Рабочая программа по истории. 9 класс.
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Медведюк Светлана Григорьевна

Рабочая программа по истории. 9 класс.

Учебники:А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России, XX-начало XXI в.» и  Н.В.Загладин «Новейшая история зарубежных стран, XХ век

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_istoriya_9_klass.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Пояснительная записка (история, 9 класс)

 Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования    и Примерной программой  основного общего образования по истории, авторских программ А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России.6-9 классы». Программы общеобразовательных учреждений, «Просвещение»,2011г. и Н.В.Загладина «Всеобщая история. Новейшая история. 9класс». Программа курса, Москва, «Русское слово»,2012год.

   Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения.

На изучение истории в 9 классе отводится 36 часа, т.е. 1 час в неделю.

Всеобщая история  – 14 часов

История России, включая историю Ставропольского края – 22 часа.

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории и истории России– ХХ век и начало XXI столетия

Рабочая программа представлена в виде интегрированного курса, составлена к учебникам:

  • А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России, XX-начало XXI в.», учеб. для 9 кл.  общеобразоват. учреждений, Москва,

 « Просвещение», 2010г

  • Н.В.Загладин «Новейшая история зарубежных стран, XХ век»   учеб. для 9кл. общеобразов. учреждений, Москва, «Русское слово»,2010год.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Интегрированный курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • - воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • - освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;
  • закрепление умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;
  • использование  учащимися различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) с целью реализации познавательных и коммуникативных задач;
  • овладение учащимися монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Система оценивания знаний учащихся.

При оценивании учитываются:

· сложность материала;

· самостоятельность и творческий характер применения знаний;

· уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

· полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;

· аккуратность выполнения письменных работ;

· наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

· особенности развития учащегося.
Оценивание итогов обучения делится на :

· текущее оценивание в течение учебного года;

· итоговое оценивание(полугодовое,  годовое).

Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала.

Текущие оценки могут быть поставлены:

· за итоговую работу;

· за самостоятельную работу;

· за тестовую работу;

· за презентацию;

· за устные ответы.

 Оценивание учащихся.
При оценивании устного ответа учащегося  оценка ставится:

· за устный ответ на обобщающем уроке;

  за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке;

· за участие во внеурочных мероприятиях по предмету;

· за исправление ответов учащихся;

· за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы);

· за работу с историческими источниками и их анализ;

· за выполнение домашней работы;

· за работу в группах по какой-либо теме;

· за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

· за ролевую игру или викторину;

· за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме.

При оценивании письменных ответов оценка ставится:
· за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно;

· за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта;

· за исторический диктант;

· за сочинение по определённой теме ;

· за тестовую работу;

· за письменный реферат;


Критерии оценивания.
Оценивание устных ответов:

1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-86 %
Оценка «4» - 85-71 %
Оценка «3» - 70-50 %
Оценка «2» - 49-20 %

Формы текущего и итогового контроля.

При реализации программы используются следующие формы контроля.

• Устный контроль (индивидуальный, фронтальный, комбинированный);

• Письменный контроль (итоговые  работы, исторический диктант);

• Тестовый контроль;

• Самоконтроль;

• Самостоятельная работа (классная, домашняя).

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации программы формируются ключевые и общепредметные компетенции:

• Целостно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с целостными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

• Общекультурные компетенции – круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Основные виды учебной деятельности школьников: самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, в т.ч.

  • Работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.)
  • Работа с текстами источников ( историческими документами)
  • Работа с иллюстрациями
  • Работа с историческими картами и схемами
  • Работа с кластерами
  • Работа над проектом(в группе)
  • Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов
  • Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов и др. заданий)

Содержание изучаемого  курса.

  1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. (6ч.)

Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.

Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

Основные понятия: протекторат, модернизация, индустриальное общество, политическая система, гражданское общество, Порт-Артур, Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия,революция,, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация,ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», репарации, Лига Наций.

II. Великая российская революция.1917-1921гг.(3ч.)

 Февральская  революция 1917 года в России. Особенности политики  Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

Основные понятия: альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир, национализация, интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая контрреволюция, денационализация.

III. СССР и мир в 1920-1930гг.(5ч.)

Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание  СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны.

Основные понятия: НЭП, продовольственный налог, концессии, рентабельный, «Командные высоты» федерализм,  автономия,  саботаж,  Коминтерн, Генуэзская конференция, «мирное сосуществование» ,номенклатура, тоталитаризм, репрессии, культ личности, оппозиция, мировой экономический кризис, коллективизация, индустриализация, система коллективной безопасности, фашизм,  политика умиротворения, анафема, атеизм, конструктивизм, идеология, социалистический реализм, «культурная революция», геополитические интересы.

IV. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. (6ч.)

Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.

СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

Основные понятия: пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун», демилитаризация, «Багратион», «Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт.

V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые  послевоенные десятилетия. (7ч.)

Политика СССР в Восточной Европе и причины  «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз  в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20  съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы.  Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.  «Великое общество» 1960-х гг. в США.

Основные понятия: репарации, репатриация, национальное богатство,  железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм, Карибский кризис, мирное сосуществование,  «холодная война», десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна, план Маршалла, СЭВ, НАТО.

VI. СССР в 1965-1991 гг. (3ч.)

СССР от реформ  к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений  в начале 1980гг. 

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.

Основные понятия: коррупция,«теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика,  пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность», ускорение,«новое мышление», биполярная система международных отношений.

VII. Мир во второй половине ХХ в. (3ч.)

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.

Основные понятия: шпиономания, импичмент, СОИ, Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди», ФРГ, бундестаг,  федеральный канцлер, СДПГ,

« обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ, национал-реформизм, военная хунта, исламский фундаментализм, «прагматики», хунвейбины.

VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.(3ч.)

 Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.

Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.

Основные понятия: приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор, конвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат, судебная инстанция, сепаратизм, терроризм.

Учебно-методическое обеспечение программы.

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий   спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с использованием презентаций;
  • комбинированные уроки;
  • семинарское задание с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и других источников;
  • уроки-конференции;
  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных помимо основного текста параграфа;
  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
  • объяснение учителя и беседа с учащимися;
  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
  • написание сочинений-эссе;
  • повторительно- обобщающие уроки;
  • заслушивание сообщений с последующим обсуждением.

Оборудование:

  • карты;
  • таблицы;
  • схемы;
  • презентации;
  • иллюстрации.

Дидактический материал:

  • раздаточный материал;
  • тесты;
  • фрагменты источников;
  • статистические данные;
  • диаграммы;
  • памятки для характеристики исторических событий и деятелей.

 Учебно-информационные ресурсы.

Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов, в том числе электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных)

Кол-во

1.

CD История России 20 век в 4-х частях. Клио Софт, 2001-2002 гг.

2

2.

CD Государственная символика России. Центр наглядных средств обучения Минобразования России, 2003 г.

1

3.

CD В.О.Ключевский Курс русской истории. Электронная бибюлиотека. Софт,2005г.

1

4.

CD Россия на рубеже третьего тысячелетия. Республиканский мультимедиацентр, Москва, 1999 г.

1

5.

CD Отечественная история.ХХ век. Мультимедийное учебное пособие. ЗАО «Просвещение –« Медиа», 2003 г.

1

6.

CD От Кремля до Рейхстага. Мультимедийное учебное пособие. «Медиа»,2004г.

1

7.

CD Энциклопедия истории России 862-1917г. АО «КОМИНФО», 2001 г.

1

8.

CD Всеобщая история: учебное электронное издание. История нового времени. ООО «КОРДИС&МЕДИА», 2004 г.

2

9.

DVD  Вторая мировая война: факты и хроники, 2007г.

1

Список литературы.

А.А.Данилов,Л.Г.Косулина «История России.5-9 кл.» Программы общеобразовательных учреждений,   Москва, «Просвещение», 2010г.

О.В.Арасланова,А.В.Поздеев «Поурочные разработки по истории России.ХХ-ХХIв.» 9 класс.К учебнику Данилова А.А., Косулиной,Москва, «ВАКО»,2010г.

       

Словарь терминов и понятий по отечественной истории ХХ века / Науч. ред. В.Ф.Кривошеев.- М., « Русское слово», 2003.

Чернова М.Н. Тесты по истории России ХХ века: Пособие для учащихся и учителей.- М., АРКТИ, 2012

Загладин Н.В. Программа курса к учебнику «Всеобщая история.Новейшая история.9 класс», Москва, «Русское слово», 2010г.

К.А. Соловьёв «Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран.9 класс», Москва, «ВАКО», 2011г.

Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А. «Мировое политическое развитие».         Пособие для преподавателей старших классов   школ, гимназий, лицеев, Москва, «Просвещение», 2005г.

Список литературы для учащихся.

 Данилов А.А.,  Косулина Л.Г.,  Брандт М.Ю. «История России , ХХ- начало ХХ1 века», учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.           Москва, «Просвещение»,2011 г.

Данилов А.А.,  Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России ХХ – начало ХХI века. В двух выпусках. М., «Просвещение», 2011г.

Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век: Учебник. М., 2010.

Дополнительная литература.

 «Школьная энциклопедия: новейшая история XX век», «Олма-Пресс образование», 2003г.

Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М., 2010.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-ХХ вв. — М., 2009.

Андриянов В. Косыгин. — М., 2004.

Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.

Боханов А. Н. Николай II. — М., 2008.

Буббайер Ф. Совесть, диссидентство и реформы в Советской России. — М., 2010.

Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.

Ватлин А. Коминтерн: идеи, решения, судьбы. — М., 2009.

Великанов Н. Блюхер. — М., 2010.

Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М. 1998—1999.

Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.

Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М., 2007.

Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.

Гимпельсон Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. — М., 2004.

Голдман В. З. Террор и демократия в эпоху Сталина. Социальная динамика репрессий. — М., 2010.

Горелик Г. Андрей Сахаров. — М., 2010.

Городецкий Г. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на советский Союз. — М., 2008.

Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. — М., 2009.

ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.

Дайнес В. Жуков. — М., 2010.

Демин В. А. Верхняя палата Российской империи. 1906–1917. — М., 2006.

Думный В. В. Люди будущего или люди без будущего? Социал-демократическая интеллигенция России на рубеже ХIX-ХХ столетий. — М., 2003.

Земское самоуправление в России. Т. 2. — М., 2005.

Зырянов П. Колчак. — М., 2009.

Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX в. — М., 2004.

История государства Российского: Жизнеописания. XX век. Кн. 1-4. — М., 1999-2001.

Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.

Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография. — М., 2009.

Кожинов В.В. Россия. Век ХХ. Кн. 1-2. — М., 2002.

Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.

Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.

Медведев Р. Андропов. — М., 2007.

Медведев Р. Окружение Сталина. — М., 2006.

Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.

Пайпс Р. Русская революция. Кн. 1-3. — М., 2005.

Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985-2005. — М., 2007.

Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. — М., 1996.

Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. — М., 2001.

Пушкарев Б. С. Две России ХХ века. 1917-1993. — М., 2008.

Рабинович А. Большевики у власти. — М., 2008.

Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...