Методическое пособие по УД "История" вторые курсы СПО
учебно-методический материал (история) по теме
Методическое пособие для вторых курсов студентов техникумов. Содержание, указания, документы, вопросы, контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «САХАЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Лариков Владимир Николаевич
УД «ИСТОРИЯ»
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальностей:
190629 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям)
2012г.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины «История» - требования к результатам освоения учебной программы:
В результате усвоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
В связи с этим у студента должны сформироваться следующие знания, по дисциплине «История»:
–он должен рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
–видеть и понимать основные направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
– иметь сформированное представление о месте и роли современной России в мире;
–понимать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– и выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Кроме этого он должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 62 |
домашняя контрольная работа | 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Раздел 1.Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Дайте краткую характеристику основных направлений советской внешней политики к началу 1980-х г.?
2.Что представляла собой «доктрина Брежнева»?
3. Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
Тема 1.2.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать.
2. Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению».
Раздел 2.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
Тема 2.1.
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
2. Россия и НАТО – «враги или партнёры?» дайте Вашу оценку этой проблеме.
3. Какова роль ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в развитии территории постсоветского пространство.
Тема 2.2.
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.
Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
2.Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.
Тема 2.3.
Россия и мировые интеграционные процессы
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.
2.Дайте Вашу оценку положения России в современном мире?
Тема 2.4.
Развитие культуры в России.
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Приведите примеры влияния «массовой культуры» на молодёжь (не меньше трёх), объясните это влияние?
2.Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
3.Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
Тема 2.5.
Перспективы развития РФ в современном мире.
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1.Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг.
2.Какие пути и средства в формировании духовных ценностей общества в современной России Вы знаете?
4.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ»
Документ №1. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.
Теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.
Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
Социалистический реализм - творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества... - так писали в о социалистическом реализме в недавнем прошлом. Это был творческий метод, основное художественное направление в СССР. Концепцией этого направления было провозглашено правдивое отображение действительности в ее революционном развитии. Считалось, что развивая гуманистические и реалистические традиции предшествующего искусства на основе социалистического содержания, социалистический реализм представляет собой новый тип художественного сознания. В подтверждение приводились установки теоретиков марксизма-ленинизма. Это означало, что в задачу художника входило изображение советского образа жизни, трудового энтузиазма, революционной борьбы за "светлое будущее". Метод соцреализма был строго предписан художникам во всех сферах искусства, что создало жесткие рамки, вызвало опалу многих художников. Тем не менее, многими художниками в СССР были созданы яркие и своеобразные произведения общечеловеческого значения. Советский период в истории стран бывшего СССР, советский период искусства, искусство социалистического реализма, еще подлежат детальному исследованию, оценке временем.
Специфическое свойство соцреализма - романтизм - постоянно сопровождавшее его на всех этапах развития – уводил от той самой программной действительности в светлое будущее, попутно породив в нашей стране еще и фантастику, уводил в далекую даль дорогами на которых еще так мало машин, белел горными вершинами, до которых обязательно можно будет дойти. А еще ни одно искусство в мире не видело столь абсолютно голубого неба.
Документ №2. XXV и XXVI съезды КПСС.
XXV съезд КПСС.
Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева Л.С.
"— Неуклонно укрепляя единство братских социалистических государств и развивая их всестороннее сотрудничество в построении нового общества, наращивать их активный совместный вклад в укрепление мира.
— Добиваться прекращения растущей, опасной для мира гонки вооружений и перехода к сокращению накопленных запасов оружия, к разоружению. В этих целях:
а) делать все возможное для завершения подготовки нового соглашения между СССР и США об ограничении и сокращении стратегических вооружений, для заключения международных договоров о всеобщем и полном прекращении испытаний ядерного оружия, о запрещении и уничтожении оружия химического, о запрещении создания новых видов и систем оружия массового уничтожения, а также воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях;
б) предпринять новые усилия для активизации переговоров о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. После достижения договоренности о первых конкретных шагах в этом направлении продолжить в последующие годы дело военной разрядки в указанном районе;
в) добиваться, чтобы на смену нынешнему постоянному росту военных расходов многих государств пришла практика их систематического сокращения;
г) принять все меры к скорейшему созыву Всемирной конференции по разоружению.
— Сосредоточить усилия миролюбивых государств на ликвидации остающихся военных очагов, и прежде всего на осуществлении справедливого и прочного урегулирования на Ближнем Востоке. В связи с таким урегулированием соответствующим государствам рассмотреть вопрос о содействии прекращению гонки вооружений на Ближнем Востоке.
— Делать все для углубления разрядки международной напряженности, ее воплощения в конкретные формы взаимовыгодного сотрудничества между государствами. Активно вести линию на полное претворение в жизнь Заключительного акта общеевропейского совещания, развитие мирного сотрудничества в Европе. В соответствии с принципами мирного сосуществования последовательно продолжать развитие отношений долговременного взаимовыгодного сотрудничества в различных областях — в политике, экономике, науке и культуре — с Соединенными Штатами Америки, Францией, ФРГ, Великобританией, Италией, Канадой, а также Японией и другими капиталистическими государствами.
— Вести дело к обеспечению безопасности в Азии на основе совместных усилий государств этого континента.
— Стремиться к заключению всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях.
— Считать одной из важнейших международных задач полную ликвидацию всех остатков системы колониального угнетения, ущемления равноправия и независимости народов, всех очагов колониализма и расизма.
— Добиваться устранения дискриминации и любых искусственных препятствий в международной торговле, ликвидации всех проявлений неравноправия, диктата, эксплуатации в международных :а экономических отношениях" (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 25—26). Советская внешняя политика на всех направлениях активно и настойчиво претворяет в жизнь эту программу. Так, на 31-й 1- сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегация СССР поставила вопрос о заключении Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях, представила проект такого договора, Меморандум Советского Союза по вопросам прекращения гонки вооружений и разоружения, Заявление Советского правительства о перестройке международных экономических отношений.
От первого внешнеполитического акта Советской власти — Декрета о мире, Советское государство пронесло через годы преемственность главных принципов ленинской советской внешней политики, направленной на обеспечение мира во всём мире.
XXVI съезд КПСС
Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева.
Стратегическая линия, выработанная на XXVI съезде, последующих пленумах ЦК при деятельном участии Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, была и остается неизменной. Это линия на ускорение социально-экономического развития страны, на совершенствование всех сторон жизни общества. Речь идет о преобразовании материально-технической базы производства. Речь идет о совершенствовании системы общественных отношений, прежде всего экономических. Речь идет о развитии самого человека, о качественном улучшении материальных условий его жизни и труда, его духовного облика.
Нам предстоит добиться решающего поворота в переводе народного хозяйства на рельсы интенсивного развития. Мы должны, обязаны в короткие сроки выйти на самые передовые научно-технические позиции, на высший мировой уровень производительности общественного труда.
Чтобы успешнее и быстрее решить эту задачу, необходимо и далее настойчиво совершенствовать хозяйственный механизм и всю систему управления. Идя по этому пути, выбирая оптимальные решения, важно творчески применять основополагающие принципы социалистического хозяйствования. Это значит неуклонно осуществлять плановое развитие экономики, укреплять социалистическую собственность, расширять права, повышать самостоятельность и ответственность предприятий, усиливать их заинтересованность в конечных результатах работы. Это значит подчинять все экономическое развитие в конечном счете интересам советских людей.
Партия будет неуклонно проводить разработанную ею социальную политику. Все во имя человека, на благо человека - это программное положение должно наполняться все более глубоким и конкретным содержанием. Понятно, что улучшение условий жизни человека должно основываться на его возрастающем вкладе в общее дело. Там, где допускаются отклонения от этого принципа, неизбежно нарушается - социальная справедливость, представляющая собой важнейший фактор единства и стабильности социалистического общества.
Документ №3. Из обращения ГКЧП к населению СССР.
Часть 2: Материалы для группы 3, 4:
текст обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 г.( в сокращении)
Государственный комитет по чрезвычайному положению и СССР полностью отдает себе отчет в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса.
Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему, ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.
Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра.
Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, к ее экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций. Развитие страны не должно строиться на падении жизненного уровня населения. В здоровом обществе станет нормой постоянное повышение благосостояния всех граждан.
Не ослабляя заботы об укреплении и защите прав личности, мы сосредоточим внимание на защите интересов самых широких слоев населения, тех, по кому больнее всего ударили инфляция, дезорганизация производства, коррупция и преступность. Развивая многоукладный характер народного хозяйства, мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг.
Нашей первоочередной заботой станет решение продовольственной и жилищной проблем. Все имеющиеся силы будут мобилизованы на удовлетворение этих самых насущных потребностей народа.
Мы призываем рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, чтобы затем решительно двинуться вперед. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей и внуков, судьба Отечества.
Мы являемся миролюбивой страной и будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства.. Всякие попытки говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться.
Мы зовем всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса.
…
18 августа 1991 года. «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ В СССР».
Документ №4. Основные международные организации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. ООН - универсальная организация, которая выполняет и общеполитические, и специализированные функции, поскольку включает более 30 взаимосвязанных объединений. Основанная еще в 1945 г., сейчас она охватывает 192 страны мира и является центром решения проблем, с которыми сталкивается человечество. Ежедневно эта организация проводит работу по содействию соблюдению прав человека, охраны окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов бедности. ООН разрабатывает нормы и правила безопасного и эффективного воздушного сообщения, уделяет внимание совершенствованию телекоммуникацийи защиты интересов потребителей. Она является инициатором международных кампаний в борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира, эта организация оказывает помощь беженцам, помогает увеличить объемы производства продовольствия, играет ведущую роль в борьбе с СПИДом. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат и др. Особого внимания заслуживают отраслевые организации, созданные ООН для решения определенных задач международного развития.
Среди них одной из наиболее авторитетных стала ЮНЕСКО - Специализированное подразделение ООН по вопросам образования, науки и культуры. Целью этой межправительственной организации является содействие миру и укрепление международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в гуманитарной сфере. ЮНЕСКО объединяет 188 стран. Одним из направлений его деятельности является охрана культурного и природного всемирного наследия и его использование для нужд международного туризма. Список мирового культурного наследия, составленный под эгидой ЮНЕСКО, насчитывает 890 объектов.
Всемирная торговая организация (ВТО) - Международное объединение, занимается правилами торговли между странами, заботится, чтобы торговые обмены происходили легко, предсказуемо и свободно, а также регулирует торговые споры. Эта организация объединяет более 150 членов, которые осуществляют 97% мирового торгового оборота.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - Международная организация по научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. Ее членами являются 146 государств. МАГАТЭ устанавливает стандарты ядерной безопасности и защиты окружающей среды, оказывает странам техническую помощь, а также поощряет обмен научно-технической информацией по мирному использованию энергии атома.
Документ №5. Проблемы развития современной российской культуры.
Н.А. Люрья — кандидат пед. наук, Томский государственный педагогический университет.
Проблемы современного общество все острее ставят перед каждым человеком задачу самоопределения, выработки своей активной жизненной позиции, нравственного выбора. Определение собственных ценностных ориентации, отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему — все это становится не абстрактной теорией, а насущной потребностью сегодняшнего дня, от чего зависит выживание всего человечества. Необходим новый тип культуры, ориентированный на человека, на гуманные ценности общества. Необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху.
В современных условиях нестабильности российского общества на образовании лежит особая роль гаранта будущего, решающего фактора сохранения культуры, упрочения мира и развития всех сфер жизни. Но сегодня при всем многообразии дифференцированности форм, методов и содержания ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества. Ведь по сути образование — это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование — это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Однако современное образование нацелено только на продвижение в карьере, прогресс и достижение материальных благ. Не осознается подлинное значение духовных ценностей, что именно они дают ту нравственную опору, на которой строится прогресс. Бесспорным преимуществом советской образовательной системы было обеспечение гармоничного единства, воспитания и обучения в школе с мировоззренческими основами жизни общества. Именно это единство создавало противодействие негативным явлениям в обществе.
Разрушение идеологической основы советского государства вовсе не означает, что эта основа должна отсутствовать у современного подрастающего поколения. Нравственными ориентирами российского общества служили: сохранение древних традиций, широта души, воспитание таких качества, как трудолюбие, стремление к справедливости, равноправию, сотрудничеству, творческая смекалка, патриотизм, честь и достоинство, чувство долга, терпимость к чужой культуре, уважение к традиционным нормам в семье, старшему поколению, естественное чувство скромности и целомудрие, которые в традиционных обществах создают основу нравственности, личного и семейного счастья. Современная школа занята инновациями и борьбой за звание «экспериментальной площадки». В ней не думают о воспитании личности, гражданина российского общества. Миф об особой культуре подростков, равноправной с культурой взрослых, приводит к тому, что когда авторитет родителей и учителя ослабевает, ребенок идет по пути наименьшего сопротивления, так как не обладает внутренним сопротивлением пропаганде, рекламе. Школа предоставляет детям широкий простор для выбора инновационных курсов. Однако в сфере нравственности подросток еще не созрел для свободы выбора, на то он и ребенок, что находится под влиянием взрослых. Не имея в себе устойчивого стержня, который должно давать образование в виде нравственного воспитания, он находит то, что доступнее и сильнее действует на воображение и психику, подпадая под влияние сомнительных друзей, улицы, дельцов, торговцев наркотиками.
Таким образом, в современных социальных условиях, когда образовательная активность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь на свободное время и сферу досуга, чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образовании. Необходимо, наконец, отдать себе отчет, что безоглядное копирование западных образцов в образовании недопустимо, необходимо уважать традиционные ценности российского общества, задающие нравственную основу, гармонию в семье, стабильность и высокие моральные ценности в обществе, способные противостоять антигуманной индустрии Запада и разрушению личности.
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Письменная контрольная работа является самостоятельной формой работы студентов-заочников, каждый вариант содержит одно теоретическое задание. Выполнение задания должно базироваться на глубоком изучении рекомендованной литературы. С целью осмысления информация и организации правильной работы над вопросами необходимо составить подробный план ответа, разбив его на законченные по смыслу части. Ответы на поставленные вопросы излагаются в форме конспекта с указанием литературы, используемой базы документов. Изложение должно затрагивать все аспекты вопроса, быть последовательно-логичным, в то же время четким и конкретным, ряд заданий можно представить в табличной форме, в виде диаграмм, структурной схемы (где указано на это). По ряду вопросов можно выразить собственную точку зрения, сделать собственный анализ, выводы.
Контрольную работу необходимо выполнять своевременно. В случае необходимости, если на это указано в рецензии преподавателя, следует тщательно подготовиться к собеседованию по изложенным вопросам и замечаниям.
Выполнение контрольной работы позволяет студенту более углубленно изучить ряд тем и вопросов, утвердиться в своих знаниях и умениях, а преподавателю проверить уровень этих знаний и при необходимости, указать на ошибки и недостатки.
Требования к оформлению контрольной работы
- Объем контрольной работы не должен превышать 12-х страниц ученической тетради (рукописный вариант) или не более 6 (минимум 3) листов печатного текста (формат А:4, шрифт 12, интервал 1,5).
- На титульном листе указываются: фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, шифр, наименование работы, № варианта, домашний адрес (использовать бланк, выдаваемый на заочном отделении).
- Работа должна быть выполнена аккуратно, написана четким разборчивым подчерком или в печатном виде, страницы должны иметь поля и нумерацию.
- В конце работы необходимо дать перечень использованной при выполнении контрольной работы литературы с указанием названия, автора, года и места издания (список предполагаемой литературы находится в конце данной рекомендации, оформляется она по предложенным образцам).
- После списка использованной литературы ставится дата выполнения контрольной работы и подпись студента.
Работа, выполненная не по соответствующему описанному стандарту, возвращается студенту без рецензирования!
Перечень вопросов к контрольной работе
- Внутренняя социально-экономическая политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
- Особенности идеологии, политический «застой», геронтократия в СССР в 1980-х гг.
- Диссидентское движение в СССР в 60 - начале 80-х гг. (причины, цели, течения, последствия).
- Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура в 1980-х гг.
- Мировоззрение и повседневная жизнь советских граждан (1970-1980-е гг.).
- Сравнить структуру и содержание работы СМИ в СССР в 1970-80-х гг. с современным российским СМИ.
- Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США (начало 1980-х гг.).
- Внешняя политика СССР со странами «третьего мира» (конец 1970-х гг. - начало 1980-х гг., государства Азии и Африки; пути и ориентации политического развития).
- Ввод советских войск в Афганистан (причины, хроника развития военно-политических событий).
10.Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт. Позиция России.
11. Политические события в странах Латинской Америки в 1970-1990-е гг. Позиция России.
12.Характер творчества художников, писателей, архитекторов в 1970-х, начало 80-х гг. на фоне традиций русской культуры.
13.Социально-экономической положение СССР в период прихода к власти М.С.Горбачева. Курс на ускорение.
14.Составить схему «Структура высших органов власти СССР в 1985-1991 гг.».
15.Политика перестройки. Этапы и содержание реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.) (информацию можно представить в табличном виде).
16.Составить таблицу «Направления СМИ в период гласности»
Политическая направленность | Интересы каких социальных групп представляли | Характеристика направления, содержание |
(Политические направления: проперестроечное, консервативное, радикально-демократическое, державно-патриотическое, националистическое).
17.Сравнить «оттепель» Н.С.Хрущева и политику «гласности» М.С.Горбачева. Аргументировать точку зрения о неизбежности политического раскола между КПСС и Советским государством.
18.Развитие гласности и демократии в СССР (1985-91 гг.).
19.«Новое политическое мышление»: достижения и проблемы (1985-91 гг.).
20.Составить текст в виде тезисов «Перестройка: взгляд из будущего. Надежды и возможности».
21. Отношения между государством и традиционными религиозными конфессиями в период гласности.
22.Собрать информацию и написать авторский текст «Духовная жизнь общества в период перестройки», используя термины: гласность, религиозное возрождение, ностальгия, постмодернизм, публицистика.
23.Определить положительные и отрицательные изменения, которые происходили в условиях резкого роста объема информации в период перестройки и гласности. Представить информацию в виде таблицы.
24.Советско-американские отношения; начало ядерного разоружения. Вывод войск из Афганистана (1985-1989 гг.).
25.Ликвидация социалистического содружества. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ (1989-91 гг.).
26. Мировые политики в вопросе объединения Германии. Какую позицию занял СССР и почему?
27.Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980-х гг.
28.Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР (вторая половина 1980-х гг.)
29.Политические деятели СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
30.События «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
31.Проблемы и конфликты на территории СНГ - в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. (причины, хроника событий, итоги).
32.Всесоюзный референдум о сохранности СССР 1991 г. и выборы первого Президента РСФСР.
33.ГКЧП (хроника развернувшихся событий, итоги).
34.Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
35.«Шоковая терапия» и кризис двоевластия (1991-1993 гг.).
36.Ваучерная приватизация и ее итоги.
37.Противостояние Президента Ельцина и оппозиции; события 21 сентября - 4 октября 1993 г.
38.Изменения благосостояния жителей России в 1990-е гг. (как вариант ответа: составить таблицу по группам населения).
39.Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
40.Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве (1990-е гг.).
41.Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России (1990-е гг.).
42.Залоговые аукционы и формирование «олигархического капитализма» в России (1995-1997-е гг.). Каковы последствия для развития России?
43.Представить в виде схемы сложившуюся в России структуру власти после президентских выборов 1996 г. Было ли построение такой структуры власти неизбежным?
44.Главные политические проблемы России в 1990-е гг. Каковы причины появления этих проблем? (как вариант ответа: информацию можно представить в виде диаграммы, таблицы).
45.Кризис «олигархического капитализма» 1998-1999 гг. Дефолт 1998 г.
46. Составить социальный портрет российского общества в конце правления Б.Н.Ельцина.
47.Внутренняя политика России на Северном Кавказе (события в Чечне). Причины, участники, хроника событий, результаты. (1990-2009 гг.).
48. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. (1993-2009 гг.).
49.Международное положение России в конце XX века.
50.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
51. Экономическая ситуация в России на момент начала президентства В.В.Путина. Курс Президента В.В.Путина на консолидацию общества.
52.Внутренняя политика России в начале XXI века – восстановление государства. Результаты проводимых реформ.
53.Перспективные направления и основные проблемы развития Российской Федерации на современном этапе (в областях: политика, экономика, социальная сфера, культура).
54.Инновационная деятельность - приоритетные направления сегодня в науке и экономике.
55.Курс на суверенную демократию (начало XXI века).
56.Экономические проблемы в промышленности, благосостояние граждан в России на современном этапе.
57.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
58. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
59.Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения в России.
60.Взаимоотношения России со странами ближнего зарубежья в первые годы XX века.
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
- Афганская война 1979 – 1989 г. причины, ход, итоги.
- События в Польше в 1982г. и роль США в них.
- Понятие «перестройка». Её причины в СССР.
- XIX Всесоюзная конференция КПСС.
- Гласность в период «перестройки». «Дестанилизация».
- Съезды народных депутатов СССР.
- Внешняя политика СССР в 80 – х годах (США, Европа, «страны третьего мира»).
- Появление общественных движений и начало перехода к многопартийности (конец 1980 – х годов).
- Кооперативная движение в СССР – причины неудачи.
- «Бархатные революции» в Восточной Европе.
- Румыния и распад Югославии в 1989 – 1991 года.
- Карабахский конфликт в 1989 – 1990 годах. Начало межэтнических конфликтов в СССР.
- Начало распада СССР. Внутренние и внешние факторы.
- Ново – Огарёвские переговоры. ГКЧП.
- Беловежские соглашение и распад СССР.
- События октября 1993 года в Москве.
- Трансформация политической системы, создание Российской Федерации.
- Политическое развитие страны с 1993-1999 годы. Строительство партий.
- Приватизация и денежная реформа 1992 года, причины, ход, итоги.
- ООН, ЮНЕСКО, ЕС на территории постсоветского пространства и участие в разрешении конфликтов.
- Россия и НАТО – враги или партнёры?
- Социально-экономическое развитие в 1993-1999 годах. «Чёрный вторник».
- Внешняя политика РФ в 1993-1999 годах.
- Первая чеченская война 1994-1996 года: причины, ход итоги.
- Вторая чеченская война 1999-2009 года: причины, ход, итоги.
- Избрание В.В. Путина президентом РФ в 2000 году.
- Формирование новых принципов управления после 2000 года. «Вертикаль власти».
- Выборы в Государственную Думу (краткий анализ).
- Президентские выборы в 2008 году.
- Война в Южной Осетии 8.08.2008г.
- Проблема российской культуры. Формирование «массовой культуры».
- Молодёжные экстремистские движения России.
- Россия в глобальном мире. Роль России в мировом рынке труда.
- Политические деятели СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
- События «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
- Проблемы и конфликты на территории СНГ - в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Таджикистан. (причины, хроника событий, итоги).
- Формирование «олигархического капитализма» в России (1995-1997-е гг.).
- Кризис «олигархического капитализма» 1998-1999 гг. Дефолт 1998 г.
- Портрет российского общества в конце правления Б.Н.Ельцина.
- Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. (1993-2009 гг.).
- Международное положение России в конце XX века.
- Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
- Внутренняя политика России в начале XXI века – восстановление государства. Результаты проводимых реформ.
- Перспективные направления и основные проблемы развития Российской Федерации на современном этапе (в областях: политика, экономика, социальная сфера, культура).
- Инновационная деятельность - приоритетные направления сегодня в науке и экономике.
- Курс на суверенную демократию (начало XXI века).
- Экономические проблемы в промышленности, благосостояние граждан в России на современном этапе.
- Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
- Россия в отношениях с организациями: ШОС, БРИКС, АСЕАН – цели, задачи, перспективы.
- Взаимоотношения России со странами ближнего зарубежья в первые годы XX века.
7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
- История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
- История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
- Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Дополнительная литература:
- Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
- Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
- Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
- Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
- Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
- Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
- Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
- Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
- Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
- Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.
- Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
- Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.
Адреса интернет-ресурсов:
1.http://school-collection.edu.ru
2.http://www.besedka.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие к элективному курсу " История в лицах"
Методическое пособие предназначено для учителей и учеников. Но пособие не завершено. Прошу коллег прислать отклики и советы....
Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов
В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...
Учебно-методическое пособие по элективному курсу"История Невского района Санкт-Петербурга.ХVIII-XIX века"(для 9 класса)
Содержание программы элективного курса по краеведению "История и культура Невского района Петербурга" по материалам музея "Невская застава" и библиотеки Леонида Соболева. Пособие...
Методическое пособие для учителя«Особенности преподавания элективного курса «Ажурная вышивка в технике ришелье»
Данное пособие предназначено для учителей технологии, которые проводят занятия по курсам профильной подготовки. Пособие содержит методические рекомендации по формам организации занятий, особен...
Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"
Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...
Интерактивное методическое пособие "Информационное сопровождение курса органической химии""
Методическое пособие представляет собой материал для проведения уроков химии в 10 классе. Состоит из двух разделов: материала для уроков и контрольно оценочно блока по материалам ЕГЭ. На сайте предста...
Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов первого курса
Вводный лексико-грамматический курс английского языка предназначен для студентов первого курса всех специальностей очной формы обучения, реализующих образовательную программу среднего (пол...