Династия Романовых. Михаил Федорович (1613-1645)
материал по истории (7 класс) по теме
Материал представлен в форме историческо - литературной энциклопедии
Материал можно использовать на уроках истории (основная школа, углубленное изучение), на факультативе и классном часе.
Презентация из "архивов":) Материал был на ИнтерГУру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Династия Романовых. Михаил Федорович (1613-1645). Аннотация | 263.26 КБ |
Михаил Федорович(1613-1645).Начало династии. | 2.78 МБ |
Михаил Федорович(1613-1645).Женитьба царя | 918.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Вашарина Ю.Е., учитель МОУ «Ульяновский городской лицей при Ульяновском Государственном Техническом Университете»
Династия Романовых. Михаил Федорович (1613-1645). Презентация.
Примечания к слайдам.
Слайд №2
В представлении русских людей того времени идеальный православный царь должен был обладать тремя качествами: «боголюбием», «разумом в правлении» и воинскими доблестями. Русские люди, как следует из сочинения Авраамия Палицына, якобы не смогли постичь божью волю и совершили цепь трагических ошибок, возводя на русский престол недостойных: Бориса Годунова («разумного в царских правлениях, но писания божественного не навык»), Лжедмитрия I («посланного от сатаны», «Лже-Христа»), Василия Шуйского («от царских полат излюбленного», «никим же от вельмож не перекованного, ни от прочего народа не умоленного», с которым «играху им яко детищем»).
Человеком, обладавшим всеми достоинствами православного государя: твердостью в православной вере, мудростью в государственном правлении и достоинствами военачальника, как указал келарь, был «брат» последнего «прирождённого царя» — боярин Фёдор Никитич Романов («разумный в деле и словесех и твёрдый в вере християнстей, и знаменитый во всяком добросмысльстве»). Авраамий ненавязчиво подводил читателя к мысли, что именно Фёдора Романова Бог будто бы хотел видеть на русском престоле, и поэтому когда русские люди избрали царём не его, а Бориса Годунова да ещё позволили новому монарху репрессировать Романовых, — Господь наказал Россию Смутой. http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2027&n=104
Палицын Авраамий (ок. 1627), келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель. Происходил из старинного дворянского рода, служил воеводой в Коле, в 1588 попал в опалу (вероятно, в связи с заговором Шуйских) и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При Борисе Годунове переведен в Троице-Сергиеву лавру, затем — в Богородицко-Свияжский монастырь; ему возвращено конфискованное имущество. В 1611-1612 архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий (Зобниковский) и Палицын составили послание “окружное” к князю Д.М. Пожарскому, призывая на борьбу с поляками. Активно участвовал в освобождении Москвы (1612), в выборе на царство Михаила Романова (1613). Последние семь лет Палицын провел на покое в Соловецком монастыре, ведя жизнь книжника.
Перу А. Палицына принадлежит “Сказание” — “История в память предыдущим родом” (1620). Писатель изложил в нем события Смутного времени от смерти Ивана Грозного до 1618 (Деулинское перемирие). http://www.hrono.info/biograf/avraami.html
Слайд №3
В феврале 1610 г. между польским королем Сигизмундом III и посольством русских бояр был заключен договор, по которому польский королевич Владислав признавался русским царем. Договор предусматривал ограничение власти Владислава Боярской думой и Земским собором. Польский королевич должен был принять православие. После подписания договора Владислав был провозглашен русским царем, и ему присягнули на верность все москвичи.
Владислав продолжал добиваться осуществления своих притязаний на русский престол во время войны с Россией в 1617—1618 гг. В 1617 г., поощряемый польским сеймом, он неудачно пытался овладеть русским престолом: подошел к Москве, но взять города не смог. В 1618 г. поляки подписали с русскими перемирие в деревне Деулино, по которому Россия отдала Польше Смоленск и Черниговские земли. Только по Поляновскому миру 1634 г., завершившему Русско-польскую войну 1632—1634 гг., Владислав отказался от претензий на российский трон.В 1632 г. Владислав стал королем Речи Посполитой.
Слайд №4
Земские соборы – высшие сословно-представительные учреждения в России (вторая половина XVI – XVII вв.), имевшие законосовещательный характер. Рассматривали важнейшие государственные вопросы. Созывались царем, а в его отсутствие – митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники Земских соборов – Боярская дума и «Освященный собор» (высшее духовенство). Привлекались и «земские люди» – депутаты от городов и рядового дворянства. Представителей крестьянства не было. Впервые созван в 1549 г., последний – в 1653 г. На первом Земском «Соборе примирения» в 1549 г. собрались представители различных сословий для обсуждения важнейших политических решений. Таким образом, Земский собор был призван укрепить центральную власть и расширить социальную базу готовящихся преобразований. Первый Земский собор принял решение о составлении нового Судебника. С созывом Земских соборов в России начала складываться сословно-представительная монархия.
Слайд №5
По официальной версии, Михаила Романова избрали единогласно: весь народ поддержал решение Земского собора. Но дело обстояло несколько иначе. Помимо кандидатуры шведского принца обсуждались и претенденты на престол от русской аристократии: Д.М. Черкасский, П.И. Пронский, И.В. Голицын и др. Разгорелась настоящая предвыборная борьба. Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, признанный казачий лидер Первого ополчения, ежедневно устраивал пиры для казаков, уговаривая их избрать его на трон: «Князь же Дмитрей Тимофеевич Трубецкой учреждаше столы честныя и пиры многия на казаков, и в полтора месяца всех казаков, сорок тысящ, зазывая к собе на двор по вся дни, чествуя, кормя и поя честно и моля их, чтоб быти ему на России царем и от них же казаков похвален же был. Казаки же честь от него принимающе, ядяще и пиюще и хваляще его лестию, а прочь от него отходяще в свои полки и браняше его и смеющеся его безумию такову. Князь же Дмитрей Трубецкой не ведаше лести их, казачей…».
Принимал участие в предвыборной борьбе и прославленный герой национально-освободительного движения князь Дмитрий Михайлович Пожарский: «Воцарялся и стало это ему в двадцать тысяч».
Во время предвыборных баталий обнаружилось глубокое противостояние между дворянами и казаками.
21 февраля 1613 года казаки ворвались на заседание Земского собора и с руганью набросились на членов Боярской думы, обвиняя их в том, что они выбирают царя, чтобы властвовать самим. Казаки повторили укоренившуюся в их среде легенду, будто умирающий царь Федор Иванович завещал престол Федору Никитичу Романову (отцу Михаила), но тот де-отказался, и тогда на престол самочинно взошел Борис Годунов . Бориса казаки ненавидели за антиказачьи указы, запрещавшие им торговать в России.
Годунов – царь дворянский. Василий Шуйский - царь боярский, а юный Михаил Романов – от «ДОБРОГО КОРНЯ».
Попытки убедить казаков в том, что Миша Романов еще молод и находится далеко от Москвы, не возымели успеха. Казаки настаивали на своем до тех пор, пока не заставили думных людей присягнуть Михаилу Романову. Узнав о результатах «выборов», князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой с горя заболел: «Лицо у него ту с кручины почерне, и паде в недуг, и лежа три месяца, не выходя из дворца своего». Видимо, князь всерьез надеялся, что казаки вспомнят его былые заслуги. Подобное стечение обстоятельств было, конечно, случайным и непредсказуемым. Но само избрание Михаила на царство едва ли можно рассматривать как случайность. Один из бояр писал об этом выборе: «Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Миша был человеком мягким, но за ним стоял властный отец Филарет. http://www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16004
Слайд №6
Анастаси́я Рома́новна — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного (таким образом, первая русская царица). Венчалась с царём в феврале 1547 года, умерла в июне 1560 года. Славилась добротой и помощью бедным.
Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых. Отец её, Роман Юрьевич, был окольничим при Иване III. Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/134398
Слайд №7
Угрюмов (Григорий Иванович, 1764 - 1823) - исторический живописец и портретист, родился в Москве, был принят в 1770 г. в воспитанники Императорской Академии Художеств. http://www.rulex.ru/01200002.htm
Слайд №8
Из Москвы в Кострому было отправлено Великое Посольство для изъявления народной воли избранному монарху. 14 марта, на двенадцатый день своего пути из Москвы, посольство торжественным шествием, пересекая по льду Волгу, направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия, состоявшая из костромского духовенства и мирян с иконами, хоругвями и крестами, также двигалась к монастырю. Обе процессии были встречены у стен обители Михаилом и его матерью.
Слайд №9
Патриарх Филарет
Филарет (Романов Федор Никитич) родился около 1554/55гг. ,старший сын боярина Никиты Романовича). Предполагают что он родился от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1560 г. В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими буквами одним англичанином. Двоюродный дядя царя Феодора , любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женился на дочери бедного костромского дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство.
В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, Ф.Н.Романова постригли в монахи с именем Филарета и сослали в Антониев Сийский монастырь. В 1605 году Лжедмитрий I возвел Филарета в сан Ростовского митрополита. В 1608 году Лжедмитрий II провозгласил Филарета патриархом всея Руси. В 1610 году патриарх возглавил "Великое посольство" к польскому королю Сигизмунду III и был задержан в польском плену. http://www.rulex.ru/01210124.htm
Слайд №10
Ивану Сусанину и его подвигу посвящены: опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Михаил Иванович Глинка - Иван Сусанин / Погружение в классику /аудио http://www.intoclassics.net/news/2008-11-01-1863
Слайд №11
Для Михаила и Марфы Ивановны смерть Сусанина тогда оставалась неизвестной, о ней мать и сын узнали только в сентябре 1619 года.
Слайд №12
Жалованная грамота царя Михаила Федоровича наследникам Ивана Сусанина. 30 ноября 1619
Личность Ивана Сусанина занимает важное место в русской культуре. Предполагаемый подвиг его нашел отражение не только в трудах историков, но и в литературе, музыке, скульптуре. Как повествует предание, все происходило следующим образом: в 1613 г. Михаил Федорович, уже нареченный в Москве русским царем, и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом от «языков», польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. Михаил Федорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре. Заведя врагов в болотистые леса, выдержав жестокие пытки, преданный крестьянин не выдал места, где укрылся царь. Поляки, догадавшись об обмане, зарубили Сусанина.
Из-за недостатка документальных сведений историки и литераторы, включая в свои сочинения сказания о подвиге Сусанина, расходились в изображении подробностей. Сомнения посеяла статья Н.И. Костомарова «Иван Сусанин» (1862). В ней историк отрицал, что костромской крестьянин вообще отдал жизнь за царя. В настоящее время существуют три основные версии: 1) Сусанин погиб от рук польских и литовских людей; 2) домнинский староста пострадал от разбойников; 3) подвиг Ивана Сусанина — легенда. http://www.kostromaobl.ru/his/
Слайд №13
Казаки продолжали бродить и грабить даже под Москвой, а часть их под начальством Заруцкого, захватившего с собой и Марину Мнишек, сперва грабила русские области, потом, разбитая царскими войсками, ушла в Астрахань. Иногда грабили и служилые люди, не обеспеченные содержанием: грабила порой и сама администрация, вызывая смуту слишком тяжелыми поборами и крутыми мерами; да и земские люди затевали по временам смуту, как было на Белоозере, где земщина отказалась платить подати. У правительства в это тяжелое время не было ни денег, ни людей, а между тем война с Польшей все еще продолжалась, выражаясь тем, что летучие польские отряды грабили и разоряли русские области. http://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats004.htm
Слайд №14
Иван, называвшийся своими противниками Ивашка, или Ворёнок — малолетний сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II, претендент на русский престол под именем Иван Дмитриевич. Родился в Калуге после смерти своего отца в январе 1611; некоторые современники утверждали, что после гибели мужа Марина ложно объявила себя беременной, а Иван не был её сыном. Казань, Калуга и Вятка присягнули ему как царю. В июне 1614 Марина с сыном и атаманом Заруцким взяты в Астрахани и отосланы в Москву, где Заруцкий посажен на кол, Марина в темницу, а трёхлетний Иван удавлен (повешен около Серпуховских ворот). современники утверждали, что петля не затянулась на шее мальчика, и он погиб от холода лишь несколько часов спустя).
По преданию инокиня Ольга (дочь Бориса Годунова Ксения) прокляла дом Романовых за убиение невинного младенца. Широкорад А.Б. Путь к трону — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 445 с. ISBN 5-17-024340-5 стр.421 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/32878
Впоследствии самозванец Иван Луба (Фаустин) выдавал себя за Ивашку.
Слайд №15
Обстановка внутри страны.
Насколько можно судить по источникам, до Филарета у московского правительства было два главных интереса в отношении внутреннего устройства, две задачи: во-первых, собрать в казну как можно более средств и, во-вторых, устроить служилых людей, другими словами, устроить войско.
Полная истощённость государственной казны и острая нужда правительства в средствах вызвали практику усиленного обложения (чрезвычайные сборы пятой, десятой и двадцатой деньги, т. е. 20, 10 и 5% от стоимости имущества). В 10—20-х годах XVII в. пятинные деньги собирались 7 раз. Эти сборы взимались главным образом с посадского населения и огромной тяжестью ложились на его низшие слои.
Второй задачей нового правительства было укрепление государственного аппарата, расшатанного за годы интервенции, усиление его централизации. В этот период активизировалась деятельность земских соборов; в первое десятилетие царствования Михаила Романова они действовали непрерывно. Земские соборы в основном занимались изысканием средств, для пополнения оскудевшей государственной казны и вопросами внешней политики. Правительство при проведении чрезвычайных мероприятий искало поддержки у представителей господствующего класса, созываемых на земский собор. По мере укрепления государственной власти правительство начинает реже обращаться к помощи земских соборов. С целью улучшения деятельности центральных учреждений было увеличено количество приказов, возросло число дьяков и их значение. В большей степени были подчинены центру органы местного управления. В городах вводилось воеводское управление во главе с назначаемыми правительством воеводами, ведавшими всеми сторонами управления. Воеводам были подчинены органы земского самоуправления. Губные старосты там, где они сохранились, превращались в помощников воевод. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st020.shtml
Слайд №16
К 30-м годам XVII столетия последствия интервенции можно было считать изжитыми. Сёла и деревни, числившиеся в 1614—1615 гг. пустыми, заселяются. Соотношение крестьянских и бобыльских дворов меняется в пользу первых. Размер пашни быстро растёт. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st020.shtml
Слайд №17
В смутное время шведы, под начальством Делагарди, заняли Ладогу; новгородцы призвали на престол шведского принца и сдали Новгород шведам. Ко времени воцарения Михаила Феодоровича в руках шведов находилась Ингерманландия и часть новгородских земель.
Карлу IX не довелось насладиться плодами своего успеха – он прожил лишь три месяца после покорения Новгорода. А его наследник Густав Адольф однажды произнёс примечательные слова: “Гордые поляки... одерживали верх только во времена внутренних смут в России, действуя подобно коварным и хитрым лисицам; захватив раздираемую усобицами Россию, они вели себя там как хищные львы!” Новый король не заметил лишь того, что шведы сами терзали Русь, но не как лисы или львы, а как шакалы. Некогда Понтус захватил берега Балтики, воспользовавшись тем, что гарнизоны пограничных крепостей отправились защищать Псков от Батория. Сын Понтуса Якоб прибрал к рукам всю новгородскую землю после того, как войска Речи Посполитой водворились в Москве и заняли Смоленск
В 1613 г. шведы осадили Тихвин, но были отбиты; попытка русских войск вернуть Новгород была неудачна. Дальнейшая война со шведами свелась к обороне границ: наши войска избегали встречи в поле с армией Густава-Адольфа. В 1614 г. шведы взяли Гдов, в 1615 г. осадили Псков, защищаемый воеводами Морозовым и Бутурлиным; осада города была неудачна для шведов и умерила их притязания. В 1617 г. был заключен Столбовский мир, по которому Россия все же должна была уступить Швеции Ингерманландию и Карелию. http://www.bibliotekar.ru/ber/280.htm
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Ингерманландия (Ижорская земля), местность, занимаемая ныне С.-Петерб. губ. и принадлежавшая к Водской пятине Новгорода. Здесь рядом с финскими племенами жили русские, были и русские гг.: Копорье, Яма (Ямбург), Ивангород и Орешек (Шлиссельбург). 1583 И. отошла к Швеции, затем 1595—1617 снова к России, по Столбовскому миру вторично к Швеции и, наконец, с 1702—4 окончательно к России. http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor
Карлу IX не довелось насладиться плодами своего успеха – он прожил лишь три месяца после покорения Новгорода. А его наследник Густав Адольф однажды произнёс примечательные слова: “Гордые поляки... одерживали верх только во времена внутренних смут в России, действуя подобно коварным и хитрым лисицам; захватив раздираемую усобицами Россию, они вели себя там как хищные львы!” Новый король не заметил лишь того, что шведы сами терзали Русь, но не как лисы или львы, а как шакалы. Некогда Понтус захватил берега Балтики, воспользовавшись тем, что гарнизоны пограничных крепостей отправились защищать Псков от Батория. Сын Понтуса Якоб прибрал к рукам всю новгородскую землю после того, как войска Речи Посполитой водворились в Москве и заняли Смоленск.
Слайд №19
Создание Белгородской и Закамской засечных черт сопровождалось строительством новых городов и острожков (более 40 городов) и вело к постепенному смещению южных границ на юг; в хозяйственную жизнь страны были включены огромные массивы черноземных земель. Русские землепроходцы в 1620-40-х гг. прошли через всю Западную и Восточную Сибирь и вышли к берегам Тихого океана.
Слайд №20
Москва стала активно использовать донских казаков для борьбы с Турцией и Крымским ханством.
Правительство стремилось к повышению боеспособности армии, увеличению её численности. В 1630 началось формирование полков «нового строя», регулярных воинских частей, рядовой состав которых составляли “охочие вольные люди” и беспоместные дети боярские; офицерами в этих полках были иностранные военные специалисты. Резко возросла численность дворянского ополчения, стрельцов при значит, сокращении числа служилых казаков. Были приняты меры по увеличению арт. парка и количества боеприпасов, некоторой унификации типов артиллерии (полевая, крепостная, осадная), вооружению ею полков «нового строя». Получили также известное распространение новые образцы огнестрельного оружия.
Строительство нового грандиозного оборонительного рубежа на юге России было начато в 1635 г. Новая оборонительная линия протяженностью более 800 км – Белгородская черта – перекрыла основные пути вторжения татар: Кальмиусскую, Изюмскую, Муравскую и Ногайскую степные дороги. В состав черты входили 27 городов-крепостей, земляные валы и естественные преграды: реки, леса, болота.
В 1635—1638 была восстановлена и усовершенствована Большая засечная черта (Главным городом ее была Тула, откуда в XVII в. осуществлялось руководство реконструкцией укреплений черты, поэтому впоследствии она получила название Тульской, по аналогии с Белгородской и Изюмской), в 1636—46 возведены крепости и оборонительные сооружения Белгородской черты, а также ряд крепостей по линии будущей Симбирской черты. Города - крепости по Засечным чертам юга русского государства http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/goroda-kreposti/goroda-kreposti.htm
Предварительный просмотр:
Вашарина Ю.Е. МОУ «Ульяновский городской лицей при Ульяновском Государственном Техническом Университете»
Михаил Федорович (1613-1645)
Презентация
Часть 2.
Это любопытно или Женитьба царя
Примечания к слайдам
Слайд №4
Инокиня Марфа (урожденная Ксения Ивановна Шестова) - жена Федора Никитича Романова, мать царя Михаила Федоровича.
Дочь избранного в «тысячу» Ивана Грозного Шестова, из захудалого, но «доброго» рода (одного корня с Салтыковыми и Морозовыми). Ксения Ивановна около 1585 года вышла замуж за знатного боярина Федора, сына царского родственника Никиты Романовича Захарьина (Федор Романов был первым в роду, кто стал носить именно эту фамилию). Она имела от него несколько детей, из которых большинство умерло в младенчестве, и к 1601 году в живых оставались только Татьяна и Михаил. В 1601 году по приказу Бориса Годунова она была пострижена в монахини и сослана в Заонежские погосты. Впоследствии Марфа вместе с сыном жила в Ростове, а с 1610 по 1613 год - в Ипатьевском монастыре под Костромой. После избрания Михаила на царство и до возвращения из польского плена патриарха Филарета (1613-1619 гг.) Марфа вместе со своими родственниками Салтыковыми управляла Русским государством.
«Портретов русских деятелей 17 века сохранилось довольно много. Огромное большинство их написано иностранцами, но, конечно, среди них найдется несколько принадлежащих и русским ученикам какого-нибудь «немчина», хотя точно установить эти исключения пока нет возможности. Во всяком случае, их надо искать главным образом в конце 17-го века, когда при Оружейной палате состояло несколько иностранцев, обязавшихся по контракту обучать русских «живописному мастерству»… Из общеизвестных ранних портретов назовем … портрет матери царя Михаила Феодоровича, Марфы Ивановны Романовой, работы малограмотного иностранного мастера, находящийся в Тверском музее».
И.Э.Грабарь «История русского искусства».
Слайд № 5
Как будущую супругу царя, ее поселили во дворце и дали новое имя по обычаям того времени — «Анастасия», напоминавшее жителям московского государства умную и добросердечную первую жену царя Ивана Грозного.
И велено было ей оказывать почести как царице, дворовые люди ей крест целовали, и во всем Московском государстве велено поминать ее имя на ектениях. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/42221/Хлопова
http://www.rulex.ru/01220112.htm
ЕКТЕНИЯ, Ектенья (греч. "усердие") - в православии (см.) - молитвенная просьба к Богу (см.), возглашаемая во время богослужения (см.). Наиболее распространенные Е. - молитвы за здравие и упокой души…
Хлоповы - старинный русский дворянский род, записанный в VI части родословных книг губерний Тверской и Курской. Родоначальник рода - Мустафа, в святом крещении Илия, татарский князь, выехавший из Золотой Орды к великому князю Юрию Всеволодовичу. Из потомков его известны: Федор Степанович Хлопов, ясельничий (1501), участник в походе великого князя московского на Великий Новгород (1508) и исполнитель разных дипломатических поручений; Иван, посол к крымскому хану (1584); Андрей, "делатель города" Рыльска (1585). Из Хлоповых, состоявших в XVI и XVII веках воеводами в разных городах, более выдающимся был Кирилл Осипович. http://www.rulex.ru/01220114.htm
Слайд №7
При нареченной царевне находились постоянно: бабка ее Федора Желябужская и Марья Милюкова, одна из придворных сенных боярынь. Когда невеста заболела,
царь приказал своему крайчему Салтыкову позвать доктора к своей невесте.
Пригласили придворных медиков, которые осмотрели царскую невесту и высказали свое мнение, подобное недомогание, назвать болезнью которое никак нельзя, могло случиться от неумеренного потребления сладкого, отчего «плоду и чадородию порухи не бывает». Но Салтыковы повернули дело таким образом, что невеста была признана неизлечимо больной.
Салтыков донес царю, будто врач Балсырь сказал ему, что Марья неизлечима, что в Угличе была женщина, страдавшая такою же болезнью и, проболевши год, умерла.
КРАЙЧИЙ, кравчий. КРАВЧИЙ, крайчий м. стар. от кроить, кроить, рушать, придворный сан, чин; кто рушит за столом жаркое, пироги. В.И.Даль
Толковый словарь живого великорусского языка
Слайд №9
Напрасно Гаврило Хлопов на этом соборе бил челом не отсылать царской невесты с "верху", уверял, что болезнь ее произошла от «сладких ядей» и теперь уже почти проходит, что Марья скоро будет здорова.
Слайд №10
Каково было в Тобольске изгнанникам -можно догадываться из того, что в 1619 году, уже как бы в виде милости, они были переведены в Верхотурье, где должны были жить в нарочно построенном для них дворе и никуда не отлучаться с места жительства, а царская невеста, испытавшая в короткое время своего благополучия роскошь двора, получала теперь на свое скудное содержание по 10 денег на день.
Слайд №11
В 1621 году отправлены были князь Алексей Михайлович Львов и дьяк Шипов в Данию к королю Христиану с предложением: «По милости божией великий государь царь Михаил Феодорович приходит в лета мужеского возраста, и время ему, государю, приспело сочетаться законным браком; а ведомо его царскому величеству, что у королевского величества есть две девицы, родные племянницы, и для того великий государь его королевскому величеству любительно объявляет: если королевское величество захочет с великим государем царем быть в братстве, дружбе, любви, соединеньи и приятельстве навеки, то его королевское величество дал бы за великого государя племянницу свою, которая к тому великому делу годна». Сватовство кончилось ничем. Под предлогом болезни король отказался говорить со Львовым, а тот отказался объясняться с ближними королевскими людьми.
Попытались еще раз: в январе 1623 года отправлено было к шведскому королю Густаву-Адольфу предложение высватать за царя Екатерину, сестру курфюрста бранденбургского Георга, шурина Густаву-Адольфу. Но разность исповеданий явилась непреодолимым препятствием этому союзу, ибо царь непременным условием поставил, чтоб Екатерина крестилась в православную веру греческого закона. Густав-Адольф отвечал, что ее княжеская милость для царства не отступит от своей христианской веры, не откажется от своего душевного спасения и потому он, король, видит, что все труды по этому делу будут напрасны.
Слайд №12
Когда заграничные сватовства не удались, решились поднять дело о прежней русской невесте, которая жила в Нижнем в совершенном здоровье. Призвали доктора Валентина Бильса и лекаря Балцера, которые по поручению кравчего Михайлы Михайловича Салтыкова пользовали царскую невесту. Бильс и Балцер объявили, что у Хлоповой была пустая желудочная болезнь, которая излечивается очень скоро. Тогда взяли к допросу Михайлу Салтыкова: на каком основании он объявил царю Михаилу, что у Хлоповой болезнь неизлечимая? Салтыков начал вертеться, запираться, явно было из всего, что он солгал. Государи призвали на совет самых близких к себе людей: Ивана Никитича Романова, князя Ивана Борисовича Черкасского, Федора Ивановича Шереметева, и на этом родственном совете было решено послать за отцом Марьи, Иваном, и дядей Гаврилою Хлоповыми, чтоб чрез них узнать дело обстоятельнее. Иван Хлопов объявил, что дочь его была совершенно здорова до тех пор, пока привезли ее во дворец; здесь открылась у нее рвота, которая, однако, скоро прекратилась и после того, во время ссылки, не возобновлялась ни разу. Спросили духовника, и тот объявил то же самое.
Наконец приехал Гаврила Хлопов и объяснил дело. Однажды государь с своими приближенными, в числе которых были и новые родственники Хлоповы, ходил осматривать вещи в Оружейной палате. Между прочим поднесли царю турецкую саблю, которую все начали хвалить; один только Михайла Салтыков сказал: «Вот невидаль, и на Москве государевы мастера такую саблю сделают». Государь, обратясь к Гавриле Хлопову, подал ему саблю и спросил, как он думает: сделают ли такую саблю в Москве. Хлопов отвечал: «Сделать-то сделают, только не такую». Тогда Салтыков с сердцем вырвал у него из рук саблю и сказал, что он не смыслит дела, потому и говорит так; Хлопов с Михайлою побранился и поговорил с Салтыковым гораздо в разговор, и с тех пор Борис да Михайла Салтыковы стали его не любить; вот почему когда Марья Хлопова занемогла, то Салтыков объявил, что у ней болезнь неизлечимая.
Государи этим не удовольствовались, послали боярина Федора Ивановича Шереметева и чудовского архимандрита Иосифа с медиками в Нижний разузнать подлинно, точно ли Хлопова здорова. Следователи прислали ответ утвердительный. Несчастная девушка на вопрос Шереметева: отчего она занемогла? - отвечала, что болезнь приключилась ей от супостат; отец ее Иван утверждал, что ее отравили Салтыковы, дав ей для аппетита какой-то водки из аптеки; но всех умнее говорил дядя Гаврила Хлопов, что его племянница занемогла от неумеренного употребления сладких блюд. Как бы то ни было, однако проделка Салтыковых была явна: их разослали по деревням, мать заключили в монастырь, поместья и вотчины отобрали в казну за то, что они «государской радости и женитьбе учинили помешку. Вы это сделали изменою (говорится в указе об их ссылке), забыв государево крестное целование и государскую великую милость; а государская милость была к вам и к матери вашей не по вашей мере; пожалованы вы были честью и приближеньем больше всех братьи своей, и вы то поставили ни во что, ходили не за государевым здоровьем, только и делали, что себя богатили, домы свои и племя свое полнили, земли крали и во всяких делах делали неправду, промышляли тем, чтоб вам при государской милости, кроме себя, никого не видеть, а доброхотства и службы к государю не показали». Соловьев Сергей Михайлович История России с древнейших времен http://avorhist.narod.ru/publish/SOLV09P3.HTM
Слайд №13-14
Падение Салтыковых не возвратило, однако, Хлопову во дворец; царь объявил, что хотя она и здорова, но он все же на ней не женится: говорят, будто мать царская, которой Салтыковы доводились племянниками, объявила, что ни за что не согласится на этот брак. Хлопову по-прежнему оставили в Нижнем, только корм велели давать перед прежним вдвое. Мария Хлопова жила в Нижнем до своей кончины. Ей был отдан на житье двор Козьмы Минина, оставшийся без хозяина после его смерти. Она умерла в 1633 году через 10 лет после помолвки. Михаил в то время был женат уже на второй супруге. http://www.litru.ru/index.html?book=15122&page=7
Слайд №14
В 1624 г. наконец удалось найти царю достойную невесту в своем отечестве. Ею стала представительница древнего княжеского рода Мария Владимировна Долгорукая, родословная которой возводилась к самому легендарному основателю Москвы, великому князю Владимиро - Суздальскому Юрию Долгорукому. На этой свадьбе особенно настаивала мать царя великая старица Марфа. Михаилу невеста совсем не понравилась, но и на этот раз он подчинился материнской воле. Летописец того времени писал, что царь «аще и не хотя, но матере не преслушав, поять вторую царицу Марию». В сентябре состоялась свадьба. Но проблемы царской семьи на этом не закончились. Молодая царица в день свадьбы была весела, но наутро «обретеся испорчена» (отравлена или околдована), тяжело заболела, пролежала пять месяцев в постели и скончалась 7 января 1625 г. Она была похоронена в кремлевском Вознесенском монастыре, где с XIV в. погребали всех московских великих княгинь, а затем цариц. О продлении рода, конечно, не могло быть и речи. Михаил Федорович, не успев вкусить радостей семейной жизни, остался бездетным вдовцом. Виновных в «порче» и безвременной гибели царской супруги на сей раз так и не нашли. http://www.piter.com/attachment.php?barcode=978591180580&at=exc&n=0
Слайд №15-17
В 1626 г. царь задумал жениться второй раз.
«На вопрос Марфы Ивановны, которую из невест он выбрал? «Одну из прислужниц», — отвечал царь. Родительница его, удивясь сему выбору, просила царя-сына помыслить о том, что сим поступком огорчит он знатнейших бояр, и, убеждая переменить мысли, требовала, чтоб он скорее решился; ибо на другой день до солнечного восхода должно было объявить в Успенском соборе в присутствии всех духовных властей имя невесты. Царь пребыл непоколебим в своем намерении. Оказалось, что прислужница Евдокия, пленившая монарха, была дочь бедного можайского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева». Первый и второй браки царя Михаила Федоровича. Извлечение из книги В.Н. Берха «Царствование царя Михаила Феодоровича…». 1832 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15651&cat_ob_no=12193
29 января 1626 г.было объявлено о предстоящей свадьбе. За три дня до венчания Евдокию Лукьяновну ввели в ее царские хоромы и нарекли царевной. 5 февраля 1626 г. состоялась торжественное бракосочетание.
С Евдокией Стрешневой Михаил прожил почти 20 лет.
Евдокия Лукьяновна родила своему супругу семь дочерей (Пелагею, Марфу, Софью, Евдокию, Ирину, Анну и Татьяну) и троих сыновей (Ивана, Василия и Алексея). Но сохранить царская чета смогла только шестерых детей. Отрадой родителей был царевич Алексей Михайлович, единственный, после смерти братьев, наследник престола.
Евдокия Лукьяновна пережила мужа всего на несколько недель и умерла в том же 1645 году. Во главе государства стал Алексей Михайлович.
http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostom34.htm
Слайд №18-19
Чин бракосочетания царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. 1626 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15699&cat_ob_no=12281
Текст приведен в соответствие с нормами современного правописания, но для сохранения звучания языка XVII века отдельные слова и выражения оставлены в характерном облике той эпохи.
«…А пришед царь и великий князь и его царица в Грановитую палату, сели на прежнем своем месте, а боярам и боярыням и поезжанам велел государь сести по своим местам; и после того царь и великий князь велел перед себя государя и в столы ставить яства и подавать вина фряжские. А после третьей яствы поставили перед царя и великого князя и перед царицу и великую княгиню куря верченое, и большой государев дружка, обертев куря с блюдом и с перепечею и с солонкою скатертью другою, отнес к сеннику и отдал именно боярину Федору Ивановичу Шереметеву. А после того царь и великий князь, из-за стола встав, [С. 286] шел к сеннику и с царицей и великой княгиней Евдокией, взяв ее государыню за руку, а с ним государем и с царицей шли тысяцкий и дружки и свахи все, а боярину Ивану Никитичу велел государь идти перед собой до дверей палаты; а путь перед ним государем стлали те ж стряпчие.
И как царь и великий князь и царица пришли к дверям, и боярин Иван Никитич в то время отдавал государю царицу в дверях и говорил речь… А изговоря, поклонился, а образы государя и государыню не благословлял; а бояре и боярыни сидячие провожали государя и государыню до сенника, а свечи и караваи несли перед государем к сеннику ж, да поставили в сеннике свечи обе вместе в одну кадь[40], во пшеницу, у постели в головах, а обручей с свеч не снимали три дня; а как отошли три дня, и свечи обе соскали [т. е. свили. — Прим. ред.] вместе и поставили в церкви. А сенник устраивали и подбивали коврами золотными, и для береженья были у сенника боярин Федор Иванович Шереметев, да окольничий Лев Иванович Долматов-Карпов, да Лукьян Степанович Стрешнев. А в хоромах и в сенях во всех, куда государю и государыне проходить, и у сенника поставлены были на всех четырех стенах по иконе, обложены серебром; а в сеннике во всех же четырех стенах поставлены были образы, на стене по иконе, с низанными застенками с нарядными, да над дверьми внутри и с надворья и над окны в сеннике поставлены были кресты золотые с мощьми. А у постели в головах положены были два сголовейца, а на них шапки государские, а в ногах положен ковер да одеяло, да шуба соболья, да покрыты простыней. А как несли в сенник постели государские, и в то время несли перед постелью два образа: Рождество Христово да Рождество Пречистой Богородицы да крест воздвизальный[41], и поставили у постели в головах; да в сеннике ж у государя в головах поставили образ Пречистой Богородицы со младенцем, письмо чудотворца Петра. А постелю стлали в сеннике боярин Федор Иванович Шереметев, да окольничий Лев Иванович Карпов, да Лукьян Степанович Стрешнев и дружки, и свахи, и спальники, которые живут у государя в комнате, на снопах ржаных, вшед в сенник на левой стороне; а постлали под постелю тридевять снопов ржаных, а на верх того семь перин и бумажников[42] и сго-[С. 287]ловий бархатных и камчатых, и атласных, и покрыли одеялом. А как государь пришел к сеннику, и боярина Иванова жена Никитича Романова, что в материно место, положа на себя шубу соболью шерстью вверх, осыпала царя и великого князя и его царицу и великую княгиню Евдокию осыпалом.
А проводя государя, бояре, которые в отцово и в материно место, и тысяцкий, и дружки, и бояре пошли в Грановитую палату, и сели бояре за большим столом по правой стороне, а поезжане и дворяне по левой стороне, а мать и боярыни шли в царицыны хоромы. И после того, по времени, велел государь бояр отца и матерь, и тысяцкого, и дружек, и свах, и боярынь ближних, которые в комнате и которые у постели, позвать к себе, и кормили государя в сенях перед сенником отец и мать и бояре ближние, а государыню кормили в сеннике мать и свахи, и боярыни, которые в комнате и те, которые у постели, а яства были приказные. А боярыни были у царицы и великой княгини в комнате…»
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 3. — М.: Тип. Н.С. Селивановского, 1822.
Слайд №20
Но история на этом не закончилась, в1645 году на российский престол вступил шестнадцатилетний Алексей, сын Михаила Фёдоровича.
Вскоре и ему пришла пора жениться...
И история с царской невестой повторилась.
В начале 1647 года государь задумал жениться. Собрали до двухсот девиц; из них отобрали шесть и представили царю. Царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, но когда ее в первый раз одели в царскую одежду, то женщины затянули ей волосы так крепко, что она, явившись перед царем, упала в обморок. Это приписали падучей болезни. Опала постигла отца невесты за то, что он, как обвиняли его, скрыл болезнь дочери. Его сослали со всею семьею в Тюмень. Впоследствии он был возвращен в свое имение, откуда не имел права куда-либо выезжать. http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostom34.htm
"Большая государева книга, или Корень российских государей", ныне известная как "Царский Титулярник", преподнесена царю Алексею Михайловичу главой Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым. Составленный дипломатическим ведомством в 1672 году, "Титулярник" - не только перечень полных титулов русских и иностранных государей, но и бесценный историко-культурный источник: ведь внешний облик царствующих особ (начиная с Рюрика, всех великих князей Киевских, Владимирских, Московских и русских царей) мы знаем лишь благодаря "Титулярнику". Текст, представляющий собой краткие очерки по истории России и дипломатии, составлен Н. Спафарием и П. Долгово.
Над книгой, украшенной золотописными миниатюрами, заставками и инициалами, трудились лучшие мастера Оружейной палаты и Посольского приказа: портреты 30 русских великих князей и царей, 11 Вселенских и Московских патриархов, 22 иностранных монархов - современников Алексея Михайловича - написали художники И. Максимов и Д. Львов, а орнаменты, гербы 33 русских областей и 16 иностранных государств выполнили золотописцы Посольского приказа под руководством Г. Благушина. http://www.frwd-books.ru/zcartitul.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Начало правления династии Романовых"
Начало правления династии Романовых. Красочная презентация рассказывающая о событияхпосле Смуты. 26 слайдов....
Земский собор 1613 года. Правление Михаила Романова (1613-1645) (10 класс, базовый уровень)
Тип урока: Урок получения новых знанийФорма урока: урок - беседаМетоды: частично – поисковый, исследовательскийУрок напечатан в приложении к журналу "Школьная библиотека"Династия Романовых . К 4...
Задание 25 ЕГЭ история 1613-1645 гг
Историческое сочинение....
историческое сочинение 1613 -1645, 1645-1676, 1676-1682, 1682-1689
В 2016 В ЕГЭ по истории появилось новое задание - историческое сочинение. Небольшие по объему, написанные простым, доступным языком эти сочинения могут стать образцом для выполнения данного зада...
Задание по теме "Правление Михаила Федоровича 1613-1645)
Задания предназначены для учащихся 7 класса, по предмету История России авторов Пчелова,Лукина...
Вопросы по фильму Романовы "Михаил Федорович"
Большую помощь в работе учителя оказывают развивающие фильмы, работа с вопросами и обсуждение просмотренного, комментарии учителя позволяют учащимся лучше воспринять полученную информацию...
«Правление Михаила Фёдоровича 1613-1645 гг»
laquo;Правление Михаила Фёдоровича 1613-1645 гг»...