Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochkaya_programma_po_istorii_5klass_fgos.docx | 114.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА
ГИМНАЗИЯ №2
Утверждено:
Решением педагогического совета
Протокол № 93 от 30.08.2014г.
Приказ №191 от 30.08.2014г.
Директор__________ М.Н. Скворцова
Рабочая учебная программа
по истории
5-9 класс (374часа)
Программа разработана на основе
Примерной учебной программы по истории
ФГОС
Составитель рабочей программы:
Пономарева С.С. учитель истории
гимназии №2
Программа рассмотрена на заседании МО
учителей истории и обществознания
МБОУ гимназии №2
Протокол №1 от 29.08.2014г.
Руководитель МО:
___________________(С.С. Пономарева)
Согласовано:
30.08.2014г.
Зам. директора по УВР МБОУ гимназии №2
_______________________(Л.С.Терехова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История»
в рамках ФГОС 5–9 КЛАССЫ
Пояснительная записка:
Рабочая программа по истории 5-9 класс составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов, рабочей программы «История. 5-9 классы общеобразовательных учреждений /авторы: Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлёва, А.Н.Майков. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (ФГОС. Алгоритм успеха), а также основной образовательной программы образовательного учреждения и базисного учебного плана образовательного учреждения гимназии №2.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Характеристика содержания основного общего образования по истории
Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Примерная программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями.
1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и все- общей истории. Большее время отводится на изучение ис- тории России. Наряду с прочими основаниями при этом учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.
2. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.
3. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
4. Содержание разделов и тем излагается в базовой про- грамме относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д. в авторские программы и учебники.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты :
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
- Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Место предмета в учебном плане
История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Из них на 5,6,7 и 8 классы приходится по 68 часов (2 часа в неделю), а в 9 классе – 102 ч. (3 часа в неделю).
Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом:
- в 5 классе 14% учебного времени отводится на «Введение в историю», 86% часов – на курс «Всеобщая история».
-в 6,7,8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70 % часов.
Требования к уровню освоения содержания образования.
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); - использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
материальных памятниках Древнего мира; - описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты форм государственного
устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древности; - объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней
истории.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
исторических памятниках Средневековья; - составлять описание образа жизни различных групп населения в
средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и
социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных
воззрений, представлений средневекового человека о мире; - объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и
всеобщей истории Средних веков; - сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья,
показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая
раздробленность», «централизованное государство» и др.); - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе, по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; эволюции
политического строя, включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.; развитие общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); представлений о мире и общественных ценностях; художественной культуры Нового времени; - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); - сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); - сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при
составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события
новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; - использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в Новейшее время, местах крупнейших событий и др.;
- анализировать информацию из исторических источников — текстов,
материальных и художественных памятников Новейшего времени; - представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры Новейшего времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
- раскрывать характерные, существенные черты экономического и
социального развития России и других стран, политических режимов,
международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.; - объяснять причины и следствия наиболее значительных событий
Новейшего времени в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.); - сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие
отдельных стран в Новейшее время (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); - осуществлять поиск исторической информации в учебной и
дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.; - проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края вХХ — началеXXIв.
Содержание учебного предмета
Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:
- Учебник: «История Древнего мира». 5 класс. Авторы: Т.П.Андреевская, Э.В. Ванина, М. В. Белкин, Москва: «Вентана - Граф» 2012г.;
- История Древнего мира: проектирование учебного курса, 5 класс: методические рекомендации. Т.П. Андреевская, Э.В.Ванина, Москва: Вентана - Граф, 2009 год;
- История Древнего мира: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, Э.В.Ванина, А.К. Данилова, Москва: Вентана - Граф, 2011 год;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ» (10) часов
№ п/п | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Домашнее задание | ||
предметные | метапредметные (УУД) | личностные | |||||
1 | Что изучает история? Источники знаний о прошлом | Урок изучения нового материала | История - наука о прошлом. Как работают историки. Как гибнут памятники старины. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки | Научатся: объяснять, что история - наука о прошлом человечества; давать определения понятиям: история, археологические раскопки, древнейшие люди, исторический факт. Получат возможность научиться: классифицировать исторические события по признаку хронологии; высказывать суждения о ценности исторических источников | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | § 1-2, с. 4- 34. Составить короткий рассказ об историческом событии, свидетелем которого были старшие члены вашей семьи |
2 | Измерение времени | Комбинированный урок | Хронология. Измеритель времени - год. Что называют датой? Точка отсчета времени. Измерение | Научатся: рассказывать о счете лет в истории; давать определения понятиям: лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н. э., до н. э. Получат возможность научиться: определять век и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на ленте времени по векам и тысячелетиям. Историческая хронология | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, времени, отмечать на ней события и даты; выявлять особенности летоисчисления до нашей эры и в нашу эру | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу успешности/неуспешности учебной деятельности | § 3, с. 35- 42. Решать хронологические задачи. Задания в рабочей тетради, с. 9-12 |
3 | Знать своих предков - знать историю | Урок изучения нового материала | Что значит родословие. Из истории имени. Отчество - составная часть родового имени. История в фамилиях | Научатся: объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий; давать определения понятиям «родословная» и «генеалогия». Получат возможность научиться: соотносить исторические факты и генеалогию происхождения фамилий | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | § 7, с75- 83. Взять интервью у родителей для составления родословной семьи. Задания в рабочей тетради, с. 35-37 |
4 | О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов
| комбинированный урок | Отличительный знак. Герб как государственный символ. Гербы городов. Герб нашей страны. Из истории знамен. Флаг - символ независимости. Флаг России. Песнь во славу Отечества Из истории гимна нашей страны | Научатся: рассказывать о государственной символике и о составляющих элементах государственных символов; давать определения государственным символам (флаг, гимн, герб). Получат возможность научиться: соотносить основные события истории государства с созданием государственных символов | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности /неуспешности учебной деятельности | §9-11, * с. 90-111. Задание на создание герба своей семьи, класса. Задания в рабочей тетради, с. 44Л6 |
5 | Географические названия - свидетели прошлого | комбинированный урок | Все имеет свое название. Как возникают названия. Названия стран мира | Научатся: рассказывать о географическом названии как историческом источнике, о происхождении названий отдельных государств, городов; давать определение «историческая география». Получат возможность научиться: объяснять происхождение некоторых географических ,названий, их смысл; объяснять важность изучения географических названий для познания исторического прошлого | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | |
6 | Историческая карта. Легенда исторической карты | урок изучения нового материала | Прошлое на карте. История на плане. Контурные карты | Научатся: давать определения понятиям: историческая карта, стороны света, легенда карты (условные знаки), тан местности или города. Получат возможность научиться: показывать необходимые объекты на карте, объяснять значение условных знаков, «читать» простую историческую карту с опорой на легенду; составлять простейший план города или объекта и читать его | Познавательные: выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | § 4, с. 43- 51. Придумать условные обозначения различных исторических событий для исторической карты (битва, восстание, и др.). Задания в рабочей тетради, с. 16-18 |
7 | Археология - помощница историков. Наука о народах и наука о прошлом | урок изучения нового материала | Что изучает археология. Как работают археологи. Что изучает этнография. «Преданья старины глубокой». История в песне | Научатся: давать определение, что такое исторические источники, архитектурный памятник, археология. Получат возможность научиться: характеризовать различные виды исторических источников (вещественные, устные, письменные); выделять главное в характеристике источников | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | §5-6, с. 52-74. Составить рассказ «Археология - главная помощница истории». Задания в рабочей тетради, с. 5-8 |
8 | Как работать с учебными материалами по истории | урок изучения нового материала в форме собеседования | Порядок изучения истории. Как работать с учебником истории. Как работать с иллюстрациями | Научатся: объяснять смысл понятия «всеобщая история». Получат возможность научиться: соотносить понятия «всеобщая история» и «история России» | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг цруга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | § 12, с. 112-122. Подготовить сообщение о наиболее выдающихся личностях в истории России. Задания в рабочей тетради, с. 25-26 |
9 | Символика РФ. Россия - многонациональное государство ( | урок изучения нового материала | Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство | Научатся: объяснять назначение герба, флага, гимна государства; показывать на карте территорию Российской Федерации; называть символы государственной власти РФ; показывать на карте некоторые субъекты РФ; давать определение понятию «многонациональное государство». Получат возможность научиться: характеризовать национальный состав населения; высказывать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Осознают свою идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | Выучить текст гимна РФ. Задания в рабочей тетради, с. 7-9 |
10 | ПОУ «Введение в историю». Проверка и коррекция знаний и умений | Обобщение и повторение курса (контрольная работа ) | Причинно-следственные вязи между событиями. Историческая память. Ход времени и способы го измерения. Летоисчисление (счёт лет до н. э. и н. э.). Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, | гимны государств. Источники знаний о прошлом. Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Россия - многонациональное государство Научатся: оперировать основными понятиями: история, исторические источники, историческая карта и план, герб, гимн, флаг, родословная, исторический период, всеобщая история, история России, многонациональная страна | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. | удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Опережающее задание: найти материал о различных версиях происхождения человека |
Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. История Древнего мира. 5 КЛАСС(62 часа)
№ | Дата проведения | Педагогические средства | Тема урока | Основные вопросы | Кол-во часов | Планируемые результаты по разделу | Домашнее задание | |||||||
1 | 4 уч. неделя | Вводная лекция с элементами беседы | Урок 1. Возникновение человека | 1.Древнейшие предки человека. 2.Орудия труда. З.Занятия и жилища. 4.Овладение огнем | 1 | Предметные
Личностные
Метапредментные
Познавательные УУД: - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для | § 1. | |||||||
2 | 4 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 2. Появление современного человека | 1.Неандертальцы.2.Сов ременный человек.
| 1 | § 2 осн.уч. | ||||||||
3 | 5 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 3. Зарождение искусства и религиозных верований охотников. | Знания первобытных людей. 2.Представления об окружающем мире. З.Зарождение примитивных религиозных верований | 1 | § 3 | ||||||||
4 | 5 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 4. Человечество на пути к новому обществу. |
| 1 | § 3 пар.4-5 | ||||||||
5 | Комплексное применение УУД | ПОУ | - решения учебных задач;
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. | |||||||||||
Раздел II Древний Восток (15часов) Тема 2. Древний Египет. (6 часа) | ||||||||||||||
6 | 6 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 5. Образование государства в долине Нила. |
| 1 | Предметные
Личностные УУД:
Метапредметные
Познавательные УУД: - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, - доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
или самостоятельно выбранным основаниям;
схема, тезисы). Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
| § 4 | |||||||
7 | 7 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 6. Религиозные верования в Древнем Египте. |
| 1 | § 5 ф.1-3 | ||||||||
8 | 7 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 7. Правитель Древнего Египта |
| 1 | § 7 ф.1-3 | ||||||||
9 | 8 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 8. Подданные фараона | 1.Вельможи и чиновники. 2. Жрецы. 3.Воины. 4.Земледельцы и ремесленники. 5.Самые бесправные люди в Древнем Египте | 1 | § 8 | ||||||||
10 | 8 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 9. Повседневная жизнь древних египтян |
| 1 | § 9 | ||||||||
11 | 9 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 10. Культура Древнего Египта | 1 .Письменность.2. Научные знания.
| 1 | § 10 | ||||||||
12 | 9 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Обобщающее повторительный урок | 1 | ||||||||||
Тема 3. Древняя Азия (9 часов) | ||||||||||||||
13 | 10 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 11. Шумер и Аккад |
| 1 | Предметные
Личностные
Метапредтметные
Познавательные: УУД - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; -формулируют ответы на вопросы учителя. -устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные УУД - принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные УУД - планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | § 11 в.1,2(п.) | |||||||
14 | 10 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 12. Древний Вавилон |
| 1 | § 12в.5,3 контурная карта | ||||||||
15 | 11 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 13. Ассирийская держана | 1. Местоположение и природные условия.
| 1 | § 13в.4(п.) | ||||||||
16 | 11 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 14. Финикия |
4. Финикийский алфавит | 1 | § 14, работа с контурными картами | ||||||||
17 | 12 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 15. Древняя Палестина |
4.Древ нееврейское царство | 1 | § 15 | ||||||||
18 | 12 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 16. Древняя Персия | 1. Создание Персидской державы. 2.Персидская держава при Дарий I.
| 1 | § 16, контурные карты | ||||||||
19 | 13 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 17. Древняя Индия |
Возникновение Варн. 4.Знаменитые поэмы Древней Индии | 1 | Предметные
Личностные
Метапредтметные
-- применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные УУД: - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - формулируют ответы на вопросы учителя. - самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные УУД - планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий Коммуникативные УУД - принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. - участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. | § 17 | |||||||
20 | 13 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний Урок лекция с элементами беседы | Урок 18. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии | 1.Индуизм. 2.Учение Будды. 3. Повседневная жизнь в древней Индии | 1 | § 18, вопросы к §, работа с контурными картами | ||||||||
21 | 14 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний Урок лекция с элементами беседы | Урок 19. Древний Китай | 1.Местоположение и природные условия. 2.Образование единого Китайского царства.
| 1 | Предметные
Личностные:
Метапредтметные
Познавательные УУД: -выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. -выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. РегулятивныеУУД - удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. -прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные УУД: -взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. -оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. | § 19 вопросы параграфа | |||||||
22 | 14 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Обобщающее- повторительный урок | 1 | ||||||||||
Раздел II Древняя Греция. ( 19 часов) Тема 4 Древнейшая Греция (4 часа) | ||||||||||||||
23 | 15 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок лекция с элементами беседы | Урок 20. Природа Греции и занятия древних греков | 1.Балканский полуостров, его природа. 2.Занятия древних греков. 3 Древние греки и море | 1 | Предметные
Личностные
Метапредметные
Познавательные УУД: - сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям; - устанавливать причинно - следственные связи на простом и сложном уровне; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Коммуникативные УУД: - создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно; - понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах); - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, - самостоятельно исправлять ошибки. | § 20 контурные карты, вопросы | |||||||
24 | 15 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок лекция с элементами беседы | Урок 21. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены |
| 1 | |||||||||
25 | 16 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок лекция с элементами беседы | Урок 22. Верования древних греков |
3 .Боги и люди | 1 | |||||||||
26 | 16 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок лекция с элементами беседы | Урок 23. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел | 1. Древние певцы и сказатели. Гомер. 2.Основное содержание поэм «Илиада и «Одиссея». З.Г енрих Шлиман и его открытия | 1 | |||||||||
Тема 5. Государства-полисы Древней Греции (3 часа) | ||||||||||||||
27 | 17 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок лекция с элементами беседы | Урок 24. Греческий полис — город- государство. Великая греческая колонизация |
2.Развитие ремесла и земледелия. 3.Колонизация и ее значение | 1 | Предметные
Личностные
Метапредтметные
ПознавательныеУУД - сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. - выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные УУД - оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке - прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные УУД - сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | § 24 вопросы после параграфа. | |||||||
28 | 17 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок лекция с элементами беседы | Урок 25. Установление демократического строя в Афинах |
| 1 | § 25 вопросы после параграфа. | ||||||||
29 | 18 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок лекция с элементами беседы | Урок 26. Спарта |
| 1 | § 26 работа с контурными картами | ||||||||
Тема 6. Греко-персидские войны (2 часа) | ||||||||||||||
30 31 | 18-19 Уч. неделя | Комплексное применение УУД | Уроки 27, 28. Греко-перидские войны. |
| 2 | Предметные
Личностные
Метапредтметные действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. Познавательные УУД -выявляют особенности и признаки побед древних греков в марафонской битве. Регулятивные УУД - удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные УУД - оформляют диалоические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. | § 27-28в.5(п.) | |||||||
Тема 7 Расцвет Греции и величие Афин ( 7 часов) | ||||||||||||||
32 | 19 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 29. Греческий полис и его жители |
| 1 | Предметные
Личностные
Метапредтметные
ПознавательныеУУД - дополняют и расширяют знания и представления о хозяйственном развитии Греции. - выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные:УУД -принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. - прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу КоммуникативныеУУД - вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов; -обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. | § 29в.4(п.) | |||||||
33 | 20 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 30. Развитие демократии при Перикле |
| 1 | § 30 в.2,4 | ||||||||
34 | 20 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 31. Олимпийские игры |
| 1 | § 31в.5(п.) | ||||||||
35 | 21 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 32. Повседневная жизнь древних греков |
| 1 | § 32 | ||||||||
36 | 21 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 33. Греческая наука |
| 1 | § 33работа по контурным картам | ||||||||
37 | 22 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 34. Архитектура и скульптура Греции. | 1.Особенности греческой архитектуры.
| 1 | § 34 работа по контурным картам | ||||||||
38 | 22 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 35. Рождение театра. Театральные представления. | Происхождение театра и его устройство.
| 1 | § 35 | ||||||||
Темы 8,9. Упадок Греции и возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и их последствия ( 3 часа) | ||||||||||||||
39 | 23 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 36. Греция и Македония в IV в. до н. э. |
| 1 | Предметные
Личностные
Метапредтметные
Познавательные УУД -структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. - самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Регулятивные УУД - оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. - осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Коммуникативные УУД - вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. | § 36 | |||||||
40 | 23 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 37. Завоевания Александра Македонского и их последствия |
| 1 | § 37 | ||||||||
41 | 24 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 38. Основание Александрии |
| 1 | § 38 | ||||||||
42 | 24 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Повторительно-обобщающий урок по теме Древняя Греция | 1 | ||||||||||
Раздел IV. Древний Рим. Тема 10. Ранний Рим. (4 часа) | ||||||||||||||
43 | 25 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 39. Древняя Италия и начало города Рима |
2.Италики. 3.Основание Рима. Легенда о Ромуле и Реме.
5.По хищение сабинянок | 1 | Предметные
Личностные
Метапредметные
Познавательные УУД:
рассуждения - на простом и сложном уровне;
- самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
Коммуникативные УУД:
(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). Регулятивные УУД:
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях. | § 39в.6(п.) | |||||||
44 | 25 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 40. Рим в эпоху царей | 1.Цари Рима. 2.Этруски. Рим и этруски. З.Сервий Туллий | 1 | 40 5(П) | ||||||||
45 | 26 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 41. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев | 1. Падение царской власти и образование республики. 2 .Происхождение патрициев и плебеев. Причины их борьбы.
борьбы | 1 | 41 6(П) | ||||||||
46 | 26 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 42. Завоевание Римом Италии | 1.Война с галлами. 2«Разделяй и властвуй». 3.Война с Пирром и ее итоги. | 1 | 42 5(п) | ||||||||
44 | 25 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 40. Рим в эпоху царей | 1.Цари Рима. 2.Этруски. Рим и этруски. З.Сервий Туллий | 1 | |||||||||
Тема 11. Расцвет Римской Республики (7 часов) | ||||||||||||||
47 | 27 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 43. Армия Древнего Рима |
4.Осада крепости римским войском. 5.Триумф | 1 | Предметные
Личностные
Метапредтметные
Познавательные УУД - выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Регулятивные УУД - прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. -: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Коммуникативные УУД - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | § 43в.5(п.) | |||||||
48 | 27 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 44. Рим и Карфаген. |
2.Начало Ганнибаловой войны. 3.Битва при Каннах. 4.Завершение Ганнибаловой войны. 5.Третья Пуническая война (149-146 гг до н.э.) | 1 | § 44 задания по контурным картам | ||||||||
49 | 28 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 45. Завоевания Рима на Востоке |
| 1 | § 45 вопросы к параграфу | ||||||||
50 | 28 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 46. Государственное устройство Римской республики |
| 1 | § 46 | ||||||||
51 | 29 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 47. Римское общество: его нравы и обычаи |
| § 47 | |||||||||
52 | 29 уч. неделя | Комплексное применение УУД | Урок 48. Повседневная жизнь римского общества | 1.Римский дом. 2.Одежда.
| 1 | § 48 вопросы к параграфу | ||||||||
53 | 30 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 49. Рабство в Риме |
| 1 | § 49 ф.1-3 | ||||||||
Тема 12. Кризис и падение Римской республики. Римская империя (8ч.) | ||||||||||||||
54 | 30 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 50. Начало гражданских войн в Риме | 1.Причины гражданских войн. 2.Законы братьев Гракхов.
| 1 | Предметные
Личностные
Метапредтметные
Познавательные УУД - выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. - структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Регулятивные: УУД - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; - --составляют план действий. - оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Коммуникативные УУД - участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. - вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. | § 50 вопросы к параграфу | |||||||
55 | 31 уч. неделя | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Урок 51. Гай Юлий Цезарь | 1.Первый триумвират. 2.Завоевание Галлии.
| 1 | § 51 | ||||||||
56 | 31 уч. неделя | Комплексное применение ЗУН | Урок 52. Октавиан Август и рождение Римской империи |
3 .Рождение Римской империи | 1 | §52 | ||||||||
57 | 32 уч. неделя | Комплексное применение ЗУН | Урок 53. Императоры Рима I—II вв. | 1 .Расцвет империи.
| 1 | §53 | ||||||||
58 | 32 уч. неделя | Комплексное применение ЗУН | Урок 54. «Вечный город» | 1 .На улицах Рима.
| 1 | §54 | ||||||||
59 | 33 уч. неделя | Комплексное применение ЗУН | Урок 55. Культура Римской империи |
3 .Римская поэзия | 1 | §55 | ||||||||
60 | 33 уч. неделя | Комплексное применение ЗУН | Урок 56. Возникновение христианства |
3 .Христианская церковь. Гонения на христиан. 4.Император Константин и победа | 1 | §56 | ||||||||
61 | 34 уч. неделя | Комплексное применение ЗУН | Урок 57. Римская империя в III-V веках |
рабовладельческих отношений.
| 1 | |||||||||
62 | 34 уч. неделя | Комплексное применение ЗУН | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...