Повторительно-обобщающий урок "Россия в период раздробленности"
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему

Байрамгалина Земфира Ирековна

конспект урока и презентация к повторительно-обобщающему уроку "Россия в период раздробленности" в форме телеигры "Своя игра" для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_period_razdroblennosti.rar112.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторительно-обобщающий урок «Россия в период раздробленности» (в форме интеллектуальной игры «Своя игра»)

Цель: Повторение и обобщение пройденного материала.

            Развитие самооценки у учащихся

Ход урока

На табло высвечивается табло, ученики По-очереди, выбирают темы, вопросы и, отвечая,  набирают баллы. Вопросы составлены дифференцировано, каждый ученик выбирает вопросы по способностям. В случае, если ответ неправильный или нет ответа, отвечает тот ученик, кто первым поднимет руку.

Даты

1

2

3

4

5

Понятия

1

2

3

4

5

События

1

2

3

4

5

Знаете ли вы их имена

1

2

3

4

5

Княжества

1

2

3

4

5

Культура

1

2

3

4

5

Даты:

  1. 1242 – Ледовое побоище
  2. 1240 – Невская битва
  3. 1237 – Нашествие Батыя на Русь
  4. 1223 – битва на Калке
  5. 1097 – съезд князей в Любиче

Понятие:

Выбирается по одному представителю от каждой команды. Перед каждым представителем (по очереди) появляется табличка с понятием, которое он должен угадать с помощью своей команды. Команда должна дать формулировку понятия на табличке.

  1. Баскак
  2. Дань
  3. Ярлык.(Аукцион)
  4. Вече.
  5. Раздробленность

События:

  1. “…оба войска сошлись на льду. Летописи отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением – как будто у каждого из них в груди билось два сердца. Тяжеловооруженная, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение “свиньей…”. (Ледовое побоище, 1242 г.) 
  2. “Большой шведский флот летом вошел в устье реки. Об этом стало известно в Новгороде. Молодой князь со своей дружиной незамедлительно отправился в поход, надеясь нанести противнику стремительный упреждающий удар. Действительно, появление рати князя оказалось неожиданным для шведов. Они не успели подготовиться к бою, когда на их лагерь обрушились русские воины. Шведы в замешательстве стали отступать к реке… Новгородцы торжественно встретили победителей” (Невская битва, 1240 г.) 
  3. “В степях недалеко от Азовского моря грянуло сражение. Русские войска действовали разрозненно, никто из князей не видел общего хода боя, не почиталось за нужное прийти на помощь соседям в трудную минуту, предупредить об опасности. Напротив, татарские полководцы воевали расчетливо и согласованно. Обращенная в бегство половецкая конница накатилась на позиции неготового к бою русского лагеря. Воцарилась невообразимая сумятица. С большими потерями русские ратники оставили поле боя, преследуемые татарами…”. (Битва на р. Калке, 1223 г.)
  4. “На обратном пути в степи Батый решил захватить еще один город. В 7-недельных боях за город Батый потерял до 4 тыс. человек, полегло несколько знатных татарских военачальников. Жители города не только оборонялись, но и вышли в поле на открытый бой. По приказу Батыя оставшихся в жителей истребили поголовно, а город прозвали…” (“Злым городом”, 1238 г.) 
  5. И стал воевать царь Батый окаянный, и пошел ко граду…. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско поменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А на шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град … и в городе многих людей и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. ( Рязань)

 “Знаете ли вы их имена?” 

  1. “Известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "Русская Правда". Поднялся престиж Русской православной церкви. Его слава приобрела международный размах. Правители европейских государств считали за честь быть его союзниками и родственниками. За свою деятельность прозван Мудрым”. (Ярослав Мудрый). 
  2. Он захватил Киев, но править там отказался. Своей столицей сделал Владимир, куда, согласно преданию, перенес чудотворную икону. Он отличался большой набожностью, за что и получил своё прозвище. (Андрей Боголюбский)
  3. “Был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал главой улуса Джучи. Участвовал во всех главных военных походах монголо-татар. В 1236-1243 годах возглавил поход монголо-татар в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов.
    По возвращении в 1243 году из европейского похода осел на Нижней Волге, где возникло государство Золотая Орда и была основана его столица – город Сарай-Бату”.
    (Батый).
  4. “Последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-западных границ Руси и примирения с татарами. Еще будучи князем Новгородским на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями. Противоположную политику вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар”. (Александр Невский).
  5. “Легендарный русский богатырь, рязанский боярин.(даты жизни неизвестны).В 1237 году возглавил отряд в 1700 человек против монголо-татар. В бою он был убит. "Повесть о разорении Рязани Батыем" рассказывает о подвигах..” (Евпатия Коловрата).

Княжества

  1. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. О чем идет речь? (вече)
  2. В этом княжестве сильна была княжеская власть (Владимиро-Суздальское)
  3. Перечислите  имена князей Владимиро-Суздальского княжества (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо)
  4. Какая власть была в Новгородской земле. (республика)
  5. На этой земле бояре часто обращались за помощью к другим государям с тем, чтобы свергнуть князя. Поэтому власть боярской думы и бояр была очень сильной. Какая эта земля?

Культура

  1. «Кот в мешке» автоматически ставится оценка «пять»
  2. Основатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)
  3. «… Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека…» отрывок из какого произведения?
  4. Архитектурное произведение
  5. Первое литературное произведение, его жанр. (эпос «Слово…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России  - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси"

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси” в результате которого учащиеся должны сделать вывод о “+” и “–” влиянии монголо-татарского нашествия на Русь....

Русь в период раздробленности

Конспект урока 10 класс Русь в период раздробленности...

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»

Разработка урока представлена в виде повторительно-обощающего урока на тему «История нашей страны древнейшего периода». Цель: обобщить и закрепить пройденный материал по разделу: «История нашей страны...

Презентация по истории.6 класс.Тема:Особенности культуры Руси в период раздробленности.

1.Учащиеся с помощью текста формулируют тему урока, ставят задачи и определяют направления работы (с помощью учебника)2. К каждому направлению  в презентации даны задания на формирование информац...

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в период царствования Александра II»

Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения учебного материала на основе использования интерактивных методов обучения...