Разработка урока "В,И,Суриков - мастер исторической живописи"
учебно-методический материал по истории на тему

Маркелова Марина Михайловна

Материалы данного урока показывают, как мастерски художник показывает исторические события, людские судьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surikov.razrabotka_uroka_na_konkurs.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Введенско – Слободская  основная общеобразовательная школа»

                  УРОК   ИСТОРИИ   В   4   КЛАССЕ

«Суриков – мастер исторической живописи»

                                                                      Подготовила учитель истории
                                                                     Маркелова Марина Михайловна

Тема: «Василий Иванович Суриков – мастер исторической живописи».

Цели:

Знакомство с В.И. Суриковым,  одним из величайших исторических живописцев мира.

Прививать любовь к истории Руси. Вызывать в ученике определённые творческие усилия: излагать собственное мнение, формулировать выводы. Строить гипотезы и проверять их в диалоге.

Расширять исторические знания детей. Опираясь на ранее полученные знания, вывести учащихся на следующий уровень усвоения материала.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть:
  1. Зарядка для ума.
  2. Кроссворд.
  3. Знакомство с художником В.И. Суриковым.
  4. Работа по картине В.И. Сурикова «Взятие Сибири Ермаком».
  5. Физ. минутка «Гром небесный».
  6. Работа по картине В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
  7. Физ. минутка для снятия усталости с глаз.
  8. Работа с картиной В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».
  9. Работа по картине  «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова.
  1. Заключительная часть:
  1. Итог урока.
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание.
  4. Выставка детских работ (дома рисовали свой автопортрет).
  5. Заключительное слово учителя.
  1. Используемая литература.
  2. Приложение.

Мультимедиа презентация «В.И. Суриков».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть:
  1. Зарядка для ума.

Чтобы настроиться на урок истории небольшая зарядка для ума. Вспомним даты, которые мы изучили в течении года. (Учитель называет дату, а дети событие или наоборот).

988г. – крещение Руси.
1147г.- основание Москвы.
1380г.- Куликовская битва.
1480г.- стояние на реке Угре.
1564г.- появление первой русской печатной книги.
1700-1721гг.- Северная война.
1721г.- Россия становится империей.
1812г.- Отечественная война (7 сентября – Бородинская битва).
1861г.- отмена крепостного права.
1917г.- отречение от власти Николая II.

Хорошо, спасибо, молодцы! Теперь я должна объявить тему урока, но это секрет. Чтобы узнать тему нужно разгадать кроссворд. Я знаю вы их очень любите (Кроссворд предлагается на интерактивной доске, дети вписывают слова сами).

  1. Итак, внимание – кроссворд:
  1. Генералисимус, выдающийся полководец, написал книгу «Наука побеждать», говорил «тяжело в учении - легко в бою» и не проиграл ни одного сражения. (Суворов).
  2. Блестящий флотоводец, командовал всем Черноморским флотом, адмирал. (Ушаков).
  3. Кто пригласил своего союзника на пир словами «Приде ко мне брате, во град Москов»? (Ю. Долгорукий).
  4. «Последний русский летописец и первый историк». (Карамзин).
  5. Кто командовал русской армией  в Отечественной войне 1812 года? (М.И. Кутузов).
  6. Кто собрал рать для битвы с войском Мамая на поле Куликовом? (Д. Донской).
  7. Кто создал первый русский университет, который и сейчас носит его имя? (Ломоносов).

Кроссворд.

                                                                   

С

у

в

о

р

о

в

У

ш

а

к

о

в

Д

о

л

г

о

Р

у

к

и

й

К

а

р

а

м

з

И

н

К

у

т

у

з

о

в

Д

О

н

с

к

о

й

Л

о

м

о

н

о

с

о

В

А теперь давайте прочитаем слово, которое получилось у нас по вертикали.

Дети: Суриков.

Учитель: Спасибо. Посмотрите как заполнен кроссворд в презентации (демонстрация слайда с кроссвордом). Тема нашего урока «Суриков – мастер исторической живописи». Вот портрет этого великого художника (Демонстрация портрета через мультимедийный проектор).

Учитель: А вот его автопортрет. Кто знает, что такое автопортрет? (Демонстрация мультимедийного слайда с автопортретом Сурикова .)

Дети: Рисовал сам себя.

Учитель: Верно. С греческого «авто» - сам. В автопортрете художник изобразил себя погрудно, на нейтральном фоне, без намёков на свою профессию. Всё внимание сосредоточено на простом, типично русском скуластом лице. Не восторженные чувства, а опыт жизни и пытливость ума читаются в проницательном взгляде; за внешней скромностью и сдержанностью вырастает личность, яркая, сильная, темпераментная. Таким знали и любили его современники.

  1. Знакомство с художником В.И.Суриковым.

Итак Суриков – кто он? Когда Ермак  пришёл с Дона в Сибирь, в войсках у него служил есаул Суриков; от этого Сурикова и пошёл казачий род, который просуществовал триста лет. Последним в этом роду был художник Василий Иванович Суриков.
Родился В.И. Суриков  в 1848 году в Красноярске. Детство провёл в селе Сухой Бузим, в 60 км от Красноярска, среди суровой природы, среди вольных людей с бунтарскими казачьими душами. Среди политических ссыльных, принесших в далёкий енисейский край свет своих знаний и убеждений.
Рисовать мальчик начал рано. Восьми лет Васю отдали в Красноярское уездное училище, где он стал серьёзно заниматься рисованием. Окончив уездное училище – поступил писцом в канцелярию губернского управления. После смерти отца нужно было кормить мать и  младших брата и сестру. Казалось,  не будет конца этой однообразной скучной жизни. Случай помог ему.
Однажды он нарисовал на полях деловой бумаги муху. Муха была так верно и живо нарисована, что начальник канцелярии Замятин, пытавшийся смахнуть муху с места, заинтересовался этой проделкой и пригласил Сурикова к себе в кабинет. Познакомившись с ним, Замятин предложил молодому художнику давать уроки рисования своей дочери. Впоследствии Красноярские власти помогли Сурикову устроиться в Академию художеств в г. Петербурге.
Учился Суриков в академии (1869 - 1875) с жадностью, успешно переходя из класса в класс, получая серебряные и золотые медали. Уже во время пребывания в Академии у него пробудился интерес к историческим сюжетам.
Москва в 70-ые годы прошлого столетия, с её Кремлём, Красной площадью, Лобным местом, узкими переулками, старинными памятниками, стенами монастырей, была для художника той атмосферой, в которой сформировалось его историческое видение; здесь он нашёл себя, свои темы и образы.

  1. Работа по картине В.И. Сурикова «Взятие Сибири Ермаком».

Сибирь – родина Сурикова, край его детства, край, с которым он был кровно связан до конца своих дней.
Величественная суровость сибирской природы, немногословность её сильных духом, свободолюбивых людей, семейные рассказы о предках – казаках – всё это истоки творческого вдохновения и идеалов Сурикова. Не случайно он говорил: «Я не могу долго быть вне Сибири… Среди её приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ».
Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в чудесный мир, созданный Суриковым.  Для этого я предлагаю вашему вниманию историческое полотно Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (демонстрация картины на слайде проектора). Чтобы наше путешествие было ярким и запоминающимся давайте вспомним кто такой Ермак?

Ученик: В середине XVI века во главе Сибирского ханства стоял хан Кучум. Он не хотел мириться с соседством русских и часто нападал на владения Строгановых. Для обороны восточных границ именитые купцы Строгановы, владельцы соляных заводов и обширной территории по реке Каме, наняли волжских вольных казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем.

Учитель: Дети, а кто такие «казаки»?

Ученики: Казаки – это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставляло их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Учитель: Кто ещё что– нибудь знает о Ермаке?

Ученик: Кто таков Ермак, откуда он родом - неизвестно. Рассказывали, будто бы при рождении назвали его Василием, а Ермак - это его прозвище. Появилось оно в ту пору, когда был он кашеваром в казацком отряде и молол зерно на ручной мельнице. Называлась она ермаком. Отсюда и пошло его имя.

Ученик: Другие утверждали, что при рождении получил он имя Ермолай. От него пошло и прозвище Ермак. Летопись сохранила нам описание его внешности: роста среднего, плечист, плосколиц, борода чёрная. Волосы густые кудрявые. И ещё одно достоверно: был Ермак казак отважный и решительный, умный и хитрый. Собрал он смелых людей в отряд. Утвердил среди них твёрдую дисциплину.

Учитель: Спасибо! Молодцы!

Четыре года Суриков по крупицам собирал исторические и бытовые детали из жизни минусинских татар, хакасов и остяков, в казачьих станицах искал образы своих предков – донских казаков, пришедших с Ермаком в Сибирь. Картина глубоко  патриотична, она рассказывает об одном из знаменательнейших моментов в истории России. Главное действующее лицо в картине, как и почти во всех других произведениях Сурикова – народ. Художник не отделяет Ермака от его войска.

Учитель: Ребята, что вы видите на картине?

Дети: Идёт бой. Казаки стреляют из ружей, а монголы – стрелами.

Учитель: А как вы отличили казаков от татаро – монгол?

Дети: - По одежде и ещё у монголов раскосые глаза.
          - Войско Кучума спустилось с крутого обрыва к реке.
          - На краю обрыва воины на конях.
          - Бой идёт на реке. Трудно предсказать, кто одержит победу.
          - Казаки держат знамёна; они очень интересные.

Учитель: Атаман Ермак Тимофеевич воевал с воинами хана Кучума, освободил от них сибирские земли. Орды кочевников вторглись в пределы Сибири, настроили там крепостей. Стали совершать набеги на крестьянские поля, топтать их, уводить в полон людей. Лютой ненавистью ненавидел народ жестоких поработителей. Но царским войскам было не до Сибири. Не воины царя Ивана IV, а удалая казацкая вольница стала освободителем сибирских земель от несметных войск Кучума. Об этой неравной борьбе и рассказал художник.
Бой идет на реке Иртыш. Широкой полосой уходит она в вдаль и делит картину наискосок, на два лагеря. Слева под знамёнами, рослые воины в шлемах и высоких шапках – это казаки. А под крутым берегом – войско Кучума.
В самой гуще казачьего отряда, под сенью знамён, руководя боем, стоит Ермак. Тускло поблёскивают на нём металлические латы, из – под островерхого шлема сурово и спокойно смотрит он на противоположный берег. Левую руку Ермак протянул в перёд. Как бы увлекая казаков на бой.
Глядя на картину можно ли догадаться: чья возьмёт?
Вероятно казаки, т.к. у них ружья.  За рекой воины Кучума и в  самой гуще боя мы видим, что противники повернулись спинами. А на горе – они обратились в бегство. Хан Кучум разбит наголову.
Назначается отступление. Вглядитесь в казаков. Лица грозные, смелые, глаза так и горят. Как выразителен бородатый казак, заряжающий своё ружьё! А дугой – усатый, на первой лодке, - он гребет. Это говорит нам, что лодка движется. И в картине не одна такая подробность, и кажая выразительна, каждая говорит о многом.
Герои истории, по Сурикову, - не слепые и случайные люди, а те, кто одарен понманием исторического момента, кто не только учавствует в нем, но определяет его суть и движение.

Устали? Мысленно возвращаемся в класс и отдохнем.

  1. Физ. минутка «Гром небесный» (под музыку).

Прижмите крепко ладони к ушам и слегка ударяйте по затылочной кости пальцами. Продолжайте прижимать ладони к ушам, крепко удерживая пальцы на затылочной кости, внезапно отнимите ладони от ушей. Засуньте указательный палец в уши, поверните пальцы три раза и внезапно выньте.
Это упражнение оживляет умственные способности, улучшает память и слух.

  1. Сейчас я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины «Переход Суворова через Альпы» (демонстрация картина на мультимедийном проекторе)

У: Суворов – кто он?
Д: Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералисимус – это наивысшее воинское звание.
Он родился в семье офицера и с детства мечтал стать военным. Но он был слабым и хилым мальчиком, часто болел. Зная, что для службы в армии нужны сильные, крепкие, выносливые люди, Саша принялся закалять свое здоровье: обливался холодной водой, спал на досках, в холод носил легкую одежду, в любую погоду скакал на коне, делал гимнастику. Он очень много читал, учил иностранные языки.
Прежде чем стать офицером, Суворов стал образцовым солдатом. А когда его произвели в офицеры, он заботился о солдатах, относился к ним с уважением, делил с ними тяжести и невзгоды беспокойной походной жизни.
А.В. Суворов хотел, чтобы каждый солдат понимал смысл того что, что он делает, для чего нужно то или иное упражнение, когда лучше применять тот или иной прием боя. «Тяжело в ученье, легко в бою», - любил говорить Суворов. Он видел в своих воинах чудо-богатырей и добивался, чтобы каждый солдат чувствовал себя спасителем и защитником Отечества.
У: Вершиной его полководческого искусства явился Швейцарский поход (1799г.). Суворов не проиграл ни одного сражения.
Один из победоносных походов Суворова – переход армии, руководимой им, через Альпы – запечатлел Суриков в историко-батальной картине.
Альпы – это самые высокие горы в Европе.
Учитель: Дети, что вы видите на картине?
Дети: - Суворов, сидит на лошади, без шапки, а лошадь стоит близко к обрыву; ведь они могут упасть!
- Солдаты находятся рядом с облаками, очень высоко.
- Они скатываются куда-то.
- Один солдат поднял руку, у другого испуганное лицо.
- Солдат в центре картины смотрит на Суворова и улыбается ему, а Александр Васильевич показывает рукой в сторону обрыва.
- Одному солдату, наверное, очень страшно, он закрыл лицо плащом.
- А почему среди молодых солдат седой дед?
Учитель: Раньше солдаты служили в армии по 25 лет. Как называлась такая служба? (ответ: рекрутский набор).
Вероятно этот седовласый солдат прослужил в ней больше.
Картина не случайно имеет вертикальную форму, это дает возможность зрителю ощутить отвесную пропасть в горах, куда неудержимо скользят русские солдаты. Возле них Суворов. Он командует переходом, он делит с ними все лишения, и ему нельзя не верить.
С отвесного горного склона, с огромной высоты спускаются вниз русские солдаты. Один боится взглянуть в страшную пропасть и закрывает лицо плащом. Другой, преодолевая страх перед неведомой стихией, стремительно летит в бездну.
Выше – молодые воины, на их лицах улыбки, боевой задор. Здесь же рядом с солдатами на самом краю ледяной пропасти – Суворов. Незадолго до перехода он обратился к ним с речью: «Мы на краю пропасти… Помощи ждать неоткуда. Единственная надежда на храбрость и самоотверженность русского войска».
Чтобы написать эту картину, Суриков совершил специальную поездку в Швейцарию. Ему хотелось все увидеть, перечувствовать самому, прикоснуться, ко всему тому, что хотел писать. Он зарисовал место перехода с натуры. «Какой там ужас! Не верится как-то, чтобы даже Суворов, мог перейти в этих местах Альпы», - говорил художник. Собственные впечатления Сурикова отразились в этой картине, в «швейцарском колорите» подернутых облаками сизо-серых гор с холодными зеленовато-голубыми пиками льда и розовато-сиреневой снежной дорогой в пропасть.
Необычайно удался Сурикову и образ народного любимца Суворова. Он запечатлел его именно таким, каким он предстает в народных песнях и рассказах: дерзко-отважным, стремительным, веселым, бодрым, с неизменной шуткой на устах, глубоко верующим в богатырскую всепреодолевающую силу русских солдат.

  1. Физ. минутка для снятия усталости с глаз (используется схематический рисунок).
  2. Картина Сурикова «Боярыня Морозова»

Более ста лет прошло с тех пор, как Суриков написал каритину «Боярыня Морозова». Не одно десятилетие это шестиметровое (6х3 – сравнить со стеной в классе!) полотно украшает Третьяковскую галерею. И по сей день тысячи людей восхищаются мастерством художника, создавшего это произведение.
Остановимся перед картиной и мы. Постоим на древнемосковской улице, с ее низкими домами, с золотыми и синими куполами церквей, и мысленно двинемся вместе с толпой за санями, на которых сидит закованная в цепи женщина. Высоко подняла она руку с тонкими пальцами. Страшен пламенный взгляд ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Это боярыня Морозова.
Кто она? Что привлекло в ней художника? Феодосия Прокопиевна Морозова принадлежала к самому высокому слою русского общества. Она была фанатически религиозной, и когда в 1655 году в России начались церковные реформы, Морозова стала страстной защитницей старой веры. Когда вы будете учиться в старших классах, вы об этом будете говорить подробнее. Итак, овдовев на тридцатом году, Морозова вела суровую жизнь. Свой дома она превратила в тайный монастырь, где собирались раскольники – люди не принимавшие церковных реформ (запишите!).
Из чувства протеста Морозова отказалась участвовать в обряде венчания царя и за это была схвачена, подвергнута пыткам, а затем отправлена в ссылку, где и умерла голодной смертью в 1675 году. Но прежде чем отправить ее к месту ссылки, было приказано провести ее по улицам Москвы, чтобы устрашить всех непокорных.
Вот этот день и час, когда закованную в кандалы боярыню бросили в сани и под конвоем повезли по заснеженным улицам, и изобразил Суриков на картине.
Как и другие исторические личности, Морозова привлекла Сурикова величием духа, страстной верой в идею.
Мы видим, что верный себе художник и изобразил событие как народную драму. Образ Морозовой не только не затмевает собой народной толпы, но неразрывно связан с ней: страстный взгляд Морозовой обращен к народу, и каждый по-своему воспринимает событие. Спешит за санями сестра и единомышленница Морозовой, крепко сжав руки, как бы стараясь сохранить в себе силы. Почтительно склонилась молодая женщина в синей шубке и золотисто-желтом платке. Опустилась на колени перед раскольницей-боярыней нищенка с мешком на плече и посохом в руках. Юродивый, сидящий на снегу, повторяет жест Морозовой. Справа от саней – два мальчика. Один из них, в розовой рубахе, по-детски бездумно смеется; другой - задумался, потрясенный увиденным.
Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков сумел разрешить очень трудную задачу – сочетание «героя и толпы».

  1. Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Сюжетом для картины, о которой мы будем говорить сейчас, послужило одно из трагических событий того времени – жестокая расправа над стрельцами, поднявшими бунт против царя. Стрельцы – в XVI – XVIII веке постоянное русское войско (пехота). В 1698г. После неоднократных мятежей стрелецкое войско было расформировано Петром I в связи с созданием русской регулярной армией.
В этом историческом факте отразилась сложность и противоречивость Петровской эпохи: с одной стороны, прогрессивные в своей основе идеи и реформы Петра; с другой – протест народа, на плечи которого тяжким бременем ложились петровские реформы.
Автор назвал свою картину «Утро стрелецкой казни». Посмотрите на картину ( демонстрация слайда с картиной на мультимедийном проекторе). Где происходит действие? Что мы видим на картине?

Дети: Собор Василия Блаженного
Учитель: Может быть вы помните архитекторов этого прекрасного здания?
Дети: Барма и Постник Яковлев.
Учитель: Как еще называют этот храм?
Дети: Покровский собор.
Учитель: Рассвет. На едва розовеющем, сером небе четко вырисовываются стены и башни Кремля, темнеют купола храма Василия Блаженного.
Площадь заполнена народом. Люди пришли на место казни стрельцов. Вот они, бунтовщики, в белых рубахах и с зажженными свечами в руках. Мы видим скорбные фигуры женщин, перепуганных детей…
Здесь и те, кто разделяет великое горе осужденных, и просто любопытные – они забрались высоко на шатровые башни: оттуда лучше видно…
А справа, у ворот Кремля, - царь Петр, на белом коне, окруженный свитой.
Среди множества разнообразных фигур наше внимание приковывает стрелец с рыжей бородой, в распахнутой рубахе. Непокорные кудри обрамляют его лицо, сильная рука сжимает свечу, он гневно глядит на сидящего на коне царя. Царь увидел стрельца. Они смотрят друг на друга поверх толпы, поверх плачущих женщин, поверх людского горя. И в этих, устремленных друг на друга, взглядах встречаются два мира, две правды, две враждующие силы на крутом повороте истории.
Вся площадь в тревожном напряжении.
Приближается страшная минута: вот-вот начнется казнь. Каждый стрелец по-своему ждет этой минуты, но при всем разнообразии их лиц и фигур есть что-то общее в том, как они встречают смерть: ни один из осужденных не просит пощады, все они готовы перенести любые муки, но не покориться враждебной силе. Присмотритесь внимательно. Словно забыв о предстоящей каре, готов броситься в бой тот, кто грозно смотрит на царя. Не покорился и стрелец в красном кафтане: в его лице затаенная злоба. Словно застыл в неподвижной позе стрелец с седой бородой, но в его остановившихся глазах нет раскаяния. Низко кланяясь, по старинному обычаю, прощается с народом стрелец, поднявшийся над толпой; он не будет молить о пощаде, как ни трудно ему держать свое ослабевшее тело. Сильные, непокорные люди – такими изобразил бунтовщиков Суриков. Такие люди всегда привлекали художника. «Идеалы исторических типов, - говорил он, - воспитала во мне Сибирь… В Сибири народ вольный, смелый… Мощные люди были. Размах во всем был широкий…»
Понять авторское отношение к событиям, к людям помогают нам не только главные герои произведение. Обратите внимание, как изображены солдаты, приставленные к мятежникам. Хотя они призваны исполнить волю царя, в их обращении со стрельцами не ощущается никакой враждебности. Напротив, с выражением скрытой жалости смотрит молодой солдат на рыжебородого. Другой солдат, обхватив стрельца, помогает ему идти.
Так, языком живописи, автор выразил свое понимание события, ушедшего в даль веков, и помог зрителю проникнуть в далекое прошлое России.
В картине проявился высокий художественный вкус Сурикова, умение сочетать глубокий драматизм с внешней сдержанностью. Сам художник подчеркивал, что у него в картине крови нет. Известно, что Репин посоветовал Сурикову ввести в картину фигуру казненного солдата – стрельца, и Суриков попытался это сделать, но передумал, отказался из боязни «зрителя потревожить».

3.1. Итог.

Давайте еще раз назовем художника, мастера исторической живописи, о котором говорили на уроке. Назовите картины Сурикова.
(Ответы детей).
Учитель: Правильно. Молодцы!
Исторический жанр – один из самых сложных жанров живописи. Он требует от художника не только исторических знаний, но и умения разбираться в быте, нравах той эпохи, к которой он обращается.

3.2.  Оценки.

3.3.  Домашнее задание: написать сочинение « О чем я думаю, всматриваясь в картину Сурикова …»

3.4.  Выставка детских работ (дети выставляют свои рисунки).
Художественный институт в г. Москве назван именем В.И. Сурикова. Кто знает, может быть, среди вас сидят будущие художники, которые пока вот так выражают свои мысли и чувства.

3.5.  Заключительное слово учителя.
Подходит к концу наш урок. Мы узнали имя замечательного русского художника – мастера исторической живописи – Василия Ивановича Сурикова. Он был историческим живописцем по призванию. Он обладал волшебным даром воскрешать историю. Своими полотнами он как бы делает нас свидетелями событий прошлого, заставляет вдуматься в их смысл, подумать о судьбах человеческих и судьбах народным.
Мы живем в очень сложное время. Часто бывает так, что не хватает денег на самое необходимое. Подчас кажется, что можно прожить без музыки, без живописи, без театра, но не станем ли мы тогда беднее духовно? Я хочу, чтобы с вами этого не случилось и чтобы вы, став взрослыми, не утратили свою способность радоваться красоте природы, находили время послушать настоящую, живую музыку, не считали лишним заглянуть в музей; только тогда вы сможете стать интересными людьми для других и для себя.

4. Используемая литература.

1. Саплина Е.В., Саплин А.И., Введение в историю.- М., «Дрофа», 1997г.

2. Северина О.А., Введение в историю. - Волгоград. 2002г.

3. Волошин М. Суриков (Материалы для биографии). Журнал “Аполлон”,1916г., № 6-7.

4. Мировая живопись. Картины. Портреты. Биографии, С- Петербург,”Кристалл”,2002г.

5. Неменский Б.М. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы, Москва “Просвещение”,1990г.

6. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Ижевск. Издательство Удмуртского университета, 1992г.

7. Суриков В.И. Письма, Москва,”Искусство”,1948г.

8. Журнал “Художник” №3, 1973г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок МХК. Суриков и Репин

Урок МХК не возможен без использования наглядного материала. Делюсь с вами своми наработками. Такие же презентации , и даже лучше делают к уроку и мои ученики....

Урок МХК в 10 классе "Тициан - выдающийся мастер венецианской живописи" (презентация)

Презентация с богатым иллюстративным материалом к уроку по творчеству Тицина....

Методическая разработка урока по МХК "Развитие древнерусской живописи. Русская икона

Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На...

Методическая разработка интерактивной конкурсной программы «Шедевры мировой живописи»

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации детей. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»

Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...