Программа кружка "Истоки"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Буланов Константин Владимирович

Разработка программы кружка для 5 класса "Истоки" на 34часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka-2014.odt35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл  краеведческого кружка.Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.

В организации:

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов,  мультимедийных технологий;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.

Цели: главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью г.Шатуры

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса

Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.

Формы занятий:

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Викторина;
  • Индивидуальная самостоятельная работа;
  • Консультация
  • Встречи с жителями города
  • Проектная деятельность и создание презентаций.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

Проведение экскурсий , мероприятий для учащихся и гостей школы, жителей города

  • Активное участие в предметных неделях истории;
  • Участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях по исторической тематике.
  • Отзывы учеников, учителей, родителей, и гостей школы о работе кружка.

Содержание программы:

Работа ведется в 3-х направлениях:

1.  Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории города, истории школы, культуре народов, проживающих в городе

2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала -реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным  данным, оформление альбомов, стендов. организация выставок, экспозиций,  проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.

3. Экскурсионная работа: 1) проведение экскурсий по различным темам: «Город мой родной», «История школы и учителя», Народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи», « Наш город в годы  войны», «Вся жизнь передовая» и др.

2) посещение музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городе.

Планирование работы на 2014 – 2015учебный год.

Содержание кружковых занятий

Сроки проведения

1.

Введение. Ознакомление с правилами и принципами работы кружка.

Задачи на новый учебный год и планирование работы.

сентябрь 1 – я неделя

2.

Распределение обязанностей. Экскурсия по городу «Город мой родной»

2 – я неделя

3.

Участие в акции «Помоги  ближнему»  - оказание помощи престарелым жителям города

в течение года

4.

Систематизация собранных материалов. Ознакомление с содержанием оформленных альбомов.

3 – я неделя

5.

Экскурсия по городу. Фотографирование.  

4 – я неделя

6.

Работа с группой экскурсоводов. Определение тематики экскурсий на год.

октябрь 1 – я неделя

7.

. Сбор материалов об истории г.Шатуры

октябрь

8.

Экскурсия для учащихся 5 класса «Люди проживающие в нашем городе. Традиции и обычаи».

ноябрь

9.

 Проект «История одной семьи».

ноябрь - март

10

Генеологическое древо моей семьи

ноябрь -март

1

-1

Создание презентаций «Вся жизнь – передовая»о наших героях

апрель - май

1

-2

Проведение экскурсий  по теме «Наш город в годы  войны», 2 «Вклад наших земляков в победу»для учащихся школы, жителей села.

май

1

-3

Представление презентаций учащихся.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...