Динамика ОУН
методическая разработка по истории на тему

Прохоренко Елена Валерьевна

 

Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету? Эта причина стала основной в моей  исследовательской работе «Формирование общеучебных умений и навыков на уроках ИКН» (декабрь 2010-май 2012 г).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinamika_oun.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Динамика общеучебных умений и навыков.

        Известный физик Лауэ в несколько афористической форме дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки.

        Общеучебные умения и навыки – это подготовленность учащихся к самостоятельным практическим и теоретическим действиям, выполняемым на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Навыки и умения приобретаются в процессе учения. Они влияют на развитие и воспитание определенных способностей ученика.

        Основной причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и старшей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.

        Учителя предлагают различные виды заданий по предмету, но при этом не учитывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей.

        Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету? Эта причина стала основной в моей  исследовательской работе «Формирование общеучебных умений и навыков на уроках ИКН» (декабрь 2010-май 2012 г).

        Цель работы: создать необходимые условия для повышения качества обучения. Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу;
  • провести диагностику по развитию ОУНов;
  • провести психолого-педагогическую диагностику на определение:
  • функциональной асимметрии;
  •  ведущего типа модальности и темперамента;
  • создать методико – дидактическую копилку;
  • провести мониторинг ОУНов в «пилотном» и контрольном классах (вход и выход)

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных навыков;
  • повышение уровня профессиональной компетентности учителя;
  • повышение уровня обучаемости и обученности.

Этап

Содержание работы

Вид деятельности

Подготовительный

Изучение и подборка литературы по изучаемой теме

1. Составление плана самообразования.

2. План по формированию ОУНов.

Определение "пилотного класса"

Составление плана работы по теме эксперимента.

Практический

Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся

Консультация со школьным психологом

Диагностика ОУНов учащихся

Обработка результатов по развитию ОУНов

Корректировка поурочных планов в условиях реализации экспериментальной деятельности

Составление  поурочных планов по предмету

Создание методико-дидактической копилки по предмету "ИКН"

Тесты и задания по теме, приемы практической реализации по формированию ОУНов

Обмен опытом: участие в работе школьного педсовета по данной теме и выступления на ШМО и ГМО

Изучение организации групповой формы работы по А.В. Хуторскому "Современная дидактика"

Обобщающий

Проведение срезов по уровням обученности и обучаемости

Составление сравнительного анализа формирования ОУНов

Проведение сравнительного анализа в "пилотном" и контрольном классе на основе проведенного мониторинга.

Ознакомление с результатами работы учителей школы по данной теме

Выявление проблем по исследовательской теме и определение задач на будущий год.

Формирование выводов и рекомендаций по внедрению методик формирования ОУНов в других классах

Первым этапом в работе было проведение мониторинга результативности учебного процесса, оценивались, прежде всего, следующие ОУН:

  • информационные (умение "сворачивать" информацию - от текста к таблице, схеме; умение "разворачивать" информацию - описать слово т. д.);
  • коммуникативные (умение работать в группе, в паре, грамотная устная речь, навыки смыслового чтения);
  • организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).

        Уровень всех ОУН определялся учителем путем наблюдения за учащимися во время учебного процесса и оценивался в балльной системе:

0 - навык не сформирован;

1 - недостаточно сформирован;

2 - сформирован достаточно для учебной деятельности в рамках данного курса, для данного этапа обучения.

На основе проведённой диагностики уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (по материалам Марии Ступницкой, АНО «Школа «Премьер», Центр психологического сопровождения образования «Точка Пси») класс был поделён на 3 группы: сильную, среднюю, слабую.

Мониторинг ОУН по ИКН (сентябрь 2010 г)

п.п

Ф.И.О.

Интеллектуальные

Организационные

Коммуникативные

1

Акулов Кирилл

10

13

11

2

Акимов Олег

9

14

10

3

Александров Лёша

12

15

9

4

Бакуркин Кирилл

16

14

12

5

Бакулина Екатерина

18

9

10

6

Беззубенкова Анастасия

18

11

17

7

Богданова Екатерина

9

4

10

8

Волков Дима

11

5

13

9

Волкова Ариана

19

11

16

10

Гремякина Анастасия

24

18

21

11

Гарифуллин Альберт

12

10

13

12

Демошин Егор

23

12

22

13

Ерицан Роберт

20

12

17

14

Замалиев Ильназ

7

7

14

15

Коротков Игорь

20

14

15

16

Макаров Женя

20

14

16

17

Минлибаева Карина

19

13

17

18

Москалёва Ольга

10

14

9

19

Мамашева Полина

14

17

19

20

Припутень Кристина

12

13

16

21

Родирнов Кирилл

9

12

10

22

Селиванов Андрей

19

16

20

23

Семёнов Игорь

15

18

19

24

Тумбаев Вова

10

14

15

25

Чезганова Ксения

12

8

14

26

Фаёзов Слава

6

10

5

27

Чулков Илья

23

10

14

28

Шокина Мария

23

13

20

        На основе проведенного тестирования класс поделён на три группы. В сильную группу вошли – 3 ч.(28%), среднюю – 20 ч.(56%), слабую – 5 ч (36%).

        Используя базовые образовательные технологии, в частности уровневую дифференциацию, обучение на основе учебных ситуаций, проектной деятельности и ИКТ, удалось удовлетворить потребность учащихся в творчестве, а также активизировать их мыслительную деятельность, способствовать формированию различных компетенций и повысить уровень обучаемости.

Сравнительный мониторинг формирования ОУН

Группы по формированию ОУН

общеучебные умения и навыки

организационные

интеллектуальные

коммуникативные

начало

уч. года

конец

уч. года

начало

уч. года

конец

уч. года

начало

уч. года

конец

уч. года

слабая

4

2

3

2

3

1

средняя

18

20

17

20

18

20

сильная

3

4

3

5

4

5

        Вывод: результаты диагностики показали положительную динамику уровня развития ОУН всего класса по основным группам умений и навыков.  Общий уровень развития ОУН  в классе – средний, умения и навыки формируются и развиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика качества знаний

Динамика качества знаний...

Динамика качества знаний за 2007/08 и 2008/09 года

2007/08 уч. год - 10 "Б" класс (Социально-гуманитарный профиль)Русский язык - 1 полугодие: 24%, год - 32%Литература - 1 полугодие 40%, год - 53%  2008/09 уч. год - 11 "Б" класс Русский ...

Динамика качества знаний по русскому языку за 2009/2010 учебный год

Динамика качества знаний по русскому языку за 2009/2010 учебный год Учитель  Слепова Елена Владимировна  класс 1 полугодие 2 полугодие Динамика(%) 5 «В» Ус...

Краткие конспекты по теме "Динамика материальной точки"

Конспекты включают темы: законы Ньютона, силы в природе. Помощь начинающему учителю....

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Контроль знаний по теме "Основы динамики". Задания "Окошки".

Как часто приходится слышать от учеников вопросы типа "В чем измеряется сила?", а ведь уже пару уроков решаем задачи и пользуемся этим понятием. На первый взгляд не сложное задание для учеников 7 клас...