Русь в X-XIII в.Урок в 6 классе.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок-игра, развивает интерес к предмету история,умение анализировать пройденный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_v_x-xiiivv.6l.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Русь в X –XIII вв. ». Повторительно –обобщающий урок.
Класс:6
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными врагами.
- Продолжить развитие умение учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.
Форма: урок-игра.
Оборудование: карта "Киевская Русь",учебная картина "На поле Куликовом", репродукция картины Васнецова "Богатыри".
ЦОР: Презентация к уроку.
На доске: тема урока "Русь в X-XIII вв."
Люби Россию, ибо она твоя мать,
и ничто в мире не заменит тебе её.
Новые казачьи заповеди.
Съёмная доска:
конкурсы | команды | ||
1 | 2 | 3 | |
1 |
|
|
|
Ход урока
1. Вступительное слово.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-игра по теме "Русь в X-XIII веках". Новые казачьи законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её." Любить Россию – это значит знать и уважать историю своей Родины. И сегодня наша цель обобщить знания, полученные на уроках, и выяснить, знаете ли вы историю нашего государства.
История X-XIII веков на Руси была связана со славными страницами военных подвигов.
Посмотрите на карту, с кем пришлось воевать Руси в то время?
А каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях: о военной опасности, о княжеских указах?(Звучит колокол.)
На этот раз колокол созывает на состязание знатоков истории. Разделимся на три команды и придумаем себе название.
II. Игра.
1-й этап: разминка.
Задание: продолжить ряды словами, данными в скобках.
Зависимые люди – монголо-татары – кочевники – (барщина, оброк, десятина, закуп, смерд, холоп, боярин, князь, хан, баскак, половцы, печенеги, ярлык, дань, хазары.) (Оценивается быстрота и правильность, результаты фиксируются на доску.)
2-й этап.
Задание: объяснить значение исторических терминов. (Играет вся команда, отвечает тот, кто первым поднимает руку.)
Баскак – монголо-татарский воин, собиравший дань,
ярлык – ханская грамота на княжение,
барщина – все работы в хозяйстве феодала,
оброк – доля продуктов своего хозяйства,
натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного потребления,
вече – народное собрание,
полюдье – сбор дани.
(Подведение итогов.)
3-й этап. "Поймай дату"
Задание: читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт речь, определить, когда оно произошло.
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты рассказали нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном тын, за домом дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
(основание Москвы, 1147 г.)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя-внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня...
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком:
Сжигать и грабить города.
(1237 г., монголо-татарское иго)
Шла в поход большая рать...
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
(1242 г., Ледовое побоище)
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было ещё такой.
И хоть кого спроси, –
"Мамаево побоище" –
Все знают на Руси.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живёт.
(1380 г., Куликовская битва)
(Подведение итогов.)
4-й этап.
Задание: описать вооружение воина.
1 команда: русский (доспехи и оружие, шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)
2 команда: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)
3 команда: монголо-татарский воин (шит из бычьей кожи, лук с калёными стрелами.)
(Команда советуется, отвечает один. Подведение итогов.)
5-й этап: «Вопрос-ответ»
Задание: быстро ответить на поставленный вопрос.
- О ком говорится в стихотворении? (Нестор )
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом...
Он писал из года в год
Про великий наш народ. - Кем и при каких обстоятельствах были сказаны слова:
"Когда повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить." (945 г. вече древлян) - Почему князь Всеволод получил прозвище Большое Гнездо?
- Справедлив ли был упрек киевлян, высказанный князю Святославу: «Ты ищешь чужих земель, а своею пренебрегаешь!» (Да)
- Какой князь предупреждал своих врагов о готовящемся нападении? (Святослав)
- О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)
Старовечный и вечно новый
над рекой поднимался город...
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтёт их кафтанов пёстрых...
Горд он колоколом недрёмным
Медь гремит его гулко и веще,
Часто скопищем светлым и тёмным
Вкруг него собирается вече. - О каком периоде русской истории идет речь? (Феодальная раздробленность, 1237 г., 1240 г.)
"...Два всадника – с востока и запада – устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи." - Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)
- Вы часто видите летом эту длиноклювую птицу на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то вспомните и одну из героических страниц русского народа. О каком событии я прошу вас вспомнить? (Кулик, Куликовская битва)
- В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)
- Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода? (Береста)
(Подводятся итоги всех этапов конкурса.)
III. Подведение итогов урока.
Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. И сейчас наша огромная страна переживает трудные времена. Поэтому мы должны помнить уроки прошлого и не допускать повторения ошибок.
IV. Домашнее задание.
Конкурс наш ещё продолжается. Заключительный этап-это домашнее задание. Вы знаете, что в истории большую роль играет личность. Командам нужно описать деятельность следующих исторических личностей: Иван Калита, Александр Невский, Дмитрий Донской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII – XIII вв.)
Презентация к уроку, содержит карты и схемы....
Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме «Русь в XII-XIII веках»
Контрольная работа по истории России в 6 классе по теме "Русь в XII-XIII веках"....
Тест на тему «Русь в XII-XIII веках»
25 вопросов...
Обобщающий урок : «Киевская Русь в X-XIII вв»
Цель: осмысление важнейших закономерностей и причинно-следственных связей исторических событий, развитие памяти, мышления, монологической речи обучающихся ;развивать интерес и уважение к и...
Кроссворд по теме "Русь в середине XII – начале XIII века" для 6 класса
Кроссворд по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 класс (параграфы 12 – 14)[...