Программа кружка "Истоки"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Разработка программы кружка для 5 класса "Истоки" на 34часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческого кружка.Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.
В организации:
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью г.Шатуры
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.
Формы занятий:
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Викторина;
- Индивидуальная самостоятельная работа;
- Консультация
- Встречи с жителями города
- Проектная деятельность и создание презентаций.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
Проведение экскурсий , мероприятий для учащихся и гостей школы, жителей города
- Активное участие в предметных неделях истории;
- Участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях по исторической тематике.
- Отзывы учеников, учителей, родителей, и гостей школы о работе кружка.
Содержание программы:
Работа ведется в 3-х направлениях:
1. Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории города, истории школы, культуре народов, проживающих в городе
2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала -реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным данным, оформление альбомов, стендов. организация выставок, экспозиций, проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.
3. Экскурсионная работа: 1) проведение экскурсий по различным темам: «Город мой родной», «История школы и учителя», Народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи», « Наш город в годы войны», «Вся жизнь передовая» и др.
2) посещение музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городе.
Планирование работы на 2014 – 2015учебный год.
№ | Содержание кружковых занятий | Сроки проведения |
1. | Введение. Ознакомление с правилами и принципами работы кружка. Задачи на новый учебный год и планирование работы. | сентябрь 1 – я неделя |
2. | Распределение обязанностей. Экскурсия по городу «Город мой родной» | 2 – я неделя |
3. | Участие в акции «Помоги ближнему» - оказание помощи престарелым жителям города | в течение года |
4. | Систематизация собранных материалов. Ознакомление с содержанием оформленных альбомов. | 3 – я неделя |
5. | Экскурсия по городу. Фотографирование. | 4 – я неделя |
6. | Работа с группой экскурсоводов. Определение тематики экскурсий на год. | октябрь 1 – я неделя |
7. | . Сбор материалов об истории г.Шатуры | октябрь |
8. | Экскурсия для учащихся 5 класса «Люди проживающие в нашем городе. Традиции и обычаи». | ноябрь |
9. | Проект «История одной семьи». | ноябрь - март |
10 | Генеологическое древо моей семьи | ноябрь -март |
1 -1 | Создание презентаций «Вся жизнь – передовая»о наших героях | апрель - май |
1 -2 | Проведение экскурсий по теме «Наш город в годы войны», 2 «Вклад наших земляков в победу»для учащихся школы, жителей села. | май |
1 -3 | Представление презентаций учащихся. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...