Гражданская война в России
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Предмет: История России
Класс: 9, 11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kopiya.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Тема урока: Россия в годы революции и гражданской войны, 11класс, дата проведения 26 ноября 2010 года.
Тип урока: урок повторения. Практическое занятие (урок проблемных поисков)
Цели урока: расширить знания по истории Гражданской войны, систематизировать материал по данной теме; в результате исследования источников сформировать представление о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа;
-продолжить формирование навыков самостоятельной работы, анализа информации, представленной в разных источниках, ее систематизации , умения делать выводы, принимать участие в обсуждении, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в процессе групповой работы;
-формировать у учащихся культуру дискуссии, развивать у них мыслительные, коммуникативные способности
-научиться рационально использовать свое время,
-осуществлять контроль и самоконтроль
-вместе с учащимися осмыслить трагизм гражданской войны,
способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицание насилия;
-научиться рассматривать прошлое через призму времени, понимать, что двигало человеком на войне.
-задуматься над сложностью современого мира, осознать связь прошлого с настоящим.
Оборудование и материалы к уроку: карта « Гражданская война», учебник, выставка книг по теме, мультимедийная система, компьютер. Диски «История России XX век» часть 2 –фрагмент речи Ленина «Обращение к Красной Армии», запись1919 г; карты гражданской войны.
«Уроки отечественной истории Кирилл и Мефодий XIX-XX вв. « - урок №27,слайды 5.9,10,12.Итоговое тестирование по теме.
«История русской революции» - аудиоприложения «Варшавянка», «Красная армия всех сильней»
Главная проблема урока: учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению данных событий и необходимости преодоления идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.
Содержание урока
План | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Введение (краткое) 4-5 минут | Определяет тему, особенности и задачи работы на уроке. Ставит проблемные вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют памятку для работы с документами, памятку участнику дискуссии (приложение №1-3) | Подготовка учащихся к самостоятельной работе. |
2.Организационная рабо та в группах 2-3 минуты | Кратко инструктирует группы, отвечает на вопросы учащихся, при необходимости конкретизирует задания по работе с документами. | Учащиеся делятся на 3 равные по составу группы с учетом личного желания, самостоятельно организуя работу с полученными документальными материалами. | Организация рабочей группы для последующей работы. |
3.Самостоятельная дея тельность учащихся. Работа с документами по следующим вопросам: 1.В чем видят причины собственного поражения участники белого движения? 2.Какие факторы предопределили победу большевиков в Гражданской войне? 3.Каким был взгляд на события Гражданской войны ее современников? 30 минут | Управление работой групп | Группа №1 работает над поиском ответов на поставленные вопросы. 1.В чем видят причины собственного поражения участники белого движения? 2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считали основной? 3.Сделайте вывод об отношении к Белому движению широких народных масс. Так же перед группой стоит задание презентации результатов своей работы, представив причины поражения белого движения в виде (кластера, тезисов) создав слайд. Данная группа работает с документами приложения №4. Группа № 2 работает над следующими вопросами: 1.Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? 2.Почему большая часть русского офицерства пошла служить в Красную армию? 3.Можно ли слова Л..Д.Троцкого «Мы ограбили Россию, чтобы победить белых» считать обобщенной формулой победы большевиков в Гражданской войне? Перед группой стоит задание презентации своей работы в виде слайда, отражающего ответ на вопрос о причинах победы большевиков в гражданской войне. Данная группа работает с документами приложения №5. Группа № 3. работает над определением позиций авторов ряда документов, анализирует их взгляды на происходившее в России в годы Гражданской войны. Отвечает на вопрос о роли деятелей культуры в событиях гражданской войны; анализирует свои чувства от знакомства с одним из литературных произведений (по выбору ученика) Данная группа работает с документами приложения №6. | Группа №1. Обсудив внутри группы предложенные для анализа вопросы, каждый учащийся создает записи ответов в своей тетради. Целью работы группы является создание слайда «Причины поражения белого движения», в котором они отражают свое мнение на основании анализа изученных источников. Остальные учащиеся должны с помощью данного слайда проранжировать причины поражения белого движения, подчеркнув и обосновав, с их точки зрения, главную. Группа № 2 Обсудив внутри группы предложенные для работы вопросы каждый учащийся делает записи ответов в своей тетради. Целью работы группы является создание слайда «Причины победы большевиков в Гражданской войне» Остальные учащиеся с помощью данного слайда должны проранжировать причины и соотнести их с причинами поражения белого движния, определив, какие из них являются обьективными. а какие субьективными. Группа № 3. Обсудив внутри группы предложенные для работы вопросы, каждый ученик должен сделать записи ответов в своей тетради. Задания остальным учащимся: на основании ответа группы тезисно отразить (несколькими предложениями) каково было отношение к гражданской войне деятелей культуры. Предполагаемый вариант ответа - оно было неоднозначным, в основном отрицательным. |
4.Подведение итогов самостоятельной работы 20 минут | Анализ результатов работы учащихся, определение критериев оценки слайда | Представляют результаты работы своей группы. | Итогом работы группы №1 является создание слайда «Причины поражения белого движения», в котором они отражают свое мнение на основании анализа изученных источников. Остальные учащиеся с помощью данного слайда ранжируют причины поражения белого движения, подчеркнув и обосновав с их точки зрения главную. Итогом работы группы № 2 является создание слайда «Причины победы большевиков в Гражданской войне» Остальные учащиеся с помощью данного слайда соотносят их с причинами поражения белого движения, определив, какие из них являются обьективными. а какие субьективными, определяют своё личное отношени к высказыванию Л.Д. Троцкого. Группа № 3 даёт устный ответ по заданной теме,создает слайд.. Остальные учащиеся на основании ответа группы тезисно отражают отношение к гражданской войне деятелей культуры. |
5.Заключительная беседа о значении использования документов при изучении истории 5-7 минут | Учитель задает учащимся вопросы, какое впечатление произвели на вас документальные источники разного вида? Насколько они вам кажутся обьективными? Какое значение для изучения истории имеет умение работать с документами, непосредственное обращение к документальным материалам конкретной исторической эпохи? | Отвечают на поставленные вопросы. | В ходе данного урока ученики получают представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России. Учащиеся формулируют причины поражения белого движенияи победы большевиков. Данные записи оформляются в виде записей в тетрадях и в качестве слайдов в создаваемой в ходе урока презентации. |
6.Рефлексия своей деятельности и деятельности группы 4-6 минут | Учитель включает ее результаты в последующую учебную деятельность. | Учащиеся выполняют задания в тетради и подводят общий итог работы группы. Ученикам предлагается оценить свою работу на уроке по 10-балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы: Как Я усвоил материал? -получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов. -усвоил новый материал частично-7-8 баллов. - мало что понял, необходимо еще поработать-4-6 баллов. Как МЫ работали? (как работала группа) -дружно; совместно разбирали задания-9-10 баллов -не все активно участвовали в обсуждении-7-8 баллов -неорганизованно-4-5- баллов ДЕЛО: -тема изучена глубоко-9-10баллов -тема изучена частично-7-8 баллов -затруднения в новом способе получения знаний-4-5 баллов
Какие трудности вам встретились на занятиях в процессе изучения темы? Чем они объясняются? Изменилось ли ваше отношение к истории? Возрос ли интерес к ней? Какие новые вопросы появились у вас по итогам занятий по данной теме? Что оказалось в процессе изучения истории наиболее ценным для вас? | Обмениваются мнениями и впечатлениями от урока. |
7. Домашнее задание по выбору учащихся и запись его в рабочей тетради 5-8 минут | Объяснение вариантов домашнего задания (приложение № 7) | Записывают задание, уточняют конкретные моменты, касающиеся его выполнения. | Интерес к изучаемой теме, представленным документальным источникам, создание презентаций по теме. Ответ на вопрос, какие уроки могли бы извлечь из опыта гражданской войны наши современники? |
Рекомендуемые ученикам материалы:
- памятка участнику дискуссии
- правила ведения дискуссии
- памятка для работы с источником (документом)
- раздаточные материалы к уроку (фрагменты ДМК по теме «Гражданская война»)
- учебник «История России ХХ-начало ХХI века» Н.В. Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А. Петров.
- тематическая рабочая тетрадь «История России XX – начало XXI
века» Э.Н Абдулаев, А.Ю.Морозов.
- интернет-ресурсы:
http://www.hrono.ru/1918ru.php
http://www.armymuseum.ru/h_r.html
Приложение №1
Памятка участнику дискуссии.
1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
5. Спорь честно и искренне, не искажая мыслей и слов своих товарищей.
6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами, а не "по бумажке".
7. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступления, подведи итоги, сформулируй выводы.
Приложение №2
Правила ведения дискуссии.
1. Нельзя критиковать людей, только их идеи.
2. Цель дискуссии - не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.
10. В заключении всегда должны приводиться итоги.
Приложение №3
Памятка для работы с источником (документом).
1. Прочитай документ и определи его характер (дневник, письма, записки очевидца, газетная хроника, официальный документ...)
2. Установи происхождение документа, время его создания, язык (оригинал или перевод), его полноту (целиком, фрагмент).
3. Определи основное содержание документа, его идея, ключевые слова, упоминание действующие лица и главные события.
4. Вырази свое мнение о надежности источника. Выдели факты, которые подтверждаются другими источниками.
5. Найди в документе основные акценты автора. Выяви его симпатии и антипатии. Чьи взгляды и интересы он представляет? Компетентность автора в описываемых событиях (его профессия, образование, статус).
6. Попытайтесь выявить неточности, ошибки или умышленное искажение информации в данном документе. Оцени правду и вымысел в источнике. Дай общую оценку его достоверности.
7. Проанализируй язык автора.
8. Подчеркни те места, которые непонятны в документе, уточни их смысл (в словаре, энциклопедии, у учителя).
9. Дай общую оценку источника с точки зрения известных вам знаний по изучаемой проблеме.
Приложение №4
Группа № 1
Вопросы и задания.
1.В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
2.Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
3.На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к Белому движению широких народных масс.
С. Мамонтов Походы и кони (воспоминания о Гражданской войне) -
Крестьянам мы обещали землю слишком поздно - в Крыму в 1920 году. Надо было сказать об этом раньше. Ведь было столько восстаний в тылу у красных.
Мы наивно надеялись на помощь "союзников". Помощь эта была недостаточной и неискренней. Все вновь образованные государства - Польша, Прибалтийские, Грузия и Азербайджан - были нам враждебны. Мы не сумели наладить внешнюю политику..."
"- Почему большинство населения нам враждебно?
- Коммунизм - идея новая, привлекательная для простых людей, а большевики ведут хорошую пропаганду. С короткими понятными лозунгами. "Грабь награбленное" - кто может устоять против этого. А наша пропаганда сложна и непонятна мужику...
- Крестьянин отвернется от коммунизма, когда он его узнает. Он тугодум и, пожалуй, будет поздно - нас уже не будет, чтобы ему помочь...
- Нам вредит грабеж.
- Они ограбили мой дом. Не вижу, почему мне не ограбить их дом...
...Народ устал от войны и приток добровольцев прекратился. Земельная реформа Врангеля была объявлена слушком поздно и не дала еще результатов. С крестьянскими восстаниями мы не сумели связаться. У нас не было резервов. Мы не смогли убедить "союзников" в опасности коммунизма и в необходимости помочь нам как следует.
А главное - Красная Армия стала много лучше. Она выросла не только числено, но и в боевых качествах. Этим она была обязана мобилизации офицеров старой армии".
Из книги воспоминаний митрополита Вениамина
"На рубеже двух эпох"
"Какими же принципами руководствовалось белое движение? Хотя я потом принимал весьма близкое участие в нем и занимал высокое положение "но и тогда, и теперь сознаюсь: у нас не было не только подробной политико-социальной программы, но даже самые основные принципы были не ясны с положительной стороны...
Можно сказать, что наше движение руководствовалось скорее негативными, протестующими, чем ясными своими мотивами, задачами... Мы боролись против большевиков - вот общая наша цель и психология. Предполагалось, будто всем ясно это. На самом деле было не так...
Что касается политического строя, то он был неясный, "непредрешенческий": вот покончить бы лишь с большевиками, а там "все устроится". Как? Опять Учредительное собрание, прежде разогнанное Железняком? Нет! Что же? Монархия с династией Романовых? И об этом не говорилось... Конституция? Да, это, скорее всего. Но какая, кто, как- было неизвестно...
Каковы социально- экономические задачи? Тут было ясно: восстановление собственников и собственности. Ничего нового при генерале Деникине не было слышно. А народ всегда думал о земле...
Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера... Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего белого движения - в безыдейности!"
Из записок В.В.Шульгина
«Борьбу с бльшевиками превратили в борьбу с революцтей, прежде чем революция окончилась в умах народа…Войну с бльшевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия,а не на сочувствие народных масс…Деятелей революции с широкой популярностьюустраняли и преследовали. На ответственные посты назначали лыдей старого режима, проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу…и тем давали оружие для большевистской агитации»
Из статьи П.Н.Милюкова. «Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя…Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы…»
Из мемуаров П.Н.Врангеля» Белое движение не завершилось победой потому, что не что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией…Вот где внутренняя причина неудачи Белого движения….Против красонй диктатуры нужна была белая «концентрация власти»
Из книги А.И.Деникина «Очерки русской смуты»
«Междутремя основными народными слоями-буржуазией, пролетариатом и крестьянством – легли непримиримые противоречия в идеологии в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда, углубленных революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха-единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций- правых и левых…были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски вернейшей ориентации и наилучших форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли».
Проанализируйте отрывки из воспоминаний П.Н.Врангеля и великогокнязя Александра Михайловича
1.Как авторы объясняют причины неудач белого движения в борьбе с большевиками?
2.Согласны ли вы с ними?
3.Какие еще причины вы могли бы назвать? Какой смысл, по вашему мнению, они вкладывают в слова» единая и неделимая Россия», «враги России»
3.В чем вы видите ценность мемуаров как исторического источника?
4.Какие особенности мемуаров должен учитывать историк при оценке их информативных возможностей?
Из воспоминаний П.Н.Врангеля.
«…Теперь о причина хпрежних неудач. Вместо того, чобы объединитьвсе силы, поставивши себе целью борьбу с большевизмом и коммунизмом, и проводитьполитику, «русскую» вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика, руководители которой видели во всем том,что не носило печать «добровольцев»,-врагов России…В итоге,провозгласив единую,великую и неделимую Россию,пришли к тому,что разъединили все антибольшевистские силы и разделили всю россию на целый ряд враждовавших между собой образований…»
Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича.
«…Положение вождей белого движения стало невозможным. С одной стороны, делая вид, что они не замечают интриг союзников, они призывали своих босоногих добровольцев к священной борьбе против Советов, с другой стороны-на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи, аппелируя к трудящимся всего мира…»
Приложение №5
Группа № 2
Вопросы и задания.
1.Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в Гражданской войне? Какие причины вы можете назвать еще?
2.Выделите международные аспекты победы большевиков
3.О каких преимуществах ведения Гражданской войны говорится в работе И.С.Сталина?
4.Как на практике, на практике реализовывались эти преимущества большевиков? Почему большая часть русского офицерства пошла служить в Красную армию?
5 Можно ли слова Л.Д.Троцкого считать обобщенной формулой победы большевиков в Гражданской войне? Аргументируйте свой ответ.
Из книги А.И.Деникина «Очерки русской смуты»
«Огромная усталость от войны и смуты: всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства: пленительные лозунги: власть-пролетариату, земля-крестьянам, предприятия-рабочим и немедленный мир.…Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как бкдто противного всему ходу исторического развития русского народа факта-восприятие ими или, вернее, непротивление воцарению большевизма»
Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского.
"Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла из раздела помещичьих земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наемными рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха - все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вмести с нею."
Из политического доклада В.И. Ленина
на VIII Всероссийской конференции РКП (б).
"Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя...
Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства. Все способы давления, финансового, продовольственного, военного, были получены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию... Латвию, Литву и Польшу... идти против нас... но... каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России... является только Колчак или Деникин, т.е. представители старой империалистической России..."
Из краткого курса истории ВКП (б)
"Красная Армия победила, потому что руководящим ядром тыла и фронта была партия большевиков, единая своей сплоченностью и дисциплиной, сильная своим революционным духом и готовностью пойти на любые жертвы ради успеха общего дела, непревзойденная своим умением организовывать миллионные массы и правильно руководить ими в сложной обстановке."
Из речи члена Реввоенсовета
Южного фронта С.И. Гусева на V конференции
КП (б) У о разгроме армии Врангеля.
(18 ноября 1920 г.)
"...Перед нами стояла армия Врангеля, лучшая белогвардейская армия за все время гражданской войны, в которую стекались все те белогвардейские элементы, которые сражались на Восточном фронте, в рядах Юденича и в Польше. Это отборный цвет белогвардейцев, махровый белогвардейский цветок, который ни в коем случае не пошли бы на мир с Советской Россией. Врангель, благодаря своему умению, благодаря помощи Антанты, сумел сформировать прекрасные боевые части. Врангель создал сильные укрепления на Перекопе, в районе Сальновского перешейка и Чонгарского полуострова... У них прекрасные танки, много аэропланов. Мы по сравнению с ними были нищие... Мы брали перекопские укрепления голыми руками. Наша тяжелая артиллерия не умела подойти, авиационные средства остались в тылу. У нас не было броневиков... Несмотря на это, энтузиазм Красной Армии, ее героизм были так велики, что она сумела преодолеть неприступные твердыни Перекопа.
...30 дивизия, которая находилась на Чонгарском полуострове, узнала о взятии Перекопа и, проникнувшись энтузиазмом, которого не знала история войны, бросилась вперед. Ей предстояло пройти трехверстный мост, обстреливаемый сотней пулеметов с флангов и с фронта, забрасываемый аэропланными бомбами. Первый полк, который перешел этот мост, потерял 85% своего состава.
Ни один бой не давал нам таких потерь. За первым полком пошел другой... Мост был взят с налета, без всякой артиллерийской подготовки."
Из работ И.В. Сталина.
"Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, - с однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных, промышленных и культурно- политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении... - превратились в базу контрреволюции..."
Из речи Л.Д. Троцкого
"Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых"
Приложение №6
Группа № 3
Вопросы и задания.
1. Определите позиции авторов, их взгляды на происходившее в России; назовите эмоции, настроения этих людей, которое передают документы.
Подтверждает свое мнение источниками
2.Какие мысли нашли отклик в вашей душе?
3.В чем вам видится роль деятелей культуры в событиях гражданской войны?
Газета "Новая жизнь" за опубликования цикл статей "Несвоевременные мысли", издавалась в Петрограде с апреля 1917 г. группой социал-демократов - интернационалистов. В июле 1918 была закрыта большевиками.
1. 2. Как Горький оценивает политические свободы и права граждан в Советской России весной 1918 г? 2. Как М. Горький оценивает действия советской власти в деревне? О чем свидетельствует приводимое им письмо крестьян?
М. Горький
"Несвоевременные мысли",
май 1918 г.
"Мы плохо знаем, как живет современная деревня. Лишь изредка и случайно доносятся "из глубины России" голоса ее живых людей - вот почему я нахожу нужным опубликовать нижеприводимое письмо, полученное мною на днях".
"Глубоко уважаемый друг и товарищ!" Затем следует несколько строк дружеских излияний, а суть письма вот такова:
"Нового у нас в селе за последнее время очень много, в особенности за прошлую неделю. 3 и 4 апреля пришлось пережить нам всем, басьцам, весьма тяжелое время в нашей жизни, а именно: 3 апреля к нам, в село Басьцы, приезжали красногвардейцы, около 300 человек, которые ограбили всех состоятельных домохозяев, то есть взяли контрибуцию, с кого тысячу, с кого две и до шести тысяч рублей, всего с нашего села собрали 85350 руб., которые и увезли с собой, а сколько, кроме того, ограбили разного добра у наших граждан, хлебом, мукою, одеждой и проч., то тем и подсчета вести нет возможности. А сколько пороли нагайками людей, трудно и описать, и так сильно пороли, что от одного воспоминания волосы дыбом становятся, это прямо ужасно! Эти два дня провели наши Басьцы в таком страхе, что всех ужасов описать не хватает сил. Всем казалось, что легче пережить муки ада, нежели истязание этих разбойников".
А.М. Горький писал: "Идеи не побеждают приемами физического насилия".
3. Согласны ли вы с этой мыслью? Можете ли привести исторические факты, подтверждающие ее или опровергающие.
Как соотносится мнение М. Горького с мнением философа Н. Бердяева "Идея класса убила в России идею человека". Может ли одна идея убить другую? Н.
Согласны ли вы с мнением философа? Аргументируйте свой ответ.
Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и контрреволюции
"Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта: русский народ для них - та лошадь, которой ученые- бактериологи прививают тиф для того, чтоб лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт проводят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная полуголодная лошадка может издохнуть. Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают ее в жертву своей грезе о всемирной или европейской революции" (1918).
Пламя, в котором мы горим сейчас - это пламя гражданской войны", - писал М. Волошин. - "Кто они - эти беспощадно борющиеся враги? Пролетарии и буржуа? Но мы знаем, что это только маскарадные псевдонимы, под которыми ничто не скрывается. Каковы же их подлинные имена? Что разделяет их? На это я и попытался дать ответ в стихотворении "Гражданская война".
Ознакомьтесь с текстом этого стихотворения.
... И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас - тот против нас!
Нет безразличных: правда, с нами!
А стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
2. Какие мысли поэта находят отклик в вашей душе?
3. Разделяете ли вы идею завершающих строк стихотворения?
"Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле.
В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей.
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас - тот против нас
Нет безразличных: правда, с нами."
2. Какую гражданскую войну увидел М. Волошин в 1919 г.? Согласны ли вы с его мнением?
.
Ф. Шаляпин "Страницы моей жизни" -
"Великий бухгалтер он высчитал, что ничего и не нужно, если я скажу Веласкес, он посмотрит на меня с недоумением и скажет: народу этого не нужно. Тициан, Рембрандт, Моцарт - не надо. Это или контрреволюционно, или это белогвардейщина. Ему нужен автоматический счетчик, "аппарат" - робот, а не живой человек. Робот, который в два счета исполнит без мысли, но послушно все то, что прикажет ему заводная ручка. Робот, цитирующий Ленина, говорящий под Сталина, ругающий Чемберлена, поющий "Интернационал" и, когда нужно, дающий еще кому-нибудь в зубы... Однообразие и пустота существования".
1. Что вызывает резкое неприятие у Ф. Шаляпина в российской действительности?
2. Можно ли считать это проявлением духовного кризиса общества?
3. Каково ваше отношение к подобным явлениям?
М. Цветаева
Дон
"Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.
Не лебедей это в небе стая
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира - последний сон:
Молодость - Доблесть - Вандея - Дон.
Белою стаей, летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать - векам!"
11 марта 1918 г.
2. Как Марина Цветаева представляла цели Белого движения? Какими качествами обладали участники Белого движения?
"Бури - вьюги, вихри - ветры вас взлелеяли,
А останетесь вы в песне - белы-лебеди!
Знамя, шитое крестами, в саван выцвело.
А и будет ваша память - белы - рыцари.
И никто из вас, сынки! - не воротится.
А ведет ваши полки - Богородица"
12 октября 1918 г.
"Белогвардейцы! Гордиев узел
Доблести русской!
Белогвардейцы! Белые грузди
Песенки русской.
Белогвардейцы! Белые звезды!
С неба не выскрести!
Белогвардейцы! Черные гвозди
В ребра Антихристу!"
27 июля 1918 г.
2.1. Какая мысль объединяет эти стихотворные отрывки?
2.2. Каким вам видится отношение М. Цветаевой к белому движению?
3. Насколько вам кажется объективным мнение, автора? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
М. Цветаева "Лебединый стан" -
"Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был - красным стал:
Кровь обагрена.
Красным был - белым стал:
Смерть побелила.
- Кто ты? - белый? - не пойму! - превстань!
Аль у красных пропади? - Ря-азань.
И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!
Без воли - без гнева
Протяжно - упрямо -
До самого неба:
- Мама!"
декабрь 1920 г.
В. Маяковский "Хорошо!"
"И над белым тленом
Как от пули падающий,
на оба
колена
упал главнокомандующий.
Трижды землю поцеловавши,
трижды
город
перекрестил.
Под пули
в лодку прыгнул...
- Ваше
превосходительство,
грести? -
- Грести!"
.
1. Прочтите эту картину бегства классово ненавидимых белых из Крыма. Какие чувства неожиданно она вызвала у поэта?
2. Какие чувства испытываете Вы?
Д. Бедный "Проводы"
(Красноармейская песня)
"Что с попом, что с кулаком
Вся беседа:
В брюхо толстое штыком
Мироеда!"
Р. Эркман Нижегородская коммуна, № 44. 1918 г.
"Вы зло бросаете нам в след
Бегущим вдаль на гул набата:
- У вас любви к искусству нет.
"У вас душа жестокого Марата".
На ваше злобное шипенье
Мы отвечаем смело "да".
Мы за свое освобожденье
Сожжем, как Нерон, в пепел город.
И вас, стоящих на пути,
Людей "искусства" и "культуры"
Сумели всех, как сор, смести
И вывесить повсюду ваши шкуры".
3.1 Дайте свою личную оценку творчества Д. Бедного и Р. Эркмана. Что общего в их произведениях?
3.2 Можно ли считать стихотворение Р. Эркмана "ответом" на мысли Ф. Шаляпина о великом бухгалтере?
Подтверждает свое мнение источниками.
Р. Рождественский
После посещения парижского кладбища Сен-женевьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, написал такие стихи:
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожусь по гражданской войне...
Как бы хотелось в Первопристольную
въехать однажды
на белом коне!..
...Как они после
забытые, бывшие
все, проклиная и ныне и впредь,
рвались взглянуть на нее,
победившую,
пусть непонятную,
пусть непростившую
Землю родную!
И -
умиреть.
Полдень.
Березовый отсвет покоя.
В небе -
российские купола.
И облака,
будто белые кони,
мчатся
над сенью Сен-женьев де Буа.
2. Какие чувства представителей "белой эмиграции отразил поэт в этом стихотворении? Добавляют ли они что-то в ваше понимание сути революции 1917 г., гражданской войны, сознание великой трагедии, постигшей русский народ?
Приложение № 7.
Домашнее задание к уроку – практикуму.
- Эссе «В гражданской войне нет ни правых, ни виноватых, нет справедливых и несправедливых. Нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия».
- Эссе «Гражданская война есть самая бессмысленная и самая жестокая из войн».
- Рассмотрите, опираясь на тексты ДМК, возможные альтернативные ситуации развития событий в России1918-1921гг.
- Напишите по итогам работы с ДМК свою страницу о гражданской войне для школьного учебника.
- Напишите « мемуары» или отдельный документ периода гражданской войны от имени ее участника, современника (попробуйте воссоздать образ мыслей, взгляды, настроения людей того времени, обьяснить мотивы их поступков, понять их ценности).
- Создайте слайд-презентацию по теме «Гражданская война».
Список литературы:
- Артасов И.А. Подготовка учащихся к выполнению заданий на анализ исторических источников / /Преподавание истории в школе 2007. №10.
- Вяземский Е.Е. Модернизация школьного исторического образования в России // Историческое образование в современной школе 2004. №2.
- Государственные нормативные документы.
- Изучение истории на профильном уровне в современной школе.
Сборник учебно-методических материалов. М., 2006.
- Ларина Л.И. Практикум в системе уроков по истории в старших классах // Преподавание истории в школе 2010. №6.
- Полякова О.Б. Учебная дискуссия на уроке истории //Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №10.
- Стрелова О.Ю. Об организации занятий-дискусий // Преподавание истории в школе. 2010. №4.
- Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроках истории
- //Преподавание истории в школе. 2007. №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Гражданская война в России"
Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...
Гражданская война в России
Методическая разработка урока...
Тесты по теме "Гражданская война в России"
Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...
проектная работа "Гражданская война в России"
Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов. В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...
урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"
Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России»....
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...