Формирование этнокультурной компетенции
статья по истории на тему

Прохоренко Елена Валерьевна

Этнокультура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Она включает в себя совокупность ценностей-всех областей материальной и духовной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое погружение в народную культуру на уроках ИКН

Е.В. Прохоренко – учитель истории  и культуры народов

 первой квалификационной категории МОУ СОШ № 9 им.  А. С. Пушкина

 г. Волжска РМЭ.

     Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия.

И.В.Кириевский

Среднее Поволжье – уникальный в этнокультурном и этносоциальном плане регион современной России. Его специфика заключается в его полиэтничности, взаимодействии разных цивилизационных и этнокультурных типов, этнополитических менталитетов, модернизма и традиционализма. Это регион с повышенной значимостью этнической идентичности в социальном самосознании этносов.

 Этнокультура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Она включает в себя совокупность ценностей-всех областей материальной и духовной жизни.

 Актуальность этнокультурного русского компонента на сегодняшний день - развития мира характерна амбивалентность цивилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, а с другой – сохранение этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией актуальности является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов [ 1 ].

На своих уроках я пытаюсь открыть детям нравственные ценности : трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле и др. Живя в стране Российская Федерация, мы в праве можем с гордостью называть себя россиянами.

 Для современного человека важно уметь жить в диалоге « я и другое », это одно из условий выживания.

Народы нашей республики имеют различные культурно – религиозные традиции – христианскую, мусульманскую, языческую. И я хочу, чтобы через мой предмет, учащиеся осознавали собственное « Я » через семью, малую родину, свой народ, регион, осмысливают свою причастность к России, ко всему человеческому роду, познают, что культура их народа является достоянием мировой художественной культуры.

В программу по истории и культуры народов входят такие темы, которые позволяют узнать больше о культуре двух народов – мари и русских, это русская резьба, русская кухня, русские промыслы, пчеловодство, грамматика, развитие русских городов на территории марийского края и т.д.[3]

Технология погружения в народную культуру – это совместное творческое развитие ребенка и педагога.

Я разделяю взгляды известного философа Ивана Ильина «….каждый из нас живет всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь…и творчески пробуждается дух каждого из нас».

Народная культура – это кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человек: к природе, ее богатству, к людям.

Я считаю, что очень возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности традиционной культуры народов.

Мой уроки я строю по принципу:

- информация через творчество

- диалог культур, единство через многообразие

- принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества учащихся

- принцип результативности: организуемая деятельность должна сопровождаться ситуацией успеха.

 

Формирование понятий народной культуры осуществляется через доступные формы: сказки, мифы, былины, игры, художественный язык народа, предметный мир.

Содержание русской культуры составляют несколько блок – тем: фольклор, жилище, одежда, искусство народных праздников, народные ремёсла.

Здесь я могу сделать небольшой вывод, что в этнокультурный  компонент входят:

1) культурная среда

2) коммуникативность

 3) социальная среда

 4) языковое общение

 И ещё хочу, отметить, что формирование этнокультурной русской компонентности продолжается на протяжении всей жизни человека.

Направления ,которые необходимы в данной практике :

 - научно-методический совет

 - проектные (творческие) группы

В настоящие время важно обладать проектным мышлением, обучать детей методике проектирования. Предлагаю три проекта : «Живи, цвети, Россия» -социальный,

«Мастера русской земли»-исследовательский, «Хохломские мотивы»-творческий.

Что же предлагает творческое погружение в культуру двух народов:

- создание среды для изучение культуры

- проведение интегрированных уроках (в моей педагогической практике это проводилось

не однократно, что и показало хорошие усвоение материала)

- мотивационная готовность учащегося для творческой и совместной работы

- сочетание индивидуальных и групповых форм работы

В своей педагогической практике, в участие проектной деятельности, на открытых уроках, в воспитательном процессе я стараюсь ориентироваться на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самоориентацию в условиях многоязычного и поликультурного пространства, приобщение ее к высшим достижениям мировой и национальной культуры; на возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма.[2]

Приведу пример :

Урок по теме «Государственные символы России и РМЭ», 5 класс

Моделирование ситуации : какие символы утверждают государственность, откуда они появились, кто их утвердил.

Задание: привести разъяснительные доводы в том, что государственные символы являются главной частью любой страны.

1.Не нужно показывать различия между народами и их  представителями, так как это разобщает  людей.

2. Не нужно, чтобы в классе (школе) учились дети одной национальности.

3. Почему Россия стала общей родиной для многих народов?

4.  За что нашу страну мы называем Отечеством, Родиной?

Примерна композиционная модель урока по теме «Искусство народных праздников»

Прослушивание, просмотра праздника.

Беседа, совместный разговор по теме.

Проигрывание праздника, разучивание игры, песни.

Творческая работа, изготовление праздничных открыток.

Обсуждение выполненной работы.

Итог.

После каждого урока я жду от свой учеников ожидаемый результат – это нравственные понятия учащегося, формирование у школьников этнических и поликультурных знаний, умений, навыков, развития творческого потенциала, коммуникативных, рефлексивных способностей.

Достижение поставленной на уроке поверяю при помощи экспресс – диагностики: в письменном виде или цветными кружками:

1 было трудно и неинтересно

2 было трудно, но интересно

3 было легко и интересно

 Таким образом, погружение в народную культуру, реализация его воспитательного потенциала, необходимость изменения традиционной модели педагогического взаимодействия педагога и ученика

В своей статье я выразила свою любовь к русской культуре, в которой я вижу истоки духовности и нравственности. Всем желаю, радости познания ее и, как говорят в народе,

«пусть звучит сей «словесин», точно старый клавесин, - душе приятно и уму достойно».

  Библиографический список:

  1. Фрейд, 3. Психология и защитные механизмы / 3. Фрейд. - М. : Педагогика, 1993. -140 с.

http://www.lib.mdppu.ru/

2.Аморкина, Е.А. Ценности поликультурной  среды в современных школьников / Е.А. Аморкина // Народная школа. - 2004. - № 4. - С. 40-42

http://www.mu.mail.ru/

 3. Кочергина Э. М. Творческое погружение в народную культуру / Э.М. Кочергина // Образование в современной школе. - 2004. - № 3. - С. 13-15.  

http://www.dalda.ru.-pub/3-1-0-29/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка

Статья-обзор по формированию этнокультурной компетенции на материале местной топонимии....

Создание поликультурной воспитательной среды как фактор формирования этнокультурной компетенции воспитанников пришкольного интерната

В Аскизском лицее-интернате действует модель поликультурного образования, где представители различных культур (в основном русских и хакасов) находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, кот...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичн...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции при изучении темы "Имя прилагательное" в 6 классе"

Этнокультурная компетенция является важной составляющей в формировании  и развитии  личности. В статье описаны темы и виды учебной деятельности на уроках русского языка в 6 классе при изучен...

Формирование этнокультурной компетенции подростков в системе дополнительного образования

Исследование формирования этнокультурной компетентности в системе дополнительного образования на примере объединения Театр моды Красногорского детского творчетва....