Конспект открытого урока по истории в 10 класс"Олег Рязанский- предатель или герой"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект открытого урока с использованием СОТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oleg_ryazanskiy_10_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока истории в 10 классе
МБОУ Школа №137 г.о. Самары
Дата проведения: 22 декабря 2011 года
Учитель: Садофьева М.В.
Тема урока: Олег Рязанский: предатель или герой?
Тип урока: урок обобщения изученного материала и совершенствования навыков
Вид урока: деловая игра
Технологии: - игровая;
- проблемного обучения;
- критического мышления.
Цели и задачи урока:
- Закрепление и углубление знаний о событиях русской истории XIV века, о Куликовской битве 8.09.1380 года, о деятельности князя Олега Рязанского и его современников.
- Овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками.
- Воспитание толерантного отношения к событиям русской истории.
- Формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории.
- Применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию.
План проведения:
- Организационный момент
- приветствие;
- постановка задач.
II. Игровой этап
- выступление Секретаря суда с исторической справкой о князе
Рязанском Олеге Ивановиче;
- выступление Обвинителя и Защитника;
- дебаты Присяжных заседателей и голосование по вердикту;
- оглашение вердикта Старшиной Присяжных заседателей.
III. Закрепление
- анализ решений;
- подведение итогов;
- домашнее задание.
Из числа учащихся на основании их желания выдвигаются Секретарь суда, Обвинитель, Защитник. Эти ребята получают опережающее задание - подготовить материал о жизни и деятельности князя Олега Рязанского согласно своему «профилю деятельности». Им будет предоставлена возможность для выступления.
Оставшиеся учащиеся – Коллегия присяжных заседателей. Среди них выбирается Старшина, в функции которого входит регламентация дебатов Присяжных, голосования по вердикту и оглашение вердикта. Присяжные, выслушав выступления сторон, выразят свое отношение к деятельности Олега Ивановича. Они смогут задать вопросы Обвинителю и Защитнику и вынесут свой вердикт, который зачитает Старшина. Для «чистоты» вынесения вердикта, Присяжные не знакомятся с материалами урока заранее. Их решение будет основано на знаниях, полученных на предшествующих уроках по теме «Русь в период феодальной раздробленности и монгольского владычества» и информации, почерпнутой из выступлений Обвинителя и Защитника.
Роль учителя сводится к функциям Почетного арбитра – наблюдение и контроль за временем.
Ход урока.
- Приветственное слово учителя, объявление темы и постановка задач урока. (5мин.)
- Воспитание патриотизма возможно при обращении к героическим страницам прошлого своего государства. Рождаются герои и антигерои.
- Изучение истории Отечества периода Средневековья связано со значительными сложностями. Недостаточность и зачастую сомнительность источников способствуют искажениям и спекуляциям.
- тема сегодняшнего урока «Олег Рязанский: предатель или герой?» Нашей задачей будет максимально объективно рассмотреть деяния князя Олега Ивановича Рязанского в контексте общей ситуации на Руси в период Куликовской битвы и вынести свой вердикт, опираясь на исторические факты.
- Выступление Секретаря суда. (5 мин.)
ОЛЕГ ИВАНОВИЧ, в св. крещении Иаков (в иночестве Иоаким, ок.1330–1402) – князь рязанский, сын Ивана Ивановича (по другим родословиям, Михайловича) Коротопола, князя рязанского, от брака с неизвестною. Умнейший из владетелей рязанских.
Родился в Рязани, получил от наследников князя Ярослава пронского г. Ростиславль (ныне село на Оке Каширского уезда Тульской губернии) около 1350 г.;
восстав на Москву, в отмщение за предка своего князя Константина рязанского, умерщвленного в Москве князем Юрием (Георгием) московским (впоследствии великий князь Юрий III, см. 193), разорил порубежную с рязанскими землями Лопасню в 1353 г.;
принял к себе многих бояр московских, недовольных правительством Ивана II в 1357 г.;
выхлопотал присылку из Орды нарочного, царевича Мамат-Хожи, с требованием утвердить законно рубеж между Москвой и Рязанью, в 1358 г.;
поразил в бою кровопролитном татарского царевича Тагая, опустошившего Рязань, в 1366 г.;
разбит москвичами на Скорнищеве и потерял Рязань в 1371 г., но выгнал из нее соперника своего, князя Владимира пронского, и заключил мир с великим князем Дмитрием (впоследствии Донской) в 1372 г.;
по договору Москвы с Тверью избран посредником между ними, на случай дел спорных, в 1375 г.;
исстрелянный и окровавленный, едва спасся от царевича Арапши, разгромившего Рязянь, в 1377 г.;
потерпел от нашествия Мамаева в 1378 г.;
вошел в союз с Мамаем, по разбитии которого Дмитрием Донским на поле Куликовом (Епифанского уезда Тульской губернии) бежал в Литву, но, прощенный великим князем, возвратился на свой рязанский стол в 1380 г.;
при нашествии Тохтамыша указывал татарам безопасные броды через Оку, за что пострадала Рязань, вконец разоренная москвичами в 1382 г.;
нежданно явившись к Коломне, взял ее «изгоном» (внезапным нападением), но усовещен и склонен к миру св. Сергием Радонежским в 1385 г.; чуть не попался татарам при взятии ими Рязани в 1387 г.;
отражал татар, пустошивших окраины рязанские, в 1388 г.;
чествовал у себя на Рязани митрополита Пимена, ехавшего в Грецию, 13 апреля 1389 г.;
сам по себе, не глядя на Москву, воевал с Литвой и осаждал Любутск (под Калугой) в 1396 г.;
убежденный св. Киприаном, митрополитом киевским, сделал денежное пожертвование в пользу цареградских греков в 1398 г.;
«в караулех возле Копор у Дону» избил множество татар, захватив и предводителя их, царевича Мамат-Салтана, в 1400 г.;
внезапным нападением вместе с князем Юрием смоленским, зятем своим, взял отторгнутый литовцами Смоленск в 1401 г.;
огорченный пленом сына своего (Родьслава), попавшего в руки литовцам в бою у Любутска, умер в Рязани 5 июля 1402 г.
Тело его погребено в Солотчинском монастыре, в 18 верстах от г. Рязани.
Князь Олег рязанский был женат на Евфросинии (в иночестве Евпраксия), дочери неизвестного отца (ум. 1405 г.) и имел двух сыновей, из которых старший, Федор, женился на дочери Дмитрия Донского Софии.
- Выступление Обвинителя. (5 мин.)
Олег Рязанский – предатель.
-не поддержал князя Московского Дмитрия Ивановича в сражении в Мамаем 8 сентября 1380 года;
-использовал военную поддержку Орды для борьбы с конкурентами за власть;
- допустил нападения на отходящих в Москву раненых воинов Дмитрия Ивановича;
- вступил в сговор с врагом Руси князем Ягайло;
-показал ордынским воинам безопасный путь на Москву.
- Выступление Защитника. (5 мин.)
Олег Рязанский – герой.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
По местным рязанским преданиям, на гербе изображен великий князь Олег Иванович Рязанский). «В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленыя, обложенная соболями»
- Дебаты Присяжных заседателей и голосование по вердикту. Оглашение вердикта Старшиной Присяжных заседателей. (15 мин.)
Олег Рязанский – герой и патриот своей земли. Интересы Рязанского княжества для него были выше, чем Московского.
- Заключительное слово учителя, подведение итогов, объяснение домашнего задания. (5 мин.)
В русской истории были всякие фигуры, были в ней и истинные предатели (например, те же нижегородские князья Василий и Семён, сыгравшие роковую роль в разграблении Москвы Тохтамышем). Однако хочется, чтобы позорное клеймо изменника никого не украшало бы незаслуженно.
Домашним заданием будет формулирование 3аргументов в пользу вашей собственной позиции по поводу оценки деятельности князя Олега Рязанского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов
Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов....
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»
Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».
Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...