Игра по станциям 1 мировая война
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Абанькина Мария Павловна

Игра по станциям 1 мировая война. Внеурочное мероприятие для 9-11 классов, посвященное столетию начала первой мировой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_stantsiyam_1_mirovaya_voyna.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Тема занятия: игра по станциям «Страницы истории Первой мировой войны»

Педагог: Абанькина М. П.

Внеурочное занятие

Цели игры:

Создание необходимых условий для формирования представления о роли России в Первой мировой войне.

 Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомство учащихся с военным прошлым Отечества,

- обобщить знания о главных событиях и участниках Первой мировой войны.

Развивающие:

- продолжить формирование навыков по самостоятельному изучению истории России и Всеобщей истории, умений пользоваться соответствующей литературой;

- развивать умение «читать» карты-схемы;

- формировать навыки по выполнению творческих заданий.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию российской гражданской идентичности,

- формировать гражданственные, патриотические, нравственные чувства,

- пробудить познавательный интерес к истории Первой мировой войны и к военному прошлому Отечества в целом.

Дидактический материал:

- электронный ресурс с комплектом заданий к занятию, созданный в среде Pover Point, разработанный педагогом Абанькиной М. П.,

- электронная презентация к занятию, созданная в среде Pover Point,

- раздаточный бумажный материал, атласы.

Оборудование: ПК с программой Pover Point, мультимедийный проектор.

Проведение мероприятия.

В игре участвуют команды учащихся 9-х – 10-х классов (по 5-8 человек).

Проводят игру учащиеся 11-х классов – по 2-3 человека на каждой из станций:

1. «Страны-участницы и военные союзы».

2. «Герои и полководцы».

3. «Главные сражения».

4. «Оружие и техника».

Ведущие – ученики 11-х классов - предварительно участвуют в составлении вопросов и заданий. Ученикам 9 -10 - х классов заранее даются темы, которые нужно знать для успешного участия в игре: государства-участники, военные блоки, основные сражения, герои и полководцы, военная техника.  Классным руководителям рекомендуется предварительно организовать посещение с экскурсией Ратной палаты - Музея истории Первой мировой войны в Пушкине.

Ведущий педагог проводит линейку.

Вступительное слово:

В этом году мы отмечаем 100-летие начала Первой мировой войны. Россия вступила в нее 1 августа 1914 года. Эта игра посвящена истории Великой войны, как называли ее в нашей стране сто лет назад. К сожалению, впоследствии для нескольких поколений наших соотечественников она совершенно незаслуженно стала «забытой войной». Мы с вами должны знать эти героические и в тоже время трагические страницы нашей истории, помнить имена полководцев и рядовых героев, конструкторов-изобретателей и сестер милосердия. Вполне возможно, кто-то из ваших предков участвовал в той далекой войне. Надеемся, что сегодня вы не только вспомните важные исторические факты, но и узнаете что-то новое, захотите лучше узнать нашу историю. Желаем удачи!

Ведущий вручает капитанам команд маршрутные листы, где указан порядок прохождения станций. Одновременно на каждой станции присутствуют 2 команды. За каждый правильный ответ команде присуждается одно очко.

Станция «Страны-участницы и военные союзы»
Ведущий: Первая мировая война стала самой масштабной и разрушительной в истории человечества. В военные действия, которые велись одновременно на нескольких фронтах в разных частях света, были вовлечены 38 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Сейчас каждой команде предстоит разгадать кроссворд, посвященный государствам-участникам, военно-политическим союзам, а также фронтам Первой мировой войны. Пока вы разгадываете кроссворды, будет звучать знаменитый марш «Прощание славянки» композитора Агапкина. Под эту музыку 100 лет назад уходили на фронт наши бойцы.

1

13

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Государство, присоединившееся к России и её союзникам в 1915 г.

2. Одно из немногих государств Европы, для которого война имела справедливый характер.

3. Одна из стран, входившая в Четверной союз.

4. Один из главных фронтов в период Первой мировой войны.

5. Государство, вступившее в войну в 1917 г.

6. Военно-политический союз стран, в который входила Россия.

7. Государство, против которого Германия вела неограниченную подводную войну.

8. Государство в Западной Европе, на территории которого велась значительная часть военных действий.

9. Европейская страна - одна из главных союзниц России.

10. Одна из империй, потерпевших поражение в Первой мировой войне.

11. Фронт, где Германия и Австро-Венгрия вели военные действия против России.

12. Фронт, где вели военные действия Россия и Турция.

13. Один из военно-политических союзов в начале войны.

После того как разгаданные кроссворды будут собраны, ведущие называют правильные ответы и подводят итоги.
Ответы к кроссворду.

1И

13Т

А

Л

И

Я

2С

Е

Р

Б

И

Я

3Б

О

Л

Г

А

Р

И

Я

4З

А

П

А

Д

Н

Ы

Й

5С

Ш

А

6А

Н

Т

А

Н

Т

А

7В

Е

Л

И

К

О

Б

Р

И

Т

А

Н

И

Я

8Б

Е

Л

Ь

Г

И

Я

9Ф

Р

А

Н

Ц

И

Я

10О

С

М

А

Н

С

К

А

Я

11В

О

С

Т

О

Ч

Н

Ы

Й

12К

А

В

К

А

З

С

К

И

Й


Станция
«Главные сражения».
Ведущий: на этой станции вам нужно вспомнить основные сражения Первой мировой войны, которые происходили на двух главных фронтах. Как они назывались? (Ученики отвечают: Восточный и Западный). Команды получают одинаковый набор карточек с кратким рассказом о сражениях  и вписывают в текст их названия. Варианты ответов указаны на отдельной карточке, но среди них есть лишние. После выполнения задания нужно расположить карточки в соответствии с хронологической последовательностью описанных событий, за это команда может получить еще 3 балла. При выполнении задания каждая команда может пользоваться картами в атласах, это поможет вам в работе.
Текст на карточках:
1) В середине сентября Россия по просьбе Франции начала успешное наступление против германских войск. …………………………….. операция  привела к разгрому немецкой армии под Гумбиенненом. Одновременно шла ……………………………. битва: русские армии  Юго-Западного фронта разгромили основные силы австрийцев, которые потеряли 400 тысяч человек. Активность российских войск помогла Франции: часть сил Германии  была переброшена на Восточный фронт. Франция смогла собрать силы для контрнаступления, развернулась битва ………………………., в ходе которой участвовало около 2 млн человек. В результате германские войска отступили, угроза Парижу была ликвидирована. (Ответы: Восточно-Прусская (операция), Галицийская (битва), (битва) на Марне).
2) Германия и Австро-Венгрия планировали нанести в этом году поражение России и вывести ее из войны. На Восточном фронте они сосредоточили более половины своих сил. В январе началась осада крепости ………………… в 23,5 км от границы с Восточной Пруссией. Немцы применили здесь все свои новейшие достижения. Наше командование просило защитников продержаться хотя бы 48 часов. Крепость в общей сложности выстояла 190 дней! В августе вслед за огненным валом и газовым облаком на штурм двинулись 7 тысяч немецких пехотинцев. На передовой после газовой атаки без средств защиты оставалось в живых не более сотни наших защитников. Но когда немцы приблизились к окопам, на них обрушилась контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля. Позже участники событий с немецкой стороны назвали это событие …………………………………..(Ответы: Осовец, «атака мертвецов»).
3) На Западном фронте шла война на истощение. С февраля по декабрь продолжалось гигантское сражение - ………………………………………., в котором погибло более 1 млн человек. В это время французские и английские войска решили отвлечь германскую армию, началась ……………………………………………………..Здесь впервые было применено новое оружие - «наземные корабли», как их первоначально называли. Летом произошло успешное наступление русских войск - ………………………………………….. Это помогло устоять англо-французским войскам. (Ответы: «Верденская мясорубка», битва на Сомме, Брусиловский прорыв).
4) Летнее наступление не принесло России успеха. Неудачным было и наступление французов: прорвать немецкий фронт не удавалось, но командующий упрямо продолжал вводить в бой все новые дивизии. В результате французы потеряли 500 тысяч человек. ………………………………. - так они назвали эту неудачную попытку наступления.
В сражении у ……………….. англичане впервые применили массовую танковую атаку, что позволило им прорвать линию Зигфрида. (Ответы: «Бойня Нивеля», Камбре).
5) Началось контрнаступление союзников. Решающая битва произошла в августе: германская армия потерпела поражение в ……………………………………. Стратегическое преимущество союзников стало бесспорным. (Ответ: Сражение под Амьеном).
6) Карточка с вариантами ответов: Камбре, Осовец, «Верденская мясорубка», Ютландское сражение, «Бойня Нивеля», Восточно-Прусская операция, «атака мертвецов», Галицийская битва, битва на Марне, битва на Сомме, сражение под Амьеном, Брусиловский прорыв.

Станция
«Оружие и техника».
Ведущий: В ходе Первой мировой войны широко применялся весь арсенал новейших достижений науки и техники, принципиально новые виды оружия. На экране перед вами номера вопросов. По очереди капитаны команд должны будут выбрать любой номер вопроса и, посовещавшись с командой, дать развернутый ответ.
Ответы на вопросы.
1. Бомбардировщик «Илья Муромец» установил ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты
полёта. (Конструктор - Игорь Сикорский)
2.
Подводная лодка «Тюлень» стала одной из самых результативных русских субмарин периода Первой мировой войны по числу одержанных побед. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника.
3. Противогаз Зелинского-Кумманта — первый противогаз, обладающий способностью поглощать широкую гамму отравляющих веществ. Модель была усовершенствована И. Д. Аваловым и поставлена в массовое производство. После начала использования в русской армии данной модели противогаза людские потери от газов противника резко снизились.
4. Российская полевая кухня. Давала возможность маскировки по сравнению с приготовлением пищи на костре. Пища дольше не остывала.
5. Кусачки для перерезания колючей проволоки.
6. Акустические трубы использовались для того, чтобы заранее услышать звук приближающегося самолета противника.
7. Чугунная сковорода-блинница подкладывалась российскими летчиками под сиденье самолета, чтобы защититься от выстрелов с земли.
8. Танки первыми применили англичане в битве на Сомме.
9. Винтовка Мосина.
10. Станковый пулемет «Максим» был
 разработан британским оружейником Хайремом Максимом и назван по имени изобретателя (только с ударением на второй слог - на русский манер).
11. Привязные аэростаты использовались для корректировки артиллерийского огня и наблюдения за полем боя.
12. Гидросамолет Д. П. Григоровича - «летающая лодка» - лучший гидросамолет того времени. Обладал хорошей мореходностью  и свободно преодолевал высокую волну, при необходимости мог взлетать со снега и со льда.
13. Бомбомет, прообраз миномета.
14. Химическое оружие первой применила Германия (на территории Бельгии) в 1915 году.

Станция
«Герои и полководцы».
Ведущий: многие герои, полководцы Великой войны были несправедливо забыты. А ведь в период войны только Георгиевскими крестами были награждены более 1 млн 500 тысяч российских солдат и 500 офицеров. Давайте вспомним хотя бы некоторые имена наших героических соотечественников. На экране вы увидите их портреты с вопросами и должны будете поставить на  листе бумаги номер вопроса и рядом написать ответ.
1. Этот русский военный летчик, авиаконструктор, стал основоположником высшего пилотажа. В честь него была названа знаменитая воздушная петля. За время войны он осуществил 28 боевых вылетов. 26 августа 1914 года летчик совершил свой последний подвиг: протаранил вражеский самолет системы «Альбатрос». Это был первый таран в истории мировой авиации. (Петр Николаевич Нестеров)
2. 21-летняя сестра милосердия Римма Иванова во время боя повела солдат в атаку и погибла. Она стала единственной женщиной, удостоенной этой награды. Чем ее посмертно наградили? (Орденом Святого Георгия)
3. Они втроем атаковали прусский конный разъезд из 30 человек, изрубили 27 немцев. Кузьма Крючков, зарубив лично 12 врагов, получил множественные ранения, и его без сознания вынес к своим верный конь. За этот подвиг Кузьма Фирсович Крючков первым из всех рядовых русской армии в 1914 г. был награжден Георгиевским крестом.  Из какого рода войск были эти герои? (Это были казаки, за годы войны каждый третий казак был награжден Георгиевским крестом - 120 тыс. человек)
4. Лаборант С. С. Степанов смог пробыть в наглухо закрытом вагоне более часа. За мужество он был награжден Георгиевским крестом по распоряжению самого императора. В чем суть подвига?  (Он испытывал противогаз, вагон был заполнен фосгеном и хлором)
5. Мария Бочкарева. Эта женщина обладала замечательными организаторскими способностями, была неоднократно награждена за героизм на фронте, но впоследствии трагически погибла от рук большевиков. Что она организовала впервые в истории российской армии? (Женский батальон)
6. В мае 1916 года русские войска двинулись в наступление на австрийские позиции. Фронт был прорван на протяжении 340 км, а глубина прорыва доходила до 120 км. Это поставило Австро-Венгрию на грань катастрофы… В честь какого генерала был назван этот знаменитый прорыв? (Алексея Алексеевича Брусилова)
7. Адмирал, участник полярных экспедиций, один из крупнейших исследователей Арктики, сражавшийся в Порт-Артуре во время Русско-Японской войны. В 1915 году был назначен командиром минной дивизии. За разработку и осуществление операции по высадке десанта на Рижском побережье получил Георгиевский крест. В 1916 году был назначен командующим Черноморским флотом. Назовите его имя. (Александр Васильевич Колчак)

После прохождения командами всех станций и подсчета баллов ведущий проводит линейку, награждает победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».

Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...

Игра по станциям Отечественная война 1812 года

методическая разработка игры...

Исторический марафон по теме "Великая Отечественная война" (игра по станциям)

В игре принимают участие несколько команд, маршрутный лист ведет их по следующим станциям: "Стратегия и тактика", "Документальная", "Героическая", "Хронологическая&q...

Дорогами войны. Сценарий игры по станциям для отрядов из летних школьных лагерей, посвященной началу Великой Отечественной войны.

Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященной началу Великой Отечественной войны, был написан мною в 2012 году и неоднократно использовался для проведения мероприятий с разными по возрасту и колич...