Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Программа составлена на основе учебника Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой и др.. Расчитана на 2 часа в неделю, всего-70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по истории в 6 классе | 80.75 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всеобщая история
№ | Тема уроков | Содержание темы | Планируемый результат | Педагогические средства | Вид контроля | Домашнее задание | Дата план/факт | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение (2 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Рубеж древности и Средневековья | Основные понятия: Исторические источники: письменные, вещественные, изобразительные | Уметь: Называть хронологические рамки периода Средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам | Вводная лекция | Индивидуальнаяработа. Анализ иллюстраций учебника, с. 6–11 | С.12-20 | 03.09 | 03.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Рубеж древности и Средневековья | Основные понятия: Исторические факты: разделение империи на Западную и Восточную Римские империи | Уметь: Называть хронологические рамки периода Средневековья. Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам | Вводная лекция | Индивидуальная. | С.20-26 | 04.09 | 04.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3Раздел I. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (11 ч) Глава 1. Запад христианского мира в V–XI вв. (4 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | От королевств к империи | Основные понятия: Великое переселение народов, государство, Исторические факты: образование германских государств | Уметь : Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен. Объяснять значение понятий; называть существенные | Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальная. Решение проблемных заданий. | § 1 С.31-40 | 10.09 | 10.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление схемы, сравнительной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков». Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига | таблицы. Участие в дискуссии | 11.09 | 11.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Рождение феодальной Европы | Основные понятия: франки, государство, империя. Исторические факты: образование и распад государства Каролингов. Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий | Уметь: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого. объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого. Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого | Изучение и первичное закрепление | Групповая форма работы. | § 2 С.41-47 | 17.09 | 17.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в дискуссии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Феодальная раздробленность | Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри. Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря | Уметь: описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви. Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья | Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная форма работы: составление схемы; выполнение заданий в рабочих тетрадях. | § 3, с. 48-55 | 18.09 | 18.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в дискуссии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. Исторические факты: усиление власти майордомов; бенефиций и феод | Уметь: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества. систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестн ица» | Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Времена викингов | Основные понятия: норманны, викинги. Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь | Уметь: -показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи. -сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе | Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся | Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях | § 4, с. 56-62 | 24.09 | 24.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Восток христианского мира.V-XIвв.(3ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Византийская империя | Основные понятия: Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма. Исторические личности: Юстиниан | Уметь: -называть существенные признаки политического устройства Византии. -сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора | Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника | Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55–59. Участие в дискуссии | § 5 с.65-73 | 25.09 | 25.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Государства славян и кочевников | Основные понятия: Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши. Исторические личности: | Уметь: -показывать на исторической карте средневековые славянские государства. -сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств. | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | . § 6 с.75-86 | 01.10 | 01.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Раскол христианского мира. | Основные понятия: Католическая цивилизация, православная цивилизация Исторические факты: разделение западных и восточных христиан на православных и католиков | Уметь: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире. составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе. | § 7 с.87-94 | 02.10 | 02.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщения учащихся по данной теме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока (5 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Свет ислама. | Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат. Исторические факты: путь пророка, распространение ислама. Исторические личности: Мухаммед | Уметь: давать определение понятий; называть имя основателя ислама. -характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан | Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа | Работа в парах | § 8 с.97-106 | 08.10 | 08.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Рождение исламского мира | Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе | Уметь: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата. объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания. | § 9с. 107-119 | 9.10 | 9.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Крестовые походы | Основные понятия :Петр Пустынник, Крестовый поход, духовно-рыцарский орден Исторические факты: Взятие Иерусалима Исторические личности папа Урбан II,Салах-ад-Дин | Уметь: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника. Раскрывать особенности рыцарской культуры. | Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа | Индивидуальная работа | § 10 с.122-129 | 15.10 | 15.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Монгольские завоевания | Основные понятия: монгольский улус, курултай, Чингисхан Исторические факты:объединение кочевников в государство Чингисхана | Уметь: описывать образ жизни монголов, завоевания , территорию империи | § 11 с.130-139 | 16.10 | 16.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Общий взгляд на возникновение средневековых цивилизаций (повторение и обобщение изученного | Понятия и факты | Контроль, коррекция и оценка знаний | С.141 | 22.10 | 22.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (15 ч) Глава 4 . Особенности католической Европы. X-XVвв (4) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Города Европы | Основные понятия: Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города | Уметь: описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города. раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа | Комбинированный урок | Групповая форма работы | § 12 с.145-153 | 23.10 | 23.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
16
| Феодальный мир | Основные понятия: Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести | Уметь: описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника. раскрывать особенности рыцарской культуры. Творческий уровень: на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести | Урок-реконструкция исторического прошлого | Групповая форма работы | §11, с. 154-162 | 29.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
29.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Сила католической церкви | Основные понятия: Исторические факты: разделение церквей, борьба папства и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками | Уметь: -называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей. раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. | Изучение нового | Работа в парах. | §14, с.163-172 | 30.10 | 30.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Культура католического мира | Основные понятия: Пробуждение разума, Фома Аквинский, мистики, романский стиль, университет, готический стиль, книгопечатание Исторические факты: Создание университетов и научной мысли | §15,с.173-182 | 12.11 | 12.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. Страны католической Европы. XI-XVвв. (5ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Раздробленность в Англии и Франции | Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент. Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии, Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный | Уметь: -показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии. -раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; развития различных государств на примере Англии и Франции | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая форма работы. Решение проблемного задания. | § 16, с. 185–196 | 13.11 | 13.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан | раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения | Анализ фрагмента исторического документа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Столетняя война | Основные понятия: дофин, национальная независимость. Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны. Исторические личности: Жанна д’Арк | Уметь: показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны. -анализировать причины, характер войны и последствия. Творческий уровень: высказывать свое суждение | Изучение и первичное закрепление | Групповые формы работы | § 17 с.197-206 | 19.11 | 19.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Централизация в Англии и Франции | Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния. Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии. Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор | Уметь: -рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны. -сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VI | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | §18 с.207-215 | 20.11 | 20.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Итальянское Возрождение | Основные понятия: города государства, эпоха Возрождения, гумманисты Исторические факты: битва при Линьяно, станковая живопись Исторические личности: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джотто, Ботичели, Донателло | Уметь: -Рассказывать о городах государствах средневековой Италии; Уметь : сравнивать творчество художников итальянского Возрождения, давать оценку влияния на искусство | Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся | Индивидуальная форма работы. Анализ текста учебника, работа с исторической картой. | § 19с. 216-225 | 26.11 | 26.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Границы Священной империи | Основные понятия: междоусобица, курфюрст. Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской влас- ти во 2-й половины XIII–XIV вв. Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные. Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение. Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка | Знать:показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи. Уметь:раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические на примере особенностей развития Германии. Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения. Продуктивный уровень: анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповая форма работы | § 20 с.226-234 | 27.11 | 27.11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (7ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Рубежи православия и ислама | Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния. Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния | Уметь: показывать на исторической –выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи | Организация самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная работа | § 21с. 237-243 | 03.12 | 03.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Индийская средневековая цивилизация | Основные понятия :касты, варны, брахманы, шатрии, Высшие касты, неприкасаемые индуизм, Делийский султанат Исторические факты :традиции индуизма залог устойчивости общества Индии, разделение на мусульман и индусов | Уметь : показывать на карте территорию Индии, рассказывать об особенностях индийской общины - анализировать влияние мусульман на религиозное расслоение индийского общества | Комбинированный урок | Групповая работа | § 22, с.244-252 | 04.12 | 04.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Дальневосточный мир Китая и Японии | Основные понятия: конфуцианство, даосизм, буддизм, дальневосточная цивилизация, синтоизм, самураи Исторические факты: Переплетение трёх учений -буддизма, даосизма, конфуцианства, объединение китайских государств в Поднебесную империю. Образование дальневосточной цивилизации | Знать : значение основных понятий Уметь: показывать страны на карте; находить сходства и отличия Китайской и Японской цивилизаций | Комбинированный урок | Групповая работа | § 23 с.253-264 | 10.12 | 10.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Где закончилось Средневековье? | Основные понятия: исламский мир, христианский мир, православный мир, католическая цивилизация, Реконкиста, ацтеки, инки Исторические факты: Завоевания Тимура-Тамерлана, отвоевывание христианских земель у арабов | Знать : определения основных понятий, Уметь: ориентироваться по карте | Комбинированный урок | Групповая работа | § 24, с.265-272 | 11.12 | 11.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Общий взгляд на историю Средневековья | Обобщение и систематизация изученного материала | Урок закрепления | С.273 | 17.12 | 17.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Итоговое повторение | Обобщение и систематизация изученного материала | 18.12 | 18.12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30- | Резервный урок | 24.12 | 24.12 |
ИСТОРИЯ РОССИИ
.
ГлаваI. Русь Древняя (12 ч) | ||||||||
31 | Введение. Что изучает история Отечества | Исторические события: история России – часть всемирной истории, история края – часть истории России | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный уровень: выявлять типологию исторических источников по истории России | Вводная лекция | с.4-6 | 25.12 | 15.01 | |
32 | Восточные славяне. | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. | Изучение нового | Групповые формы работы | § 1,с.7-13 | 14.01 | 21.01 |
Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения | Продуктивный уровень: анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян | ||||||||||||
33 | Соседи восточных славян. | Основные понятия: Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей | Изучение нового | Индивидуальная работа | §2, с.14-19 | 15.01 | 15.01 | |||||
34 | Формирование Древнерусского государства. | Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги. Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объеди- | Знать:: показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. | § 3, с.19-24 | 21.01 | 21.01 | |||||
35 | Формирование Древнерусского государства | Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве | Уметь :сравнивать процесс образова ния государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе | Урок комплексного применения ЗУН | Индивидуальная работа | § 3, с.24-28 | 22.01 | 22.01 | |||||
36 | Первые русские князья. | Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь | Уметь: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира. | Комбинированный урок | Групповые формы работы | § 4, с.29-31 | 28.01 | 28.01 | |||||
37 | Первые русские князья. | Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси. Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир | Уметь: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Групповые формы работы | § 4, с.31-36 | 29.01 | 29.01 | |||||
38 | Владимир Святославович. Принятие христианства | Основные понятия: Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб | Уметь:рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн. | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу | Индивидуальная работа | § 5, с.36-42 | 04.02. | 04.02. | |||||
39 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Основные понятия: Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. | Уметь : анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого. Творческий уровень: проводить поиск нужной информации из дополнительной литера туры | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Индивидуальная работа | § 6,с.43-54 | 05.02 | 05.02 | |||||
40 | Культура Древней Руси. | Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика. Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество. Исторические личности: летописец Нестор | Уметь: составлять описание памятников древнерусской культуры. выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру. Творческий уровень: подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян» | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | Индивидуальная работа | § 7,с.55-63 | 11.02 | 11.02 | |||||
41 | Быт и нравы Древней Руси. | Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности | Уметь: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси. -выявлять особенности местной культуры. Творческий уровень: проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы | Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся | Групповая работа | § 8, с.63-72 | 12.02 | 12.02 | |||||
42 | Урок- повторение по теме | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | 18.02 | 18.02 |
Глава II. Политическая раздробленность Руси (10 ч) | |||||||||
43 | Начало периода раздробленности | Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел. Исторические факты: экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель. Исторические личности: Владимир Мономах | Уметь: показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей. -выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Творческий уровень: излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель | Урок изучения | Индивидуальная работа | §9, с.73-84 | 19.02 | 19.02 | |
44 | Главные политические центры Руси. | Основные понятия: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий. | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 10 с.84-90 | 25.02 | 25.02 | |
45 | Главные политические центры Руси. | Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы. Исторические личности: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо | Уметь: сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей» | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 11, с.90-95 | 26.02 | 05.03 | |
46 | Нашествие с Востока | Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда. | Уметь: показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар. | Индивидуальная работа | § 12, с.96-100 | 04.03 | 11.03 | ||
47 | Нашествие с Востока | Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя. Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды. Исторические личности: Чингисхан, | Уметь: выявлять особенности и цели монгольского государства; раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Творческий уровень: излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 12, с.100-106 | 05.03 | 12.03 | |
48 | Борьба Руси с западными завоевателями. | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы. Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. | Уметь: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые и индивидуальные формы работы | § 13, с.106-110 | 11.03 | 11.03 | |
49 | Борьба Руси с западными завоевателями | Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы. Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада. Историч | Репродуктивный уровень: давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике. Продуктивный уровень: раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища. Творческий уровень: высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые и индивидуальные формы работы | § 13, с.110-114 | 12.03 | 12.03 |
50 | Русь и Золотая Орда | Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго. Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах. Исторические личности: Александр Невский | Уметь: называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества. -раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси | Урок изучения | Индивидуальная работа | §14, с.114-120 | 18.03 | 18.03 | |
51 | Русь и Литва | Основные понятия: Литовские племена, Великое Литовское княжество, Исторические факты: Присоединение русских земель к Великому Литовскому княжеству | Знать:причины образования Литовского княжества; Особенность Литовско-Русского государства; Политическое устройство Литовско-Русского государства | Урок комплексного применения ЗУН | Групповая работа | §15, с.121-127 | 19.03 | 19.03 | |
52 | Культура русских земель в XII–XIII веках. | Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный. Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Исторические личности: Дмитрий Солунский | Репродуктивный уровень: составлять описание памятников русской культуры в данный период. Продуктивный уровень: раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру. Творческий уровень: выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве» | Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | Индивидуальная работа | § 16,с.127-138 | 01.04 | 01.04 | |
Тема III. Русь Московская ( 20ч ) | |||||||||
53 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. | Уметь: давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. | Урок изучения | Групповые формы работы | § 17,с.139-143 | 02.04 | 02.04 | |
54 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство. Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери. | Уметь: выявлять группы населения, | Комбинированный урок | Групповые формы работы | §17, с.143-146 | 08.04 | 08.04 | |
55 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Основные понятия: централизация, национальное самосознание. Исторические факты: рост территории | Уметь: показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы. | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания. - | Групповые формы работы | § 18, 147-150 | 09.04 | 09.04 | |
56 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва | Основные понятия: централизация, национальное самосознание. Исторические факты: рост территориии влияния Московского княжества. Москва – центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы. Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский | Уметь: выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период | Анализ учебного | Индивидуальная работа | § 18, с.150-156 | 15.04 | 15.04 | |
57 | Московское княжество и его соседи. | Основные понятия: Московская усобица, распад Орды, Исторические факты: Конфликт между Московскими князьями, образование русской, белорусской и украинской народностей | Уметь: характеризовать политику Василия I, называть причины княжеской усобицы, Знать : процессы, происходившие в Золотой Орде, изменения, произошедшие в Литовском государстве | Анализ учебного | Индивидуальная работа | § 19, с.156-166 | 16.04 | 16.04 |
58 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси». Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Продуктивный уровень: раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»; | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 20, с.166-173 | 22.04 | 22.04 | ||||
ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве. Исторические | систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана III, Василия III | 23.04 | 23.04 | |||||||||
59 | Московское государство в конце XV – начале XVI века. | Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день. Исторические факты: становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. | Уметь: давать определение понятий.: систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях | Изучение нового | Индивидуальная работа | § 21, с.174-182 | 29.04 | 29.04 | ||||
60 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. | Основные понятия: Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита. Исторические личности: Нил Сорский, | Репродуктивный уровень: давать определение понятий. Продуктивный уровень: раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей. Творческий уровень: высказывать суждение о значении деятельности церковных | Изучение нового | Индивидуальная работа | § 22, с.183-192 | 30.04 | 30.04 | ||||
61 | Реформы Избранной рады. | Основные понятия: Исторические факты: | Репродуктивный уровень: рассказывать о правлении Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы, | Урок изучения | Индивидуальная работа | § 23, с.192-201 | 06.05 | 06.05 |
Избранная рада. Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев | таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады. Творческий уровень: составление характеристики | Анализ учебного | ||||||
62 | Внешняя политика Ивана Грозного. | Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог. Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики | Уметь: показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 24, с.202-208 | 07.05 | 07.05 |
63 | Внешняя политика Ивана Грозного. | Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог. Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики России на Востоке и неудач на Западе. Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский | Уметь: характеризовать причины успехов и неудач внешней политики. Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы Анализ учебного | § 24, с.209-214 | 13.05 | 13.05 |
64 | Опричнина. | Основные понятия: Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века. Исторические личности: Иван IV | Уметь: называть существенные черты политического устройства при Иване IV. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | § 25, с.214-216 | 14.05 | 14.05 |
65 | Опричнина | Основные понятия: Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века. Исторические личности: Иван IV | Уметь: раскрывать причины падения | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания. | Анализ фрагментов исторического документа | § 25, с.217-222 | 20.05 | 20.05 |
66 | Просвещение | Основные понятия: | Уметь: составлять описание памятников русской культуры. | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | Индивидуальная работа | § 26, с.222-232 | 21.05 | 21.05 |
67-68 | Архитектура и живопись Быт XV - XVI вв. | Исторические факты: влияние собы- тий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век – век публицистики. Рождение шатрового стиля. Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев | Уметь: выявить влияние событий XVI века на характер русской Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания. Уметь:на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке | Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями Урок комплексного применения ЗУН | Индивидуальная работа | § 27, 233-245 § 28, с.245- 255 | 27.05 | 27.05 |
69-70 | Повторение и закрепление пройденного материала | Обобщать и систематизировать исторический материал | Урок контроля, оценки, коррекции знаний | 28.05 | 28.05 |
Рассмотрено Согласованно
На заседании МО школы Руководитель МС школы____________Мысливцева Е.Г.
Руководитель МО________________Середа Е.В. Протокол №1 от 28.08.2014
Протокол №1 от 27.08.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...