Совместно-распределенная деятельность
статья по истории (7 класс) на тему
Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.
В качестве примера совместно-распределенной деятельности(групповой работы) учащихся на уроке приведу краткое описание урока по обществознанию в 7 классе по теме «Подросток в группе»(программа А.И.Кравченко).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пример совместно-распределенной деятельности(групповой работы) | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместно-распределенная деятельность.
Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.
Могу привести пример совместно-распределенной деятельности(групповой работы) учащихся на уроке по обществознанию в 7 классе по теме «Подросток в группе»(программа А.И.Кравченко).
Цель урока -ознакомить учащихся с поведением подростка в группе и влиянием группы на поведение подростка.
Одна из задач урока - формирование умения анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения.
Класс делится на 5 групп. Целесообразно деление на группы из четырёх-пяти человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.
Каждая группа получает задание и должна за 10 минут обсудить определенную жизненную ситуацию(проблему) в группе. Итогом работы группы является выступление(защита мини-проекта). В ходе работы учащиеся самостоятельно распределяют роли в группе. Каждая команда оценивает свою работу:
-какие проблемы возникли в работе группы?
-была ли выработана общая точка зрения?
-были ли несогласные?
-как распределяли обязанности?
Учитель назначает 2 экспертов из сильных учеников, которые наблюдают за работой групп, оценивают сплоченность каждой команды, определяют самую сплоченную команду и самое успешное выступление. Кроме того, эксперты получают задание изучить понятия: «конформизм», «соглашение», «конфликт» по параграфу. В своих выступлениях эксперты делают выводы о том, как строит свои отношения подросток в группе, какое влияние может оказывать группа на подростка. Учитель помогает учащимся научиться слышать друг друга, приходить к соглашению в группе, делать выводы.
На данном уроке проявились такие черты сотрудничества как: 1) пространственное и временное соприсутствие учеников, создающее возможность личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией; 2) единство цели: результатом совместной деятельности группы было решение определенной проблемы(защита мини- проекта), а также всех учащихся объединяла общая цель- научиться работать в группе; 3)наличие органов организации и руководства: в группе выделились «лидеры»; 4) разделение функций, действий, операций: в группе распределялись роли; 5) наличие позитивных межличностных отношений.
В соответствии с классификацией типов совместной деятельности по Уманскому Л.И. на уроке применялся совместно- взаимодействующий тип деятельности.
Могу отметить, что использование групповой работы на данном уроке оказывает положительное влияние на учебный процесс:
-вызывает большой интерес учащихся;
-растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
-ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
-возрастает объем усваиваемого (материала);
- меньше времени тратится на формирование знаний и умений и др.
Приложение. Задания группам.
1.Вы- члены баскетбольной команды. В последнее время вас преследуют неудачи, вы проигрываете одну игру за другой. Как вы будете решать эту проблему?
Ваши задачи:
1.Обсудите эту проблему;
2.Подготовьте выступление вашей группы по проблеме.
3.Оцените работу вашей группы:
-какие проблемы возникли в работе группы?
-была ли выработана общая точка зрения?
-были ли несогласные?
-как распределяли обязанности?
ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.
2.Вы- члены редколлегии класса. Вам надо придумать название, девиз и герб класса и защитить ваш проект.
Ваши задачи:
1.Защита проекта.
2.Оцените работу вашей группы:
-какие проблемы возникли в работе группы?
-была ли выработана общая точка зрения?
-были ли несогласные?
-как распределяли обязанности?
ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.
3.Вы - экипаж космического корабля. У вас нештатная ситуация: ваш корабль из-за отказа тормозного двигателя не может сойти с орбиты, т.е. не может совершить посадку. Как вы будете действовать?
Ваши задачи:
1.Опишите действия вашей команды.
2.Оцените работу вашей группы:
-какие проблемы возникли в работе группы?
-была ли выработана общая точка зрения?
-были ли несогласные?
-как распределяли обязанности?
ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.
4.Вы члены спортивной команды и готовитесь к школьным соревнованиям «С огнем шутить нельзя». Перед вами поставлена задача: победить! Как вы будете решать эту задачу?
Ваши действия:
1.Разработайте стратегию и распределите обязанности.
2.Подготовьте выступление.
3.Оцените работу вашей группы:
-какие проблемы возникли в работе группы?
-была ли выработана общая точка зрения?
-были ли несогласные?
-как распределяли обязанности?
ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.
5.Вы отправляетесь в поход. Вам надо собрать все необходимое и придумать культурную программу. Как вы будете решать эту задачу?
Ваши действия:
1.Какие решения вы примете на своем совете?
2.Подготовьте выступление.
3.Оцените работу вашей группы:
-какие проблемы возникли в работе группы?
-была ли выработана общая точка зрения?
-были ли несогласные?
-как распределяли обязанности?
ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.
Задание для эксперта № 1.
1.Оцените сплоченность каждой команды. Какая команда и почему была более сплоченной при работе над проблемой?
2.Влияет ли группа на поведение ее членов? Что такое конформизм(смотри параграф 11). Наблюдался ли конформизм в поведении ребят?
Задание для эксперта № 2.
1.Оцените выступление каждой команды. Какое выступление вы считаете более успешным и почему.
2.Дать определение понятиям «соглашение», «конфликт»(смотри параграф 11). Какая группа раньше других пришла к соглашению? Были ли конфликты в группах и как разрешались?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...