Урок истории в 10 классе "Опричнина Ивана Грозного"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Урок в 10 классе по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личность Ивана Грозного и опричнина

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  • Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, Задачи:

1. сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что политика террора всегда завершается упадком, кризисом.

2. Продолжать развивать навыки и  умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения убедительно отстаивать собственную позицию, навыков публичного выступления, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.

  1. Воспитание нравственной позиции, чувства уважения к человеческому достоинству, уважения к чужому мнению,
  •   воспитание социально-активной личности.

Оборудование:

  • Дополнительная историческая литература
  • Раздаточный материал (документы, схемы); тесты
  • Таблица «Сущность опричнины в российской историографии»
  • Термины на доске, эпиграф.

Методы: Решение проблемной задачи, групповая  и индивидуальная работа с источниками, анализ, обобщение, сравнение,  эвристическая беседа, дискуссия, тест

План урока: 

  1. Разрыв царя с Избранной радой. Причины введения опричнины
  2. Учреждение опричнины. Опричный молот
  3. Сущность опричнины (групповая работа)
  4. Итоги царствования Ивана Грозного

«Не плакать, не смеяться, а понимать…» (совет историку)

Б. Спиноза

Ход урока

  1. Постановка целей, задач урока.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о политической системе, сложившейся во второй период правления Ивана Грозного, именуемой «опричниной». Опричнина по праву считается одной из наиболее страшных и таинственных страниц нашей истории. Ее направленность и смысл до сих пор вызывают споры, но при всем разнообразии мнений историки единодушны в том, что политика кровавого террора была губительна для страны, привела к глобальному кризису.  Выясним причины введения опричнины и ее итоги, рассмотрим и проанализируем неоднозначные точки зрения историков по сущности этого вопроса.

  1. Актуализация знаний  

Как изменилась система управления государством в результате реформ 1550-х гг.?  Чем было вызвано создание сословно-представительных органов власти? Как изменилось положение Боярской Думы при Иване IV?

Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, модель централизации, разработанная в ходе реформ Избранной рады, предполагала постепенное и мирное построение жесткой вертикали власти с опорой на сословно-представительные органы.

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Что не устроило Ивана Грозного в реформах 1550-х гг., почему он обращается к кровавому террору как способу управления государством? Почему ради достижения неограниченной власти царь расколол общество и бросил его в пучину бессмысленного кровавого террора?   Против кого был направлен террор? Как отразились черты характера Ивана Грозного на проведении опричнины? Почему политика, направленная на централизацию государства, привела к сокрушительным поражениям власти и кризису общества? Какова сущность опричнины?

Постараемся поразмышлять над этими вопросами после изучения данной темы.

Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

  1. Основная часть
  1. Разрыв царя с Избранной радой – сообщение учащегося.

 Обсуждение вопросов: Почему царь легко поверил слухам, что его бывшие сподвижники Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его любимой жены Анастасии? Какую роль в изменении отношения царя к членам Избранной рады сыграла болезнь Ивана IV? Как сложились судьбы членов Избранной рады? В чем суть противостояния Андрея Курбского и Ивана Грозного?

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради.

 Причины введения опричнины (работа с учебником, с. 95)

Найти и сформулировать причины введения опричнины.  (Неудачи внешней политики, мнительность, недоверчивость к окружающим, недовольство Избранной радой, пережитки удельного правления, усиление власти царя)

  1. Учреждение опричнины. Опричный молот. Новгородский погром – сообщения учащихся о событиях 1565-1575 гг.

Задание: По ходу рассказа записать основные даты и события опричнины.

  1.  Сущность опричнины - работа с первоисточниками (групповая работа) (приложение 1)

Задание: готовясь к уроку, вам было предложено рассмотреть точки зрения отечественных историков на сущность опричнины. Давайте рассмотрим эти мнения, насколько они расходятся между собой. Задача каждой группы – аргументировано доказать правильность точки зрения автора по сущности опричнины. По ходу выступлений групп класс заполняет таблицу «Проблема опричнины в российской историографии»  

Историк

мнение автора по сути проблемы

  • I группа: точка зрения С.М. Соловьева
  • II группа: точка зрения В.О. Ключевского
  • III группа: точка зрения Н.М. Карамзина
  • IV группа: точка зрения С.Ф. Платонова
  • V группа: точка зрения И.Л. Андреева, И.Н. Данилевского, В.В. Кириллова – авторов учебника

Выступления представителей групп, заполнение таблицы в ходе выступлений.

Обсуждение проблемных вопросов в ходе выступлений групп:

Вывод преподавателя: таким образом, все реформы имели цель – укрепление мощи государства, усиление самодержавной власти и ее социальной опоры – служилого дворянства, борьба с центробежными стремлениями боярской аристократии. Относительная слабость аппарата управления побудила власть искать опору в сословиях и их представительных органах. Созыв Земского собора и образование местных органов самоуправления – вынужденная мера создания системы противовеса боярскому правлению, а также фактор лигитимации власти.

IV. Закрепление знаний: 

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.

№ п/п

Событие

Дата

Боярское правление

Введение заповедных лет

Введение урочных лет

Венчание Ивана IV на царство

Взятие Астрахани

Взятие Казани

Деятельность Избранной рады

Ливонская война

Опричнина

Поход Ермака, разгром Сибирского ханства

Правление Елены Глинской

Правление Ивана IV Грозного

Принятие Судебника

Созыв первого Земского собора

Стоглавый собор

___→___→___→___→___→___→___

2.  Тестовая проверка знаний  - 2 варианта (приложение 2)

V. Подведение итогов урока.

 Домашнее задание: параграф 13 (опережающее чтение).

Изучить понятия, даты. Ответить на вопрос: К каким изменениям привели реформы? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей? (письменно)



Предварительный просмотр:

МБОУ «Кош-Агачская вечерняя (сменная общеобразовательная школа)»

Моя педагогическая философия

Сочинение-эссе

Мешкеева Гульбахор Джамалидиновна


Эссе «Моя педагогическая философия»

Существует убеждение, что мастером в своем деле можно стать, только получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот тогда оказываешься, вооружен , как говорится, «на все сто» и можешь профессионально реализовать себя.

Кто такой учитель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?

Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников?

Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка , готов отдать…

Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную брошюру «Как любить ребенка» : Сначала это, а все остальное потом».

Я никогда не думала, что можно научиться любить, по-настоящему любить, чужих детей. Все Корней Чуковский писал: «Детство осияно, и любое столкновение с ним – счастье». И вот, придя после десятого класса работать в детский сад, увидев чистые, устремленные к тебе детские взгляды, поняла – Это счастье!

Моя педагогическая карьера началась с должности санитарки в ясельной группе. Я мечтала быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем. Возможно, ли однозначно ответить на вопрос: «Что такое «хороший воспитатель?» Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Я считаю, что учитель объединяет в себе  эти три профессии.
Потому что: 
Хороший учитель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший  педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком».
Хороший учитель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.
Хороший учитель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов.
Современный учитель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Дело все в том, что «погоду в доме», программу в школе делают люди, хорошие люди.

Я намеренно избегаю слова «педагогов», потому что давно убедилась, что не только профессиональные знания создают хорошего человека. Прежде всего, это качества личности. А вот какие – трудно описать, потому что все видят «хорошего человека» немного по-разному. Хотите убедиться? У друзей, коллег, родителей спросите. И они назовут такие качества как порядочность, аккуратность, ответственность, эрудированность, оптимистичность, находчивость, здоровье и т.п.

Я перечислила далеко не все качества, которые действительно считаются хорошими. Но и среди этих появилась возможность выбора. И каждый сделает свой выбор. Вот так и получается, что единого понятия хорошего человека просто нет.

Хороший учитель  – это, прежде всего хороший человек. Что-нибудь особенное? Конечно, есть – любовь к детям и память о себе – ребенке, понимание, что детство всегда неожиданно, искренне готово к удивлению и открытию. А удивление и открытия – скорее импровизация, чем план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по истории "Начало правления Ивана Грозного"

1.Падение Избранной рады.2.Расправа царя с приближенными.3.Опричники и опричнина.4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.5.Итоги опричнины....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...

Урок по теме: Образ Ивана Грозного в литературе, истории.

Разработка бинарного урока по истории и литературе....

Отчетное мероприятие по английскому языку и истории на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской. При участии МО английского языка и Истории. Предназначено для просмотра как в начальной школе , ...