ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
методическая разработка по истории на тему
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektn.deyat-moya.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ «Суховерковская СОШ» Калининского района Тверской области
Потемкиной Ольги Валентиновны
Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым современным педагогом. Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии, которые можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создает благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.
В современной отечественной педагогике существует несколько классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Например, на уроках обществознания в 6 классе особый интерес вызвала работа над проектом «Кто такой патриот?». Учащиеся проводили анкетирование, представили рисунки, защищали свою точку зрения. Хочется отметить, что проекты в 6 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
Более подробно хочу представить проектную работу учащихся 10 класса по теме «Молодёжные конфликты» в рамках изучения обществознания. Этот проект заслуживает внимания, потому что является самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.
Вид проекта: учебно-исследовательский
Форма проекта: социологическое исследование, презентация
Состав участников: учащиеся 9-11 классов , родители, педагоги
Проблема проекта:
- в чём причины молодежных конфликтов и возможно ли предотвратить молодёжные конфликты в школе?
Актуальность:
В школе происходит социализация личности подростка и в зависимости от того, насколько успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.
Цели проекта: Содержательные:
-Воспитание толерантности, взаимопонимания, гуманизации в отношениях подростков, педагогов, родителей.
-Профилактика конфликтных ситуаций.
Учебно-исследовательские:
-формирование умений сбора, обработки и систематизации материалов, работы с документами
Учебно-методические
-Координация действий обучающихся, педагогов и родителей
Задачи:
1.Изучить теоретические основы возникновения молодёжных конфликтов
2. Ознакомить с методикой проведения анкетирования-разработка проведения анкетирования, исследование полученных результатов.
3.Формировать навыки работы с научной информацией-умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Основные принципы работы:
- Пример нравственного отношения учащихся и педагогов к выбранной теме.
- Социально-педагогическое партнёрство.
- Индивидуально-личностное развитие учащихся.
- Социальная востребованность, актуальность
Основные функции проектной деятельности:
Научит:
-планировать решение задачи, выбирать пути её решения ,определять необходимые ресурсы;
- производить последовательность действий по плану, уточнять формулировки, получать недостающие данные;
-осуществлять поиски информации, оценивать её достоверность;
- взаимодействию с людьми.
Место и формы реализации:-выступление перед одноклассниками, на школьной конференции; размещение на сайте школы
Результаты: Метапредметные:
-умение сознательно организовывать свою познавательную и исследовательскую деятельность от цели до результата;
-умение объяснять явления и процессы в социальной жизни;
-овладение различными видами публикации выступлений-монологи, высказывания, дискуссии, доклады, рефераты, презентации;
-следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
-умение структурировать знания
-строить речевые высказывания в устной и письменной форме
-установление причинно-следственных связей, логичность рассуждений, доказательств
Регулятивные:
-целеполагание, планирование, коррекция, оценка полученного
-волевая саморегуляция -способность к волевому усилию, преодолению препятствий и трудностей.
Коммуникативные:
-формирование сознательной ориентации обучающихся на позиции
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
-владение монологической и диалогической формами речи, нормами общения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного проекта
- программное обеспечение: Microsoft Word, Power Point;
- компьютер, мультимедийный проектор, принтер.
Работа может быть представлена в электронных форматах: документ Word , демонстрация Power Point .
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Для изучения отношения учащихся и родителей к данной проблеме была разработана анкета, проанализированы ответы на вопросы.
Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны. С презентацией учащиеся выступили как в своей школе, так и на научно-практической конференции в Некрасовском сельском образовательном округе, где заняли 2 место . Представление проекта было очень эмоциональным.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Безусловно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:
• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.
Я считаю, что использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Презентация на тему Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...