Урок истории в 10 классе "Опричнина Ивана Грозного"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок в 10 классе по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 10 классе | 22.95 КБ |
Моя педагогическая философия | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность Ивана Грозного и опричнина
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, Задачи:
1. сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что политика террора всегда завершается упадком, кризисом.
2. Продолжать развивать навыки и умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения убедительно отстаивать собственную позицию, навыков публичного выступления, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.
- Воспитание нравственной позиции, чувства уважения к человеческому достоинству, уважения к чужому мнению,
- воспитание социально-активной личности.
Оборудование:
- Дополнительная историческая литература
- Раздаточный материал (документы, схемы); тесты
- Таблица «Сущность опричнины в российской историографии»
- Термины на доске, эпиграф.
Методы: Решение проблемной задачи, групповая и индивидуальная работа с источниками, анализ, обобщение, сравнение, эвристическая беседа, дискуссия, тест
План урока:
- Разрыв царя с Избранной радой. Причины введения опричнины
- Учреждение опричнины. Опричный молот
- Сущность опричнины (групповая работа)
- Итоги царствования Ивана Грозного
«Не плакать, не смеяться, а понимать…» (совет историку)
Б. Спиноза
Ход урока
- Постановка целей, задач урока.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о политической системе, сложившейся во второй период правления Ивана Грозного, именуемой «опричниной». Опричнина по праву считается одной из наиболее страшных и таинственных страниц нашей истории. Ее направленность и смысл до сих пор вызывают споры, но при всем разнообразии мнений историки единодушны в том, что политика кровавого террора была губительна для страны, привела к глобальному кризису. Выясним причины введения опричнины и ее итоги, рассмотрим и проанализируем неоднозначные точки зрения историков по сущности этого вопроса.
- Актуализация знаний
Как изменилась система управления государством в результате реформ 1550-х гг.? Чем было вызвано создание сословно-представительных органов власти? Как изменилось положение Боярской Думы при Иване IV?
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, модель централизации, разработанная в ходе реформ Избранной рады, предполагала постепенное и мирное построение жесткой вертикали власти с опорой на сословно-представительные органы.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
Что не устроило Ивана Грозного в реформах 1550-х гг., почему он обращается к кровавому террору как способу управления государством? Почему ради достижения неограниченной власти царь расколол общество и бросил его в пучину бессмысленного кровавого террора? Против кого был направлен террор? Как отразились черты характера Ивана Грозного на проведении опричнины? Почему политика, направленная на централизацию государства, привела к сокрушительным поражениям власти и кризису общества? Какова сущность опричнины?
Постараемся поразмышлять над этими вопросами после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
- Основная часть
- Разрыв царя с Избранной радой – сообщение учащегося.
Обсуждение вопросов: Почему царь легко поверил слухам, что его бывшие сподвижники Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его любимой жены Анастасии? Какую роль в изменении отношения царя к членам Избранной рады сыграла болезнь Ивана IV? Как сложились судьбы членов Избранной рады? В чем суть противостояния Андрея Курбского и Ивана Грозного?
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради.
Причины введения опричнины (работа с учебником, с. 95)
Найти и сформулировать причины введения опричнины. (Неудачи внешней политики, мнительность, недоверчивость к окружающим, недовольство Избранной радой, пережитки удельного правления, усиление власти царя)
- Учреждение опричнины. Опричный молот. Новгородский погром – сообщения учащихся о событиях 1565-1575 гг.
Задание: По ходу рассказа записать основные даты и события опричнины.
- Сущность опричнины - работа с первоисточниками (групповая работа) (приложение 1)
Задание: готовясь к уроку, вам было предложено рассмотреть точки зрения отечественных историков на сущность опричнины. Давайте рассмотрим эти мнения, насколько они расходятся между собой. Задача каждой группы – аргументировано доказать правильность точки зрения автора по сущности опричнины. По ходу выступлений групп класс заполняет таблицу «Проблема опричнины в российской историографии»
мнение автора по сути проблемы | |
- I группа: точка зрения С.М. Соловьева
- II группа: точка зрения В.О. Ключевского
- III группа: точка зрения Н.М. Карамзина
- IV группа: точка зрения С.Ф. Платонова
- V группа: точка зрения И.Л. Андреева, И.Н. Данилевского, В.В. Кириллова – авторов учебника
Выступления представителей групп, заполнение таблицы в ходе выступлений.
Обсуждение проблемных вопросов в ходе выступлений групп:
Вывод преподавателя: таким образом, все реформы имели цель – укрепление мощи государства, усиление самодержавной власти и ее социальной опоры – служилого дворянства, борьба с центробежными стремлениями боярской аристократии. Относительная слабость аппарата управления побудила власть искать опору в сословиях и их представительных органах. Созыв Земского собора и образование местных органов самоуправления – вынужденная мера создания системы противовеса боярскому правлению, а также фактор лигитимации власти.
IV. Закрепление знаний:
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
Событие | Дата | |
Боярское правление | ||
Введение заповедных лет | ||
Введение урочных лет | ||
Венчание Ивана IV на царство | ||
Взятие Астрахани | ||
Взятие Казани | ||
Деятельность Избранной рады | ||
Ливонская война | ||
Опричнина | ||
Поход Ермака, разгром Сибирского ханства | ||
Правление Елены Глинской | ||
Правление Ивана IV Грозного | ||
Принятие Судебника | ||
Созыв первого Земского собора | ||
Стоглавый собор |
___→___→___→___→___→___→___
2. Тестовая проверка знаний - 2 варианта (приложение 2)
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: параграф 13 (опережающее чтение).
Изучить понятия, даты. Ответить на вопрос: К каким изменениям привели реформы? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей? (письменно)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кош-Агачская вечерняя (сменная общеобразовательная школа)» |
Моя педагогическая философия |
Сочинение-эссе |
Мешкеева Гульбахор Джамалидиновна |
Эссе «Моя педагогическая философия»
Существует убеждение, что мастером в своем деле можно стать, только получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот тогда оказываешься, вооружен , как говорится, «на все сто» и можешь профессионально реализовать себя.
Кто такой учитель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?
Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников?
Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка , готов отдать…
Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную брошюру «Как любить ребенка» : Сначала это, а все остальное потом».
Я никогда не думала, что можно научиться любить, по-настоящему любить, чужих детей. Все Корней Чуковский писал: «Детство осияно, и любое столкновение с ним – счастье». И вот, придя после десятого класса работать в детский сад, увидев чистые, устремленные к тебе детские взгляды, поняла – Это счастье!
Моя педагогическая карьера началась с должности санитарки в ясельной группе. Я мечтала быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем. Возможно, ли однозначно ответить на вопрос: «Что такое «хороший воспитатель?» Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.
Я считаю, что учитель объединяет в себе эти три профессии.
Потому что:
Хороший учитель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком».
Хороший учитель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.
Хороший учитель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов.
Современный учитель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Дело все в том, что «погоду в доме», программу в школе делают люди, хорошие люди.
Я намеренно избегаю слова «педагогов», потому что давно убедилась, что не только профессиональные знания создают хорошего человека. Прежде всего, это качества личности. А вот какие – трудно описать, потому что все видят «хорошего человека» немного по-разному. Хотите убедиться? У друзей, коллег, родителей спросите. И они назовут такие качества как порядочность, аккуратность, ответственность, эрудированность, оптимистичность, находчивость, здоровье и т.п.
Я перечислила далеко не все качества, которые действительно считаются хорошими. Но и среди этих появилась возможность выбора. И каждый сделает свой выбор. Вот так и получается, что единого понятия хорошего человека просто нет.
Хороший учитель – это, прежде всего хороший человек. Что-нибудь особенное? Конечно, есть – любовь к детям и память о себе – ребенке, понимание, что детство всегда неожиданно, искренне готово к удивлению и открытию. А удивление и открытия – скорее импровизация, чем план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по истории "Начало правления Ивана Грозного"
1.Падение Избранной рады.2.Расправа царя с приближенными.3.Опричники и опричнина.4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.5.Итоги опричнины....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".
Урок по истории России в 6 классе. Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо учителю, который ...
Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"
Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...
Урок по истории "Начало правления Ивана Грозного".
Урок для 7 класса....
Урок по теме: Образ Ивана Грозного в литературе, истории.
Разработка бинарного урока по истории и литературе....
Отчетное мероприятие по английскому языку и истории на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской. При участии МО английского языка и Истории. Предназначено для просмотра как в начальной школе , ...