статья Повесть Временных лет
статья по истории на тему

Нестерова Надежда Николаевна

Работа посвящена одному из главных исторических источников периода Древнерусского государства «Повести временных лет». Целью настоящей статьи является акцентирование внимания вопросам изучения «Повести». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povest_vremennykh_let.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Повесть временных лет

Нестерова Н.Н.,

учитель истории,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34

с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Старый Оскол

Аннотация: Работа посвящена одному из главных исторических источников периода Древнерусского государства «Повести временных лет». Целью настоящей статьи является акцентирование внимания вопросам изучения «Повести».

Человек лишь тогда человек, если душой помнит свою историю. Отруби эту память – и нет человека. Даты и события – это разве ж история? А мы ведь своим наследникам так ее и подаем – даты и события… Раньше книг мало читали, но устное народное творчество было! Вон из какой глубины предания и сказки идут. Крепкая, значит, память была, емкая. Хватало места, где хранить историю [1. Сергей Алексеев. Слово. М., ОЛМА-ПРЕСС,2008г. С.371]. Эти слова очень сильно поразили меня, действительно, а что же такое память народа? Она  содержит  знания  об  исторических  битвах,  судьбоносных  событиях,  жизни  и  творческой  деятельности  выдающихся  деятелей  политики  и  науки,  техники  и  искусства.  Это и сказки, и былины, и предания и многое другое. Среди этого можно выделить летописание.

Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому хронологическому принципу, объединены по годовым статьям. Эти статьи начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). В этом отношении летописи принципиально отличаются от известных в Древней Руси византийских хроник, из которых русские составители заимствовали многочисленные сведения из всемирной истории. В переводных византийских хрониках события были распределены не по годам, а по царствованиям императоров.

  «Повесть временных лет» (древнерусская летопись, созданная в 1110-х. )   заняла в истории русского общественного самосознания и истории русской литературы особое место. Это не только древнейший из дошедших до нас летописных сводов, повествующий о возникновении Русского государства и первых веках его истории, но и исторический источник, в котором отразились представления древнерусских летописцев начала XII в. о нашем месте среди других славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и происхождении правящей династии. «Повесть временных лет» говорит о высокоразвитом в то время национальном самосознании: Русская земля осмысляет себя как государство со своей самостоятельной политикой, готовое при необходимости вступить в единоборство даже с могущественной Византийской империей, тесно связанное политическими интересами и родственными отношениями правителей не только с сопредельными странами — Венгрией, Польшей, Чехией, но и с Германией, и даже с Францией, Данией, Швецией. Русь осмысливает себя как православное государство, уже с первых лет своей христианской истории освященное особой божественной благодатью: оно по праву гордится своими святыми покровителями — князьями Борисом и Глебом, своими святынями — монастырями и храмами, своими духовными наставниками — богословами и проповедниками, известнейшим из которых, безусловно, являлся в XI в. митрополит Иларион. Гарантией целостности и военного могущества Руси должно было являться владычество в ней единой княжеской династии — Рюриковичей. Поэтому напоминания, что все князья — братья по крови,— постоянный лейтмотив «Повести временных лет», ибо на практике Русь сотрясают междоусобицы и брат не раз поднимает руку на брата. Но кроме того, по словам Д. С. Лихачева, «Повесть» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси» [2.Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 169]. Можно с полным основанием рассматривать «Повесть временных лет» как памятник литературы, донесший до нас записи устных преданий, монастырские рассказы о подвижниках.

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377. Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу Повести временных лет исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Наибольшее признание получила гипотеза А.А.Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А.Шахматову, ок. 1037, но не позже 1044, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси [3. http://www.krugosvet.ru/]. Около 1073 в Киево-Печерском монастыре, вероятно, монахом Никоном был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нем новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А.Шахматов счел самым ранним.) В нем осуждались неразумие и слабость нынешних князей, которым противопоставлялись прежние мудрые и могущественные правители Руси.

В 1110–1113 была завершена первая редакция Повести временных лет– пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась.

В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи.

Почти все русские летописи представляют собой своды – соединение нескольких текстов или известий из других источников более раннего времени. Древнерусские летописи 14–16 вв. открываются текстом Повести временных лет.

Повествование в Повести временных лет начинается с рассказа о расселении на земле сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета – вместе со своими родами, что интересно, в византийских хрониках начальной точкой отсчета было сотворение мира. Этот рассказ, естественно, заимствован из Библии. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом, русская история включалась в состав истории всемирной. Целями Повести временных лет было объяснение происхождения народа, происхождения княжеской власти и описание крещения и распространения христианства на Руси. Повествование о русских событиях в Повести временных лет открывается описанием жизни восточнославянских (древнерусских) племен и двумя преданиями. Это рассказ о княжении в Киеве князя Кия, его братьев Щека, Хорива и сестры Лыбеди; о призвании враждующими северо-русскими племенами трех варягов Рюрика, Трувора и Синеуса, – чтобы они стали князьями и установили в Русской земле порядок. Рассказ о братьях-варягах имеет точную дату – 862. Таким образом в Повести временных лет устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам было традиционным для средневекового исторического сознания; подобные рассказы встречаются и в западноевропейских хрониках. Так правящей династии придавалась большая знатность и достоинство.

Основные события в Повести временных лет – войны, основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви.

Летописи, в том числе и Повесть…, – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. В состав Повести временных лет включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. Сами летописи имели, по-видимому, значение юридического документа. Некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что летописи и, в частности, Повесть временных лет, составлялись не для людей, но для Страшного Суда, на котором Бог будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописях перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

Летописец обычно не истолковывает события, не ищет их отдаленные причины, а просто описывает их. Для летописцев важен принцип аналогии, переклички между событиями прошлого и настоящего: настоящее мыслится как «эхо» событий и деяний прошлого, прежде всего деяний и поступков, описанных в Библии. Убийство Святополком Бориса и Глеба летописец представляет как повторение убийства, совершенного Каином. Владимир Святославич – креститель Руси – сравнивается со святым Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией в Римской империи.

Повести временных лет чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее. В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа. Летописца неизменно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом также сообщают предания. В Повести временных лет доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В позднейших летописных сводах, рассказывающих о современных событиях, число преданий невелико, и они также находятся обыкновенно в части летописи, посвященной далекому прошлому.

В состав Повести временных лет включаются и повествования о святых, написанные особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074.

Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.

Благодаря универсальности своего содержания и богатству стилистических средств древнерусская летопись отличается от других меньшей схематизацией излагаемого материала, а также не столь односторонней придворно-феодальной и церковной тенденциозностью.

Написанная живым и образным языком, «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Литература:

Алексеев С. Слово. М., ОЛМА-ПРЕСС,2008г.

Лихачев Д.С. Великое наследие (Классические произведения литературы Древней Руси) М., Современник, 1980.

Никитин А.Л. Инок Иларион и начало русского летописания. Исследование и тексты. М., 2003.

http://www.hrono.info/

http://www.krugosvet.ru/

http://www.pushkinskijdom.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 1150-летию российской государственности. «Повесть временных лет» рассказывает…

«Повесть временных лет» рассказывает о призвании варягов....

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

"Повесть временных лет" Урок истории + ОПК 6-9 класс.

Тема урока: Шедевр Древнерусской литературы  «Повесть временных лет»Цель: Познакомить с «Повестью временных лет» и с преподобным Нестором Летописцем.Познакомить с летописным жанром....

Древнерусская ли тература. "Повесть временных лет". Из "Поучения Владимира Мономаха"

Данная презентация предназначена для урока литературы в 7 классе....

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Отрывки из "Повести временных лет"

Отрывки из "Повести временных лет"...

Статья "Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе."

Данная статья позволит вам познакомиться с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе». Я предлагаю вам задумат...