пояснительная записка к рабочей программе по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

пояснительная записка к рабочей программе по истории 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_kl.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

История России 9 класс

Раздел I. Пояснительная записка

Цели и задачи обучения:

Основной целью  курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

  • Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности
  • Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями
  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, правам и свободам человека
  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию, по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды с мировоззренческими системами
  • освоение систематизированных знаний  по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

    Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ;
  • Федеральный компонент государственного стандарта, основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
  • Методические рекомендации «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области» (Инструктивно-методическое письмо ОАУ ДПО «Липецкий институт развития образования»);
  • Приказ Управления Образования и Науки Липецкой области № 585 от 20.06.2013 г. «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 г. № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования»;
  • Программа для ОУ. История 6-11 кл. Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина- М.: Просвещение,2012 г.
  • Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 кл.:- М.: Просвещение, 2011 г.
  • Программа курса «Историческое краеведение». Автор: Бурцева Е. Ю. методист кафедры общественных дисциплин ИРО, Сборник программно-методических материалов по краеведению:3-11 классы / под ред. Л.А. Черных. – Липецк: ИРО, 2007. – 210 с.;

Изучение  истории  в 9 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины в контексте всемирной истории, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
  • овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах общества новейшего времени при внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование умений работы с Интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: 

        Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории и программы курса «История России. XX-начало XXI в.» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной  для 9 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Русское слово», 2012 г. 

        Обоснование выбора авторской и Примерной программы. Содержание исторического образования в 9 классе представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения курса истории России XX-нач. XXI в. Выбранная рабочая программа позволяет сформировать у обучающихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной данного периода. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. В программу включены вопросы проблематики истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политики, выделены часы для изучения истории своего края. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором  элементов содержания итоговой государственной аттестации обучающихся.

Информация о внесенных изменениях в авторскую и Примерную программу и их обоснование.

         Рабочая программа по истории России XX- начала XXI в. соответствует содержанию  курса Примерной программы, основой которой является обязательный минимум содержания исторического образования для 9 класса. На основе Приказа Управления образования и науки Липецкой области №585 от 20.06.2013 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 года №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области» из регионального компонента базисного учебного плана для 5-9 классов добавлен 1 час в неделю на изучение краеведческого модуля в курсе истории России. В связи с тем, что материалы по изучению истории родного края включались в содержание тем, изученных обучающимися в 6-8 классах, в 9 классе предусмотрено изучение материала, начиная с к. XIX в., в новейшее время и в современности.

Учитывая, что предметные олимпиады проводятся в ноябре, считаю целесообразно при последовательном изучении истории, начать с курса истории России.

Распределение часов в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал обозначенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий. Предусмотренный Примерной программой региональный компонент изучается в содержании материала данного курса, что отображается в содержании курса и календарно-тематическом планировании.

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами.

          Курс истории России XX- нач.XXI века в 9 классе играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Включение краеведческого модуля предусматривает знакомство обучающихся с прошлым родной земли, с особенностями социально-экономического развития, с народной традиционно-бытовой культурой, жизнью и деятельностью замечательных людей Липецкого края.

Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования, программы развития образовательного учреждения. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели соответствующим объемом знаний и умений.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа, в том числе на проведение контрольных работ.

Предмет «история» в 9 классе включает два курса: всеобщая история и история России. В соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом школы предусматривается последовательное изучение двух курсов. На изучение  курса истории России отводится 78 часов (44+34 (краеведческий модуль), 3 часа в неделю в течение 26 учебных недель) и 24 часа (3 часа в неделю в течение 8 учебных недель) предусмотрено на последующее изучение исторического материала в курсе всеобщей истории. В том числе  на контрольные работы – 5 ч.: 2 часа- всеобщая история, 3 часа- история России.  Итоговое количество часов - 102.

Отличительные особенности учебников УМК  А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной:

Учебник освещает все предусмотренные школьной программой вопросы истории России XX века. Значительное место уделяется проблемам развития общественной мысли, культуры и быта, портретам исторических деятелей. Доработанное издание соответствует требованиям стандарта по истории.
Структура учебников дает возможность учителю эффективно подготовиться к уроку: Теоретический материал подается таким образом, чтобы преподаватель смог применять проблемный подход в обучении, а также организовывать коммуникативную деятельность школьников.

В связи с введением краеведческого модуля в курсе истории в 9 классе, методическое пособие для учителя включает примерное тематическое планирование, рассчитанное на 3 урока в неделю, разноуровневые самостоятельные и проверочные работы. Пособие для учителя содержит рекомендации по организации работы над заданиями, учитывает психологические закономерности восприятия и запоминания информации, представляет наглядный дидактический материал.

                                          Используемый УМК

  1. Программа для ОУ под ред. Данилова А.А.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века
  3. Репин А.В. История России. 9 кл.
  4. Герман А.А. Тесты по истории России XX в.
  5. Атласы и контурные карты по истории России XX в.
  6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История Росси. XX век». Книга для учителя
  7. Краткая история Липецкого края (краеведческое пособие для 6-10 классов)
  8. Программа курса «Историческое краеведение». Автор: Бурцева Е. Ю. методист кафедры общественных дисциплин ИРО, Сборник программно-методических материалов по краеведению:3-11 классы / под ред. Л.А. Черных. – Липецк: ИРО, 2007. – 210 с.;

   Формы организации образовательного процесса:

1) классно-урочная: урок, собеседование, консультация, практическая работа;

2) групповая: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, групповой практикум;

3) индивидуальная: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение творческих работ.

Реализация учебной программы планируется при проведении таких типов урока, как: комбинированный урок, урок-практикум, урок-игра, контрольно-обобщающий урок.

Технологии обучения:

1.Технология  развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология  проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология коллективного способа обучения.

6.Технология коммуникативного обучения

7.Применения информационно-коммуникационных технологий.

8.Здоровьесберегающие технологии.

9.Индивидуальная работа с неуспевающими.

Технология обучения: с опорой на личностно-ориентированный подход  предполагается активное использование следующих методов обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с текстом), наглядные (иллюстрации, схемы, таблицы), практические (работа с дополнительными источниками). К числу методов, влияющих на степень самостоятельности мышления обучаемых, относятся репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы. Проблемное обучение в свою очередь предполагает формулирование проблемных вопросов,  решение проблемных задач, моделирование проблемных ситуаций. Цели технологий: формировать у подростка механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Формирование ключевых компетенций обучающихся:

 Основные ключевые компетенции, формирующиеся при реализации данной программы:

1.Самостоятельность, способность к самообразованию.

2.Умение планировать работу по выполнению задания.

3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

5.Ответственность за принятое решение.

6.Самопрезентация.

В процессе тестирования:

1. Ответственность за принятое решение.

2. Умение планировать работу при выполнении задания.

При выполнении творческой работы:

1. Развитие пространственного воображения.

2. Формирование информационной культуры.        

3. Развитие творческого мышления школьников.

Формы контроля:

Самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, зачёт.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии, по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.

Для закрепления новых знаний используются такие формы работы: толкование новых терминов и понятий, дифференцированное домашнее задание.

При повторении материала используется разноуровневая индивидуальная работа и групповая работа по интересам.

Тестирование (дифференцированные задания).

Творческие задания

      Виды контроля:

Текущая аттестация (устный опрос, самооценка и взаимооценка, самостоятельные, проверочные, контрольные работы), переводная аттестация, административный контроль (административная контрольная работа).

         Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

        Раздел II. Содержание рабочей программы (44 часа история России +34 часа краеведческий модуль)

Распределение часов по разделам и темам является примерным.

Курс представлен разделами:

Раздел 1. Россия на рубеже XIX – XX вв.

Раздел 2. Великая российская революция. 1917-1921гг.

Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества

Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

Раздел 5. СССР в 1945-1953гг.

Раздел 6. СССР в 1953г. – середине 60-х гг. XX в.

Раздел 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.

Раздел 8. Перестройка в СССР (1985-1991)

Раздел 9. Россия в конце XX - начале XXI века

Раздел 10. Россия в начале XXI века

               Раздел 1. Россия на рубеже XIX- XX вв. 12 часов.

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте. Социально-экономическое положение в крае на рубеже XIX–XX вв. Развитие Елецкого уезда.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество.

Революция 1905–1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движения. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Образование политических организаций на территории нашего края.

Политическая программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914–1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д. И. Менделеев. И. М. Сеченов. И. И. Мечников. И. П. Павлов. С. М. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К. С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.  Культурная жизнь родной  земли. Знаменитые земляки. Деятели науки и культуры первой половины XX в. Земляки на фронтах I мировой войны.

Раздел 2. Великая российская революция. 1917 -1921 гг. 7 часов.

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Липецкий край в годы революций. Участие жителей нашего края в революционных событиях на местах.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л. Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск.  Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С. С. Каменев. М. В. Фрунзе. С. М. Буденный. Белое движение. А. В. Колчак. А. И. Деникин. П. Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н. И. Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны. Гражданская война на территории нашего края.

Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества.  13 часов.

Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. Х съезд РКП(б). Переход к политике НЭПа.  План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И. В. Сталин. Л. Д. Троцкий. Г. Е. Зиновьев. Н. И. Бухарин. Свертывание НЭПа. Липецкий край в 20-е годы XX в.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений.  Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Индустриализация на территории Липецкого края. Строительство Новолипецкого металлургического завода.

Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Особенности коллективизации на территории Липецкого края.

Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток.Метод социалистического реализма в литературе и искусстве.Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. Культурная жизнь Липецкой земли в 20-30 гг.

     Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг. 8 часов.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Военные действия на территории края в период Великой Отечественной войны. Елецкая операция – начало контрнаступления советских войск. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г. К. Жуков. А. М. Василевский. И. С. Конев. К. К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. Земляки на фронтах Великой Отечественной войны.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

                Раздел 5. СССР в 1945 – 1953 гг. 4 часа

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945-1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенные годы на территории Липецкого края.  

Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

 Особенности жизни и быта населения края в послевоенный период.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль СССР в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в Корейской войне.

           Раздел 6. СССР в 1953– середине 60-х гг. 7 часов.

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования  политической  системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И. В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. Образование Липецкой области.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И. В. Курчатов. С. П. Королев. Ю. А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни. Знаменитые земляки. Деятели науки и культуры первой половины XX в.

    Раздел 7. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. 5 часов.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти. Л. И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации. Развитие экономики Липецкой области в 60 -80 гг.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю. В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А. Д. Сахаров. А. И. Солженицын. 

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война. Наши земляки в Афганской войне.

Развитие  советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

       Раздел 8. Перестройка в СССР (1985–1991). 5 часов.

Переход к политике перестройки. М. С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ. Социально-экономическое развитие края в эпоху «перестройки».

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Раздел 9. Россия в конце ХХ–начале XXI вв. 6 часов.

Августовские события 1991г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б. Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны. Общественно-политические изменения в Липецкой области в 90- годы.

Раздел 10. Россия в начале XXI в. 10 часов

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Особенности проведения социально-экономических реформ в Липецкой области на рубеже ХХ–XXI веков.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ–XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз. Деятельность общественных организаций и партий на территории Липецкой области.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры. Культура, наука и образование в Липецкой области. Современное культурное развитие Елецкой земли.

История Елецкого района (85 лет со дня образования).

Курсом предусмотрены 3 контрольные работы по темам: «Великая российская революция. 1917-1921 гг.», «Великая Отечественная война», обобщающее повторение курса «История России XX – начале XXI века» (контрольное тестирование).

В процессе  обучения учащиеся  должны знать:

  • Исторические понятия и термины, исторические даты, хронологию исторических событий, исторические факты
  • Причины военных конфликтов, революций, ход их действий и итоги
  • Выдающихся полководцев, руководителей страны, представителей науки и искусства

Обучающиеся должны уметь:

  • Анализировать исторические события, сравнивать их, сопоставлять факты
  • Определять причины конфликтов
  • Аргументировать свое мнение, делать выводы, отстаивать свою точку зрения
  • Работать с хронологией
  • Работать с историческими источниками
  • Работать с версиями, оценками

                                                  Раздел III. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

1

Россия на рубеже XIX – XX вв.

12

2

Великая российская революция. 1917-1921гг

7

1

3

СССР на путях строительства нового общества

13

4

Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

8

1

5

СССР в 1945-1953гг

4

6

СССР в 1953г. – середине 60-х гг. XX в.

7

7

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.

5

8

Перестройка в СССР (1985-1991)

5

9

Россия в конце XX - начале XXI века

6

10

Россия в начале XXI века

10

11

Обобщающее повторение курса «История России XX – XXI в»

1

1

12

Итого

78 (44+34)

Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса; 
  • Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
  • Периодизацию отечественной и всемирной истории;
  • Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • Опасность фальсификации исторических фактов и событий

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • Критически анализировать источник исторической информации;
  • Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
  • Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам

  • Применять знания и умения в общении, социальной среде.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Раздел V. Литература и средства обучения

  1. Программа для ОУ под ред. Данилова А.А.
  2. Учебник для 9 класса Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2012
  3. Репин А.В. История России. 9 кл. Пособие для учителя
  4. Герман А.А. Тесты по истории России XX в.
  5. Атласы и контурные карты по истории России XX в.
  6. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История Росси. XX век». Книга для учителя
  7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век. Тетрадь на печатной основе в двух частях
  8. УМК «История. 9-11 классы» (разработки уроков, тестовый,  дидактический материал). – М.: издательство «Учитель», 2010 г.
  9. Ивашко М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа, 2005;

10. Сборник тестов для подготовки к ГИА, 2013-2014 гг.

11. Краткая история Липецкого края (краеведческое пособие для 6-10 классов)

12.Программа курса «Историческое краеведение». Автор: Бурцева Е. Ю. методист кафедры общественных дисциплин ИРО, Сборник программно-методических материалов по краеведению:3-11 классы / под ред. Л.А. Черных. – Липецк: ИРО, 2007.- 210 с.

        Информационные ресурсы:

  • Федеральный портал «Российское образование» /www.edu.ru /
  • Российский общеобразовательный портал /www.school.edu.ru/
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ /www.ege.edu.ru /
  • Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» /www.ict.edu.ru/
  • Российский портал открытого образования /www.openet.ru /
  • Учительский портал /http://www.uchportal.ru/
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» /http://festival.1september.ru/
  • Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) /www.school-collection.edu.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов /http://fcior.edu.ru/
  • Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». -  «Интерактивный мир». АО Коминфо

            -     Наша Победа: http://9may.ru/. Сводки Совинформбюро, истории и фотографии

           -     Уроки истории. ХХ век: http://www.urokiistorii.ru/.

            -     Sovetika.ru: сайт о советской эпохе: http://www.sovetika.ru/. Библиотека, изобразительные и аудиоматериалы.

Для более подробного изучения тем ведётся работа с контурными картами, в работе используется мультимедийное оснащение.

Настенные исторические карты

карта Европы. XX в.

                  карта мира. XX в.

                 СССР в годы Великой Отечественной войны


Утверждено

Директор школы__________ 

Календарно-тематический план по истории России

п/п

Название раздела, темы

Примерное время изучения темы

Дата по факту

Раздел 1. Россия на рубеже XIX – XX вв.  12ч.

1

Государство и российское общество в конце XIX- начала XX века. Экономическое развитие страны

2-7 сентября

2

Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904гг.

 2-7сентября

3

Социально-экономическое положение в крае на рубеже XIX–XX вв. Развитие Елецкого уезда.

2-7 сентября

4

Внешняя политика. Русско-Японская война 1904-1905гг.

9-14 сентября

5

Первая российская революция. Реформы политической системы.

9-14 сентября

6

Образование политических организаций на территории нашего края.

9-14 сентября

7

Экономические реформы. Политическая жизнь в 1907-1914гг.

16-21 сентября

8

Духовная жизнь Серебряного века

16-21 сентября

9-10

Культурная жизнь родной  земли. Знаменитые земляки. Деятели науки и культуры первой половины XX в.

16-21 сентября;  23-28 сентября

11

Россия в I мировой войне

23-28 сентября

12

Земляки на фронтах I мировой войны

23-28 сентября

Раздел 2. Великая российская революция. 1917-1921гг.  7ч.

13

Свержение монархии. Россия весной-летом 1917г.

30 сентября-5 октября

14

Октябрьская революция. Формирование советской государственности.

30 сентября-5 октября

15

Липецкий край в годы революций. Участие жителей нашего края в революционных событиях на местах

30 сентября-5 октября

16

Начало Гражданской войны. На фронтах Гражданской войны.

7-12 октября

17

Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

7-12 октября

18

Гражданская война на территории нашего края

7-12 октября

19

Повторение темы «Великая российская революция. 1917-1921 гг.». Контрольная работа

14-19 октября

Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества  13ч.

20

Переход к нэпу

14-19 октября

21

Образование СССР

14-19 октября

22

Липецкий край в 20-е годы XX в.

21-26 октября

23

Международное положение и внешняя политика в 20-е годы. Политическое развитие в 20-е гг.

21-26 октября

24

Духовная жизнь в 20-е гг.

21-26 октября

25

Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства

28 октября-  2 ноября

26

Индустриализация на территории Липецкого края. Строительство Новолипецкого металлургического завода.

28 октября-  2 ноября

27

Особенности коллективизации на территории Липецкого края.

28 октября-  2 ноября

28

Политическая система СССР в 30-е гг.

11-16 ноября

29

Духовная жизнь в 30-е гг.

11-16 ноября

30-31

Культурная жизнь Липецкой земли в 20-30 гг.

11-16 ноября; 18-23 ноября

32

Внешняя политика СССР в 30-е годы

18-23 ноября

Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.  8ч.

33

СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны.  

18-23 ноября

34-35

Военные действия на территории края в период Великой отечественной войны. Елецкая операция – начало контрнаступления советских войск.

25-30 ноября

36

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.

25-30 ноября

37

Земляки на фронтах Великой отечественной войны.

2-7 декабря

38

Советский тыл в ВОВ. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

2-7 декабря

39

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

2-7 декабря

40

Повторение темы « Великая Отечественная война». Контрольная работа

9-14 декабря

         Раздел 5. СССР в 1945-1953гг    4ч.

41

Восстановление экономики. Политическое развитие

9-14 декабря

42

Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенные годы на территории Липецкого края.

9-14 декабря

43

Идеология и культура

16-21 декабря

44

Внешняя политика

16-21 декабря

Раздел 6. СССР в 1953г. – середине 60-х гг. XX в.   7ч.

45

Изменения политической системы. Экономика СССР в 1953-1964 гг.

16-21 декабря

46

«Оттепель» в духовной жизни

23-28 декабря

47

Образование Липецкой области

23-28 декабря

48

Особенности жизни и быта населения края в послевоенный период

23-28 декабря

49

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

13-18 января

50-51

Знаменитые земляки. Деятели науки и культуры первой половины XX в.

13-18 января

Раздел 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.  5ч.

52

Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма»

20-25 января

53-54

Развитие экономики Липецкой области в 60 -80 гг.

20-25 января

55

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Политика разрядки: надежды и результаты

27 января - 1 февраля

56

Наши земляки в Афганской войне.

27 января - 1 февраля

Раздел 8. Перестройка в СССР (1985-1991)  5ч.

57

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги.

27 января - 1 февраля

58

Экономические реформы 1985-1991гг. Политика гласности

3-8 февраля

59

Внешняя политика СССР в 1985-1991гг.

3-8 февраля

60

Социально-экономическое развитие края в эпоху «перестройки».

3-8 февраля

61

Развитие страны и Липецкого области  в период перестройки. Обобщение материала.

10-15 февраля

Раздел 9. Россия в конце XX - начале XXI века    6ч.

62

Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь в 1992-1999 гг.

10-15 февраля

63

Общественно-политические изменения в Липецкой области в 90- годы.

10-15 февраля

64

 Духовная жизнь России.

17-22 февраля

65-66

Липецкая область на рубеже ХХ – XXI вв. Социально-экономическое и политическое развитие.

17-22 февраля

67

Строительство обновлённой Федерации. Геополитическое положение и внешняя политика России

24 февраля -1 марта

Раздел 10. Россия в начале XXI века   10ч.

68

Политическое развитие. Экономика России в 2000 – 2007 гг.

24 февраля -1 марта

69

Повседневная и духовная жизнь общества.

24 февраля -1 марта

70

Внешняя политика России. Россия на путях к инновационному развитию

3-7 марта

71

Земляки – участники военных событий на Кавказе.

3-7 марта

72

Деятельность общественных организаций и партий на территории Липецкой области.

3-7 марта

73

Культура, наука и образование в Липецкой области

10-15 марта

74

Современное культурное развитие Елецкой земли

10-15 марта

75

История Елецкого района (85 лет со дня образования)

10-15 марта

76-77

Липецкая область сегодня. Обобщение материала

17-22 марта

78

Обобщающее повторение курса «История России XX – начале XXI века». Контрольное тестирование

17-22 марта

Всего за год  78 часов.

Всеобщая история 9 класс

                                                Раздел I. Пояснительная записка

Цели и задачи обучения

Курс раскрывает взаимосвязи и взаимообусловленность тенденций, процессов и основных событий Новейшей истории, имеющих решающее значение для современного развития человечества. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Содержание рабочей программы по всеобщей истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины в контексте всемирной истории;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

оценивать значения политического и культурного наследия Новейшего времени для современности;

продолжить формирование умений работы с Интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.

       Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ;
  • Федеральный компонент государственного стандарта, основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
  • Методические рекомендации «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Липецкой области» (Инструктивно-методическое письмо ОАУ ДПО «Липецкий институт развития образования»);
  • Приказ Управления Образования и Науки Липецкой области № 585 от 20.06.2013 г. «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 г. № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования»;

  Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование к учебнику               Н.В.Загладина "Всеобщая история. Новейшая история" для 9 класса общеобразовательных учреждений, 6-е изд., М.:ООО "ТИД "Русское слово РС", 2011 г.

  • Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 кл.:- М.: Просвещение, 2011 г.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: 

        Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории и Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина "Всеобщая история. Новейшая история" для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 6-е изд.– М.:ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2011 г.

          Обоснование выбора авторской и примерной программы.

        В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи. Она позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и постиндустриального общества, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить актуальность проблем. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором  элементов содержания итоговой государственной аттестации обучающихся. Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность норм и принципов поведения по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

       Информация о внесенных изменениях в авторскую и примерную программу и их обоснование.

Предмет «история» в 9 классе включает два курса: всеобщая история и история России. Учитывая, что предметные олимпиады проводятся в ноябре, считаю целесообразным при последовательном изучении истории, начать с курса истории России.

В соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом школы на изучение  курса всеобщей истории в 9 классе  отводится 24 часа (3 часа в неделю), в том числе на контрольные работы – 2 часа.

Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе Примерной программы и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования.

Место и роль предмета в базисном учебном плане МБОУ СОШ п. Солидарность

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса

          Курс всеобщей истории в 9 классе играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования, программы развития образовательного учреждения. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в новой истории мира.

Информация об используемом учебнике:

Загладин Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.. Учебник освещает все предусмотренные школьной программой вопросы истории России и мира XX века. Его главная задача- сформировать у старшеклассников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человечества. Учебный материал ориентирован на то, чтобы учащиеся восприняли исторический материал с максимальной объективностью, без конъюнктурных политических и идеологических его оценок. Большое значение придаётся формированию восприятия мировой истории как целостного  и в целом прогрессивного процесса овладения человечеством новыми знаниями, гуманистическими ценностями; воспитанию любви к своей стране и пониманию трудностей её развития; уважению к историческому пути других народов. Учебник Н.В. Загладина удачно сочетает широту охвата событий с простотой и четкостью изложения материала. Учебник помогает учащимся понять причинно-следственные связи происходящих в ХХ в. процессов, полностью соответствует общеобразовательному минимуму. Теоретический материал подается таким образом, чтобы преподаватель смог применять проблемный подход в обучении, а также организовывать коммуникативную деятельность школьников.

Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов, которые знакомят учащихся с дополнительной информацией о научной, духовной жизни, наиболее ярких эпизодах всемирной истории, различных, в том числе и новаторских, точках зрения на события прошлого.

     Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: обществознание, география, литература, краеведение.

     Методическое пособие для учителя включает примерное тематическое планирование, рассчитанное на 3 урока в неделю (24 ч.), разноуровневые самостоятельные и проверочные работы. Пособие для учителя содержит рекомендации по организации работы над заданиями, учитывает психологические закономерности восприятия и запоминания информации, представляет наглядный дидактический материал. Пособие включает вопросы и задания ко всем параграфам учебника, к документам, тексты, диаграммы.

     Формы организации образовательного процесса. Для достижения поставленных целей и задач предполагается использование такой формы организации образовательного процесса как урок. Данная форма обучения  позволяет раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Она позволят сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества,  мировоззрение. Данная форма обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия:

1) классно-урочная: урок, собеседование, консультация, практическая работа;

2) групповая: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, групповой практикум;

3) индивидуальная: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение творческих работ.

    Технологии обучения:

1.Технология  развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология  проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология коллективного способа обучения.

6.Технология коммуникативного обучения

7.Применения информационно-коммуникационных технологий.

8.Здоровьесберегающие технологии.

9.Индивидуальная работа с неуспевающими.

    Формирование ключевых компетенций обучающихся:

 Основные ключевые компетенции, формирующиеся при реализации данной программы:

1.Самостоятельность, способность к самообразованию.

2.Умение планировать работу по выполнению задания.

3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

5.Ответственность за принятое решение.

6.Самопрезентация.

   В процессе тестирования:

1. Ответственность за принятое решение.

2. Умение планировать работу при выполнении задания.

   При выполнении творческой работы:

1. Развитие пространственного воображения.

2. Формирование информационной культуры.        

3. Развитие творческого мышления школьников.

   Формы контроля:

Самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, зачёт.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется на каждом занятии, по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.

Для закрепления новых знаний используются такие формы работы: толкование новых терминов и понятий, дифференцированное домашнее задание.

При повторении материала используется разноуровневая индивидуальная работа и групповая работа по интересам.

Тестирование (дифференцированные задания).

Творческие задания

   Виды контроля:

Текущая аттестация (устный опрос, самооценка и взаимооценка, самостоятельные, проверочные, контрольные работы), переводная аттестация, административный контроль (административная контрольная работа).

   Информация об используемом учебнике:

Программа разработана для изучения курса Всеобщей истории в 9 классе общеобразовательной школы по УМК, состоящему из следующих элементов:

  • Учебник «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран. XX в.». М.:- Русское слово.2012. Автор Н.В.Загладин
  • Задания и тесты по Всеобщей истории 9 кл. – М. 2012 г.
  • А.В. Репин Методическое пособие для учителя. – М. 2011

          Контрольно-измерительные материалы по Всеобщей истории.9 класс. М.:2012

Учебник представляет широкую панораму истории человечества XX века. Он призван сформировать у старшеклассников целостную картину мира и мирового развития, познакомить их с основными  проблемами современного мира, стоящими в центре общественно-политических дискуссий.

Кроме основного материала, учебник включает в себя краткую хронологию событий.

         Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Раздел II. Содержание рабочей программы (24 ч.)

На изучение Всеобщей истории в 9 классе учебным планом предусматривается 24 учебных часа– из расчета 3 часа в неделю.  Распределение часов по разделам и темам является примерным  Курс представлен введением и главами:

Глава I. Человечество после I мировой войны

Глава II. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису

Глава III. Человечество во II мировой войне

Глава IV. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Глава V. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI в.

Глава VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

 Глава VII. Наука и культура в XX-XXI вв.

Глава VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.

       Глава I. Человечество после Первой мировой войны. 3 часа

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

Глава II. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису. 4 часа

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.    

Глава III. Человечество во Второй мировой войне. 3 часа

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

Глава IV. Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны». 3 часа

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.  Кризис политики «Холодной войны» и её завершение.

Глава V. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX- начале XXI вв. 5 часов

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии. 

Интеграционные процессы в Западной и Северной Америке. СНГ в мировом сообществе.

Глава VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке. 3 часа

Истоки японского «Экономического чуда». Пополнение рядов НИС. «Культурная революция» в КНР. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

   Исламский мир: единство и многообразие. Фундаментализм и международный терроризм.

Модернизация и военные диктатуры. Демократизация 1990-х гг.

Глава VII. Наука и культура в XX- XXI вв. 1 час

Ускорение научно- технического прогресса и его последствия. Электроника и робототехника. От «конца идеологии» к  реидеологизации.

Массовая культура. Молодёжные субкультуры.

Глава VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.  1 час.

Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества. Институты международного сотрудничества.

 Глобализация и ее противоречия. Противоречия нового миропорядка.

Информационное и экономическое пространство. Культурное наследие ХХ в.

Курсом предусмотрено контрольное тестирование по теме «Человечество во II мировой войне» (1 час) и  обобщающее повторение курса «Новейшая история зарубежных стран» (контрольное тестирование 1 час).

В результате изучения исторического материала обучающиеся должны знать:

  • Хронологию исторических событий
  • Исторические факты
  • Значение понятий и терминов
  • Причины, характер и итоги основных политических конфликтов конца XIX –начала XXI вв.
  • Политических деятелей различных исторических периодов

Обучающиеся должны уметь:

  • Давать сравнительную характеристику, сопоставлять исторические события
  • Работать с исторической картой, анализировать работу
  • Систематизировать исторический материал
  • Составлять характеристики политических лидеров
  • Высказывать суждения о сущности и цене общественного прогресса в современном мире
  • Участвовать в работе круглых столов, дискуссиях по актуальным вопросам развития культуры в современном мире
  • Готовить и представлять рефераты и сообщения, проводить обзор текущих международных событий по материалам газет и телевидения
  • Уметь аргументировать свою точку зрения.

Раздел III. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

1

Человечество после I мировой войны

3

2

Ведущие страны Запада: от процветания к кризису

4

3

Человечество во II мировой войне

3

1

4

Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

3

5

Страны Европы и Северной Америки во 2 половине XX - начале XXI века

5

6

Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.

3

7

Наука и культура в XX-XXI вв.

1

8

Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия

1

9

Обобщающее повторение по курсу «Всеобщая история. Новейшая история»

1

1

Итого

24

                             Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события важнейших, поворотных событий истории XX -XXI вв.
  2. выдающихся деятелей мировой истории, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств; выдающихся представителей науки и культуры XX –XXI вв.;
  3. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  4. изученные виды исторических источников;
  5. опасность фальсификации исторических фактов и событий
  6. факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса; 
  7. особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
  8. взаимосвязь и особенности истории России и мира;
  9. периодизацию отечественной и всемирной истории;
  10. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;
  3.  показывать на исторической карте территории расселения различных народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
  5. составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе сложного плана);
  6. составлять характеристику исторических деятелей;
  7. участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение; давать отзыв на ответы других учащихся;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры.
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                    

              Раздел V. Литература и средства обучения:

  • Учебник «Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран. XX в.». М.,- Русское слово.2012. Автор Н.В.Загладин
  • Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985), новое прочтение.М., Международные отношения, 1995
  • Задания и тесты по Всеобщей истории 9 кл. – М. 2011 г.
  • А.В. Репин Методическое пособие для учителя. – М. 2010
  • Тренажер по истории России. ХХ – начало XXI века: к учебнику Н.В.Загладина, С.И.Козленко, С.Т.Минакова, Ю.А.Петрова "История России. ХХ – начало XXI века"/авт.-сост. В.В.Кружалов. – М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2010.
  • Контрольно-измерительные материалы по Всеобщей истории.9 класс. М.:2012
  • Креленко Д.М. Тесты по истории Новейшего времени
  • Соловьев К.А. В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по Всеобщей истории
  • История России. XX век: 9 – 11 классы. Школьный словарь – справочник./ Барабанов В. В., Николаев А. Б., Рожков Б. Г. М., ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.  
  • Атласы и контурные карты по Новейшей истории

Дополнительная литература:

  • Мировые войны XX века. Кн.1.М., 2002
  • Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985), новое прочтение. М., 1995

                                                                Настенные карты

Политическая карта Европы

Политическая карта мира

компьютер

                                                        Дидактический материал

Диск «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

Диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

                                                  Интернетресурсы:

  • Федеральный портал «Российское образование» /www.edu.ru /
  • Российский общеобразовательный портал /www.school.edu.ru/
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ /www.ege.edu.ru /
  • Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» /www.ict.edu.ru/
  • Российский портал открытого образования /www.openet.ru /
  • Учительский портал /http://www.uchportal.ru/
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» /http://festival.1september.ru/
  • Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) /www.school-collection.edu.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов /http://fcior.edu.ru/

Утверждено

Директор школы__________

Календарно-тематический план по Всеобщей истории

п/п

Название раздела, темы

Примерное время изучения темы

Дата по факту

Глава I. Человечество после I мировой войны    3ч.

1

  Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система

4-10 апреля

2

Революционное движение в Европе и Азии после I

мировой войны

4-10 апреля

3

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

4-10 апреля

Глава II. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису  4ч.

4

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

11-16 апреля

5

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.

11-16 апреля

6

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции

11-16 апреля

7

Милитаризм и пацифизм на международной арене.

17-22 апреля

Глава III. Человечество во II мировой войне   3ч.

8

Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе. Движение Сопротивления. Антигитлеровская коалиция.

17-22 апреля

9

Трудный путь к победе. Итоги и уроки II мировой войны. Создание ООН.

17-22 апреля

10

Повторение темы «Человечество во II мировой войне». Контрольное тестирование

23-28 апреля

Глава IV. Мировое развитие и международные отношения

 в годы «холодной войны»  3ч.  

11

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков.

23-28 апреля

12

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность

23-28 апреля

13

Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и её завершения

29 апреля-5мая

Глава V. Страны Европы и Северной Америки

во второй половине XX- начале XXI в.   5ч.

14

Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США.

29 апреля-5мая

15

Политические кризисы в индустриальных странах 1950-1970-х гг.

29 апреля-5мая

16

Эволюция политической мысли во второй половине XX в. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже XX – XXI вв.

6-12 мая

17

Восточная Европа: долгий путь к демократии

6-12 мая

18

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. Содружество Независимых Государств в мировом сообществе

6-12 мая

Глава VI. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке  3ч.

19

Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования

13-19 мая

20

Индия во второй половине XX-начале XXI в. Исламский мир: единство и многообразие

13-19 мая

21

Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

Латинская Америка. Между авторитаризмом и демократией

13-19 мая

Глава VII. Наука и культура в XX-XXI вв.  1ч.

22

Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. Основные направления в искусстве и массовая культура

20-25 мая

Глава VIII. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия.  1ч.

23

Глобальные проблемы современности. Конфликты конца XX века. Проблемы устойчиво – безопасного развития человечества

20-25 мая

24

Обобщающее повторение курса «Новейшая история зарубежных стран». Контрольное тестирование

26-30 мая

Итого за год   24 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к рабочей программе 6-9 класс.

Пояснительная составлена для рабочей  программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2011г....

пояснительная записка к рабочей программе по истории 7 класс

пояснительная записка к рабочей программе по истории 7 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 7 классе "Школа 2100"

Пояснительная записка в ключает цели, задачи курса, распределение часов, учебно-тематическое планирование и литературу по Всеобщей истории Нового времени и истории России....

Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России для 9 класса общеобразовательной школы.

Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России для 9 класса общеобразовательной школы является частью рабочей программы по истории России для 9 класса, выложеннго выше....

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение уч...

Пояснительная записка к рабочей программе по истории России 6 класс ФГОС

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012),требований ФГОС основного общего образования второ...