"Английские колонии в Северной Америке"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Аксаитова Насимя Камильевна

Цели урока:

Познакомить учащихся с  образованием первых колоний  Англии в Америке; добиться усвоения учащимися основных понятий урока: колония, колонизация, метрополия, пилигрим; определить социальную структуру общества; рассмотреть причины возникновения единой североамериканской нации; дать начальное представление о понятиях идеология, идеолог; выяснить под влиянием чего  и какая идеология сложилась в колониях; рассмотреть причины конфликта с метрополией и начало борьбы за независимость данных колоний.

Формировать умение работать с исторической картой, развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

 Воспитывать  активную жизненную позицию,  интерес к изучению истории.

Оборудование:

учебник  А. Я Юдовская, П. А Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история 1500-1800»;

презентация по теме «Английские колонии в Северной Америке»;

«Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800»  (А. Я. Юдовская,

Л. М. Ванюшкин);

схема «Управление колониями»;

политическая карта мира.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

План урока:

1. Первые колонии и их жители.

2. Колониальное общество и хозяйственная жизнь.

3. Управление колониями

4. Начало  формирования североамериканской нации.

5. Идеология американского общества.

6. Конфликт с метрополией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл angliyskie_kolonii.docx177.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ».

Цели урока:

Познакомить учащихся с  образованием первых колоний  Англии в Америке; добиться усвоения учащимися основных понятий урока: колония, колонизация, метрополия, пилигрим; определить социальную структуру общества; рассмотреть причины возникновения единой североамериканской нации; дать начальное представление о понятиях идеология, идеолог; выяснить под влиянием чего  и какая идеология сложилась в колониях; рассмотреть причины конфликта с метрополией и начало борьбы за независимость данных колоний.

Формировать умение работать с исторической картой, развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

 Воспитывать  активную жизненную позицию,  интерес к изучению истории.

Оборудование:

учебник  А. Я Юдовская, П. А Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история 1500-1800»;

презентация по теме «Английские колонии в Северной Америке»;

«Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800»  (А. Я. Юдовская,

Л. М. Ванюшкин);

схема «Управление колониями»;

политическая карта мира.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

I. Организация класса.

II. Цели и задачи урока.

Беседа.

- Ребята, знаете ли вы о существовании государства США?

- Что вы знаете о географическом положении этого государства?

- Знаете ли вы, что оно состоит из нескольких частей?

- В каком веке оно возникло?

- Что вы знаете о США?

СЛАЙД 1.

-  Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы « Английские колонии в Северной Америке». Они положили начало для нового государства – Соединенные Штаты Америки.

- Сегодня на этом уроке  мы узнаем когда и кем были основаны первые постоянные поселения европейцев на новом континенте. Выясним, что за  люди покидали свою родину и уезжали так далеко, за океан, в неизвестность. Как эти люди начинали новую жизнь, как организовывали свое хозяйство. Рассмотрим причины возникновения единой североамериканской нации. Выясним какая идеология сложилась в колониях. А так же рассмотрим причины конфликта с метрополией и начало борьбы за независимость данных колоний.

-  Давайте познакомимся с планом урока.

СЛАЙД 2.

План урока:

1. Первые колонии и их жители.

2. Колониальное общество и хозяйственная жизнь.

3. Управление колониями

4. Начало  формирования североамериканской нации.

5. Идеология американского общества.

6. Конфликт с метрополией.

III. Актуализация опорных знаний.

Работа по вопросам.

- Мы с вами на уроках говорили, что в период Новой истории  были Великие географические открытия.

- Какие вы знаете открытия?

- Одним из таких великих открытий было открытие  Америки.

- Ребята, а кто открыл Америку и когда?

- Знал ли Христофор Колумб, что открыл новые земли?

- Кто  из исследователей первым понял, что это новый материк?

- В честь него и названы  два материка или одна часть света.

- После открытия Нового Света, Европа стала смотреть на Америку как на источник богатств. Здесь появляются колонии, зависимые от метрополии и начинается колонизация.

IV. Изучение нового материала.

Работа с новыми словами. Запись в тетрадь.

СЛАЙД 3-6.

  • КОЛОНИЯ - поселение, состоящее из выходцев из другой страны. 
  • МЕТРОПОЛИЯ- ГОСУДАРСТВО,

          ЖИТЕЛИ КОТОРОГО ОСНОВАЛИ КОЛОНИИ.

  • КОЛОНИЗАЦИЯ – захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшиеся ограблением, истреблением местного населения. 
  • ПИЛИГРИМ – странствующий богомолец .
  1. Первые колонии и их жители.

Работа с учебником. Беседа по  прочитанному.

-  Первые колонии в Северной Америке в начале ХVII веке создали переселенцы из Европы, особенно увеличивался приток английских колонистов.

- Прочитаем в учебнике стр. 198-199. Вам необходимо ответить на вопрос кто были эти люди, которые покидали Родину и уезжали за океан?

- Что  такое огораживания?

-  Кто такие пуритане?

СЛАЙД 7

Итак, кто же были эти люди?

  • Крестьяне, потерявшие землю вследствие огораживания;
  • Бедняки;
  • Безработная молодёжь;
  • Пуритане, надеясь найти убежище;
  • Преступники, высланные за пределы своей страны.

Опережающее задание (выступление ученика). Работа со слайдами, дополнения учителя.

СЛАЙД 8.

Запись в тетрадь.

1607-  первое постоянное английское поселение (форд Джеймс).

- Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 г. На территории будущей Виргинии. Посмотрите  в учебнике на странице 199 рисунок «США. Форд Джеймс. 1607 г.».

СЛАЙД 9-17 .

Запись в тетрадь.

1620г. – у мыса Код корабль «Мэйфлауэр» высадил группу из 102 пуритан (отцов-пилигримов).

- Именно сюда в 1620г. Направлялись англичане на корабле «Мэйфлауэр» .    Всего их было 102 человека, мужчин из них было 41 и члены их семей. Значительно севернее места назначения “Мейфлауэр” наскочил на скалы. Переселенцы высадились у мыса Код. Они решили остаться на этом месте, полагаясь на волю Господа, видели в этом знак свыше. Прежде чем сойти на берег, мужчины подписали соглашение о совместном строительстве жизни по обычаям пуританской веры и морали.

 -Каково значение этого события?        

На этом месте появился город Нью-Плимут, положивший начало колониям Новой Англии. День высадки переселенцев отмечается теперь как праздник – День отцов – пилигримов (22 декабря).

Огромное мужество, терпение и выносливость понадобились колонистам. Стояла зима, поэтому жить приходилось на корабле. В течение двух-трех месяцев половина людей погибла. С наступлением весны колонисты принялись за работу. Они расчищали землю, строили дома, разводили огороды.

СЛАЙД 18-20.

- На  территории, где появились переселенцы  поживали индейцы. Самые крупные племена – алгонкиты и ирокезы.

 - Пока колонистов было мало, индейцы относились к ним как к друзьям. Именно индейцы научили пришельцев, как расчищать первобытные леса и делать землю пригодной для обработки. Они же научили белых сеять маис и табак, горох и бобы, тыкву и кабачки, дыню и огурцы, готовить кленовый сахар; охотиться на диких животных, ставить на них капканы и выделывать их шкуры; как делать челны из березовой коры (без этих челнов колонистам никогда бы не удалось проникнуть в дикие чащи); печь съедобных моллюсков на взморье. Тропинки индейцев стали дорогами колонистов. Одним словом, индейцы научили колонистов жить в Новом Свете.

СЛАЙД 21.

 - Благодарные колонисты устроили  в 1621 году в Нью - Плимуте обед и пригласили на него индейцев. Это событие положило начало празднику День Благодарения, который и сегодня отмечается в США 26 ноября.

-  Это были первые шаги англичан на новом континенте. Колонизация продолжилась.

- Что такое колонизация?

- Со временем в результате колонизации индейцы большей частью были вытеснены за пределы колоний или истреблены, а их земли захвачены. Европейцы отплатили индейцам за их помощь тем, что отняли у них земли. Колонисты стали захватывать леса, в которых индейцы, не имевшие домашнего скота, охотились. Торговцы за ром и фабричные товары покупали у индейцев ценнейшую пушнину. Современник писал: «За порцию рома, стоимостью в полшиллинга, можно купить у них мех, который не получить в обмен на другой товар даже стоимостью в 15 шиллингов» (остров, на котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка, был «куплен» за набор ножей и бус, стоивших всего 24 доллара). Такая политика поселенцев вызвала возмущение индейцев и подтолкнула их к борьбе, которая кончилась истреблением коренного населения.

РАБОТА С КАРТОЙ.

СЛАЙД 22-23.

- Постепенно на Атлантическом побережье образовались колонии, население которого составляло около 2,5 миллионов человек. Найдём их на карте (смотреть цветную вклейку в учебнике) .

Задание:

Рабочая тетрадь (выпуск 2) страница 25. На контурной карте отметить границы  первоначальных штатов, проговаривать их.

- Какой из условных знаков поможет вам  выполнить задание?(синяя пунктирная линия, обозначающая границы первоначальных штатов)

 - Если территория на карте слишком маленькая, а название большое, то объекты пронумерованы на карте и пояснены в условных знаках.

- Сколько было первоначальных штатов ?

- Назовите обозначенные штаты. Каждый из вас называет только один штат.

Виргиния                                                                

Делавэр

Джорджия

Коннектикут

Массачусетс

Мэриленд

Нью-Гемпшир

Нью – Джерси

Нью-Йорк

Пенсильвания

Род –Айленд

Северная Каролина

Южная Каролина.

  1. Колониальное общество и хозяйственная жизнь.

Проблемное задание.

- Ребята, слушайте внимательно мой рассказ, посмотрите на рисунок на слайде и скажите, из каких людей состояло колониальное общество.

СЛАЙД 24.

- Широкое распространение в Новой Англии получило мелкое фермерское хозяйство. Постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половине XVII в. появились первые мануфактуры.

- Что такое мануфактура?

- Это происходило в северных колониях, а в южных колониях землевладельцы закладывали обширные плантации, где выращивали хлопок, табак, рис.

- Английский король и земельная аристократия старались насаждать крупное землевладение. Английские короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным. Семейству лорда Ферфакса принадлежали поместья, почти равные по площади Голландии; лорд Балтимор являлся собственником Мэриленда, герцог Йоркский — Нью-Йорка и т. д. Эти собственники земли пытались ввести сеньориальные порядки и заставить переселенцев нести повинности. Но наличие «свободных» земель обрекло эту политику на неудачу. Поселенцы сопротивлялись и уходили на Запад, становились свободными фермерами.

СЛАЙД 25.

  • Фермеры
  • Предприниматели
  • Плантаторы- -землевладельцы
  • Наемные работники
  • «Законтактованные слуги»
  • Негры – рабы.
  1. Управление колониями.

Работа со схемой.

СЛАЙД 26.

схема

-  Управляли колониями губернаторы, которых лично назначал английский король. В их руках была сосредоточена судебная, исполнительная и высшая законодательная власть.

- Однако в колониях существовало и местное самоуправление – колониальные ассамблеи. Ассамблеи состояли из двух палат: верхней палаты – Совета, члены которой назначались губернатором из числа аристократических фамилий, и нижней палаты, избиравшейся мужским населением.

- Для избирателей существовал достаточно высокий имущественный ценз, выборы проводились открытым голосованием.

- Колониальные ассамблеи предоставляли жителям достаточно широкие права, более широкие, чем  английский парламент жителям Англии. Даже жалование губернатору и его администрации определяли ассамблеи, что заставляло губернаторов с ними считаться.

4. Начало  формирования североамериканской нации.

Работа в тетради на печатной основе.

 Стр.  23,  задание № 19.

- Рассмотрим какие же были  предпосылки для образования американской нации.

СЛАЙД 27.

Задание в рабочей тетради (выпуск 2) №19, стр. 23.

Выберите правильный ответ.

Формированию североамериканской нации способствовали:

а) складывание единого внутреннего рынка;

б) общая историческая судьба;

в) общий язык (английский);

г) преданность английскому парламенту;

д) единая религия;

е) стремление укрепления монархической формы правления.

СЛАЙД 28-29.

- Давайте проверим работу и сделаем вывод о том, какие же  были предпосылки для образования американской нации.

Работа с документом.

«Писатель Жан де Кревекер о некоторых качествах американцев и американского общества».

Учебник стр. 205-206.

  1. Идеология американского общества.

Беседа.

- Мы помним, что в Америку в основном приезжали пуритане. Это были протестанты.

- Приверженцами какой церкви они были?

- Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности. Они вместе с пуританами переместились и на новый континент. На их основе у американцев сложилась своя идеология.

СЛАЙД 30.

Идеология -  взгляды и идеи, в которых осознаются и оцениваются отношение людей к окружающему миру.

ИДЕОЛОГ - выразитель и защитник идеологии.

Опережающее задание.

СЛАЙД 31.

- Идеологом американского общества называют Бенджамина Франклина. Давайте узнаем, что это был за человек.

- Человек в этом новом обществе, чтобы добиться успеха, должен был обладать определенными качествами. Он должен был, конечно, молиться. Воскресенье был днем, посвященном молитве. Если колонисты в этот день говорили на светские темы, их могли даже наказать. Но веря так преданно в Бога, человек должен был расчитывать и на себя, на свои качества. Б. Франклин, как идеолог американского общества, сформулировал их. Вот некоторые его высказывания. Давайте попробуем некоторые качества определить.

СЛАЙД 32-33.

  • «Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено».
  • «Лень плетётся так медленно, что бедность быстро нагоняет её».
  • «Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня».
  • «Стыдись своего безделья, когда так много можно сделать для самого себя, для своей семьи, для своей страны».
  • «Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать».
  • «Кто покупает ненужное, скоро продаст необходимое».
  • «Остерегайтесь и мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль».
  • «Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время».

- Итак, решительность, трудолюбие. бережливость, стремление к порядку- вот некоторые черты американца. Эти черты помогли многим добиться успеха в жизни, и создать американское общество.

  1. Конфликт с метрополией.

Самостоятельная работа учащихся.

I ряд – стр. 203

II ряд - стр. 204

III ряд - стр. 205.

Каждый ряд на указанной странице находит причины по которым начался конфликт колоний с метрополией.

Обсуждение самостоятельной работы.

- Давайте выясним каковы же были причины по которым колонии начали борьбу с метрополиями.

Запись в тетрадь.

В 1773 году жители Бостона напали на английские корабли, стоявшие в порту, и выбросили за борт тюки облагаемого налогом чая. Это событие получило название «бостонское чаепитие».

V.  Итог.

- Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

- Что такое колония?

- Кто  из Англии переселяется в колонии?

- Когда появилось первое постоянное поселение в Северной Америке?

-  Кто такие пилигримы? Что вы о них узнали?

- Какие  отношения были у первых колонистов с местным населением?

- Что такое колонизация?

- Соответствует ли данное определение событиям, которые происходили в Северной Америке ?

- Сколько колоний образовалось на побережье Атлантического океана?

- Из каких групп населения состояло колониальное общество?

- Каково было управление в колониях?

- Каковы были предпосылки для образования единой североамериканской нации?

- Какими качествами, на взгляд колонистов должен был обладать американец, чтобы добиться успеха?

- Каковы причины конфликта колоний с метрополией?

Итак, Англия начала осваивать Североамериканский континент.

К середине XVIII века Англия имела там 13 колоний, и они существовали как единое целое.

В колониях успешно развивалось хозяйственная жизнь.

Колонии приносили Англии огромную прибыль.

В колониях сложилась политическая власть, которая давала жителям широкие права.

В Новом Свете появилась новая нация – со своей религией, культурой, языком, идеологией.

Появились противоречия  между колониями и метрополией.

Началась борьба североамериканских колоний за независимость от Англии.

- УЖЕ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ МЫ УЗНАЕМ,  КАК ПРОХОДИЛА ЭТА БОРЬБА, И КАК НА КАРТЕ ПОЯВИЛОСЬ НОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ.

VI. Домашнее задание. Выставление оценок.

Параграф 22, дополнительно прочитать стр. 206-207, в рабочей тетради (выпуск 2) задание № 17, стр. 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английские колонии в Северной Америке

Английские колонии в Северной Америке...

Английские колонии в Северной Америке

Английские колонии в Северной Америке...

«Английские колонии в Северной Америке»

1.      Цель  урока: узнать, удалось ли Англии решить освоения североамериканских колоний, и какие сложности возникали на этом пути. 2.      Зада...

Урок. Английские колонии в Северной Америке.

На этом уроке я использовала игровую ситуацию. В начале мы выяснили причины переселений англичан в Северную Америку, а потом каждый ученик ( в классе всего 7 учеников) получал кораблик, приклепленный ...

Презентация к уроку "Английские колонии в Северной Америке"

Урок по Новой истории в 7 классе на тему "Английские колонии в Севеной Америке"...