истории по теме "Берлинская операция 1945 года" с использованием ЭОР.
методические рекомендации и план- конспект для интегрированного урока истории и нформатики в 9 классе....
Интегрированный урок истории и информатики в 9 классе по теме "Берлинская операция 1945 г." с использованием IP-TV трансляции и форм удаленного контроля
Описание этапов и особенностей проведения интегрированного урока истории и информатики....
Великая Отечественная война. Берлинская операция
Материалы по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне помогут учащимся лучше знать историю войны, учителям при подготовке мероприятий к 70-летию ПОБЕДЫ....
Берлинская операция
Берли́нская стратегическая наступательная операция — одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу ...
Берлинская операция.Капитуляция Германии
Презентация к уроку истории в 9 классе...
Презентация "Берлинская операция"
Материал может быть использован по истории в 9,11 классах....
«Берлинская операция. Окончание Великой Отечественной войны».
Презентация к уроку «Берлинская операция. Окончание Великой Отечественной войны»....