Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Филимонова Светлана Александровна

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу "История" для обучающихся с ОВЗ 5вида 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rossii_10klass.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа №59

 «Рекомендовано к использованию»

  на заседании методического

   объединения гуманитарного цикла

  Протокол № 1от«28»август 2014г.

 ____________ Руководитель    

              методического объединения

      Андреева Любовь Владимировна       

 

 Приморского района Санкт –Петербурга

                                  «Согласовано»

                             Зам. директора по УВР

                 __________  Величко Лариса Ивановна

                             «01» сентября 2014г.

               

                                 

                  «Утверждаю»

 Директор ГБС(К)ОУ №59

_______ Морозова

           Татьяна Аркадьевна

«01» сентября 20 14г.

Приказ от 28.08.2014 № 46/1

 

Рабочая программа учебного курса

«История »

Для 10 классов

Базовый уровень

Составитель: учитель истории Филимонова Светлана Александровна

Высшая  квалификационная категории, педагогический стаж: 25 лет

 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории России. XX век.

 (10 класс)

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
  2.  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3.  Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. ,Учебный план школы на 2014-2015 год,
  5. Федеральный перечень учебников на 2014- 2015 учебный год (Приказ 253 от 31.03.2014),

По Федеральному базисному плану 2 часа в неделю, по учебному плану школы 2 часа в неделю.

В основу планирования положен блочно-тематический принцип.

Выделение в качестве основной структурной единицы учебного процесса не урока, а комплекса учебных занятий (тематического блока), объединенных общей темой и целевой установкой, что позволило:

  • организовать учебное время для «погружения» в новую тему, затем для углубления и конкретизации исторических знаний, систематизации и обобщения их, развития познавательных умений;
  • рационально использовать разные типы и виды уроков, а также иные формы учебных занятий по истории, добиваясь их взаимодействия и эффективности;
  • планомерно усложнять виды учебной работы, обеспечивая развитие  и совершенствование познавательных умений школьников;
  • организовать текущей контроль качества обучения, используя разнообразные формы и способы проверки знаний и умений учащихся;
  • заранее предвидеть опережающие задание и занятия, требующие углубленной подготовки;

в этой связи наряду, с традиционными графами предлагаемый вариант тематического планирования включает в себя сведения о формируемых познавательных умениях, а также о формах учебных занятий, итогового контроля.

Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.    

Фактологический материал программы направлен на воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Содержание предмета:

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П. А. Столыпин. Аграрная реформа. Промышленный подъем. Россия в Первой мировой войне. Назревание революционного кризиса. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В. И. Ленин. Учредительное собрание. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны. Гражданская война. Иностранная интервенция. Белое движение. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. «Военный коммунизм».

Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И. В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г. К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.

Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н. С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л. И. Брежнев. Кризис советской системы.

Внешняя политика СССР в 1945 - 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война.

Перестройка. М. С.Горбачев. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Обострение межнациональных противоречий. Демократизация политической жизни. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

Культура советского общества

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Советская интеллигенция. Оппозиционные настроения в обществе. Достижения советского образования, науки и техники.

Современная Россия

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б. Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе.

ОБЪЕМ ЗУН

1. Хронологические знания и умения:

 1.1 называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

 1.2 составлять хронологические и синхронистические таблицы;

 1.3 характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.

2.Знание фактов:

 2.1 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3.Работа с источниками:

 3.1 читать историческую карту с опорой на легенду;

 3.2 использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

 3.3 проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

 3.4 высказывать суждение о назначении, ценности источника;

 3.5 характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

3.6 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

 4.1 рассказывать (устно или письменно), об исторических событиях, их участниках;

 4.2 на основе текста учебника, дополнительной литературы, макетов и составлять описание исторических объектов, памятников;

 4.3 составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

5. Анализ, объяснение:

 5.1 соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

 5.2 показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

 5.3 называть характерные, существенные черты минувших событий, явлений;

 5.4 классифицировать исторические события: а) по указанному признаку; б) определяя основание самостоятельно;

 5.5 объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

 5.6 сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия:

5.7 излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Версии, оценки:

6.1 излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

 6.2 сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

 6.3 высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

 6.4 определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ 10 КЛАССА

 В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности

Характеристика 10 а  класса

   В классе всего 11 учащихся: 1 девочка и 10 мальчиков.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1 Межличностные отношения: в классе выражены   лидерские качества у ,  ПростимкинаЛ.,  изолированных детей нет. Индекс групповой сплочённости средний = 0,4. Класс независим в суждениях и манере поведения. Высокий уровень общительности характеризуется стремлением образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за её пределами, стремлением  участвовать в общественной жизни класса. С классным руководителем сложились доверительные отношения.

2  Учебная мотивация сформирована у большинства детей, У Дмитриева В..   уровень учебной мотивации низкий.

3  Уровень комфортности: самочувствия, активности, настроения в классе в пределах  нормы. Низкий уровень активности и самочувствия у Афанасенко В.

4 Состояние личности. Уровень тревожности в классе. Высокий уровень реактивной тревожности выявлен у  Простимкина Л., Дмитриева В.  Высокий уровень личностной тревожности у Дмитриева В.  Уровень тревожности, связанный со школой : страх не соответствовать  ожиданиям окружающих, фрустрация в потребности достижения успеха не выявлен .

                                             

                                                         

Учебно-тематическое планирование

по истории России 10 класс (речевой)

Количество часов:

Всего – 44 часа, в неделю – 2 часа

Контрольных работ –4 ;

Практических работ – 4;

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г  (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.)

Учебники:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

Дополнительная литература

  1. Сорокина Е.Н. История России. 9 класс. Ч.1: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. 9 класс» – Волгоград: Учитель–АСТ, 2003.–128 с.
  2. Сорокина Е.Н.  История России. 9 класс. Ч.2.: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. 9 класс» – Волгоград: Учитель–АСТ, 2003.–144 с.
  3. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. В 2-х ч. – М.:ВАКО, 2010. – 112 с.
  4. Селянина Л.В. История России. 9-11 классы: тесты. – Волгоград: Учитель, 2007.–143 с.
  5. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XX век». 9 класс. – М.: Просвещение, 2001.–174 с.
  6. Данилов А.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XX век»: учеб.пособие для 9 кл.–М.: Просвещение, 2002.–64 с., ил.
  7. Матруненков С.И. Хрестоматия по Истории СССР. 1900-конец 1930-х гг.: пособие для учителя.–М.: Просвещение, 1988.–287 с.

Рабочая программа рассчитана на 44 часов, при 2 часах в неделю.

При составлении рабочей программы были использованы ресурсы Интернета.

Учебно-тематическое планирование

по истории России  XX – начало XXI век.

10 класс (речевой)

Кол-во часов

урока

Тема

урока

Кол-во

ча-

сов

Тип урока

Понятия

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

По плану

По факту

1 четверть

I блок «Российская империя в 1900-1917 гг. »  (10 ч.)

1

1.

Россия на рубеже XIX-XX вв.

1

Урок изучения нового материала

Русификация

Вопросы

Называть даты важнейших событий; локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы, проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах, интернет и других источниках

§ 1, контурная карта

01.09

2-3

2-3.

Экономическое развитие страны. Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

2

Комбиниро

ванный

Модернизация, протекционизм, инвестиции, монополия, синдикат, картель,  земства

КИМ – Т1

Выяснить и проанализировать особенности российской экономики, охарактеризовать роль государства, проанализировать проблемы аграрного сектора

§ 2-3, таблица

03.09

08.09

4

4.

Внешняя политика.Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

Комбиниро

ванный

Сфера влияния, концессия

КИМ – Т2

Знать причины и характер войны; образно рассказывать об исторических событиях и их участниках, называть основные даты событий; локализовать исторические факты на карте

§ 4. план

10.09

5

5.

Русская революция 1905-1907 гг.

1

Комбинированный

КИМ – Т3

Определять причины, характер, движущие силы, ход и итоги  первой революции

§ 5, таблица

15.09

6

6.

Политическая  жизнь в 1907-1914гг.

1

Урок-практикум

Федерация, унитарность, коррупция, Госдума

КИМ – Т4

Выявлять сходство и различия политических партий; определять и объяснять свое отношение и давать оценку историческим событиям.

§ 7, конспект

17.09

7

7.

Реформы П.А.Столыпина и их итоги

1

Комбинированный

Отруб, хутор, артель, кооперация

КИМ – Т5

Проанализировать столыпинские  реформы, их итоги и последствия

§ 6, доклад

22.09

8

8.

Россия в I мировой войне. 1914-1918 гг.

1

Комбинированный

КИМ – Т6

Развивать причинно-следственные связи; локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы; раскрывать ход военных действий на Восточном фронте (1914 -1916)

§ 9, ответ на вопросы

24.09

9

9.

Серебряный век русской культуры

1

Урок-семинар

Модерн, символизм, импрессионизм, футуризм, абстракционизм, реализм, декаданс, авангард

КИМ – Т7

Излагать суждения о причинно-следственных связях событий (причины возрождения культуры). Образно рассказывать о мастерах культуры

§ 8, доклад

29.09

10.

10.

Кризис власти в 1916-17 гг. Свержение самодержавия.

1

Комбинированный

Пацифизм

КИМ – Т8

Определять и объяснять свое отношение и оценку значительных событий и всего периода (1906-1917 гг.)

§ 10, словарь

01.10

II блок «Россия в годы революции и гражданской войны» (4 ч.)

11

1.

Российское общество в 1917 г.: кризис политики Временного правительства

1

Урок изучения нового материала

Альтернатива, амнистия, коалиционное правительство

КИМ –Т9

Определять сущность двоевластия, провести, сравнительный анализ двоевластия;  проанализировать альтернативы дальнейшего развития России.

§ 11, таблица

06.10

12.

2.

Октябрь 1917 г.: историческое значение  и  последствия

1

Комбинированный

Декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир, национализация, аннулирование

КИМ–Т10

Охарактеризовать декреты Советской власти, осветить проблемы Учредительного собрания и Брестского мира, проанализировать  экономическую политику Советской власти

§ 12-13, конспект

08.10

13.

3

Гражданская война в России  и ее итоги

1

Комбиниро

ванный

Интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный коммунизм, продразверстка, красный террор демократическая контрреволюция, денационализация,

КИМ–Т11

Выяснить причины гражданской войны и интервенции, оценить экономическую и политическую платформу белого  и красного движения, проанализировать политику «военного коммунизма», охарактеризовать наиболее крупные победы красны, выяснить причину победы красных; определять собственное отношение и оценку значительных событий и деятелей данного периода

§ 14-17, таблица

13.10

14

4.

Великая Октябрьская революция

1

Контрольный урок

словарь

15.10

III блок «Россия- CCCР в 1920-1930-е гг.» (7 ч.)

15

1.

НЭП

1

Лабораторное занятие по учебнику

НЭП, продналог, СССР, СНК, элита, ВКП (б)

КИМ–

Излагать суждения о причинно-следственных связях (переход к НЭПу

§ 18, пересказ

20.10

16

2.

Образование СССР

1

Комбинированный

СССР, федерализм,  автономия

КИМ–

Выяснить предпосылки и процесс объединения  в единое государство – СССР; проанализировать основные точки зрения по вопросу создания государства

§ 19, конспект

22.10

17

3.

Индустриализация и коллективизация в СССР

1

Урок-практикум

Индустриализация, коллективизация, кулак, МТС, соцсоревнование

КИМ–

Выявить обстоятельства, которыми был вызван  хлебозаготовительный кризис, исследовать обстоятельства, обусловившие победу сталинского курса, выяснить причины, цели, источники и ход индустриализации, итоги и последствия.

§  23-24, таблица

27.10

18

4.

Политическое развитие СССР в 20-30-е гг.: создание командно-административной системы власти

1

Комбинированный

Репрессии,

ГУЛАГ,

«культ личности»

2 четверть

КИМ–

Охарактеризовать тоталитаризм и выяснить причины утверждения в СССР тоталитарного режима, проанализировать Конституцию СССР 1936г.; уметь делать оценочные выводы, анализировать, обобщать учебный материал.

§ 21, словарь

29.10

19-20

5-6

Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.: союзники и противники

2

Урок-лекция

Геополитические интересы, Лига Наций, политика умиротворения , система коллективной безопасности

КИМ–

Проанализировать «новый курс» советской дипломатии, выявить причины переориентации советской внешней политики, оценить Мюнхенское соглашение, охарактеризовать основные направления дальневосточной политики.

§ 27, таблица

10-12.11

21

7.

Духовная жизнь: достижения и потери

1

Урок-семинар

Анафема, атеизм, конструктивизм

идеология, социалистический реализм, «культурная революция»

КИМ–

Выделить и охарактеризовать основные направления культурной жизни страны

§  26, доклад

17.11

IVблок «CCCР в годы В.О.В. » (5 ч.)

22

1.

СССР  накануне войны: внутренняя и внешняя политика

1

Урок изучения нового материала

Секретные протоколы;

план «Барбаросса»;

план «Ост»;

блицкриг

КИМ–

Определять причины сближения СССР и Германии; роль и значение изменений в Красной Армии накануне войны; значение расширения СССР западных границ.

§ 28, ответы на вопросы

19.11

23.

2.

Начало В.О.В. I этап военных действий. Советский тыл.

1

Урок-презентация

Контрнаступление;

Отечественная война;

КИМ–

Сравнивать силы сторон накануне войны; выделять причины неудач Красной армии в первые месяцы войны; определять значение Московской битвы. Называть причины массового партизанского движения

§ 29-31, план

24.11

24.

3.

Коренной перелом в ходе ВОВ

1

Комбинированный

Оккупация;

эвакуация

КИМ–

Давать оценку приказу наркома обороны  № 227 от 28 июля 1942 г; определять цель политики Германии на оккупированных территориях СССР и ее последствия.

§ 32, характеристика

26.11

25.

4.

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе войны.

1

Комбинированный

Капитуляция;

депортация;

антигитлеровская коалиция, ленд-лиз; ООН, демилитаризация

КИМ–

Определять причины заграничного похода  Красной армии; называть главные причины победы СССР в В.О.В.; подбирать и приводить факты, доказывающие, что главным фронтом Второй мировой войны был советско-германский фронт.

§ 33-34, ответы на вопросы

01.12

26

5.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия-СССР в I половине XX века

1

Контрольный

Контрольная работа №1

Обобщать и систематизировать изученный материал.

словарь

03.12

V блок «CCCР в 1945-н.1980-х гг. (8 ч.)

27

1.

Внешняя политика СССР  в начальный период «холодной войны»

1

Урок изучения нового материала

Сверхдержава, доктрина,

 «холодная война», НАТО, СЭВ, военно-политический блок

КИМ–

Выделять и давать оценку изменениям в международном положении СССР после Второй мировой войны; давать характеристику отношений СССР со странами народной демократии в 1945 – 1952 гг.

§ 38, таблица

08.12

28

2.

Послевоенное восстановление н/х. Политическое система страны  и изменения в ней

1

Комбинированный

Космополитизм, десталинизация

КИМ–

Давать оценку состоянию советской  экономики после войны; определять причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития.

§ 35-37, ответы на вопросы

10.12

29

3.

XX съезд КПСС и начало реформ в СССР

1

Урок-лекция

Реабилитация,

целина,  субъективизм

КИМ–

Оценивать расстановку сил в окружении Сталина после его смерти; называть альтернативы развития страны в марте 1953 г.; определять значение XX съезда КПСС; определять последствия политики десталинизации для нашей страны, социалистических стран.

§ 39

, конспект

15.12

30

4.

Углубление противоречий в соц.-экономическом  развитии советского общества и попытки реформ  1960-х гг.

1

Комбинированный

Экстенсивные методы развития экономики, волюнтаризм

КИМ–

Определять причины противоречивости и ограниченности экономических реформ Хрущева;

§ 40, ответы на вопросы

17.12

31

5.

Внешняя политика СССР во II половине 1960-70-х гг.: годы международной разрядки и напряженности

1

Урок-лекция

ОВД,

диссидент,

разрядка,

СБСЕ,

 альтернатива, «доктрина Брежнева»

КИМ–

Определять главную причину  международной политики, направленной на  разрядку напряженности и ее результаты; давать оценку характеру отношений СССР с соц., капит., развивающимися странами в сер.60-х–сер.80-х гг.

§ 42, 46, задание в тетради

22.12

32

6.

Эпоха Л.И.Брежнева

1

Комбинированный

Хозрасчет,

 теневая экономика, номенклатура

коррупция, диссидент

3 четверть

КИМ-

Определять особенности общественно-политического развития СССР в сер.60-х – сер. 80-х гг.

§ 43-45, характеристика

24.12

33-34

7-8.

Духовная жизнь и культура  в 1960-х – начале 80-х гг.

2

Медиаурок

КИМ–

§ 41, доклад

12-14.01

VI блок «CCCР в эпоху перемен» (12 ч.)

35.

1.

Политика перестройки в 1980-е гг.

1

Урок изучения нового материала

Перестройка, гласность,

 путч,

референдум,

ГКЧП

КИМ–

Давать оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки; характеризовать основные этапы экономических реформ в СССР в годы перестройки;

§ 47-49

19.01

36

2.

Кризис советского социалистического общества и распад СССР

1

Урок изучения нового материала

давать оценку итогов политики гласности в годы перестройки

таблица

21.01

37

3.

Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.

1

Урок-лекция

Приватизация,

 ваучер

КИМ–

Определять главные причины финансового кризиса 1998 г. и оценивать итоги экономического развития страны в 90-е гг., называть наиболее важные достижения, причины этих достижений.

§ 51, ответы на вопросы

26.01

38

4.

Политическое развитие России в 1990-е гг.

1

Урок-лекция

Импичмент, Федеральное собрание

КИМ–

Определять расстановку основных политических сил после августа 1991 г.; давать оценку результатам политического развития страны в 90-е гг.; называть проблемы, обозначенные в ходе политического реформирования российского общества в 90-е гг.

§ 52, план

28.01

39.

5.

Духовная жизнь российского общества

1

Урок-семинар

КИМ-

Называть факторы, повлиявшие на развитие культуры в 90-е гг

§ 53, творческое задание

02.02

40

6.

Геополитическое положение

1

Урок-лекция

КИМ-

§ 55, таблица

04.02

41

7.

 Внешняя политика России

1

Урок-лекция

09.02

42

8

Россия в начале XXI веке

1

Комбинированный

Вертикаль власти, профессиональная армия,

естественная монополия

КИМ–

Называть мероприятия по укреплению Российского государства, социально-экономических и политических преобразований; решению проблем внешней политики  в 2000 – 2010 гг.; оценивать результаты внутренней и внешней политики.

§56, словарь

11.02

43-44

9-10.

«СССР-Россия во II  половине XX века»

2

Повторительно-обобщающий урок

КИМ

Обобщать и систематизировать изученный материал.

тест

16.02

18.02

45-46

11-12

СССР-Россия во II  половине XX века

2

Контрольный

4 четверть

Контрольная работа №2

словарь

25.02

02.03

Пояснительная записка

к рабочей программе по Новейшей истории. XX-начало XXI века

 (10 класс речевой)

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
  •  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  •  Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

В основу планирования положен блочно-тематический принцип.

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

  • усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
  • усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
  • формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
  • обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

При разработке программы учтены особенности концентрической  системы обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач

Содержание курса

Новейшая история

Вторая половина XIX – начало ХХвв.. Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Военно-политические блоки. Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги.

Технический прогресс. Научная картина мира. Наука и образование. Основные течения в художественной культуре (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн). Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени.

Новейшая история и современность

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтон-ская система. Лига наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен.

Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США. Фашизм. Национал-социализм. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. А. Гитлер. Б. Муссолини.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы. Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф. Д.Рузвельт. И. В.Сталин, У. Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.

Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Системный кризис западного общества в конце 60-х – начале 70-х гг. Эволюция политических идеологий во второй половине ХХ в. Переход к информационному обществу.

Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.

Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в.

Выбор путей развития государствами Азии и Африки.

Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в.

Становление современной картины мира. Основные течения в художественной культуре (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие ХХ в.

Учебно-тематическое планирование

по Новейшей истории. XX-начало XXI века

Количество часов:

Всего – 22 часа, в неделю – 2 часа

 контрольных работ – 2;

практических работ – 2;

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г  (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.)

Учебник:

  1. О.С. Сороко- Цюпа, А.О. Сороко- Цюпа: XX век начало 21 века: учебник для. 9 класс для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010. – 335 с.

Дополнительная литература

  1. Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX-начало XXI века. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
  2. Пасман Т.Б. Новейшая история зарубежных стран: задания, тесты, задачи. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 168 с.
  3. Прокофьев А.М. Тесты по всеобщей истории (XX в.): дидактический (раздаточный) материал. – Казань: Лицей-интернат № 7, 2005. – 33 с.
  4. О.С.Сороко-Цюпа. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история. 1918-1999». 9 класс. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.
  5. Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С.Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 173 с.

Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.

Рабочая программа рассчитана на 22 часа, при 2 часах в неделю.

Учебно-тематическое планирование

по Новейшей истории  

10 класс

Кол-во часов

урока

Тема

урока

Кол-во

ча-

сов

Тип урока

Понятия

Виды

контроля, измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата проведения

По плану

По факту

4 четверть

 «ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

1.

1.

Новейшая история  как историческая эпоха.

1

Вводный

Новейшая и современная история

Вопросы

Знать периодизацию новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Характеризовать основные события и вехи XX века, достижения и проблемы

словарь

04.03

Новейшая история. Первая половина 20 века ( 13 часов)

2

1

Индустриальное общество в начале 20 века.

2

Изучение нового материала

индустриализация

КИМ

Знать предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия, неравномерность экономического развития

§ 1-2, таблица

09.03

3

2

Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

1

Изучение нового материала

Монополистический капитализм, империализм, Антанта, Тройственный союз

Определять предпосылки глобальных конфликтов; выявлять особенности модернизации в начале XX в.; характеризовать страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеров и догоняющих. Знать предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия, неравномерность экономического развития. Выявлять новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами.

§ 3-4, таблица

11.03

4

3

Первая мировая война (причины, ход, итоги)

1

Урок-презентация

Блицкриг, аннексия, позиционная война, контрибуция

КИМ

Определять причины, цели, характер, основные фронты, этапы и сражения I мировой войны. Знать Версальско-Вашингтонскую систему и ее противоречия. Характеризовать новое соотношение сил между великими державами и причины неустойчивости новой системы международных отношений.

§ 5, план

16.03

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ

5

1.

Мирное урегулирование. Версальско– Вашингтонская система

1

Комбинированный

«Тайная дипломатия»,

«14 пунктов», репарации,

Лига Наций

КИМ

Характеризовать изменения в расстановке политических сил в странах Европы; выявить роль Интернационала в международной политике в 1920-е гг. Проводить сравнительный анализ революций в Германии, Австрии, Венгрии

§ 6-8, конспект

18.03

6

2

Страны Европы и США в 1924– 1939 гг.

2

Урок-лекция

Комм. интернационал «новый курс», народный фронт, интернациональные бригады

КИМ

Определять причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Характеризовать Великую депрессию. Оценивать деятельность Ф. Рузвельта и его «Новый курс». Иметь представление о британской и французской модели борьбы с экономическим кризисом.

§ 9-11

01.04

7

4.

Тоталитарные режимы в 30 гг

1

Комбинированный

Фашизм, антисемитизм, рейхсканцлер, авторитаризм, тоталитаризм

КИМ

Определять и объяснять свое отношение и оценку к формированию тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. Характеризовать особенности итальянского, германского и испанского фашизма. Знать условия утверждения и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Определять сущность гражданской войны в Испании (1936—1939 )

§ 13-14

06.04

8

5.

Международные отношения в 1920–е годы ,в 1930–е годы

1

Урок-лекция

 Система коллективной безопасности, политика «умиротворения агрессора», Мюнхенское соглашение

КИМ

Характеризовать развитие международных отношений в 1920-е гг. Оценивать советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические последствия. Определять сущность пацифизма и милитаризма в 1920-1930г.г. (Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.) Знать особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг., экономический бум и торжество консерватизма в США, политическую нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. Проанализировать план Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Проанализировать крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Оценивать агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Знать причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Характеризовать военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним.

§ 19, конспект

08.04

СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В I ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (2 часа)

9-10

1-2

Страны Азии в I половине XX века

1

Урок-презентация

КИМ

Охарактеризовать географические и политические параметры понятия «Восток», способы осуществления модернизации. Рассмотреть историю Китая: «Сто дней реформ», две революции и две гражданские войны. Оценивать деятельность Сунь Ятсена и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Знать суть гражданской войны (1928—1937 гг.) в Китае, агрессию Японии в Северном Китае. Охарактеризовать политические процессы в Индии. Оценивать деятельность М. Ганди и его учение, а также кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима

§ 15 -16, кроссворд

13.04

15.04

11.

3.

Страны Латинской Америки в I половине XX века

1

Комбинированный

КИМ

Определять культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Характеризовать факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Знать процессы провозглашения независимых государств в Латинской Америке. Оценивать деятельность С. Боливара, Х.Сан-Мартина. Анализировать отношения США со странами Латинской Америки. Знать доктрину Монро. Иметь представление о мексиканской революции 1910—1917 гг. и развитии  Мексики в первой половине XX в.

§17, контурная карта

20.04

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ УРОКИ (2 часа)

11

1.

Причины и начало Второй мировой войны

1

Комбинированный

«Молниеносная война»,

 закон о ленд-лизе, Тройственный пакт, антигитлеровская коалиция

КИМ

Знать причины, характер,  периодизацию, фронты, участников, основные военные операции II мировой войны. Оценивать военные действия в Северной Африке, Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг. Проанализировать движение Сопротивления,  роль антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма, проблему открытия второго фронта.  Знать решения международных конференций о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.

§ 20, конспект

22.04

12.

2.

Вторая мировая война: итоги

1

Урок-лекция

КИМ

Проанализировать военные действия на Тихом океане, атомные бомбардировки США, итоги войны. Оценить роль СССР в победе над фашизмом. Характеризовать геополитическую ситуацию в мире во II половине 1940-х гг., утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Знать процесс оккупация Германии, образование двух германских государств, образование ООН. Оценивать Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками.

§ 21, план

27.04

МИР ВО II ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ( 14ч)

13.

1.

Причины и начало «холодной войны»

1

Урок изучения нового материала

Биполярная система, СЭВ деколонизация, репатриации, ООН, МВФ, «железный занавес», НАТО

КИМ

Знать причины и главные черты «холодной войны», идеологическое противостояние. Понимать и объяснять понятия «железный занавес», гонка вооружений. Оценивать создание НАТО и ОВД, использование ядерного оружия. Анализировать локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.

§ 22-23, ответы на вопросы

29.04

14.

2.

Общее и различное в развитии стран Западной Европы и США во второй половине ХХ века

2

Урок-презентация

доктрина Трумэна, план Маршалла

КИМ

Проводить сравнительный анализ развития стран Западной Европы после войны. Оценивать план Маршалла. Различать общее и особенное в экономической интеграции в Западной Европе и Северной Америке. Знать  основные характеристики государства благосостояния - США. Характеризовать новый этап НТР, предпосылки перехода к постиндустриальному обществу, его важнейшие признаки. Определять противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX—начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония). Оценивать процесс формирования гражданского общества

§ 24-26,таблица

06.05

15.

3.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в I половине XX века»

1

Контрольный

Контрольный тест № 1

Обобщать и систематизировать изученный материал.

словарь

11.05

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА ВО II ПОЛОВИНЕ XX В.: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ (6 часа)

16.

1.

США во второй половине ХХ – начале ХХI века.

1

Изучение нового материала

Солдатский билль о правах, шпиономания импичмент,

КИМ

Характеризовать принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Оценивать деятельность  президентов США.

§ 28-32, словарь

13.05

17

2.

Страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI века

1

Изучение нового материала

 «железная леди», ФРГ, бундестаг,  федеральный канцлер, СДПГ

Знать приоритеты внутренней и внешней политики Великобритания в 1950—1990-х гг. Оценивать вклад. М. Тэтчер, Э. Блэр в развитии страны. Характеризовать социально-экономическую и политическую историю Франции во II половине XX в. Оценивать опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака.  Иметь представление о процессе объединения Германии и  ее социально-экономических и политических проблем.

18.05

Страны Восточной Европы в 1945–1970 гг. Новая ситуация в Восточной Европе в 90-е годы. Бархатные революции.

Комбинированный

КИМ

Сопоставлять общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Характеризовать нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Оценивать политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.), революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидацию основ тоталитарного социализма. Знать основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв.

§33, таблица

18.05

18

3.

Страны Азии и Африки во второй половине ХХ–начале ХХI века .

1

Урок-лекция

Национал-реформизм, военная хунта,

ЮЗА, «белая революция», исламский фундаментализм,

КИМ

Характеризовать процесс распада колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Оценивать противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Давать оценку факторам, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

§ 25-28, таблица

20.05

19

Латинской Америки во второй половине ХХ–начале ХХI века

Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХI века

1

комбинированный

 ИНК, ЮВА, ЮА, КНР

Многополюсный мир, глобальные проблемы человечества

КИМ

Знать политическое, экономическое и культурное развитие Китая.  Иметь представление о развитии Латинской Америки.

Характеризовать международные отношения в условиях биполярного мира. Давать оценку Карибскому кризису, анализировать окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Знать пути расширения НАТО на Восток. Выделять роль ООН в современном мире. Понимать причины образования Европейского союза и его расширение на Восток. Давать оценку международному терроризму. Характеризовать российско-американские отношения в конце XX—начале XXI в., международные и региональные конфликты, способы их регулирования

20.05

ХХ ВЕК И КУЛЬТУРА (1 часа)

20.

1

Развитие культуры в ХХ - начале ХХI века.

2

Урок-семинар

Феминизм, иррационализмсюрреализм, потерянное поколение, национализм неореализм

КИМ

Определять основные идеи и направления в художественной культуре XX в. Знать  достижения и проблемы НТР. Выявлять роль науки, знаний, информации и образования в современном мире. Характеризовать революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), использование персонального компьютера, Интернета.

§ 29-30, доклад

25.05

Глобализация в конце 20-начале21 века.

1

Урок- лекция

глобализация

Осмысливать  проблемы информационного общества.

словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...