Ветер памяти
проект по истории на тему

Социально значимый проект для ветеранов педагогического труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dialog_pokoleniy.docx179.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                           «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Информационно-исследовательский проект        
    «Ветер памяти»

Выполнила: Кабочкина И.В.

Протвино

2014

В течение нескольких лет мы с учениками, занимаемся историей, работаем в школьном музее Боевой славы. Эта работа  научила нас многому: вести диалог, проводить опросы, работать с источниками, вести исследования, а самое главное,  мы поняли, что поисково-исследовательская деятельность дает возможность ощутить себя звеном в цепи поколений.

 Работая в школьном музее, мы поняли, что у времени своя память - история. Мы хотим, чтобы наши сверстники воспринимали историю не как предмет, который проходят в школе, не как рассказы о чем-то далеком, а чтобы поняли, что диалог  поколений – это связующая нить, объединяющая нас сегодняшних с прошлым. Необходимо научиться использовать бесценный опыт прошлого.

  В 2011 году мы начали работу над новым проектом, связанным с историей системы образования г.Протвино и  50-летним юбилеем родной школы. Почему нас заинтересовала данная проблема? Каким образом мы вышли на тему исследования? Причин несколько.

Во-первых, необходимо отметить, что разработка  проекта началась с социального заказа. В наш  музей в разгар подготовки к 50-летнему юбилею нашей школы поступило предложение из отдела  образования создать экспозицию, посвященную истории системы образования в г.Протвино. Нас заинтересовало данное предложение. Актуальность проекта заключается в отсутствии систематизированных источников по истории системы народного образования города. Социальный заказ воплотился в идею создания страниц виртуальной летописи нашей школы, которая стала первой в городе и положила начало всей системе образования г.Протвино «Первая школа г.Протвино: история, события, люди».

  Во-вторых, важно отметить, что данный проект важен для ветеранов педагогического труда: эти люди привыкли быть востребованными, они обладают активной жизненной позицией, у них богатый опыт профессиональной деятельности, который должен быть востребован на современном этапе. Многие учителя-ветераны сейчас лишены полноценного общения, к которому привыкли за годы работы в школе. А для них, людей публичной профессии, это не менее важно, чем потребность в социальных и материальных благах. Не случайно мы видим, что учителя-ветераны нашей школы приходят на все школьные праздники (не смотря на погоду и самочувствие). Для них очень важно чувствовать себя нужными окружающим. Наш проект дает такую возможность. А наше поколение, подробнее знакомясь с историей образования, приобретет бесценный опыт взросления, нравственных начал, сосредоточием чего всегда являлась школа, поймет, что подвиг – это не только действия на поле боя, это и каждодневный труд у учительской доски.

 Таким образом, мы вышли на идею создания на базе школьного  музея клуба ветеранов педагогического труда «Диалог поколений». На встречах в клубе учителя-ветераны смогут подробнее ознакомиться с экспозициями музея, пообщаться друг с другом и со школьниками в неформальной обстановке, проводить литературные и педагогические чтения, беседы по профориентации, отмечать важные даты и т.д.

  Мы провели анкетирование по вопросу целесообразности проекта, получив  положительные результаты.  Опрос  учащихся старших классов дал следующие           результаты. Наши сверстники  практически все осознают значимость школы в их жизни, при этом более половины из них не знают истории образования г.Протвино, это незнание усугубляется, когда речь заходит об отдельных фактах или личностях в системе образования нашего города. Однако более 70 %  участников опроса заинтересованы в расширении  своих знаний в области истории образования города (через знакомство с виртуальной летописью школы №1 и экспозициями в музее). 47% опрошенных учащихся готовы принять участие в работе клуба педагогического общения на базе музея.

 Учителя, работающие в настоящее время в школе, владеют общими фактами по истории системы образования, 30% из них – оперируют конкретными фактами, именами. Охотно взялся бы за пополнение своих знаний в области истории образования каждый, но под рукой, как правило, нет нужных материалов, поэтому виртуальная летопись представляет для них интерес.

 Учителя-ветераны (96% из числа опрошенных) готовы предоставить материалы для музейных экспозиций,  заинтересованы во встречах с подрастающим поколением,  проявляют интерес к созданию учительского клуба.  Потребность прикоснуться к прошлому, вспомнить былое  есть у каждого ветерана. Школьный музей располагает к этому.  

Взрослые люди, не связанные напрямую с образованием,  не утратили интереса к данной теме и готовы в подавляющем большинстве узнать или                                                                                       вспомнить факты из истории образования (многие заинтересованы увидеть                                                                           в виртуальной летописи или музейной экспозиции материал о своем классе,                                                                                                                                                                                                            о своем любимом учителе).                                                                        

Таким образом, проведенное анкетирование подтвердило нашу идею о необходимости и социальной значимости по разработке проекта виртуальной летописи  по истории школы №1 и системы образования , и созданию клуба ветеранов педагогического труда.  Реализация нашего проекта позволит активизировать интерес разных категорий населения к истории нашего города,                                                                                                                                                                                                                           расширить сферу деятельности и аудиторию нашего школьного музея.                                                                                                                                                                                                                                          

Для меня, автора проекта,  работа по изучению истории системы образования родного города не самоцель,  хотя это чрезвычайно важно, а способ самоопределиться в общественной жизни, включиться в разрешение проблем                                                                                                                                                                                                                             сегодняшнего дня.

Итоги социологического опроса

      «История системы образования г.Протвино»:

    1.Владеете ли вы знаниями по истории системы образования

      г.Протвино?

    2.Хотели бы вы расширить свои знания об истории системы

       образования г.Протвино?

    3.Хотели бы вы принять участие в работе клуба

      «Диалог поколений»?

Цель проекта:

               Создание виртуальной летописи «Первая школа г.Протвино: история, люди, развитие» с целью повышения интереса к труду учителя и социальной востребованности опыта ветеранов педагогического труда.

Задачи проекта:

  • Воспитание чувства любви и гордости к своей малой Родине, к своему городу и родной школе, чувства патриотизма.
  • Пропаганда здорового  образа жизни. Воспитание поколения здорового нравственно и физически.
  • Создание здоровьесберегающей среды через снятие психологического напряжения и отрицательных эмоций.
  • Активизация интереса жителей города к истории образования, как к части истории города через публикации в СМИ, издание дисков, проведение экскурсий в музее.
  • Создание условий для организации клуба общения ветеранов педагогического труда на базе школьного  музея.
  • Пополнение фондов  музея материалами по истории системы образования города Протвино с целью создания новой экспозиции.
  • Формирование банка аудио-, видео-, фото- и текстовых материалов о лучших учителях города  Протвино  как средство повышения статуса учителя в обществе.
  • Организация активного познавательно-развлекательного досуга школьников.
  • Организация работы по реабилитации асоциальных подростков.
  • Сотрудничество с родителями, учителями-ветеранами .
  • Развитие коммуникативной компетентности: умение вести диалог, договариваться в группе, отстаивать свое мнение и уважать чужое.
  • Развитие навыков самоуправления, лидерских качеств.

Патриотизм и гражданственность.

Задача: от воспитания любви к родной школе, к отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины

Интеллектуальное развитие.

Задача: формирование целостности и научно – обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей

Эстетическая культура и развитие.

Задача: стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям, восприятия прекрасного

Нравственность, духовность как основа личности.

Задача: формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям

Развитие творчества.

Задача: развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и подддержания индивидуальности

Саморазвитие.

Задача: формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Здоровье.

Задача:  формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей

Ученик

Цель: личность,способная строить жизнь, достойную Человека

Опыт работы и возможности проекта:

 Школа имеет определенный опыт по созданию музея и сбору материала из архивных данных, не раз обращались в районный архив , в отдел краеведения, в городскую библиотеку.

 В школе основано 3 музея: в 1972 г. – музей этнографии и народного творчества «Родник» ( рук.Еремина М.В.), 2005 г. – музей боевой славы (рук. Кабочкина И.В.), 2012 г. музей истории школы «Не рвутся связи поколений»     ( рук.Каменецкая В.В.). С 2011 года в школе активно внедряется музейная педагогика.

В школе работают учителя – выпускники школы разных лет, а так же учителя – ветераны, чей педагогический стаж в этой школе превышает 30 лет. Именно они стали активными участниками проекта.

 В нашей школе сложились традиции встреч с ветеранами педагогического труда, проведение совместных праздников, бесед и т.д.

Основные участники проекта:

1.Целевая группа:

учащиеся 1-11 классов (575 чел.)

2.Предполагается, что в проекте будут участвовать разные категории детей: подростки из "группы риска" -35%

подростки из малообеспеченных и многодетных семей - 20%

опекаемые – 5%

  3.Проект также направлен и на жителей города: учителей – ветеранов, ветеранов войны и труда, пенсионеров, родителей учащихся  и всех заинтересованных лиц.

 Триада вопросов:

 Основополагающий вопрос: Какая она, моя школа,  от рождения до сегодняшнего дня? 

  Проблемные вопросы: Как история моей семьи связана с моей школой? Какие традиции были в школе № 1 на разных этапах ее истории? Какое влияние оказала учеба в моей школе на выбор профессий моих родителей? 

  Учебные вопросы: Почему моя школа имеет № 1? Что знают родители о  моей школе? Какие известные люди учились в нашей школе? Кто из выпускников является гордостью школы?

Сроки реализации проекта :

 Проект долгосрочный (сентябрь 2011 г. - сентябрь 2015 г.)

План проведения проекта

  1. Подготовительный этап ( сентябрь 2011 года -  сентябрь 2012 г.)

Дать информацию на сайте школы и на городском ТВ, в местной печати. 

 Провести опрос и анкетирование различных категорий жителей города.

 Обсуждение результатов опроса.

 Составление Визитной карточки.

 Стартовая презентация руководителей проекта.

 II.Основной этап - реализация проекта (сентябрь 2012 года – май  2014 года) 

  • Формирование групп и их руководителей.
  • Создание школьного музея «Не рвутся связи поколений»
  •  Знакомство с историей школы на уроках и внеурочное время.
  • Исследование семей по вопросу связи с историей школы.
  • Организация на базе школьного  музея клуба ветеранов педагогического труда «Диалог поколений». Составление плана работы клуба.
  • Исследование по теме «Первая школа г.Протвино  в лицах. История, люди, развитие»; участие в городской, краеведческой и других НПК.
  • Выпуск диска  «Первая школа г.Протвино  в лицах. История, люди, развитие»;

   III.Заключительный этап - представление результатов проекта  ( май 2014 года -  май 2015)

  • Фильм и презентация об истории школы.
  • Сочинения, фотографии о школе и о родителях - учениках школы.
  • Размещение  фотогаллереи и выставка рисунков «Нашей школе -50!»
  • Создание буклета.
  • Освещение хода  проекта в СМИ.
  • Представление информации по результатам работы по проекту в форме статьи  и презентации  на школьном сайте.

Механизм реализации проекта:                           

1. Создание совета и актива музея. Создание поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с работниками библиотеки, музеями, архивами, социальными партнерами проекта. Сбор материалов и реставрация экспонато

 2.Продолжить операцию «Истоки». Введение операции «Поиск»,

 3.Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

4.Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация лекторской группы. Учеба экскурсоводов. Экскурсии. Проведение викторин, конкурсов об истории родной школы

 5.Введение операции «Ветеран». Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск спецгазеты.

6.Заседание педагогического совета «Воспитание памятью». Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».

7.Проведение уроков, семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество школы и семьи в воспитании и формировании Гражданина».

Область применения результатов проекта:

  • Проект имеет социальную значимость;
  • Область применения – профориентация старшеклассников на профессию учителя; музееведение;
  • Данный проект актуален (2012 г.-50-летие системы образования г.Протвино и школы №1);

Самостоятельные исследования в проекте:

  • проведение социологического опроса различных групп общества по теме проекта;
  • анализ архивных источников по теме исследования;
  • разработка механизма реализации проекта;
  • подготовка и выпуск буклетов, электронных дисков с материалами проекта;

На протяжении 2011-2012 гг.  участники проекта собирали многообразные источники, связанные с историей школы . В самом начале нас очень пугал  объём задуманной работы: то количество газет, архивных материалов и характеристик, записок, анкет, которое предстояло прочесть, а ещё обойти все школы, встретиться с ветеранами,  родителями, бывшими учениками.

            Работала вся школа. Никто не отказался ответить на вопросы наших анкет. Многие,особенно ветераны, ориентируясь на сформулированные нами вопросы и предложенные анкеты, помогали  получать необходимую информацию, раскрывающую историю становления и  развития народного  образования города Протвино.

              Важными и интересными для нас были  контакты с жителями города - участниками  проекта . Они дарили в наш музей,  как частичку истории  школы, поделки, макеты родной школы, дневники, учебники прошлых лет, сбрасывали на диски странички летописи своей школы и фотографии разных лет, рассказывающие о насыщенной жизни школы. При этом высказывались ценные пожелания и предложения.  «Надеемся, что наша поделка будет украшением экспозиции». От взрослых были  пожелания и просьбы: «Расскажите непременно об очень хорошем учителе…, она была моей наставницей, учила моих детей». Приятно было, что совсем незнакомые люди откликаются и присутствуют в проекте. Нам удалось  собрать такое количество свидетельств и документов, что это позволило открыть в 2012 юбилейном для нас году, школьный музей «Не рвутся связи поколений»,  и на этой основе вести исследовательскую работу. Нам важно, чтобы за сухими строчками текста наши читатели ощутили реальные события. Так приходит к нам осознание ответственности за будущее.

Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта

Проведение соцопроса подтвердило необходимость реализации данного проекта для учителей-ветеранов, для современного учительства, для учащихся школы, а также для людей, не связанных напрямую с образованием.  Реализация данного проекта – одно из средств сохранения лучших традиций в образовании, связующее звено в цепи поколений.

 Открытие  школьного музея истории школы. Пополнение  фондов  школьного музея «Не рвутся связи поколений», систематизация  собранных материалов. Оформление музейной экспозиции.

 Разработка макета буклета и диска с материалами по теме «Первая школа г.Протвино в лицах. История, люди, развитие».

 Освещение в СМИ промежуточных результатов работы над проектом

Приобретение навыков делового взаимодействия. Расширение круга единомышленников.

Заинтересованность педагогов-ветеранов в создании учительского клуба. Разработка плана встреч в клубе.

Перспективы реализации проекта:

  •  Тема данного проекта неисчерпаема, сейчас ведется поиск материалов  об учителях-победителях различных профессиональных конкурсов.
  •  Сбор материала о семейных династиях в образовании (одна из целей этого направления – профориентация, значимость профессии учителя).
  •  Так как цель проекта – не предать забвению труд каждого педагога, то необходимо подключить инициативные группы других образовательных учреждений города к созданию страниц летописи «История моей школы в лицах». Расширение рамок сотрудничества.
  •  Основная перспектива нашего проекта – организация деятельности клуба учителей – ветеранов педагогического труда «Диалог поколений» . Создание подобного клуба – одна из форм социальной защиты педагогов-ветеранов (так как для них забвение не менее страшно, чем финансовые проблемы). Этот клуб займет свою нишу в социокультурном пространстве города.
  •  Связь с другими клубами и музеями  патриотической направленности через Интернет.
  •  Создание  Интернет-сообщества музеев истории школы в Московской области. Наладить переписку и сотрудничество с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Анализ стихотворения С. Есенина "Свищет ветер,серебряный ветер..."

Статья посвящена анализу образного строя и языка есенинского стихотворения , в котором лирический герой размышляет о жизни, о ее изменчивости и быстротечности....

Памяти ветерана

Биография почётного гражданина Хохольского района...

Поэма "Всем смертям назло", посвящается памяти ветерана Великой Отечественной войны Трубицына Ивана Яковлевича.

С каждым разом убеждаешься всё больше в том, что герои живут рядом с нами,  о них просто нужно узнать. Такой человек много лет жил в с. Стрелец Долгоруковского района Липецкой области.Он с боями ...

Презентация для проведения конкурса  чтецов «Памяти огненных лет». К стихотворению Степана Кадашникова «Ветер войны».

Презентация для проведения  конкурса  чтецов «Памяти огненных лет». К стихотворению Степана  Кадашникова  «Ветер  войны»....

Фестиваль патриотической песни памяти О.Фатеева "Февральский ветер"

Данный проект предназначен для того, чтобы посредством музыки воспитывать в каждом ребёнке настоящего гражданина своего Отечества, человека, по-настоящему любящего свою Родину. Одним из итогов р...

Сценарий фестиваля патриотической песни памяти О.Фатеева "Февральский ветер"

Данный проект предназначен для того, чтобы посредством музыки воспитывать в каждом ребёнке настоящего гражданина своего Отечества, человека, по-настоящему любящего свою Родину. Одним из итогов р...