План-конспект по методике В. Д. Шадрикова
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
План-конспект по методике В. Д. Шадрикова по истории древнего мира (5 класс ) на тему "Восстание Спартака" учителя истории и обществознания МБОУ "ООШ № 14" города Набережные Челны Республики Татарстан Губайдулиной Гульнары Фирдинатовны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shadrikov_konspekt.docx | 48.93 КБ |
shadrikov_konspekt.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
(по методике В.Д. Шадрикова)
по истории 5 класс
на тему:
«Восстание Спартака»
учителя истории и обществознания МБОУ «ООШ № 14»
Губайдулиной Гульнары Фирдинатовны
План-конспект урока по истории
на тему "Восстание Спартака"
Цели урока:
- Сформировать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.
- Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения извлекать необходимую информацию из исторического источника, продолжить работу по формированию понятийного аппарата.
Задачи:
- Актуализация изученного материала и проверка качества усвоения домашнего задания.
- Освоение нового учебного материала.
- Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
Технические средства обучения и оборудование:
- учебное пособие- А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свинцицкая «История Древнего мира», 5 класс, Москва, Просвещение, 2010г
- учебно-методическое пособие-О.В.Арсланова,К.А.Соловьев «Поурочные разработки по истории древнего мира», Москва, Вако, 2007г
- ЭОР с сайта www.fcior.edu.ru и ресурсы с сайта www.school-collection.edu.ru,
- мультимедиасистема;
- раздаточный материал (тесты), карта, атласы, иллюстрации в учебнике.
Тип урока: комбинированный, мультимедиа урок.
Этапы работы | Содержание этапа | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1 | Организационный момент -Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса): эмоциональный, психологический настрой учащихся. - Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. | Цель организационного момента: настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока. | ||
- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе. Сегодня наш урок будет посвящен крупнейшему восстанию рабов в древности в Италии. Но прежде мы с вами вспомним, о земельном законе братьев Гракхов. Это поможет нам в продолжении изучения темы «Гражданские войны в Риме» случайно ли такое крупное восстание произошло именно в Италии?. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, записывать в тетради. Слайды 1-2 | Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок. Смотрят слайды 1-2. | |||
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу - Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока. - Определение цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися). - Методы, способствующих решению поставленных целей и задач: -практическая работа:часть учеников выполняет письменно задания по карточкам; -устные вопросы по пройденной ранее теме; -задания на успех(придумать дома вопрос по домашнему заданию); - поощрения. - описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; - определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей. В случае затруднения выполнения задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие определенных знаний по заданной теме. - методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: самооценивание – учащиеся сами оценивают ответы своих одноклассников. | Цель повторения: привести в систему знания, полученные ранее; работать над понятиями, датами, событиями, персоналиями. | ||
- В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит вспомнить: почему вспыхнула вражда между различными группами населения римского государства, кто выступил в защиту бедных земледельцев и какие последствия имели земельные законы Гракхов, сделать выводы, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Гражданские войны в Риме .Земельный закон Гракхов» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему. Итак, переходим к домашнему параграфу №50.Оценивать ваши ответы сегодня будет эксперты Артур и Эльвина по пятибалльной системе. Как обычно часть отвечает письменно по индивидуальным заданиям-карточкам. А Альбина и Василий дома подготовили свои вопросы и мы попробуем на них ответить. Все остальные слушают ответы и добавляют, за что тоже получат оценки. 1) Объясните почему заморские походы разоряли воинов-земледельцев? 2) Кто такой Тибрий Гракх?3)Земельный закон Гракха.4)Гибель Тиберия.5)Гай Гракх продолжает дело брата. Молодцы! Все были очень активны! Кто отвечал письменно- те тоже справились! Даже Маша сегодня дала письменный полный ответ! А Александра нашла дополнительную информацию в интернете. Умница! А теперь более сложное задание: Рассказывая о гибели Тиберия Гракха, древний писатель Плутарх пишет:»После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием…» Подсчитайте, сколько лет Рим не знал вооруженной борьбы граждан друг с другом. Молодец, Азат, справился с заданием! А какие вопросы подговили Альбина и Василий по нашей теме? -Молодцы, интересные вопросы! Умнички и те, кто отвечал!!Все прекрасно знают материал! - Уважаемые эксперты давайте оценим работающих сегодня на уроке! Молодцы! Да и сами эксперты сегодня тоже были активны и получают заслуженные пятерки. (Выставляются оценки в журнал.) Вывод: Тему прошлого урока мы усвоили в основном хорошо .И мы приступаем к изучению следующей не менее интересной темы! | 6 учащихся выполняют небольшие задания по карточкам письменно.
Учащиеся отвечают устно, дополняют друг друга . Александра подготовила небольшое сообщение о Тиберии Гракхе. Те кто отвечал письменно-сдали свои работ -Последний царь был изгнан в 509 году до н. э. А земельный закон был принят в 133 году до н. э. Значит примерно 376 лет . -Почему сенаторы не поддерживали земельный закон Гракха? - Вспомните ,каковы были обязанности народных трибунов? И были ли Гракхи действительно народными трибунами? Учащиеся-эксперты оценивают ответы своих одноклассников. Учащиеся выставляют оценки в дневники. | |||
3 | Изучение нового учебного материала. - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока - постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока) - изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися - Методы изложения (представления) нового учебного материала:
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог - описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цель изучения нового материала: Сформировать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака( учить работать с текстом и документом, анализировать и делать выводы). | ||
Эпиграф: Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать своей жизнью. Спартак.
- На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Нигде в Древнем мире рабство не было распространено так, как в Риме! Как вы думаете, почему? Правильно! Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны !Почему? --Как вы думаете о чем они могли мечтать? -Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? Слайды 1-3 - Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Восстание Спартака». Мы должны с вами сегодня:
- Изучение темы урока мы с вами начнем с того, что вспомним кто такие гладиаторы. -Ребята, сегодня мы с вами станем свидетелями грандиозного исторического события, когда один человек, никому доселе неизвестный, вступил в смертельный поединок с богачами Рима…. Никому, ни до, ни после него, не удавалось достичь такого результата. –Восстание Спартака (74-71годы до н.э.) План урока: ( сл. 7) 1.Первая победа над римскими войсками. 2.Армия Спартака 3.Походы восставших. 4.Рабы в ловушке. 5.Последняя битва. – В гладиаторской школе города Капуи возник заговор, руководителем которого стал Спартак. Это была крупнейшая школа. Как вы думаете, почему именно здесь началось восстание?
- Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем немного известно о биографии Спартака. - В гладиаторской школе города Капуи возник заговор, руководителем которого стал Спартак. Он подговорил рабов бежать. Но сделать это было очень трудно, так как ворота всегда были затворены, а оружие надёжно спрятано. И всё же 70 смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и смогли бежать. -Беглецы покинули город и направились к вершине вулкана Везувия. Очень скоро рабы из окрестных имений стали сбегаться сюда. Таким образом, численность войска Спартака стало расти. Для их уничтожения восставших Сенат отправил Трёхтысячное войско. Но взобраться на Везувий можно было только одним путём – по узенькой тропинке. С других сторон были видны скалы. Римляне не решились на штурм. Они стали стеречь тропинку, так как думали, что когда повстанцы проголодаются, им ничего не останется, как спуститься, и они их тут же схватят. - И что же придумал Спартак? Давайте, прочитаем! -Единственная узенькая тропа вела на вершину горы, где мы укрылись. Кругом зияли страшные пропасти. Римляне не решались штурмовать наше убежище. Став лагерем у начала тропы, римляне решили взять нас измором. Положение казалось безвыходным. «А что, если попробовать сплести лестницы из виноградных лоз и спустится по ним в пропасть? – обратился Спартак к окружающим. – Выдержат ли такие лестницы тяжесть человека?» Мы решили попытаться осуществить предложения Спартака. Рабы привыкли к труду. Лестница вышла на славу! Один за другим – весь отряд спустился к подножию горы. (М.Н. Ботвинник «Спартак») - Можно ли сказать, что Спартак обладал умом и находчивостью, был смелым и решительным? - После победы у Везувия мятеж охватил юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, освобождали рабов. Все эти люди говорили на разных языках и были не приучены к дисциплине. - Что же предпринял Спартак? Работа с текстом учебника, стр. 236 – 1 и 2 абзац - походы восставших. Стр. 236-237 – чтение по цепочке походы восставших.
-Спартак, очевидно, хотел вывести свою армию в Галлию, а, возможно, и Испанию, чтобы соединиться с мятежником Квинтом Серторием. Однако он изменил своё решение, вероятно, в связи с убийством Сертория, либо под давлением соратников, желавших решительных действий против Рима. Существует мнение, что часть его последователей, не участвовавших в боях (около 10 000), всё же пересекли Альпы и вернулись домой. После отдыха, армия повстанцев двинулась на юг, разбила ещё два легиона Марка Лициния Красса, ( сл. 14) богатейшего в то время римлянина. На исходе 72 до н. э. Спартак добрался до Региума (совр. Реджо-ди-Калабрия) на Мессинском проливе. Он договорился с киликийскими пиратами доставить его с людьми в Сицилию, а в это время 8 легионов Красса перекрыли ему выход из Калабрии, вырыв ров и построив укрепления от моря до моря. Сенат отозвал в Италию Гнея Помпея из Испании и Луция Лициния ( сл. 15) Лукулла из Анатолии, где тот вёл важную для Рима войну с Митридатом VI. Пираты обманули Спартака. Он прорвал укрепления Красса и двинулся к Брундизию (совр. Бриндизи), однако Красс настиг его у границы Апулии и Лукании. В бою восставшие были разбиты, а Спартак вскоре погиб у реки Силари. Согласно одному из литературных источников, Спартак был убит солдатом из Помпей по имени Феликс, который уже после войны на стене своего дома в Помпеях выложил мозаикой изображение своего боя со Спартаком. После битвы римляне обнаружили 3000 невредимых пленных легионеров в лагере побеждённых. Тело Спартака, однако, так и не нашли.. -Примерно 6000 захваченных рабов было распято вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима ( стр. 237 в учебнике и сл. 16) . Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов, они висели на них годами, а, возможно, десятилетиями (Красс умер через 18 лет после разгрома Спартака). Около 5000 рабов из армии Спартака бежало на север. Позже их разбил Помпей, благодаря чему он получил лавры полководца, окончившего эту войну.
- Так и неизвестно, почему Спартак повернул на юг, когда уже стоял у ворот Галлии. Возможно, это его величайшая ошибка, а возможно многочисленные победы сделали его слишком самонадеянным, или он рассчитывал поднять новое восстание в Сицилии, захватив при этом ещё больше трофеев. Если же следовать версии о желании соединиться с Квинтом Серторием, то причина здесь одна: мятеж Квинта Сертория к тому времени был уже подавлен, но Спартак, находясь в школе гладиаторов, просто не мог об этом знать. Но даже несмотря на то, что он никогда не изучал науку управления армиями, Спартак остаётся гениальным полководцем, долгое время побеждавшим в войне, где численное преимущество и лучшее обеспечение было на стороне врага. Несмотря на окончательный итог этой войны, Спартак стал легендой уже при жизни. Люди присоединялись к нему, веря, что когда-нибудь он приведёт их к свободе. Легенда о нём живёт и поныне. Первоисточниками по восстанию Спартака стали работы историков Плутарха, Аппиана, Луция Флора, Оросия и Саллюстия. Все они излагают события с точки зрения противников Спартака. - Давайте назовём причины поражения восстания ( сл. 17) - Молодцы, Азат и Александра! Запишем в тетради ,ребята. Учитель ходит между рядами. - Значение восстания Спартака: Восстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов во все времена. Это восстание ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Созданная Спартаком военная организация оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии. Образ Спартака нашел широкое отражение в мировой художественной литературе и искусстве. | Учащиеся записывают тему урока и эпиграф к нему. Ответы учащихся: -Рим вел много завоевательных походов, благодаря которым в Рим стекалось большое множество пленников. - О свободе - Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 4-5 , где отражены тема и план урока по изучению новой темы. - Наиболее сильные и ловкие рабы, которые сражались на потеху публике. Учащиеся добавляют ответы про Колизей и амфитеатры. Учащиеся записывают в тетради. - 1) Скопление большой массой рабов; 2) жестокое обращение с рабами; Смотрят слайды6-7 и фиксируют в тетрадях. Азат подготовил небольшое сообщение о Спартаке. Смотрим слайд8. Илина подготовила сообщение о вооружение гладиаторов. Слайды 8-9. Учащиеся смотрят слады 10-11 -Да Учащиеся работают с текстом учебника -Спартак создает боеспособную армию. Учащиеся по карте отслеживают продвижение Спартака. Слайды 12-13. Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа. Слайды 14-16. -1) Плохое вооружение восставших 2) У Спартака не было четкого плана действий 3) Восставших обманули пираты 4) Рим имел большое превосходство над восставшими | |||
4 | Закрепление учебного материала - целей, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока - постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока) - описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог - описание критериев, позволяющих определить степень освоения учащимися нового учебного материала - описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала. | ||
- В завершении еще раз поговорим с вами о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака. -Когда произошло восстание Спартака? - Молодец, Эльвина! Вспомните причины!
-Браво! А назовите причины поражения восстания. - Ребята, а теперь задание для всех 1.Спартак отличался отвагой, физической силой. 2. Он отличался от других рабов выдающимся умом. 3.Спартак обладал организаторскими способностями. 4. Обладал талантом великого полководца. 5. Любил свой народ. 6. Презирал наживу и богатство. 7. Уважал право человека на свободу. 8. Ценил труд людей. Задание учащимся: 1. Какими из этих качеств обладал Спартак? 2. Какие из этих качеств и ценностей необходимы современному человеку в XXI веке?
- И последнее задание. Установите последовательность событий:
-Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы.
| -В 74-71 годах до н. э. -1) Скопление большой массой рабов; 2) жестокое обращение с рабами; -1) Плохое вооружение восставших 2) У Спартака не было четкого плана действий 3) Восставших обманули пираты 4) Рим имел большое превосходство над восставшими Задание выполняют слабые учащиеся на выбор учителя | |||
5 | Задание на дом определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом - постановку целей самостоятельной работы учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)
- определение и разъяснение | Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы | ||
- Дома прочитайте § 51 учебника, с.234-238, устно ответьте на вопросы после текста. А письменно в тетради задание первое на стр.238.Через несколько уроков у нас будет итоговый тест. Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Учащиеся записывают задание на дом в дневник. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
(по методике В.Д. Шадрикова)
по истории 5 класс
на тему:
«Восстание Спартака»
учителя истории и обществознания МБОУ «ООШ № 14»
Губайдулиной Гульнары Фирдинатовны
План-конспект урока по истории
на тему "Восстание Спартака"
Цели урока:
- Сформировать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.
- Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения извлекать необходимую информацию из исторического источника, продолжить работу по формированию понятийного аппарата.
Задачи:
- Актуализация изученного материала и проверка качества усвоения домашнего задания.
- Освоение нового учебного материала.
- Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
Технические средства обучения и оборудование:
- учебное пособие- А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свинцицкая «История Древнего мира», 5 класс, Москва, Просвещение, 2010г
- учебно-методическое пособие-О.В.Арсланова,К.А.Соловьев «Поурочные разработки по истории древнего мира», Москва, Вако, 2007г
- ЭОР с сайта www.fcior.edu.ru и ресурсы с сайта www.school-collection.edu.ru,
- мультимедиасистема;
- раздаточный материал (тесты), карта, атласы, иллюстрации в учебнике.
Тип урока: комбинированный, мультимедиа урок.
Этапы работы | Содержание этапа | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1 | Организационный момент -Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса): эмоциональный, психологический настрой учащихся. - Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока. | Цель организационного момента: настроить учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока. | ||
- Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно, спины выпрямите, руки положите перед собой, ноги поставьте вместе. Сегодня наш урок будет посвящен крупнейшему восстанию рабов в древности в Италии. Но прежде мы с вами вспомним, о земельном законе братьев Гракхов. Это поможет нам в продолжении изучения темы «Гражданские войны в Риме» случайно ли такое крупное восстание произошло именно в Италии?. В ходе урока мы будем обращаться к слайдам, записывать в тетради. Слайды 1-2 | Учащиеся слушают, удобно рассаживаются, настраиваются на урок. Смотрят слайды 1-2. | |||
2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу - Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока. - Определение цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися). - Методы, способствующих решению поставленных целей и задач: -практическая работа:часть учеников выполняет письменно задания по карточкам; -устные вопросы по пройденной ранее теме; -задания на успех(придумать дома вопрос по домашнему заданию); - поощрения. - описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; - определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей. В случае затруднения выполнения задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие определенных знаний по заданной теме. - методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: самооценивание – учащиеся сами оценивают ответы своих одноклассников. | Цель повторения: привести в систему знания, полученные ранее; работать над понятиями, датами, событиями, персоналиями. | ||
- В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит вспомнить: почему вспыхнула вражда между различными группами населения римского государства, кто выступил в защиту бедных земледельцев и какие последствия имели земельные законы Гракхов, сделать выводы, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Гражданские войны в Риме .Земельный закон Гракхов» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему. Итак, переходим к домашнему параграфу №50.Оценивать ваши ответы сегодня будет эксперты Артур и Эльвина по пятибалльной системе. Как обычно часть отвечает письменно по индивидуальным заданиям-карточкам. А Альбина и Василий дома подготовили свои вопросы и мы попробуем на них ответить. Все остальные слушают ответы и добавляют, за что тоже получат оценки. 1) Объясните почему заморские походы разоряли воинов-земледельцев? 2) Кто такой Тибрий Гракх?3)Земельный закон Гракха.4)Гибель Тиберия.5)Гай Гракх продолжает дело брата. Молодцы! Все были очень активны! Кто отвечал письменно- те тоже справились! Даже Маша сегодня дала письменный полный ответ! А Александра нашла дополнительную информацию в интернете. Умница! А теперь более сложное задание: Рассказывая о гибели Тиберия Гракха, древний писатель Плутарх пишет:»После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием…» Подсчитайте, сколько лет Рим не знал вооруженной борьбы граждан друг с другом. Молодец, Азат, справился с заданием! А какие вопросы подговили Альбина и Василий по нашей теме? -Молодцы, интересные вопросы! Умнички и те, кто отвечал!!Все прекрасно знают материал! - Уважаемые эксперты давайте оценим работающих сегодня на уроке! Молодцы! Да и сами эксперты сегодня тоже были активны и получают заслуженные пятерки. (Выставляются оценки в журнал.) Вывод: Тему прошлого урока мы усвоили в основном хорошо .И мы приступаем к изучению следующей не менее интересной темы! | 6 учащихся выполняют небольшие задания по карточкам письменно.
Учащиеся отвечают устно, дополняют друг друга . Александра подготовила небольшое сообщение о Тиберии Гракхе. Те кто отвечал письменно-сдали свои работ -Последний царь был изгнан в 509 году до н. э. А земельный закон был принят в 133 году до н. э. Значит примерно 376 лет . -Почему сенаторы не поддерживали земельный закон Гракха? - Вспомните ,каковы были обязанности народных трибунов? И были ли Гракхи действительно народными трибунами? Учащиеся-эксперты оценивают ответы своих одноклассников. Учащиеся выставляют оценки в дневники. | |||
3 | Изучение нового учебного материала. - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока - постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока) - изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися - Методы изложения (представления) нового учебного материала:
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог - описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цель изучения нового материала: Сформировать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака( учить работать с текстом и документом, анализировать и делать выводы). | ||
Эпиграф: Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать своей жизнью. Спартак.
- На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Нигде в Древнем мире рабство не было распространено так, как в Риме! Как вы думаете, почему? Правильно! Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны !Почему? --Как вы думаете о чем они могли мечтать? -Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? Слайды 1-3 - Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Восстание Спартака». Мы должны с вами сегодня:
- Изучение темы урока мы с вами начнем с того, что вспомним кто такие гладиаторы. -Ребята, сегодня мы с вами станем свидетелями грандиозного исторического события, когда один человек, никому доселе неизвестный, вступил в смертельный поединок с богачами Рима…. Никому, ни до, ни после него, не удавалось достичь такого результата. –Восстание Спартака (74-71годы до н.э.) План урока: ( сл. 7) 1.Первая победа над римскими войсками. 2.Армия Спартака 3.Походы восставших. 4.Рабы в ловушке. 5.Последняя битва. – В гладиаторской школе города Капуи возник заговор, руководителем которого стал Спартак. Это была крупнейшая школа. Как вы думаете, почему именно здесь началось восстание?
- Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем немного известно о биографии Спартака. - В гладиаторской школе города Капуи возник заговор, руководителем которого стал Спартак. Он подговорил рабов бежать. Но сделать это было очень трудно, так как ворота всегда были затворены, а оружие надёжно спрятано. И всё же 70 смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и смогли бежать. -Беглецы покинули город и направились к вершине вулкана Везувия. Очень скоро рабы из окрестных имений стали сбегаться сюда. Таким образом, численность войска Спартака стало расти. Для их уничтожения восставших Сенат отправил Трёхтысячное войско. Но взобраться на Везувий можно было только одним путём – по узенькой тропинке. С других сторон были видны скалы. Римляне не решились на штурм. Они стали стеречь тропинку, так как думали, что когда повстанцы проголодаются, им ничего не останется, как спуститься, и они их тут же схватят. - И что же придумал Спартак? Давайте, прочитаем! -Единственная узенькая тропа вела на вершину горы, где мы укрылись. Кругом зияли страшные пропасти. Римляне не решались штурмовать наше убежище. Став лагерем у начала тропы, римляне решили взять нас измором. Положение казалось безвыходным. «А что, если попробовать сплести лестницы из виноградных лоз и спустится по ним в пропасть? – обратился Спартак к окружающим. – Выдержат ли такие лестницы тяжесть человека?» Мы решили попытаться осуществить предложения Спартака. Рабы привыкли к труду. Лестница вышла на славу! Один за другим – весь отряд спустился к подножию горы. (М.Н. Ботвинник «Спартак») - Можно ли сказать, что Спартак обладал умом и находчивостью, был смелым и решительным? - После победы у Везувия мятеж охватил юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, освобождали рабов. Все эти люди говорили на разных языках и были не приучены к дисциплине. - Что же предпринял Спартак? Работа с текстом учебника, стр. 236 – 1 и 2 абзац - походы восставших. Стр. 236-237 – чтение по цепочке походы восставших.
-Спартак, очевидно, хотел вывести свою армию в Галлию, а, возможно, и Испанию, чтобы соединиться с мятежником Квинтом Серторием. Однако он изменил своё решение, вероятно, в связи с убийством Сертория, либо под давлением соратников, желавших решительных действий против Рима. Существует мнение, что часть его последователей, не участвовавших в боях (около 10 000), всё же пересекли Альпы и вернулись домой. После отдыха, армия повстанцев двинулась на юг, разбила ещё два легиона Марка Лициния Красса, ( сл. 14) богатейшего в то время римлянина. На исходе 72 до н. э. Спартак добрался до Региума (совр. Реджо-ди-Калабрия) на Мессинском проливе. Он договорился с киликийскими пиратами доставить его с людьми в Сицилию, а в это время 8 легионов Красса перекрыли ему выход из Калабрии, вырыв ров и построив укрепления от моря до моря. Сенат отозвал в Италию Гнея Помпея из Испании и Луция Лициния ( сл. 15) Лукулла из Анатолии, где тот вёл важную для Рима войну с Митридатом VI. Пираты обманули Спартака. Он прорвал укрепления Красса и двинулся к Брундизию (совр. Бриндизи), однако Красс настиг его у границы Апулии и Лукании. В бою восставшие были разбиты, а Спартак вскоре погиб у реки Силари. Согласно одному из литературных источников, Спартак был убит солдатом из Помпей по имени Феликс, который уже после войны на стене своего дома в Помпеях выложил мозаикой изображение своего боя со Спартаком. После битвы римляне обнаружили 3000 невредимых пленных легионеров в лагере побеждённых. Тело Спартака, однако, так и не нашли.. -Примерно 6000 захваченных рабов было распято вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима ( стр. 237 в учебнике и сл. 16) . Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов, они висели на них годами, а, возможно, десятилетиями (Красс умер через 18 лет после разгрома Спартака). Около 5000 рабов из армии Спартака бежало на север. Позже их разбил Помпей, благодаря чему он получил лавры полководца, окончившего эту войну.
- Так и неизвестно, почему Спартак повернул на юг, когда уже стоял у ворот Галлии. Возможно, это его величайшая ошибка, а возможно многочисленные победы сделали его слишком самонадеянным, или он рассчитывал поднять новое восстание в Сицилии, захватив при этом ещё больше трофеев. Если же следовать версии о желании соединиться с Квинтом Серторием, то причина здесь одна: мятеж Квинта Сертория к тому времени был уже подавлен, но Спартак, находясь в школе гладиаторов, просто не мог об этом знать. Но даже несмотря на то, что он никогда не изучал науку управления армиями, Спартак остаётся гениальным полководцем, долгое время побеждавшим в войне, где численное преимущество и лучшее обеспечение было на стороне врага. Несмотря на окончательный итог этой войны, Спартак стал легендой уже при жизни. Люди присоединялись к нему, веря, что когда-нибудь он приведёт их к свободе. Легенда о нём живёт и поныне. Первоисточниками по восстанию Спартака стали работы историков Плутарха, Аппиана, Луция Флора, Оросия и Саллюстия. Все они излагают события с точки зрения противников Спартака. - Давайте назовём причины поражения восстания ( сл. 17) - Молодцы, Азат и Александра! Запишем в тетради ,ребята. Учитель ходит между рядами. - Значение восстания Спартака: Восстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов во все времена. Это восстание ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Созданная Спартаком военная организация оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии. Образ Спартака нашел широкое отражение в мировой художественной литературе и искусстве. | Учащиеся записывают тему урока и эпиграф к нему. Ответы учащихся: -Рим вел много завоевательных походов, благодаря которым в Рим стекалось большое множество пленников. - О свободе - Формы борьбы: побеги, порча орудий труда, неповиновение, высшей формой борьбы – было восстание Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 4-5 , где отражены тема и план урока по изучению новой темы. - Наиболее сильные и ловкие рабы, которые сражались на потеху публике. Учащиеся добавляют ответы про Колизей и амфитеатры. Учащиеся записывают в тетради. - 1) Скопление большой массой рабов; 2) жестокое обращение с рабами; Смотрят слайды6-7 и фиксируют в тетрадях. Азат подготовил небольшое сообщение о Спартаке. Смотрим слайд8. Илина подготовила сообщение о вооружение гладиаторов. Слайды 8-9. Учащиеся смотрят слады 10-11 -Да Учащиеся работают с текстом учебника -Спартак создает боеспособную армию. Учащиеся по карте отслеживают продвижение Спартака. Слайды 12-13. Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа. Слайды 14-16. -1) Плохое вооружение восставших 2) У Спартака не было четкого плана действий 3) Восставших обманули пираты 4) Рим имел большое превосходство над восставшими | |||
4 | Закрепление учебного материала - целей, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока - постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока) - описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог - описание критериев, позволяющих определить степень освоения учащимися нового учебного материала - описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цель закрепления изученного материала: привести в систему знания, полученные на уроке, по новой теме; определить степень освоения учащимися нового учебного материала. | ||
- В завершении еще раз поговорим с вами о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака. -Когда произошло восстание Спартака? - Молодец, Эльвина! Вспомните причины!
-Браво! А назовите причины поражения восстания. - Ребята, а теперь задание для всех 1.Спартак отличался отвагой, физической силой. 2. Он отличался от других рабов выдающимся умом. 3.Спартак обладал организаторскими способностями. 4. Обладал талантом великого полководца. 5. Любил свой народ. 6. Презирал наживу и богатство. 7. Уважал право человека на свободу. 8. Ценил труд людей. Задание учащимся: 1. Какими из этих качеств обладал Спартак? 2. Какие из этих качеств и ценностей необходимы современному человеку в XXI веке?
- И последнее задание. Установите последовательность событий:
-Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы.
| -В 74-71 годах до н. э. -1) Скопление большой массой рабов; 2) жестокое обращение с рабами; -1) Плохое вооружение восставших 2) У Спартака не было четкого плана действий 3) Восставших обманули пираты 4) Рим имел большое превосходство над восставшими Задание выполняют слабые учащиеся на выбор учителя | |||
5 | Задание на дом определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задания на дом - постановку целей самостоятельной работы учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)
- определение и разъяснение | Цель задания на дом: создать условия для заинтересованности учащихся в продолжение самостоятельного изучения темы | ||
- Дома прочитайте § 51 учебника, с.234-238, устно ответьте на вопросы после текста. А письменно в тетради задание первое на стр.238.Через несколько уроков у нас будет итоговый тест. Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Учащиеся записывают задание на дом в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему "Прошедшее неопределенное время глагола" для 4 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой
Тема: "Билгесез үткән заман хикәя фигыль"Максат: 1. Билгесез үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру; билгеле үткән заман хикәя фигыльлә...
Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему:"Степени сравнения прилагательных"для 5 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой.
"Сыйфат дәрәҗәләре"(Степени сравнения прилагательных)...
План-конспект урока 6 класс по Шадрикову
План-конспект урокана тему: «ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗРОБЛЕННОСТТЬ В XII в»по предмету «ИСТОРИЯ РОССИИ»класс 6УЧИТЕЛЯ ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИМБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ...
План-конспект урока 6 класс по Шадрикову
План-конспект урокана тему: «ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗРОБЛЕННОСТТЬ В XII в»по предмету «ИСТОРИЯ РОССИИ»класс 6УЧИТЕЛЯ ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИМБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ...
План-конспект урока английского языка для 6 класса по методике Шадрикова на тему: «Предпрошедшее время. Введение нового грамматического материала»
Конспект урока английского языка для 6 класса по методике Шадрикова на тему: «Предпрошедшее время. Введение нового грамматического материала»...
План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.
План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....
План-конспект урока (по В.Д. Шадрикову)
Урок развитие познавательной активности студентов по теме: «Россия в мировой экономике» учебной дисциплины «География» разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабоч...