Урок «По улице Дворянской»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Дурыманова Ирина Сергеевна

   Урок «По улице Дворянской» проводится в 9 классе в рамках интегрированного курса «Истории России XX-начала XXI века» и «Истории Владимирского края». После изучения темы I «Россия в 1900-1914 гг.», рассчитанной на 12 часов, планируется проведение данного урока. Из обилия материала по истории края в обозначенный период я выбрала историю одной улицы – Дворянской. Эта микроистория позволяет расширить и конкретизировать понятие «толерантность». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.21 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku.doc236.5 КБ
Файл urok_po_tolerantnosti_2.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по улице Дворянской

Слайд 2

1 2 3 4

Слайд 3

Золотые ворота воздвигнуты великим князем Андреем Боголюбским в 1164 г. Были свидетелями многих важных событий прошлого: в феврале 1238 г. выдержали штурм татарских орд, в 1252 во Владимир торжественно въехал Александр Невский. Вероятно в эти ворота в 1723 году по велению Петра I были вынесен останки этого святого князя, чтобы упокоиться в Александро-Невской Лавре С-Петербурга. Золотые Ворота – многофункциональное сооружение, в котором сочетается несочетаемое: военно-оборонительная башня, «триумфальная арка» для торжественных процессий и надвратная церковь.

Слайд 4

«Ведомость о церквах г. Владимира» за 1913 г. сообщает о Ризположенской церкви, что на Золотых воротах: «построена в 1164 г. Престол один. Имеется каменная звонница. Один священник. Жалованья не положено. Земли и зданий нет. Имеется одноклассная церковно-приходская школа, содержится от казны. Священник – П.Д. Линницкий, 36 лет. Староста – купец второй гильдии В.И. Вострухин». 1

Слайд 5

Сооруженная из красного кирпича, «так называемой крестовой кладкой», с высокой главой и колокольней в псевдовизантийском стиле, церковь является незаурядным образцом строительной техники. Её импозантной выразительный облик олицетворяет собой поиск новых стилистических средств в культовой архитектуре начала XX века. Троицкая (Старообрядческая церковь) – последняя культовая постройка старого Владимира. Сооружалась с 1913 на средства богатых купцов – старообрядцев. Открыта для верующих в 1916 году – перед самой революцией. 2

Слайд 6

Католический костел Розария (четок) Божьей Матери который называли в старом Владимире «польским». Построен в 1892 г. по проекту губернских архитекторов А.П. Афанасьева и И.А. Карабутова. Находится недалеко от Золотых ворот, в Куткином переулке – так называлась нынешняя ул. Гоголя. 3

Слайд 7

3 Долгое время в польском костеле и домике ксендза размещалась экспозиция Владимиро-Суздальского музея заповедника. В начале ’90 -х годов XX века вокруг костела и домика католического священника разгорелось немало споров. Ныне этот храм снова является действующим.

Слайд 8

Старые открытки, старые фотографии донесли до нас облик немецкой кирхи : стройный силуэт с острым шпилем, царящий над низкой деревянной застройкой. Лютеранская (немецкая) кирха построена в 1883 г. инженером - архитектором И.А. Карабутовым. Имела небольшой орган. 4 В 1929 г. перестала существовать, а в 1954 г. здание было снесено. Улица Дворянская, кирха и Золотые ворота.

Слайд 9

Молельный дом еврейской общины. 5 Община состояла из 24-х семей, поэтому по действующим законам Российской империи имела право только на открытие молельного дома. Дата открытия – 1880 г. Место положения – улица Малые Ременники. После революции молельный дом был экспроприирован для нужд города.



Предварительный просмотр:

Приложения.

Ризположенская церковь (надвратная) Золотых ворот

Укрепив свой столичный город, великий князь Андрей Боголюбский в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда в середине ее. Назвал князь башню Золотыми воротами. Легенда рассказывает, что когда работы подходили к концу, леса и кружала были разобраны, своды ворот вдруг упали и засыпали 12 человек. Все были уверены, что люди задавлены насмерть. Благочестивый же князь Андрей, как рассказывает предание, обратился к небесной Заступнице с молитвой о несчастных. На место происшествия принесли чудотворную Владимирскую икону Богоматери, отправили молебное пение. А потом разобрали камень и мусор. Засыпанные оказались живы и даже невредимы. Это спасение стало одним из первых чудес Богородицы и ее иконы. В память события Андрей приказал устроить над самыми воротами церковь в честь Положения Риз Богоматери во Влахерне (храм в Константинополе, место хранения реликвий - ризы и пояса Богородицы). Церковь была освящена в 1164 году.

Посвящение церкви Положению Риз Богородицы продолжало киевскую и константинопольскую традицию особого почитания Богородицы и ее реликвий – ризы и пояса. В предании об Успении Божией Матери сообщается, что через три дня после Успения гроб Богородицы был открыт, но вместо тела лежали только погребальные ризы (риза - покров). Одеяниям Богоматери присваивалась градозащитная роль. Выбор Андреем Боголюбским посвящения для надвратной церкви главных владимирских ворот, очевидно, общему замыслу – освящения Владимирской земли почитанием Богородицы. Праздники богородичного цикла и посвященные им храмы – Успения, Рождества, Положения Риз, Покрова развивала идею покровительства Божией Матери за владимирского князя и княжество, равное Киеву, Константинополю и Иерусалиму.

Без сомнения, по материалу, стилю и пропорциям церковь принадлежала традициям владимиро-суздальского зодчества, представляла собой обычный для этой поры крестово-купольный тип конструкции. Общая высота храма до верха купола достигала 17 метров. Надвратный храм главной крепостной башни имел, очевидно, по преимуществу символическое значение; возможно, что служба в нем не была ежедневной и носила, скорее, экстренный характер – как молебен в случаях общего бедствия.

В феврале 1238 г. Золотые ворота выдержали штурм татарских орд. Здание пострадало. А церковь «по прошествии нескольких лет от нашествия безбожных иноплеменников опустев, стояла без пения праздна многие лета, но с 1687 г. возобновлена», - так свидетельствует «Топографическое описание провинциального города Володимера с уездом» от 1761 г. (Цитата по книге Тимофеевой Т.П. «Золотые ворота во Владимире» М., 2002). В июле 1778 г. во Владимире случился один из самых страшных пожаров. У генерал-губернатора графа Романа Воронцова появляется план восстановления Золотых ворот и церкви на них. В результате проведенных работ церковь была перестроена, она была превращена в бесстолпную. Был устроен одноярусный дощатый иконостас с 4 иконами, стены расписаны. Но год завершения работ и освящения церкви точно неизвестен; краеведы называют разные даты: 1801 г., 1806 г., 1810 г. По рассказам, при губернаторстве И.М. Долгорукова (1802-1812 гг.) в Муроме был кем-то найден жемчуг стоимостью в 1000р. Когда в известный срок владелец не объявился, Долгоруков распорядился продать жемчуг и на вырученные деньги возобновить храм над Золотыми воротами. При этом престол был освящен во имя Положения Ризы Господней, а не Ризы Богородицы, как в XII веке.

В 1834 г. появляется «Опись каменному зданию, называемому Золотые ворота», в которой упоминается, что в храме помещается полковая церковь. Какому полку она принадлежала – остается неясным. После возобновления Ризположенская церковь долго оставалась без богослужения. Лишь в декабре 1814 г. подполковник Владимирского внутреннего баталиона Иван Быков от имени владимирского дворянства просил епископа назначить в церковь священника с условием содержания на средства просителей. Богослужение стало регулярно совершаться. Возможно, церковь считалась полковой именно потому, что служили в ней по просьбе баталионного начальника? (сохраняется орфография автора). Все это время церковь находится в ведении не епархиальной власти, а городского управления. В 1853 году о состоянии Золотых ворот полицмейстер доносил губернатору: «С давнего времени не совершается божественная служба в церкви. Причина этого заключается как в прежнем неустройстве лестниц, так и в неимении денежных средств на покрытие церковных расходов и содержание священнослужителей». В 1863 г. благодаря вниманию губернатора А.П. Самсонова службы возобновились, совершал их священник с. Пестяки о. Иаков Никольский. Возможно, они не были регулярными и частыми, т. к. в Городской думе возникла мысль приспособить здание под водонапорную башню. По проекту в церкви должен был размещаться резервуар для воды. Помешал воплощению замысла несчастный случай: при прокладке водопроводных труб у Золотых ворот обрушилась земля, и одного рабочего задавило насмерть. В последующие десятилетия богослужение в церкви продолжалось. На ее содержание и содержание священника выделялись средства от городской управы. Церковь относилась к бесприходным, имела один престол. Прекратила свое существование с приходом к власти большевиков.

Троицкая

старообрядческая церковь.

Преподаватель Владимирской семинарии В. Березин стал одним из составителей объемного труда - «Описания церквей и приходов Владимирской епархии», издание которого было предпринято в конце прошлого столетия. Сегодня этот большой труд для нас — одно из бесценных исторических свидетельств. Церковь, о которой мы сегодня рассказываем, в этом «Описании» не числится. Она и не могла туда попасть. Не только потому, что построена позже. Но и потому, что церковь эта — старообрядческая. Мы не будем вдаваться в историю раскола или, тем более, давать какие-либо оценки. Троицкая церковь — последняя культовая постройка старого Владимира. Жизнь храма оказалась совсем короткой. Церковь была открыта для верующих в 1916 году — перед самой революцией. Сооружалась она с 1913 года, на средства богатых купцов-старообрядцев. Влияние их в городе было столь сильным, что им было разрешено строить церковь в самом центре города, рядом с его Золотыми воротами. Кстати, никаких препятствий со стороны Владимирской епархии не чинилось. Разве только в торжественный день открытия вовсю звонили колокола всех православных храмов... Троицкая церковь, спроектированная архитектором С. Жаровым, построена в псевдо-русском стиле. Она не только красиво сложена, но была и богато отделана. В ней был, рассказывают, очень красивый резной из черного дуба иконостас. Иконы были выполнены по древним образцам.

На улице Дворянской, где встала Троицкая церковь, жили к тому времени уже, не только дворяне. В бывших дворянских особняках поселились купцы из разбогатевших крестьян: Никитины, Шмыровы, Куликовы, Ильины... Улица считалась длинной, с 1909 года ее освещали уже не керосиновые, а электрические фонари. Дворянской она звалась с конца XVIII века, когда здесь начали строить свои дома дворяне — на месте, кстати, бывшей Ямской слободы, сгоревшей во время не раз упоминавшегося страшного и опустошительного владимирского пожара 1778 года... Ямская слобода существовала за Золотыми воротами с XVI века: в 1588 году во Владимире был учрежден первый ям. Но это уже совсем другая история...

А здание бывшей старообрядческой церкви в сердце Владимира: известно сегодня всем и каждому как «Музей хрусталя». Выставка хрусталя, лаковой миниатюры, вышивки, экспозиция, рассказывающая об истории народных промыслов Владимирщины, размещается здесь с 1971 года. Но вообще-то в конце 60-х планировался снос этой церкви. Завершалось строительство драматического театра, по мнению обкома, церковь «портила» площадь, закрывала фасад нарядного здания. А.И. Аксенова вспоминает: «Помню, как первый секретарь обкома М.А. Пономарев во время какой-то экскурсии рассказывал высоким гостям, что накануне у него были военные с проектом организации взрыва, при котором весь корпус здания осядет и осколки и камни не разлетятся вокруг. Я, как бы между прочим сказала: «Еще как разлетятся. И далеко». Пономарев зло глянул, но ничего не сказал.

На новый скандал власть пойти не решилась. В 1971 г. из Красной церкви был выведен склад универмага, и памятник передали музею-заповеднику. Почти три года шла реставрация. 1 мая 1974 года состоялось торжественное открытие одного из самых популярных музеев Владимира – Музея хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки Мстеры».

Владимирские старообрядцы в начале 90-х годов делали попытки вернуть себе красное здание, но отступились. Наверное, согласились с мнением о том, что не осилят его содержание. На самом деле, где теперь те разбогатевшие купцы, истово соблюдающие старую веру? Владимирской старообрядческой общине была передана в пользование другая владимирская церковь — Богородицкая.

Польский костел

Костел Розария (четок) Божьей Матери был выстроен неподалеку от Золотых ворот, в Куткином переулке — так называлась нынешняя улица Гоголя, — на правой его стороне. Здание псевдоготического стиля из красного кирпича появилось здесь в 1891-1892 годах, оно построено по проекту губернских архитекторов А. П. Афанасьева и И.А. Карабутова. Готический верх и шпиль польского костела, нарядный домик ксендза, ограда — весь единый архитектурный ансамбль «вписался» в панораму и жизнь города. Кстати, по проекту этих же архитекторов и в это же время началось еще одно строительство — православного храма Архистратига Михаила на Студеной горе. И в том, и в другом размещались в свое время экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сейчас оба храма, и католический, и православный, снова являются действующими. В начале 90-х годов нашего столетия вокруг костела, а потом и домика католического священника возгорелось немало споров: отдавать — не отдавать? нарушать музей? что взамен?.. Ныне все успокоились — время, вера и терпение смогли постоять за себя.

Любопытна еще одна историческая страница, связанная с костелом. Из-за нее, вернее из-за солдат владимирского гарнизона, костел в советское время посчитали даже памятником революционной истории города. В первой русской революции (1905-1907) солдаты-социалисты устраивали в костеле свои нелегальные сходки, приходя сюда под видом прихожан...

Лютеранская кирха.

Лютеранская кирха тоже находилась неподалеку, на Дворянской улице; место ее - напротив стадиона впоследствии занял дом № 15. Немногочисленные архивные документы восстанавливают в общих чертах историю этого здания. 4 апреля1883 г. президент церковного совета владимирского евангелическо-лютеранского прихода статский советник И. Яман обратился к властям с прошением присвоить приходу наименование «Александровский» в честь предстоящего коронования императора Александра III. Место для церкви было отведено на углу улиц Дворянской и Ременники. Полицмейстер навел справки и донес губернатору, что в приходе состоит до 200 лиц из всех уездов губернии, не включая в это число лютеран в составе квартирующих в ropoде войск. 24 июня 1884 г. в общине был составлен на немецком языке «Акт об основании и строительстве евангелической церкви в г. Владимире», где говорилось, что основание этой церкви положено 24 апреля 1883 г. Пастор Евгений Кан собрал церковный совет и всех его членов. Строилась церковь по плану и смете, которые безвозмездно составил городской техник Михаил Кнопф (православный). Проект был утвержден, как требовали правила, губернским инженером И.О. Карабутовым. В наблюдении за строительством участвовали два представителя церковного совета - Карл Майленхаузен и Антон Лауэрзен. К осени 1883 г. церковь была подведена под крышу, а 29 июля освящена. Несколько старых фотографий и открыток донесли до нас облик немецкой кирхи: стройный силуэт с острым шпилем, царящий над низкой деревянной застройкой.

        Кстати, здесь же поблизости прихожанин кирхи «дерптский гражданин» Фердинанд Эльрам устроил замечательную оранжерею, полную тропических, высокогорных и прочих экзотических растений. Оранжерея располагалась на земле, арендуемой у купца Симонова. После своей смерти Эльрам завещал оранжерею родному приходу. Завещание было составлено 5 января 1901 г., а уже в марте председатель приходского совета назначил распродажу полученного наследства. Была объявлена цена - 510 р. Однако торги, назначаемые несколько раз, не состоялись: очевидно, купить галерею целиком никто не мог (1072 единицы). Тогда это экзотическое собрание цветов и запахов было распродано с молотка поштучно. В оценочной ведомости за 10 июня 1901 г. значится множество диковинных названий: лавровое дерево, мирта, аукуба, камфорное дерево, кипарис, гелиотроп, магнолия, орхидея, агава, туя, восковое дерево, олеандр, чайное дерево… Покупатели - владимирские любители ботаники и домашнего уюта – унесли домой по горшку с редким растением за умеренную плату, и уникальная галерея прекратила свое существование.

В годы революционных потрясений лютеранская община разделила судьбу прочих конфессий. Уцелевшие общины должны были регистрироваться в горсовете и заключать договор на пользование собственным храмом. Евангелическо-лютеранская община зарегистрировалась 24 сентября1923 г. Просуществовала она после этого чуть более пяти лет. 2 ноября1928 г. горсовет ходатайствовал перед губисполкомом о расторжении договора с группой верующих евангелистов-лютеран на пользование зданием кирхи. Главным аргументом, как обычно в таких случаях, выдвигалось невыполнение обязанностей по ремонту здания и неудовлетворительное техническое состояние. Общине вменялась в вину еще передача здания другой группе верующих - евангелистов-христиан. В марте 1929 г. к горсовету присоединились «массы трудящихся» - профсоюз работников полиграфического производства. Общее собрание печатников постановило переоборудовать здание кирхи под свой клуб и ходатайствовало об этом перед отделом коммунального хозяйства.

В «Списке закрытых церквей по г. Владимиру» за 1929 г. под № 13 числится немецкая кирха. Так перестала существовать лютеранская община. Здание еще стояло некоторое время, а в 1954 г. было снесено. Однако старожилы из близлежащих домов хорошо помнят благожелательный, приветливый облик немецкой кирхи, всегда открытой - вход был на углу, с небольшим органом, который после закрытия ее переместился в кинотеатр «Ампир» (ныне «Художественный») и сохранялся там в довоенные годы.

Молельный еврейский дом.

Согласно материалам справочника «Религиозные  объединения  Владимирской области. Религиозные организации (информационный справочник)», выпущенный в 2001 году еврейская община  впервые была зарегистрирована в 1897 году. Дата, приведенная в данном справочнике, не соответствует реальной действительности. Кроме того, это указывает на регистрацию еврейской общины, но не на реальное время появление представителей этой нации в нашем городе. С полной достоверностью указать время поселения первой еврейской семьи в городе Владимире не возможно, но события и факты говорят сами за себя.

Как достоверно известно, в 1775 году открывается Князь – Владимирское кладбище. Кладбище появилось в печальные годы конца XVIII века, когда на Руси свирепствовала «моровая язва», как тогда называли чуму. До этого всех умерших хоронили возле приходских церквей, отдельного городского кладбища не было. Увеличившееся количество жертв чумы и опасность заражения заставила Екатерину II издать в 1775 году указ об отведении за чертой города мест для погребения умерших».        Кладбищу предписывалось быть на расстоянии не менее 100 сажень (420 м) от последнего жилого дома. Большая часть передаваемой земли была отведена под христианские захоронения в количестве двух десятин земли. Позднее, территория кладбища увеличивается до 11 гектаров и где–то в этот период были выделены два участка под мусульманские и еврейские захоронении. Сначала они существовали как самостоятельные кладбищенские единицы. Эти сведения могут служить косвенным подтверждением проживания евреев в городе Владимире в конце XVIII-начале XIX веков. По своему размеру эти участки были небольшими, а значит и людей данного вероисповедания было относительно немного. Но жизнь не стоит на месте, и в 1879, а не в 1897 году евреи города Владимира запросили разрешение на открытие своего молельного дома. Евреи поступили в соответствии с российским законодательством того времени. Из Уставов духовных дел иностранных вероисповеданий: «Ст. 1302 Синагоги и молитвенные школы вновь утверждаются не иначе, как с разрешения губернского начальства по правилам Устава Строительного. Во всяком городе или селении, где число еврейских домов не превышает тридцати, дозволяется иметь одну молитвенную школу; где число домов не превышает восьмидесяти, они могут иметь, сверх молитвенной школы, одну синагогу; там же, где число домов будет более восьмидесяти, дозволяется заводить на каждые тридцать домов по одной школе ли по одной синагоге на каждые восемьдесят домов».

Проживающие в городе Владимире евреи обратились, как полагается к Губернатору Иосифу Михайловичу Судиенко с просьбой об открытии молитвенного дома. В соответствии с действующим тогда законодательством господин губернатор 31 декабря 1879 года пишет ходатайство Министру Внутренних Дел по департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий.

Документ проходит под номером 3563. «Некоторые из проживающих в г. Владимире евреев обратились ко мне с прошением о разрешении им открыть в частном доме молитвенной школы» (орфография автора). Этот документ можно считать отправной точкой реального количественного показателя проживающих в городе Владимире евреев. Данного ходатайства от имени губернатора могло бы и не быть. Потому что в городе не было тридцати еврейских домов. Губернатор четко обосновывает свое прошение и сообщает, что в городе 24 еврейские семьи, в которых проживают 121 человек, но 25 ноября  1878 года в город после русско-турецкой войны на постоянное проживание прибыл 12 пехотный Великорусский полк «на место постоянной дислокации, после участия в боевых действиях».

В составе этого полка и в 79 резервном батальоне служили евреи числом 64 человека. Это обстоятельство позволило им обратиться с просьбой об открытии молельного дома. Итак, 24 семьи, вне черты оседлости. Черта оседлости действительно существовала, но в любом законе есть свои исключения. Во-первых, этот закон не касался тех евреев, которые проживали на какой-либо территории до вступления данного закона в силу. Во-вторых, тех евреев, которые занимались нужной для данной территории деятельностью. А перемещение было всегда, в том числе и по приказам государства в лице военнослужащих и их семей. Правительство легко откликалось на просьбы местного населения о высылке евреев в черту оседлости, но только в том случае, если они действительно не находили подобающего рода деятельности. При этом не учитывалась конкуренция. Так предприниматели ткацкой промышленности уездного города Шуя обращались все к тому же Иосифу Михайловичу Судиенко с просьбой высылки в черту оседлости их конкурентов евреев и получили отказ. Правда та же власть практически ничего не предпринимала в случае еврейских погромов. Но во Владимире этого не было, о них не упоминают газеты, официальные документы. Среди жителей города Владимира, в основном по Памятным книгам значатся купцы, адвокаты, врачи, банковские служащие, портные. Никакого сопротивления или препятствия со стороны других жителей города не было, и владимирские евреи могли рассчитывать на то, что им разрешат открыть молельный дом.

 Реальная дата открытия молельного дома 1880 год. Открыт он был на ул. М. Ременники. По правилам и законам российского законодательства и обычаям еврейской общины при молельном доме полагалось быть хозяйственному правлению. Создавалось оно так же после надлежащего оформления документов и с разрешения губернатора.

Во владимирское губернское правление о создании хозяйственного правления пишет уполномоченный от проживающих в городе евреев Вульф Насонович Свердлов « К сему прошению имею честь объяснить, что наша молельня существует с 1880 года, на основании распоряжения Господина Министра Внутренних Дел, объявленного нам Указом Владимирского Губернского Правления от 16 апреля за № 1084». А после революции молельный дом у еврейской общины был экспроприирован для нужд города.

Список литературы.

«Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г». VI т., Владимирская губерния, 1904 г.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. Т.1. М., 1961. С.322-323.

Записки владимирских краеведов. Сб.2. Владимир, 1998.

Тимофеева Т.П. Золотые ворота во Владимире. М., 2002.

Тимофеева Т.П. Лютеранская кирха./ Годова гора. Владимир, 2003.

Днесь светло красуется…Владимир в старой открытке. Изд-во «Посад», 1993.

История Владимирского края в XX столетии. Под ред. Д.И. Копылова. Владимир, 1999.

Дмитриев Ю.А., Дятлова Н.И., Савинова Р.Ф. Улицы Владимира. Ярославль: Верх.-Волж. кн изд-во, 1980.

Скворцов А.И., Строгова Л.П., Шагова О.А. Владимир Путеводитель-справочник. Ярославль: Верх.-Волж. кн изд-во, 1984.

 Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск 1-й, 1893.

 Аксенова А. История, судьба, музей. Владимир, 2001.

 Религиозные объединения Владимирской области. Владимир, 2001.



Предварительный просмотр:

«По улице Дворянской»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: заочное путешествие.

Цели урока:

образовательная:

  • раскрыть значение толерантности как социальной ценности, конкретизировать примерами из истории Владимира, расширить и углубить знания учащихся по истории родного города;

развивающая:

  • развитие умений работы со статистическим материалом, решения проблемных заданий; развитие учебно-информационных умений (отбор и презентация материала, работа с различными источниками информации);

воспитательная:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления нравственного опыта людей в прошлом; создание положительной мотивации для укоренения у учеников толерантного поведения.

Оборудование: слайд-презентация, распечатанный материал из «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г», VI т., Владимирская губерния, 1904 г.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

   Современное российское общество многонационально и многоконфессионально. Существенные изменения в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) нашего общества привели к социальной нестабильности. В последнее десятилетие во многих городах России, в том числе и во Владимире, с традиционным преобладанием русского населения повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как «вынужденные переселенцы». К тому же в нашем регионе активно функционирует множество религий при значительном приоритете православия. Поэтому формирование в гражданах толерантного сознания стало насущной необходимостью. Принять или не принять другого человека по национальности, вероисповеданию каждый из нас решает по-своему в зависимости от своего культурного уровня, образованности, а еще такого качества личности как толерантность. 

  1. Постановка проблемы.

   Давайте вспомним понятие «толерантность». Какие аспекты оно включает в себя?

Учитель, обобщая ответы ребят, делает акцент на таком значении толерантности как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, терпимость, снисхождение к другим религиям. Толерантность людей – это самое важное условие мира и согласия в семье, коллективе, обществе.

   Россия начала XX века… Затрагивая национальный вопрос, приходят на память слова В.И.Ленина о том, что Россия была «тюрьмой народов» (статья «Социализм и война», 1915). Вы уже знакомы с национальной политикой самодержавия начала XX века, с фактами притеснения и ограничения прав народов России, которые убеждают нас, что жить инородцем в Российской империи было нелегко. Я думаю, что наше заочное путешествие по центральной улице Владимира начала XX века поможет вам детальнее разобраться в данной проблеме, позволит избежать крайних, категоричных оценок Задание: проанализировать факты из жизни нашего города начала XX века и сделать выводы о степени толерантности общества того времени (имеется в виду религиозная терпимость).

III. Изучение и осмысление материала.

   Обратимся к статистике.

Перед вами выдержка из «Первой всеобщей переписи населения Российской империи» по Владимирской губернии за 1904: «Раздел XII. Распределение населения по вероисповеданиям».

Кстати, народонаселение в старые времена сосчитывали-переписывали не по принадлежности к той или иной национальности — такого пункта в «анкетах» не было. Считали по приверженности к тому или иному вероисповеданию.

 Право-

славные

Старо-

обрядцы

Римско-католики

Люте-

ране

Рефор-маты

иудеи

Магоме-тане

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

14487

12241

92

104

794

94

85

83

2

1

301

104

82

4

Вопрос учителя: какие выводы можно сделать, анализируя следующие данные?

Ответы учащихся: г. Владимир был многоконфессиональным, были представлены следующие конфессии: православие (подавляющее большинство), а также католицизм, иудаизм, старообрядчество, протестантизм, ислам).

Поможет решить проблемный вопрос, стоящий перед вами, заочное путешествие по центральной улице нашего города, по улице Дворянской. Чем она интересна? Во-первых, на ней располагается наша школа. И нам интересно все, что с ней связано. Во-вторых, и польский костел, и немецкая кирха, и старообрядческая Троицкая церковь, и Ризположенская церковь Золотых ворот оказались построены в самом центре города, известного своими православными традициями.

   Далее учащиеся представляют свои мини-проекты: Ризположенская церковь, находящаяся в Золотых воротах; Троицкая (старообрядческая) церковь; католический костел; немецкая кирха; молельный дом, принадлежащий еврейской общине. Рассказы сопровождаются показом слайдов. Учащиеся создали общую презентацию по теме.

Остальные ученики, прослушивая материал, составляют таблицу с колонками: что мы знаем, что узнали, что хотим знать. Демонстрируется презентация. (См. приложение)

Слайд № 1, содержащий план улицы, сопровождается кратким рассказом о ней.

Слайд № 2-3 - Ризположенская церковь Золотых ворот.

Слайд № 3. Троицкая (старообрядческая) церковь.

Слайд №4. Католический костел.

Слайд № 5. Немецкая кирха.

Слайд № 6. Молельный дом еврейской общины.

Материалы мини-проектов (см. приложение).

  1.  Рефлексия.

Давайте задумаемся: что дала нам эта информация? Чему научила? Подвести итоги нам помогут следующие вопросы:

  • какие конфессии были представлены во Владимире?
  • О чем свидетельствует тот факт, что все иноверческие общины города со временем построили себе церковные здания в центре города?
  • Можно ли на основании прослушанного материала согласиться с В.И. Лениным в том, что Россия была «тюрьмой народов»?
  • Каким, на ваш взгляд, должно быть взаимодействие религий во все времена, если они не существуют в изоляции и в обществе не имеют собственной территории?

Выводы, которые формируют учащиеся:

  • строительство в центре города храмов иных религиозных конфессий свидетельствовало не только о достаточной численности приверженцев «иной» веры, их силе, подкрепленной материальными возможностями, но и о терпимом отношении со стороны православной церкви и властей, самого населения;
  • в начале XX века город Владимир отличался удивительной веротерпимостью: православные неплохо уживались со старообрядцами, католиками, иудеями, лютеранами;
  • объективные факты истории доказывают, что, несмотря на недостатки в национальной и религиозной политике, нельзя признать правильным утверждение В. Ленина о том, Россия была «тюрьмой народов». Такое определение было вызвано, очевидно, классовой ненавистью к царизму, фанатичной политической борьбой Ленина с царизмом. Все народы, как видим, развивались, имели свое духовенство и церкви, сохранили свой язык и культуру.

Заключительное слово учителя: толерантность – важная нравственная установка личности, мировоззренческая позиция. Она приводит к успеху в личной и социальной жизни. Как ее сформировать? Через знания, воспитание со стороны общества, а еще через обращение к историческому прошлому России, к истории нашего края, к его исторической традиции – жить в мире с другими народами. Ведь даже история одной улицы может многому научить.

Домашнее задание: на основании дополнительного материала раскройте поставленные вами вопросы в вашей таблице в колонке «хочу узнать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ дворянской усадьбы и судьба героя в романе И.А. Гончарова «Обломов» (урок в 10-м классе)

Литпрогулки №22 Дополнительные материалы к статье см. на диске Образ дворянской усадьбы и судьба героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»(урок в 10-м классе) Иван Александрович Гончаров ...

Урок по теме Расцвет дворянской империи

Урок закрепление и углубление исторических знаний учащихся . Урок разработан с применением элементов драматизации к уроку придана презентация....

Урок -исследование "Улицы нашего детства"

Данный урок проводился в 8 классе  с целью формирования навыков исследовательской работы учащихся.Цели:образовательная - организовать обучение учащихся исследовательской деятельности на уроке рус...

Открытый урок "Убранство дворянской гостиной" SMART

Интерьер дворянской усадьбы XVIII-XIX вв. органично объединяет мир вещей с пространством комнаты, с интерьером. Вещи отражают статус человека в обществе, его увлечения. Живопись XVIII-XIX вв. передает...

урок-экскурсия "Улица имени сына..."

О воине-интернационалисте П.В. Багаеве, погибшем в Афганистане....

Презентация к открытому уроку "На улице листопад"

Презентация для 6 класса по теме "Осень"...