статья "Современный урок истории"
статья по истории (10 класс) на тему
Современный урок - это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся является одной из важных задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности учащихся на уроке, учитывая еще и индивидуальные качества учащихся, можно достичь определенных результатов в обучении истории, которые описаны в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_urok_istorii.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Улан-Удэ___________________
Статья:
«Современный урок истории»
Выполнила: Мутовина Наталья Ивановна
учитель истории МАОУ «СОШ № 43»
2014 г.
Современный урок - это такой урок, когда учащийся может сказать: «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой плотности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет», а для отдельных учащихся не важно активно проявил себя на уроке или пассивно просидел, слушая готовый материал.
Эффективное обучение – это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся. Вот почему моделирование урока с использованием автоматизированного рабочего места учителя, информационно - коммуникативных технологий, его тщательная подготовка, использование арсенала всех современных методов дают положительный результат.
При проведении урока истории в наши дни существует несколько способов обобщения и актуализации знаний учащихся. Приведем несколько из них. Например, использование на уроке интерактивных таблиц. Через медиапроектор на экран выводятся сводные аналитические сведения по этапам закрепощения крестьян.
Таблица №1: «Этапы закрепощения крестьян».
Период, дата | Название документа | Содержание документа | Значение |
IX в., 1050 г. | ? | Появление категории зависимых крестьян: закупов, рядовичей, холопов. | |
XII- XIV вв. | ? | Усиление зависимости крестьян. | |
XV в., 1497 г. | ? | Ограничения права перехода крестьян. Крестьянам разрешалось уходить от феодала за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате «пожилого» в размере от «полтины» до рубля. | Начало юридического оформления закрепощения крестьян. |
XVI в., 1550 г. | ? | Подтверждение права перехода крестьян, но ограничение его только Юрьевым днем – 26 ноября. Увеличение платы за «пожилое». | Дальнейшее закрепощение крестьян. |
XVI в., 1581 г. | ? | Запрещение перехода крестьян к другому помещику даже в Юрьев день. | Дальнейшее закрепощение крестьян. |
XVI в., 1592-1593 гг. | ? | Бессрочное закрепощение крестьянского выхода. | Дальнейшее закрепощение крестьян. |
XVI в., 1597 г. | ? | Введение пяти летнего срока сыска беглых крестьян и немедленное их возвращение феодалам. | Расширение прав феодалов на труд крестьян. |
Начало XVII в. | ? | Увеличение срока сыска до 10-15 лет. | Расширение прав феодалов на труд крестьян. |
XVII в., 1649 г. | ? | Бессрочный сыск беглых крестьян. Объявление их «крепостными» с отчуждением их земли феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной. | Завершение формирования системы крепостного права. |
Закрывается столбец дат, периодов или названий документов (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовки учащихся), а учащимся предлагается воспроизвести недостающую информацию. Время выполнения определяется для всех единое. По истечению времени проводится взаимопроверка – на экран возвращаются столбцы с датами и названиями документов, и учитель комментирует нормы оценок выполнения задания.
Таблица №1: «Этапы закрепощения крестьян» (правильное заполнение).
Период, дата | Название документа | Содержание документа | Значение |
IX в., 1050 г. | «Русская правда» | Появление категории зависимых крестьян: закупов, рядовичей, холопов. | |
XII- XIV вв. | Усиление зависимости крестьян. | ||
XV в., 1497 г. | «Судебник Ивана III» | Ограничения права перехода крестьян. Крестьянам разрешалось уходить от феодала за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него при уплате «пожилого» в размере от «полтины» до рубля. | Начало юридического оформления закрепощения крестьян. |
XVI в., 1550 г. | «Судебник Ивана IV» | Подтверждение права перехода крестьян, но ограничение его только Юрьевым днем – 26 ноября. Увеличение платы за «пожилое». | Дальнейшее закрепощение крестьян. |
XVI в., 1581 г. | Указ Ивана Грозного «О заповедных летах» | Запрещение перехода крестьян к другому помещику даже в Юрьев день. | Дальнейшее закрепощение крестьян. |
XVI в., 1592-1593 гг. | Бессрочное закрепощение крестьянского выхода. | Дальнейшее закрепощение крестьян. | |
XVI в., 1597 г. | Указ Федора Ивановича «Об урочных делах» | Введение пяти летнего срока сыска беглых крестьян и немедленное их возвращение феодалам. | Расширение прав феодалов на труд крестьян. |
Начало XVII в. | Указ Василия Шуйского | Увеличение срока сыска до 10-15 лет. | Расширение прав феодалов на труд крестьян. |
XVII в., 1649 г. | «Соборное уложение» Алексея Михайловича | Бессрочный сыск беглых крестьян. Объявление их «крепостными» с отчуждением их земли феодалу. Крепостная зависимость стала наследственной. | Завершение формирования системы крепостного права. |
Другой способ, который мобилизует ученика для глубокого, прочного запоминания фактов и владения терминологией, понятийным аппаратом является письменный экспресс-опрос. Например, после изучения блока тем по древним славянам можно предложить «разминку» в начале урока: « Кто из русских князей… ?»
- Объявил Киев «матерью городов русских»?
- Получил прозвище «Александр Македонский Восточной Европы»?
- Освободил славян от уплаты дани хазарам?
- Упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?
- Разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат?
- Объединил Новгород и Киев?
- Повысил престиж Руси не военными походами, а дипломатией?
- Обязал Византию платить дань и признать за Русью продвижение к устью Днепра и на Таманский полуостров?
- Сжег столицу древлян Искоростень?
- В целях защиты рубежей государства от врагов начал ставить города?
- Покорил северян, древлян, родимичей?
- Перенес резиденцию из Киева в Переяславец?
- Получил нарицательное прозвище «вещий»?
- Первым принял крещение?
- Принял смерть от коня своего?
- Был убит при сборе полюдья?
- Имел сыновей Добрыню, Владимира, Ярополка?
- Перед началом сражения посылал послов с предупреждением: «Хочу идти на вас»?
Ключ: 1-Олег, 2-Святослав, 3-Игорь, 4-Ольга, 5-Святослав, 6- Олег, 7- Ольга, 8- Игорь, 9- Ольга, 10-Олег, 11- Олег, 12- Святослав, 13- Олег, 14- Ольга, 15- Олег, 16- Игорь, 17-Святослав, 18- Святослав.
Таким образом, формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся является одной из важных задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности учащихся на уроке, учитывая еще и индивидуальные качества учащихся, можно достичь определенных результатов в обучении истории которые были указаны выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 8. "Жизнь египетского вельможи"....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 9. "Военные походы фараонов"...