урок истории 6 кл
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Тема урока «Владимир Мономах. Завещание потомкам». Цели урока:- Изучить политическую ситуацию, сложившуюся на Руси в начале XII века. Развивать умение анализировать текст первоисточника и давать характеристику общественному деятелю. Воспитывать познавательный интерес к предмету, а также способствовать воспитанию трудолюбия, честности, терпимости на примерах видных исторических деятелей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок истории 6 кл | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Тема урока «Владимир Мономах. Завещание потомкам».
Цели урока:
- Изучить политическую ситуацию, сложившуюся на Руси в начале XII века.
- Развивать умение анализировать текст первоисточника и давать характеристику общественному деятелю.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету, а также способствовать воспитанию трудолюбия, честности, терпимости на примерах видных исторических деятелей.
Оборудование:
- Мультимедиа
- Фильм «Владимир Мономах»
- Раздаточный материал (документы)
Тип урока: интегрированный (история и литература).
Ход урока:
- Организационный момент. Формирование четырех групп.
- Вступительное слово учителя:
На экран проецируется
«… Никто из древнейших князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил отечеству и добродетели».
Н.М. Карамзин
- Почему же удостоился Владимир Мономах такой высокой оценки современников и потомков? Ответ нам дает история.
Демонстрируется I фрагмент фильма (биография)
- Беседа по вопросам.
- Когда родился Владимир Мономах? (1053)
- Кто были его предки? (Ярослав Мудрый и Константин Мономах)
- Что унаследовал Владимир Мономах от своих предков? (мудрость, любовь к чтению)
- Какие качества характера Владимир Мономаха позволили ему в 13 лет управлять княжеством?
Отвечает каждая группа, на одной стороне классной доски написано: «Качества характера, присущие Владимиру Мономаху»: Группы вывешивают листы:
«Чувство ответственности»,
«Сила воли»,
« Смелость»…
Учитель: Начало правления Владимира Мономаха пришлось на конец XI века и совпало с бесконечной чередой княжеских усобиц.
- Почему велись эти войны? Что князья делили?
- Как отразились междоусобные войны на обороноспособности русского государства?
(ослабление обороноспособности, незащищенность границ, нападения кочевников)
Пока князья враждовали между собой, половцы вновь напали на Русскую землю, разграбили многие города и села, увели в плен огромное количество людей.
Демонстрируется II фрагмент фильма (половцы)
- Что необходимо было сделать князьям, чтобы обезопасить границы государства? (объединиться)
3
По настоянию Владимира Мономаха в 1097 году князья собрались на съезд в городе Любече.
Сейчас мы посмотрим фрагмент и обсудим его.
Демонстрируется III фрагмент фильма (съезд)
Кто явился инициатором съезда?
Давайте проанализируем поведение Владимира Мономаха на съезде. Какие черты его характера здесь проявились?
На доске добавляются листы:
«Мудрость» «Терпимость» «Патриотизм»
« Гибкость» «Великодушие»
- Работа с документом в группах.
Учитель объясняет правила работы. На партах документы и вопросы к ним.
Документ «Повесть временных лет». XII век
«Каждый держит отчину свою…», 1097
«… в лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василъко Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» и на этом целовали крест: «если кто пойдет на кого, то на того будем все…» и принеся клятву, разошлись восвояси.
- С какой целью собрались князья?
- Какие приняли решения?
Cъезд князей 1097 г. в городе Любече положил начало объединению русских сил против половцев |
4
Учитель подводит итог и на мультимедиа появляется
Но прошло немного времени, и князья, один за другим, начали нарушать условия договора, подписанного в Любече.
Демонстрируется IV фрагмент фильма (разгром половцев)
В 1113 году, уступив долгим уговорам, Владимир Мономах взошел на Киевский престол.
Литература.
Беседа.
В 1113 году Владимир Мономах принял решение о начале летописания, дабы помнили потомки о делах предков своих.
- Что такое «летопись»?
- Как называется самая известная летопись?
- Кто начал ее писать?
На склоне лет Владимир Мономах, подводя итог всему прожитому, написал свое «Поучение». Оно включено в «Повесть временных лет».
В «Поучении» три части:
- Собственно поучение.
- Автобиографический рассказ о своих путях.
- Письмо своему врагу и убийце сына Изяслава, Олегу Святославичу.
На экране:
«Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы прекрасной души Владимира», - утверждал Н.М.Карамзин.
Давайте же прочтем фрагменты его «Поучения детям».
- Работа с текстами в группах.
5
Проанализировать поучения и ответить на вопрос: Какие черты характера Владимир Мономах ценил и хотел видеть в русском человеке?
Написать на листах выявленные качества и вывесить на доску. На второй стороне доски: «Качества, которые Владимир Мономах ценил в людях».
Проблемный вопрос: По вашему мнению, современный человек должен обладать этими качествами или они устарели?
- Подведение итогов урока.
Так какое же завещание оставил Владимир Мономах нам, потомкам?
- Домашнее задание.
Напишите свое поучение сестре, брату, другу…
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 8. "Жизнь египетского вельможи"....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 9. "Военные походы фараонов"...