"Революция во Франции 1789-1799"
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме
Урок с презентацией. Данный материал был разработан и использовал для защиты на первую категорию на открытом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_frantsuzskaya_revolyutsiya.doc | 179.61 КБ |
vzyatie_bastilii.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Причины и начало Великой французской революции»
Класс: 7.
Тип: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная
Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.
Время проведения: 1 академический час (40 минут)
Цели урока:
- выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции;
- изучить события, связанные с началом революции;
- совершенствовать навыки работы с историческими источниками;
- развивать умение сравнивать, структурировать материал, делать логические выводы.
Материалы и оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1.
Актуализация знаний.
Звучит гимн Франции «Марсельеза» («Военный марш Рейнской армии»).
Учитель. Вы слышите самую знаменитую песню Французской революции, ставшую гимном Франции. Ее создал в годы революции (в 1792 году) не профессиональный композитор, а инженер Руже де Лиль за одну ночь.
Сейчас мы начинаем изучение Великой Французской революции. На предыдущих уроках мы познакомились с революционными событиями в других странах. Каких? (Нидерландах, Англии, Северной Америке. )
На какие вопросы необходимо обратить внимание при изучении революционных событий?
Слайд 2.
Конкретизация задач урока учениками.
- Выяснить причины революции
- Сформулировать задачи революции
- Определить слои общества, заинтересованные в революции
- Изучить события, приведшие к началу революции
Слайд 3.
Новый материал.
Учащимся предлагается сделать предположение о развитии страны накануне революции.
Ответ на этот вопрос предлагается найти с помощью анализа отрывков из исторических документов.
Слайд 4-5.
Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание:
Определить социально-экономические причины революции.
Из работы А.Рамбо "История Французской революции"
«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.
Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»
Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции
«Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».
- О положении народа нам расскажет Владислав Бехтев.
Дополнительная информация.
В 1786 году Франция заключила с Англией торговый договор, по которому снижались пошлины на английские товары. В 1787 году в торговле и промышленности наступил кризис: многие мануфактуры разорились. Малоимущие крестьяне, работавшие в деревнях на капиталистических мануфактурах и скупщиков, лишились из-за кризиса своего заработка. Неурожай 1788 г. привел к резкому повышению цен на хлеб. Разразился голод. В небывалых размерах возросли нищенство и бродяжничество. В одном Париже число безработных и нищенствующих составляло почти треть всего населения.
Слайд 6.
В окончательном варианте делается запись в тетрадь:
Социально-экономические причины революции.
Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:
- Высоких налогов
- Феодальных повинностей
- Цеховых порядков
- Внутренних пошлин
- Монополии на производство и продажу продукции
Результат проявлялся в формировании революционной ситуации (сам термин не требует подробного объяснения).
- Кризис в экономике
- Обнищание народных масс
- Всеобщее недовольство режимом абсолютизма
Следующие слайды характеризуют политическую систему абсолютизма.
Слайд 7.
Задание учащимся: А сейчас ,ребята , рассмотрим, как же монарх смотрел на данное положение народа. Какое управление сложилось в стране? (абсолютизм)
Абсолютная монархия.
Людовик XV (1715 – 1774): «Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации – все здесь, в моей руке». В мае 1774 года умер Людовик XVи королем стал его внук - Людовик XVI.
Слайд 8.
Он и его супруга Мария-Антуанетта мало отличались от своих предшественников. Они были людьми недалекими и привыкли к роскоши, проводя время в свое удовольствие.
Из дневника Людовика XVI накануне революции во Франции:
«Июнь.
20-е – охота на оленя в 9 часов в Бютар, застрелил одного.
22-е – ничего.
25-е – ничего, охота на оленя в Сент-Аполлин.
30-е – ничего».
Непонимание ими ситуации в стране накануне революции демонстрируют отрывки из дневника короля и знаменитая фраза, которую приписывают королеве: «Если нет хлеба, пусть едят пирожные!»
Дополнительно:
Неудачная внешняя политика привела к потере значительных земельных владений в результате Семилетней войны. Франция уступила Англии Канаду, Восточную Луизиану, некоторые острова Карибского моря, а также основную часть своих колоний в Индии. Война покончила с могуществом Франции в Америке, которая потеряла почти все свои колониальные владения. А Великобритания появилась как доминирующая колониальная держава.
А беспорядки в стране тем временем продолжались….
Слайд 9.
Рассмотрим сословный строй, имеющийся во Франции.
1и 2 сословный строй пользовались только привелегиями, а вот третий строй, в который входили крестьяне, горожане, буржуа., они-то и платили все налоги. Среди буржуа было много богатых людей, но политических прав они не имели.
Задание учащимся: сделать вывод о положении третьего сословия на основе карикатуры.
Слайд 10.
Общие расходы государства составили 629 млн. ливров.
Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд. ливров. На содержание одного только Версаля шла 1/10 всех доходов государства.
«Ваше Величество! В казне больше денег нет!»
И тогда король решил обложить налогами привелигерованные сословия.
Попытки проведения реформ в области налогообложения к успеху не привели, и король был вынужден согласиться на созыв Генеральных Штатов.
Слайд 11.
Классу предлагается заслушать запись об открытии Генеральных штатов (после 175 лет перерыва), о целях, составе и порядке голосования.
Слайд 12
17 июня 1789 года депутаты III сословия провозгласили себя представителями всей нации -Национальным собранием, решение которого не мог бы отменить сам король. Депутаты 1 и 2 сословия присоединились к ним - они готовы были покончить с абсолютизмом. Возмущенный король велел закрыть зал заседаний.
Слайд 13.
Тогда депутаты собрались в зале для игры в мяч и дали клятву не расходиться, пока не создадут конституцию для Франции.
Слайд 14.
Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез».
Это - не столько констатация фактов, сколько надежда и вера в возможность мирного решения конфликта между властью и народными массами. Однако позиция короля, его попытки разрешить противостояние путем применения насилия, привели к вооружению народа.
Слайд 15
Королевские войска стали стягиваться к Парижу… Поползли слух, что правительственные войска будут сосредоточены в мрачной крепости – тюрьме Бастилии. О дальнейших событиях расскажет нам Лена…
Слайд 16-17.
Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником)
Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это рево люция!»
Слайд 18
Информация от учителя о развитии революционного процесса: абсолютизм был свергнут, монархия фактически стала конституци онной. Власть перешла в руки представителей третьего сословия. Король признал законность Учредительного собрания. В этом и заключался революционный переворот. Формируется революционная символика: трехцветное знамя.
Король приехал из Версаля в Париж. Однако с падением абсолютизма спокойнее не стало… Народ требовал новых законов, новых порядков….
Слайд 19 .
В ночь на 4 августа 1789 года Учредительное собрание приняло декрет об уничтожении сеньориальных привилегий.
Документ начинался словами:
«Учредительное собрание полностью отменяет феодальный порядок».
Крестьяне сделали вывод, что они сеньорам ничего не должны… Данная ночь вошла в историю как «ночь чудес».
Итак, революция началась…
Слайд 20
Закрепление материала.
-Для того, чтобы понять как вы усвоили новую тему,
Предлагаю вам выбрать верные утверждения.
- Подведем итог уроку. Оценки:
Слайд 22
Задание на дом: сравнить причины революций в изученных странах по вариантам:
1 вариант – Нидерланды и Франция
2 вариант – Англия и Франция
3 вариант – Америка и Франция
Слайд 23-24
Использованные источники
Из работы А.Рамбо "История Французской революции"
«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз - постоянная ежегодная рента. К этому надо добавить господский оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.
Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»
Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции
«Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».
Предварительный просмотр:
В ночь на 14 июля по городу пополз слух, что гарнизон Бастилии, выступающий, естественно, на стороне короля, готов начать стрелять в восставший народ. Тюрио де ла Росье, депутат, собрав толпу утром, повел ее к зловещей темнице, где, по его словам, «томились сотни невиновных». Конечно, никто не собирался рассказывать народу, что ныне в стенах Бастилии всего семь узников: из них трое серийных убийц, двое из которых признаны душевнобольными, и четверо злостных мошенников, подделывателей векселей.
И вот ошалевшая от собственной «революционной значимости» толпа ринулась к тюрьме. Но депутат де Росье с возмущением узнал, что его миссию свободы опередили соперники – трое других депутатов с толпой собственных сторонников уже вошли в ворота тюрьмы. Оставив своих людей во дворе, депутаты прошли к коменданту тюрьму, маркизу Делоне, и уселись с ним завтракать. Разгневанный Росье влетел следом и… тоже присоединился к завтраку. Кухня оказалась отменной, спешить, собственно, было некуда. Комендант, понимая обстановку, сказал, что готов открыть ворота тюрьмы, дабы решить дело миром. Но – увы – толпа, дожидавшаяся депутатов, не знала, что те просто уселись завтракать. Народ волновался. Люди, вооруженные ружьями, крючьями, топорами, кричали, угрожая: «Долой Бастилию! Долой гарнизон!» Кто-то из умельцев сумел взобраться на поднятый мост, разбить его цепи. Старый мост, заскрежетав, опустился, и толпа хлынула во двор.
Естественно, гарнизон ответил оружейным залпом. Но не в людей, а поверх голов. Никто из нападавших даже не был ранен, но часть людей, перепугавшись грома пушек, бросилась за подмогой к городской ратуше, крича: «Убийство! Предательство! Отомстим гарнизону Бастилии!» В ратуше заседало Учредительное собрание. Но до Бастилии ему дела не было. Власть-то отлично знала, что «зловещая тюрьма» – всего лишь развалюха. Однако простым парижанам это не было известно, и на фоне криков и общей истерии к стенам Бастилии кинулся чуть не весь город.
Словом, пока депутаты дегустировали завтрак, а члены Учредительного собрания решали свои дела, восставший народ устремился во двор тюрьмы. Там располагались подсобные строения: кузни, конюшни, сараи, дом коменданта, военные казармы. В мгновение ока мятежная толпа разрушила, что смогла. Строения подожгли. Выбежавшего коменданта Бастилии, маркиза Делоне, зверски убили – походя отрезали голову мясницким ножом. Солдаты еще попытались выстрелить из легендарных пушек Бастилии. Но удалось дать всего один залп. А восставшие уже подкатили собственные пушки и начали палить без разбора по стенам тюрьмы. Стены, как известно, были старыми и ветхими. Они пали сами, и разрушать их не пришлось. Гарнизон капитулировал.
Освобожденных узников торжественно провели по улицам города. Во главе процессии «человеколюбивые революционеры» гордо несли голову коменданта, насаженную на пику. Это был апофеоз. На крышах домов собрались тысячи любопытных – все ликовали. На другой день завалы бастиона деспотизма начали разбирать. Нагнали строителей. Ну а парижане, ликуя, кружились вокруг, танцуя и напевая. Взятие Бастилии было описано в газетах как подвиг революционного народа. Ну а потом, как водится, начались приписки – легендарные события, провозглашение героев, погибших за правое дело. А чтобы в героях действительно оказались погибшие, взяли списки городских воришек, бездомных клошаров, умерших в городе еще прошедшей снежной зимой.
Почти 150 лет, вплоть до конца 1930-х годов, легенда о взятии Бастилии, геройстве народа и прочих революционных «справедливостях» прочно бытовала и во Франции, и во всем мире. И только ХХ век решился сказать, что штурм тюрьмы народов всего лишь легенда. Не говоря уже о погибших в этом штурме «верных сынах Отечества». Просто легенда была нужна – революции всегда питаются такими легендами. Не то же разве произошло и во время Октябрьской революции в России? Сколько мы слышали о массовом героизме во время взятия Зимнего дворца, о матросах и солдатах, погибших от руки подлых наймитов Временного правительства, от пуль оголтелых солдат женского батальона под командованием Бочкаревой! И только спустя век узнали правдивые факты. При взятии Зимнего дворца, как отмечают историки, погибли единицы – и то по собственной неосторожности, а не от пуль обороняющихся. Помню, как мой дед, Петр Павлович Кириллов, бывший в то время одним из тех матросов, кому было приказано взять Зимний, рассказывал тихонько (дело было в советские времена), что сам видел, как погибли матрос и солдат: оба пьяные упали с лестницы, сломав шею. А пьяные они были оттого, что первым делом взяли не дворец, а его винные погреба, где выпили и перебили все содержимое. Ну а Марии Бочкаревой вообще не было в то время в городе.
Легенды – на то и легенды, дабы их создавать. Если нет ничего героического – его следует выдумать.
Взятие парижанами крепости-тюрьмы Бастилия 14 июля 1789 года – одно из знаменательных событий начального периода Великой французской революции. Бастилия – мощная восьмибашенная крепость с высокими 30-метровыми стенами на протяжении нескольких веков являлась местом заключения особо опасных преступников в Париже. Со времени Людовика XIV она служила политической тюрьмой. Тюремные порядки в Бастилии были гораздо строже, чем в других тюрьмах. Заключение в тюрьму, как правило, осуществлялось на основании подписанной королём записки о заточении человека без суда и следствия. В XVIII веке Бастилия стала символом тирании и беззакония, так что ко времени Великой французской революции ненависть народа к Бастилии достигла своего пика; было широко распространено представление, что в ней содержится много жертв произвола. Утром 14 июля вооружённая огромная толпа (40 – 50 тысяч человек) разграбила оружейные склады в Доме инвалидов(так называли ветеранов, вышедших на пенсию со строевой службы), захватив там 30 – 40 тысяч ружей), и двинулась к Бастилии, чтобы заполучить хранившиеся там пули и порох. В половине второго дня комендант приказал открыть огонь по собравшейся перед подъёмным мостом частично вооруженной толпе, в результате чего погибло 89 человек и 73 было ранено. После этого мятежники ворвались в крепость, захватили боеприпасы и освободили семь узников. Помимо этого был разграблен хранившийся в Бастилии архив полиции Парижа.
Арестованных защитников Бастилии повезли в Ратушу. Коменданта крепости убили и обезглавили. Руководитель магистрата, который хотел спасти коменданта, также был убит и обезглавлен. С их отрубленными головами, насаженными на пики, и под ликование населения мятежники потом разгуливали по улицам Парижа.
На следующий день было официально постановлено разрушить и снести Бастилию, и тут же приступили к работам, которые продолжались до 16 мая 1791 года.
«...Бастилия! Твоя гордыня
Не в силах нам противостать.
И если вступишь в бой, то ныне
Ты будешь ниц челом лежать.
Народу пушек гром не страшен.
Он бьется у ворот твоих.
Ему не страшны восемь башен
И толща этих стен седых...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Франция XVIIIвеке. Причины и начало Великой Французской революции".
Тема урока «Франция в XVIII веке. Начало Великой Французской революции 1789-1794 гг.» Великая французская революция является одним из ключевых событий в истории XVIII века, во многом пред...
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. К новому политическому кризису
Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. К новому политическому кризису"...
Франция Орлеанов и Бурбонов, революция 1848 вторая республика
Содержит основные даты события факты...
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...
№1 Франция в 18 веке. Причины и начало великой французской революции.
Цели урока:- Выяснить основные причины Великой французской революции, изучить события, связанные с началом революции;- Совершенствовать навыки работы с историческими источниками, развивать умение срав...
Революция во Франции
Основные закономерности и события...
Конспект урока "Начало французской революции 1789 - 1799"
Конспект урока "Начало французской революции 1789 - 1799"...