Урок истории в 11 классе "Холодная война2
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Могильникова Галина Викторовна

В данном уроке рассматривается проблема взаимоотношений двух сверхдержав СССР и США после Второй мировой войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_11_klass_kholodnaya_voyna.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

урок истории в 11 классе по теме «Холодная война: была ли она неизбежной?»

Разработал: учитель истории БОУ «Соловьевская  СОШ» Полтавского муниципального района Омской области Могильникова Галина Викторовна

Тема: «Холодная война: была ли она неизбежной»

 Цель: раскрыть принцип действия механизма «холодной войны» и его последствия для мирового сообщества.

Задачи: 

Образовательная: изучить основные циклы мировой истории в ходе противостояния двух держав (на основе документов эпохи);

 Развивающая: формирование умения работы с документами с учебником, развитие логического мышления, умения аргументировано высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение анализировать, сравнивать и обобщать, развитие исследовательских умений.

Воспитательная: воспитание критического мышления, дискуссионной культуры, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Планируемые результаты. Учащиеся узнают о истоках «холодной войны» и ее проявлениях; причинах локальных войн и конфликтов; причинах и последствиях образования НАТО и ОВД.

Основные понятия: «холодная война», НАТО, ОВД, «план Маршалла», колониальная система, локальные войны.

Метапредметные связи: новейшая история, география.

План урока: 1. Мотивационная часть. 2. Основная часть 1)Причины «холодной войны». 2) Образование НАТО и ОВД. 3).Локальные конфликты. 4).«Что такое «холодная война?» 3.  Заключительная часть

Ход урока.

Мотивация учащихся.

Вступительное слово учителя: «Закончилась самая кровопролитная война в истории человечества –Вторая мировая. Мир пытался войти в мирное русло, переосмысливая ужасы перенесенных испытаний. Трудности, перенесенные державами антигитлеровской коалиции, сблизили страны-союзницы. Но недоверие, копившееся до войны, вновь обозначило свои границы. Сегодня мы поговорим о событиях, которые произошли после окончания мировой войны. Давайте выразим свое отношение к войне через Синквейн, который будет начинаться со слова «Война». Напоминаю структуру Синквейна: Существительное Прилагательное Прилагательное Глагол Глагол Глагол Предложение Существительное По окончании работы зачитываются несколько вариантов. 

ЧАСТЬ 1.  

Цель и задачи урока ученики формулируют самостоятельно.

1. Класс делится на группы. Работа в группах с документами. 

1 задание «Кто виноват в развязывании «холодной войны»?

1 группа «США»: осветить роль США в развязывании «холодной войны». Задание: 1) Дайте оценку роли США в развязывании «холодной войны». 2) Характеристика  СССР с точки зрения западных политиков. Объясните, какие выводы легли в основу политики по отношению к СССР?

Документ №1. Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже. (Фултон. США. 5 марта 1946г.).

Документ №2 Из телеграммы поверенного в делах США в Москве Дж.Кеннана в Государственный департамент США. (22 февраля 1946г.)

2 группа «СССР»: осветить роль СССР в развязывании «холодной войны». Задание: Дайте оценку роли СССР в развязывании «холодной войны». Какие цели преследовали руководители СССР во внешней политике? 2) Характеристика  США с точки зрения советских и российских политиков. Объясните, какие выводы легли в основу политики по отношению к США?

Документ №1. Из воспоминаний В.М. Молотова.

Документ №2. Мнение современного историка, политического деятеля.

По окончании работы, выступление представителей от групп.

2 задание «Военно-политические блоки».

Оставаясь в группах, учащиеся исследуют документы об образовании НАТО и ОВД.

 1 группа «НАТО».

Задание. Используя фактический материал учебника и энциклопедических изданий, подготовьте хронику событий, приведших к образованию НАТО. Определите причины образования этого блока.

Документ № 3. Североатлантический договор (выдержки). (4 апреля 1949г.)

2 группа «ОВД».

Задание. Используя фактический материал учебника и энциклопедических издании, интернета,  подготовьте хронику событий, приведших к образованию ОВД. Определите причины образования этого блока.

Документ №4. Варшавский договор (выдержки). (14 мая 1955г.)

По окончании работы групп, выступление представителей от групп.

3 задание.

Задание: проведите сравнение статей Североатлантического и Варшавского договоров, объясните сходство документов.

На основе таблицы и учебника учащиеся исследуют циклы мировой политики и выносят локальные конфликты в таблицу.

Таблица «Циклы мировой политики: локальные конфликты»

Дата

Название локального конфликта

Суть конфликта

?

?

?


4.
Итог работы в группах и составлении таблицы. С помощью мозгового штурма учащиеся определяют в виде кластера значение понятия  «холодная война». Окончательное значение заноситься в тетрадь.

Заключительная часть.

Дискуссия, решение проблемного задания. С помощью полученных знаний и фактов предлагается ответить на вопрос-проблему: «Холодная война»: была ли она неизбежна?» 

Рефлексия - ответы на вопросы:

1. С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?

2. Какие моменты урока вызвали наибольший интерес?

 3. Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить проект: «Модель мира, избежавшего «холодной войны» и на следующем уроке его защитить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...