Исследовательский проект на тему:" Оценка личности Ю.В. Андропова"
проект (история, 11 класс) по теме

Исследовательский проект ,на теме:"Оценка личности Ю.В.Андропова"..Содержит в себе историаграфию .Анализ всех доступных источников .Обоснование выбора формы работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_temu_otsenka_lichnosti_yu.v_andropovaword_2.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра исторического и социально-экономического образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ

"Новые подходы  в преподавании Отечественной истории второй половины ХХ века"

«Исследовательский проект по теме: «Оценка личности Ю.В Андропова»

Срок обучения: с 1 по 5 декабря 2014 года

                                                       

                                                       Выполнил (а): Ярославцева Оксана Владимировна,

                                                                           учитель истории и           обществознания

                                                                                                      ГБОУ СОШ с.Хворостянка.                    

                                                        Самара 2014


                                                  Содержание

Введение……………………………………………………………………….2-4

§1.Историаграфия проблемы………………………………………………..5-10

§.2.Анализ доступных групп  источников……………………………….…11-14

Заключение…………………………………………………………………..15-16

Список использованных источников и литературы ……………………….17

Введение

Индивидуальный  научно-исследовательский проект: «Оценка личности Ю.В. Андропова»

Актуальность.

 Процессы демократизации, формирования основ гражданского общества в России, связанный с ними радикальный пересмотр базовых идеологических установок, среди прочего, обусловили существенное возрастание общественного и научного интереса к вопросам воссоздания объективной картины тех политических процессов, которые протекали в недавнем советском прошлом. При этом все более значительное внимание научного сообщества привлекает традиционно важная тема роли личности в истории. В частности, в течение всего послесоветского периода отечественные и зарубежные исследователи постоянно обращаются к проблемам деятельности лиц, олицетворявших высшую партийно-государственную власть в СССР, в значительной степени определявших основные векторы его развития

В контексте вызывает несомненный интерес фигура Ю.В. Андропова – видного деятеля, в течение долгих лет занимавшего ключевые должности в партийно-государственном аппарате СССР. Пройдя основные ступени советской иерархии, в частности, длительное время, занимая пост Председателя КГБ, он завершил свою политическую карьеру на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. В известной степени тот большой путь, который был пройден Андроповым, отразил собой не только всю противоречивость, но и возможные альтернативы развития позднего советского общества.

2014 год был ознаменован столетием со дня рождения видного советского государственного и партийного деятеля Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984). Этот юбилей, как может показаться парадоксальным, был широко отмечен в стране: к нему был приурочен целый ряд премьер документальных телефильмов, выпуск немалого числа книг и статей, открытие выставок, проведение тематических встреч, вечеров и иных торжественно-памятных мероприятий.

 В свете проводимых на данном этапе исторического развития реформ государственного управления и, особенно, в контексте осуществляемой сегодня масштабной антикоррупционной кампании, изучение партийной и государственной деятельности Ю.В. Андропова, с именем которого связаны решительные попытки борьбы с нарушениями советской законности, с взяточничеством, представляется актуальным, отвечающим задачам модернизации российского общества. Процессы демократизации, формирования основ гражданского общества в России, связанный с ними радикальный пересмотр базовых идеологических установок, среди прочего, обусловили существенное возрастание общественного и научного интереса к вопросам воссоздания объективной картины тех политических процессов, которые протекали в недавнем советском прошлом. При этом все более значительное внимание научного сообщества привлекает традиционно важная тема роли личности в истории.  

Научная актуальность: исследования состоит в комплексном анализе партийной и государственной деятельности Ю.В. Андропова - одной из крупнейших политических фигур послевоенной истории Советского Союза.

Изученные материалы показали, что быстрое карьерное продвижение Ю.В. Андропова в 1930-1940 гг., явившееся предпосылкой его последующего политического роста, было связано не только и не столько с массовыми репрессиями среди партийных и государственных работников. Прежде всего оно обуславливалось личными качествами, благодаря которым Андропов зарекомендовал себя как ответственный и исполнительный работник.

На основе детального анализа политической деятельности Ю.В. Андропова в 1951-1953 гг., в его бытность инспектором ЦК КПСС, установлено, что эти годы имели исключительно важное значение для его становления как партийно-государственного руководителя. Исследование показало, что именно в это время, с одной стороны, происходило формирование ряда знаковых деловых, профессиональных и личностных качеств, свидетельствующих о начале превращения Ю.В. Андропова в политика союзного масштаба, а с другой - складывалась система его политических связей в среде высшего руководства страны

Социальная актуальность и значимость. Собранные материалы, полученные результаты  способствуют лучшему пониманию послевоенного политического процесса в СССР. Материалы проекта могут быть использованы при подготовке изучения других вопросов по истории второй половины 20 века в  России.  

Цель проекта: дать оценку личности Ю.В Андропова на основе изученных исторических источников.

Задачи:      

  1. Найти, систематизировать источники по изучаемой теме
  2. Проанализировать источники.
  3. Выбрать и обосновать форму работы по выбранной проблеме.

 Планируемые результаты проекта:

- уметь самостоятельно конструировать свои знания;

- умение  ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического мышления;

- умение планировать свою деятельность;

- развитие коммуникативных умений;

- умение формировать свою точку зрения по вопросу;

- формирование гражданской позиции;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

                              §1. Историография проблемы.

 Анализ работ, в которых рассматривается личность и партийно-государственная деятельность Ю.В. Андропова, позволяет условно выделить два периода становления и развития историографии проблемы.

- Первый, олицетворяющий советскую эпоху, закончился с распадом    Советского Союза в 1991 г.

- Второй охватывает 1990-е годы, а также начало нынешнего столетия.

В рамках первого периода деятельность Ю.В. Андропова нашла свое освещение (впрочем, весьма фрагментарное) в разноплановых работах, посвященных проблемам новейшей советской истории.  В частности, в них содержались данные о его работе на комсомольских постах в Ярославле. Некоторые сведения, характеризующие начальный этап политической карьеры Андропова, отложились в большом массиве литературы по истории Карелии  [9]Отметим также фрагментарные, по сути,

справочные данные ряда работ, посвященных внешнеполитической проблематике.  Что касается более поздних этапов карьеры Андропова, то они фактически остались вне поля системных исследований. Советские историки не могли адекватно освещать подобную проблематику в связи с определенной закрытостью вопросов деятельности первых лиц государства.

На этом фоне предпочтительнее оказалось положение зарубежных исследователей. На Западе неуклонный рост интереса к Ю.В. Андропову со стороны советологов в основном обуславливался его деятельностью на посту Председателя КГБ  и Генерального Секретаря ЦК КПСС. По понятным причинам, его персона привлекала также внимание участников диссидентского движения. Вместе с тем, нельзя не признать, что, как правило, отмеченные работы отличались тенденциозностью, несли на себе отпечаток «холодной войны».

Второй период историографии (с 1990-х гг.), связанный с обновлением концептуальных основ российских исторических исследований, отличает всплеск интереса и к эпохе советской истории, и к личности Ю.В. Андропова. В связи с раскрепощением творческой активности ученых, благодаря  расширению документальной базы исследований, данный период отмечен появлением массы публикаций, принципиально пересматривающих различные аспекты внутренней и внешней политики СССР.

Новый вектор развития российской исторической науки, безусловно, оказал определяющее воздействие на работы, посвященные изучению партийно-государственной деятельности Ю.В. Андропова. В силу очевидного своеобразия данной проблемы, авторами наиболее серьезных публикаций здесь выступили не только профессиональные историки, но и журналисты, современники и соратники данного государственного деятеля.  Отметим также, что жизнедеятельность Андропова нашла свое отражение в работах, посвященных другим видным политическим деятелям Советского

Союза  и  России.  На наш взгляд, стоит упомянуть и многочисленные попытки публицистического и художественного освещения [14] [13]личности Ю.В. Андропова.

Указанные работы, несмотря на очевидный налет публицистичности, в целом, воссоздают общую картину становления Ю.В. Андропова как видного партийно-государственного деятеля, раскрывают различные аспекты его деятельности. [14]В целом ряде случаев это позволило не только по-новому осветить важные вехи биографии политика, но и опровергнуть ряд очевидных заблуждений, а также уже сформировавшихся в современной литературе клише.

Вполне понятно, что особое внимание исследователей привлекает деятельность Ю.В. Андропова на посту Председателя КГБ. При этом часть авторов[15] видят в нем исключительно «душителя» диссидентов и инициатора ограничения свобод в Советском Союзе.  Однако историки  в основном характеризуют его как эффективного председателя КГБ, который тонко вел работу с инакомыслящими и действенно боролся с коррупцией.[9]Стремясь воссоздать объективную картину советского прошлого, как правило, ученые не склонны сводить проявления репрессивной практики в СССР к личным качествам отдельных политиков. В частности, они убедительно доказали несостоятельность распространенного тезиса об особой вине Андропова в деле использования «карательной» психиатрии в связи с тем, что этот метод ведения следствия получил широкое распространение еще в 1953–1956 гг.[9] В контексте изучения деятельности Ю.В. Андропова в 1960-1970-е годы, в целом, представляют немалый интерес труды, посвященные истории КГБ. Вместе с тем, стоит отметить, что по понятным причинам история органов государственной безопасности (а также работа их руководителя в 1967-1982 гг.) разработана слабо. Большой пласт архивного материала о деятельности КГБ до сих пор скрыт от исследователей. Тем не менее, работы по истории обеспечения государственной безопасности, истории систем государственной безопасности, контрразведки, спецопераций советской разведки, биографии руководителей органов госбезопасности для данного исследования исключительно ценны.

В  наименьшей степени автором использовались и труды, посвященные истории диссидентского движения. Историография диссидентского движения показана в коллективном сборнике под общей редакцией Ю.Н. Афанасьева.[12]Стоит упомянуть также монографию Т.М. Горяевой о политической цензуре.[3] В данных публикациях можно проследить роль и степень участия Ю.В. Андропова в борьбе с инакомыслием.

  Отличительной чертой новейшей историографии является то, что в ней все более широко освещаются начинания Ю.В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. В исследованиях последнего времени довольно подробно показана его политика в сфере наведения порядка и дисциплины в обществе и партийно-государственном аппарате.

Вместе с тем, вопрос о намечавшихся Андроповым реформах остается в историографии достаточно дискуссионным. Как известно, каких-то кардинальных изменений в социально-политической жизни Советского Союза при его правлении не последовало; меры Андропова сводились к наведению дисциплины. Даже если у него и имелся план преобразований, то реализовать он его не смог в силу нараставшей болезни и последовавшей после нее смерти. Р.А. Медведев в данной связи пишет, что Ю.В. Андропов «не выполнил большей части тех дел, которые намечал. Он не сумел развернуть перед нами какой-то новой программы по совершенствованию социализма».[9]

В общем массиве работ, имевших важное значение для разработки проблемы, следует также отметить публикации, расширяющие наши знания о начальных этапах партийно-государственной деятельности Ю.В. Андропова, прежде всего о его работе в Карелии.[9] Немало новых интересных фактов содержат и публикации, посвященные дипломатической деятельности политика. В частности, после распада СССР и крушения социалистических режимов в странах Восточной Европы, вышло немало работ об исключительно важных для карьеры Ю.В. Андропова венгерских событиях 1956 года.  Особое внимание исследователей привлекает деятельность Ю.В. Андропова на посту Председателя КГБ. При этом часть авторов видят в нем исключительно «душителя» диссидентов и инициатора ограничения свобод в Советском Союзе. Однако историки в основном характеризуют его как эффективного председателя КГБ, который тонко вел работу с инакомыслящими и действенно боролся с коррупцией. Стремясь воссоздать объективную картину советского прошлого, как правило, ученые не склонны сводить проявления репрессивной практики в СССР к личным качествам отдельных политиков. В частности, они убедительно доказали несостоятельность распространенного тезиса об особой вине Андропова в деле использования «карательной» психиатрии в связи с тем, что этот метод ведения следствия получил широкое распространение еще в 1953–1956 гг.

В контексте изучения деятельности Ю.В. Андропова в 1960-1970-е годы, в целом, представляют немалый интерес труды, посвященные истории КГБ. Вместе с тем, стоит отметить, что по понятным причинам история органов государственной безопасности (а также работа их руководителя в 1967-1982 гг.) разработана слабо. Большой пласт архивного материала о деятельности КГБ до сих пор скрыт от исследователей. Тем не менее, работы по истории обеспечения государственной безопасности, истории систем государственной безопасности, контрразведки, спецопераций советской разведки, биографии руководителей органов госбезопасности для данного исследования исключительно ценны.

В не меньшей степени автором использовались и труды, посвященные истории диссидентского движения. Историография диссидентского движения показана в коллективном сборнике под общей редакцией Ю.Н. Афанасьева. Стоит упомянуть также монографию Т.М. Горяевой о политической цензуре. В данных публикациях можно проследить роль и степень участия Ю.В. Андропова в борьбе с инакомыслием.

Отличительной чертой новейшей историографии является то, что в ней все более широко освещаются начинания Ю.В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. В исследованиях последнего времени довольно подробно показана его политика в сфере наведения порядка и дисциплины в обществе и партийно-государственном аппарате. Вместе с тем, вопрос о намечавшихся Андроповым реформах остается в историографии достаточно дискуссионным. Как известно, каких-то кардинальных изменений в социально-политической жизни Советского Союза при его правлении не последовало; меры Андропова сводились к наведению дисциплины. Даже если у него и имелся план преобразований, то реализовать он его не смог в силу нараставшей болезни и последовавшей после нее смерти. Р.А. Медведев в данной связи пишет,[7] что Ю.В. Андропов «не выполнил большей части тех дел, которые намечал. Он не сумел развернуть перед нами какой-то новой программы по совершенствованию социализма».

Подводя итог историографическому обзору, стоит выделить и неисследованные моменты в политической биографии Ю.В. Андропова. Так, фрагментарно изучен период его работы в Карелии. В основном он освещен в контексте так называемого «карельского дела».[9] В ряде исследований авторы критично настроены в отношении Ю.В. Андропова, что выглядит вполне логичным, ведь он повел себя не лучшим образом, «предав своего учителя»[13] и начальника Г.Н. Куприянова. В то же время, на наш взгляд, до сих пор не показана степень его участия в восстановлении республики после войны. «Белым пятном» в биографии Ю.В. Андропова остается и период 1951–1953 гг., когда он работал в Отделе партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК ВКП (б). Весьма слабо в исторической литературе освещена работа Андропова на посту заведующего отделом ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран. Большинство архивных документов о деятельности отдела не рассекречено до сих пор, что отнюдь не способствует и продуктивности исследования работы его руководителя.

В целом, проведенный историографический анализ показал, что деятельность Ю.В. Андропова на важных партийных и государственных постах привлекает к себе внимание не только отечественных и зарубежных историков, но также публицистов, писателей. Его деятельность является предметом острых споров и дискуссий. Это обстоятельство требует дальнейшего комплексного осмысления указанной проблематики.

                                       §2. Анализ источников

Информационные источники. Основу проектного исследования составили документальные материалы федеральных архивов, прежде всего Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), в котором особый интерес представляли фонды съездов КПСС (Ф.1), Пленумов (Ф.2) и аппарата ЦК КПСС (Ф.5), а также Коллекция рассекреченных документов (Ф. 89). В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) изучались материалы ЦК КПСС (Ф. 17); в Архиве внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) -  фонды 0122, 122 («Референтура по Польше»); в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) – фонд Верховного Совета СССР (Ф. Р-7523). Особый комплекс документов, хранящихся в РГАНИ, составляют личные фонды руководителей КПСС и государства Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко, М.С. Горбачева и др., а также личные дела членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК КПСС, руководящих работников партийных, советских, государственных и хозяйственных органов, входивших в номенклатуру ЦК КПСС. 

К сожалению, из-за закрытости основной части архивных материалов многие события в жизни Ю.В. Андропова невозможно осветить с должной степенью полноты и объективности.

В большом массиве опубликованных источников в первую очередь выделим документы КПСС и Советского государства, прежде всего стенограммы и стенографические отчеты съездов и пленумов коммунистической партии, местных партийных организаций и комитетов и пр., рабочие материалы и постановления партийных органов различного уровня,. секретные документы ЦК КПСС и КГБ о репрессиях в 1937-1990 гг. в СССР. Сост. В.Н. Бредихин. М., 2005; Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР/ Сост. В.А. Козлов, О.В. Эдельман, Э.Ю. Завадская. Под ред. В.А. Козлова, С.В. Мироненко. М., 2005; и другие  документы КГБ, правоохранительных и судебных органов.[6] .

В процессе работы  привлекались тематические сборники дипломатических, местных документов, например Петрозаводск: 300 лет истории: Документы и материалы. В трех книгах. Кн. 3. 1903-2003 / Научн. ред.: Н.А. Кораблев,  разнообразные историко-биографические справочные издания. [7]

Особое место в источниковом комплексе занимают работы руководителей КПСС и Советского государства, в том числе самого Ю.В. Андропова.

Важным источником являются воспоминания современников. Которые, сейчас отражаются в журналах и периодической печати.[1] (от 2декабря2014г). Воспоминания Александра Даниэля историка, руководителя исследовательской программы международного правозащитного общества «Мемориал» Своими воспоминаниями делится Александр Волькович военный историк.

 Например, Мемуары содержат многие малоизвестные подробности, детали жизни Ю.В. Андропова. Как правило, авторы мемуаров лично знали Ю.В. Андропова, участвовали вместе с ним в подготовке и реализации важных для страны документов, решений. Помимо описания повседневной деятельности политика, воспоминания несут в себе оценки личностных черт Юрия Владимировича,[8] описывают его поведение при принятии сложных политических решений. В частности, большой интерес представляют мемуары работников отдела ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран, сотрудников Комитета государственной безопасности, работников МИДа,[4] других звеньев партийного и государственного аппарата, врачей Ю.В. Андропова,[2]диссидентов, зарубежных деятелей.

Российская газета» писала 14 июня 1999 года, в неюбилейную дату 85-летия со дня рождения Юрия Андропова: «Эта неординарная личность заслуживает глубокого изучения. Потому что его короткая деятельность на посту Генерального секретаря ЦК оставила яркий след, вскрыв негативные тенденции в развитии общества..., с которыми общество должно повести решительную борьбу. Ту самую, которую начал, но не сумел довести до конца Андропов».

Авторы же исторического энциклопедического справочника «Россия» нашли возможным сказать об Андропове лишь следующее: «Краткое пребывание его у власти запомнилось разве что разговорами о борьбе с взяточничеством да невиданными на памяти советских людей мерами по укреплению дисциплины... Эти полицейские, по существу, меры должны были бы наводить страх, но почему-то стали в основном предметом шуток» [10]. В помещенной в первом томе новейшей Большой Российской энциклопедии биографической статье об Андропове отмечается, что Юрий Владимирович «способствовал совершенствованию деятельности КГБ СССР. Инициатор создания 5-го Управления КГБ по борьбе с идеологической диверсией, одной из задач которого являлась борьба с инакомыслием. Сторонник введения советских войск в Афганистан (1979).[5]

В период пребывания на руководящих постах (имеются в виду посты Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР - О.Х.), Андропов впервые официально признал наличие трудностей и противоречий, присущих советскому обществу. В теоретической статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (1983) предостерегал от «возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма»... Пытался улучшить экономическое положение страны путем повышения эффективности управления без изменения основных принципов развития социалистического хозяйства. Развернул борьбу с коррупцией, нарушениями партийной, государственной и трудовой дисциплины, что привело к значительным кадровым переменам... Впервые обнародованы и подверглись критике факты застойных явлений в экономике, недовыполнение планов, торможение научно-технического прогресса и др.» [10]. Существуют, естественно, и иные взгляды, мнения и суждения о деятельности Андропова, прежде всего на посту председателя КГБ. Но всегда ли они объективны и обоснованны, а приводимые в их подтверждение аргументы и «свидетельства» достоверны? Мы попытаемся ответить и на эти вопросы в своем научно-исследовательском проекте.

                                                           Заключение

 Проект по теме оценка  личности Ю.В.Андропова, можно реализовать на уроке через формы: дисскусия, круглый стол ,реферат  или исследовательский проект.

На мой взгляд, исследовательский проект наиболее эффективный метод работы по данной теме.

Так как сейчас важна познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, а метод исследовательского проекта как раз учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.  Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта я  сформулировала   задание  о оценки личности Ю.В Андропова деятельность которого имеет разную историческую оценку у политологов, историков и современников.

Во-первых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Во-вторых, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. В-третьих, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, электронные библиотеки, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

                             Список используемой литературы.

  1. http://diletant.ru/articles/15075557/   от 2декабря2014г
  2. Воспоминания и размышления лечащего врача. М., 1992;Чазов Е.И. Здоровье и власть. Воспоминания «кремлевского врача». М., 1992
  3. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. М., 2002
  4. Государственная безопасность России: история и современность. / Под общ. ред. Р.Н. Байгузина. М., 2004
  5. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И. Ивкин. М., 1999; Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. Справочник. Под ред. акад. А.Н. Яковлева. М., 2003
  6. ЛУБЯНКА-СТАРАЯ ПЛОЩАДЬ. Секретные документы ЦК КПСС и КГБ о репрессиях в 1937-1990 гг. в СССР / Сост. В.Н. Бредихин. М., 2005; Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР / Сост. В.А. Козлов, О.В. Эдельман, Э.Ю. Завадская. Под ред. В.А. Козлова, С.В. Мироненко. М., 2005; и др.
  7. Медведев Р.А. Андропов. М., 2006. С. 422.Бутвило А.Г. Новейшая история государственного управления в Карелии. 1917-2007 гг. Петрозаводск, 2008; История Петрозаводска: власть и горожане. Коллективная монография. Петрозаводск, 2008; Представительная власть Карелии: история и современность / В.Е. Богданов и др. Петрозаводск, 2006 и др
  8. Минутко И.А. Юрий Андропов реальность и миф. М., 2004. С. 84.
  9. Очерки истории Карельской организации КПСС. Ред. коллегия: М.Х. Киуру и др. Петрозаводск, 1974; Морозов К.А  Петрозаводск, 1976; Партийное подполье. Деятельность подпольных партийных органов и организаций на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны. М., 1983;  Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1979; Шпак А.А. Подвиг юности. Комсомол Карелии в Великой Отечественной войне. Петрозаводск, 1969; и др.
  10. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. М., 2002. C. 369.  Большая Российская энциклопедия. Том 1. М., 2005. C. 742.
    Пыжиков А.В., Скоробогатова В.И. Государственное строительство и правоохранительная система СССР в 1953-64 гг. М., 1999. С. 12.
  11. Семанов С.Н. Председатель КГБ Юрий Андропов. М., 2008. С. 29-30; Медведев Р.А. Андропов. М., 2006. С. 29-30; Минутко И.А. Юрий Андропов реальность и миф. М., 2004. С. 64-84.
  12. Советская историография. Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996.
  13. Тешкин Ю.А. Андропов и другие: Документ. – худож. роман. В 2-ч. Ярославль, 1998
  14. Хлобустов О.М. Неизвестный Андропов. М., 2009;  
  15. Шубин А.В. Золотая Осень, или Период застоя. СССР в 1975-1985 гг. С. 258-265.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Исследовательский проект «Самоактуализация школьника как один из этапов становления конкурентноспособной личности посредством формирования умений и качеств XXI века».

ДАННАЯ РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ САМОПОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИИ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. ОсНОВНЫ...

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....

Исследовательская работа на тему: «Оценка качества питьевой и озерной воды села Кундравы»

С работой выступали на районной конференции исследовательских работ в 2013 году и заняли призовое место....

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА ВАСИЛИЯ КАРЦЕВА КАК ПРИМЕР ПАТРИОТИЗМА И СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

Духовно-нравственное и патриотическое  развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социал...

Исследовательский проект на тему "Определение типа темперамента личности человека по узорам на пальцах"

Из опыта работы в рамках учебного курса  "Индивидуальный проект", 10 класс...