Внеклассное мероприятие по Отечественной войне 1812 года
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Линкер Татьяна Яковлевна

Презентация к интегрированному уроку  - может использоваться и на уроках истории и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx1.13 МБ
Файл sr.tablitsa.odt8.7 КБ
Файл sovet_v_filyakh.odt14.6 КБ
Файл ist_realnost.odt13.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Листая истории страницы славной…

Слайд 2

Двенадцатый год – это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ. М. Е. Салтыков-Щедрин

Слайд 4

Задачи: продолжить работу по воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России ; формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников,сравнивать полученные данные, исторические события и явления ; применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий; определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России Цель: формирование нравственных качеств личности на основе погружения в конкретное историческое событие

Слайд 5

Разминка



Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица

Критерии сравнения

Историческая реальность

Художественный вымысел



Предварительный просмотр:

Военный Совет в Филях
(Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).

«В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, как будто жал его шею.

Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и со своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши руку на свою широкую, со смелыми чертами и блестящими глазами голову граф Остерман-Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться...
Беннигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжало недолго.
— Священную древнюю столицу России! — вдруг заговорил он сердитым голосом, повторяя слова Беннигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов.— Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, этот вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла)».



Предварительный просмотр:

Совет в Филях (на материалах учебной литературы)

1)Учебник История России XIX век (автор Данилов А.А., Косулина Л.Г. - 8 кл)

Несмотря на требование царя дать новое сражение, 1 сентября Кутузов, получивший накануне высший военный чин генерал-фельдмаршала, на военном совете в подмосковной деревне Фили принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии.

2)Учебник Истории России XVII-XIX вв. (автор Буганов В.И. — 10 кл)

1 сентября в деревне Фили под Москвой состоялся военный совет, на котором Кутузов поставил вопрос, дать ли под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя. Ряд генералов(Бенигсен, Дохтуров, Уваров) настаивали на сражении. Барклай возражал, указывая, что в случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа. Кутузов тоже не был доволен позицией, занятой русской армией. «Пока будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, - сказал он, - до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна. Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность пред государем, Отечеством и армией».

3)http://1812.nsad.ru

Для решения самого болезненного вопроса Кутузов созвал военный совет в деревни Фили, в избе крестьянина Михаила Фролова. К 4 часам вечера 1 сентября в избу, где уже расположился Кутузов, стали прибывать участники совета: М.Б. Барклай де Толли, Д.С. Дохтуров, Ф.П. Уваров, А.П. Ермолов, А.И. Остерман-Толстой, П.П. Коновницын и К.Ф. Толь. Немного позднее к ним присоединились Л.Л. Беннигсен и М.И. Платов. Когда совет начинался, практически все генералы поддерживали Беннигсена, который из всех присутствующих был самым ярым сторонником нового сражения, но слова Барклая де Толли склонили Раевского, Остермана-Толстого и Толя на сторону отступления. «Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противостоять неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия» - сказал Кутузов.
Когда стало понятно, что обсуждение не даст результатов, Кутузов весьма неожиданно прервал совет, длившийся чуть более часа словами: «Наполеон – бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будет губкой для него». Кто-то из генералов пытался что-то возразить, но Кутузов закрыл заседание словами: «Приказываю отступать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.

Данное мероприятие  преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....

Внеклассное мероприятие Открытое заседание клуба: «Строгановское наследие» Тема: Павел Александрович Строганов – герой Отечественной войны 1812 года.

Внеклассное мероприятие проводиться в виде классного часа и показывает результат определенного периода работы клуба " Строгановское наследие". Проводиться в виде демонстрации материала, полученного в ...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Форма проведения:  брейн-ринг для обучающихся 8-х классов.Цели и задачи:Развитие творчества детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее полученные знания в новой с...

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 года

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 года...

Внеклассное мероприятие, посвященное Отечественной войне 1812 г

Внеклассное мероприятие "Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»Цели и задачи:совершенствовать знания обучающихся об Отечественной войне 1812 г., защитниках Родины и их подвигах;способств...

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели по истории и культуре Тема мероприятия: «Памятники Отечественной войны 1812 года»...