Литературно-музыкальная композиция "О бедном гусаре замолвите слово..."
классный час по истории (6 класс) на тему

Золотухина Светлана Николаевна

Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» была разработана к 200-летию Бородинского сражения и посвящена единственной женщине - Надежде Андреевне Дуровой, получившей гусарское звание и отмеченной  Георгиевским крестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_-_muz_kompozitsiya_o_bednom_gusare.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 404

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«О БЕДНОМ ГУСАРЕ

ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО».

АДРЕСАТ: средний школьный возраст.

АВТОР КОМПОЗИЦИИ:

педагог – организатор, педагог дополнительного образования, учитель музыки

                                            Золотухина Светлана Николаевна

Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» была разработана к 200-летию Бородинского сражения и посвящена единственной женщине, получившей гусарское звание и отмеченной  Георгиевским крестом.

Данная литературно-музыкальная композиция ориентирована пробуждение и развитие у детей интереса к Российской истории, создание творческой атмосферы в освоении знаний.

ЦЕЛЬ: развитие у учащихся чувства патриотизма через театрализацию.

ЗАДАЧИ:ознакомить учащихся с жизнью Надежды Андреевны Дуровой;

познакомить с произведениями искусства (литературой, кинематографией, музыкой и т.д.), посвященными тому времени или созданными героями того времени;                развивать навык выступления перед аудиторией; воспитывать патриотизм;      воспитывать чувство вкуса.

 Успешная самореализация личности в период обучения, её социализация в обществе являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию.

   И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» создаёт атмосферу погружения в ту эпоху, благодаря личным воспоминаниям Надежды Андреевны Дуровой. Зрительный ряд презентации, которая сопровождает композицию, создаёт дополнительное воздействие на чувства учащихся.

Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогом-организатором, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.


ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ: История не терпит славословья,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

(Я.Смеляков «Надпись на "Истории России" С.Соловьёва»)

Звучит музыкальная заставка «О бедном гусаре замолвите слово»

(стих + заставка 0.39)

ЧТЕЦ 1    Гусары - целая эпоха.

ЧТЕЦ 2    Гусары - воины без страха и упрека, бескорыстно, служившие Отечеству.

ЧТЕЦ 3    Гусары - отчаянная лихость и ошеломляющее бескорыстие, безденежье и нарочитое презрение к богатству, крестам, чинам.

ЧТЕЦ 4    Перед развернутыми штандартами они клялись "Отчизне служить верно, послушно, во всем поступаться так, как честному, храброму солдату быть надлежит».

ЧТЕЦ 5    Это - русские офицеры. Честь имею!

ПЕСНЯ из к/ф «Гусарская баллада» «Давным - давно» (0.57)

Когда взгрустнется, други, малость

И станет, станет на душе, душе темно,

Споем мы песню, что певалась

Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

Над нами слава дымом веет,

Но мучит только, мучит только нас одно -

Сердца без практики ржавеют

Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

И если враг в слепой надежде

Русь покорить, Русь покорить сберется вновь,

Его погоним, как и прежде, -

Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

ЧТЕЦ 6 (девушка в костюме гусара)  

Скорей наденьте доломаны

Гусары прежних славных лет,

Вставляйте в кивера султаны

И пристегните ментишкет.

Болтать довольно, в бой кровавый!

Итак,:. да здравствуют гусары!

МАРШ из к/ф «Гусарская баллада» (0.04)

ЧТЕЦ 1    Начало XIX века. Русский народ объединился в борьбе с общим врагом. Огромная армия Наполеона потерпела сокрушительное поражение. В одном строю с крепкими мужчинами воевала юная девушка Надежда Андреевна Дурова.

ЧТЕЦ 2    Матушка выбросила дочку из кареты за плач. Отец подобрал её и отдал на попечение гусару, ставшему ей нянькой и воспитателем. Впечатления детства, как известно, самые яркие. Потому воспоминания о саблях, барабанах, доблести гусарской не остались без следа.

ЧТЕЦ 6 (девушка)  «Луч света озарил мой ум, когда казаки вступили в город! Теперь я видела верный способ исполнить так давно предпринятый план; видела возможность, дождавшись выступления казаков, дойти с ними до места, где стоят регулярные полки. Наконец настало решительное время действовать по предначертанному плану!»

ЧТЕЦ 3    Для службы девушка выбрала Конно-польский уланский полк. Поверив под честное слово в дворянское звание Надежды, ротмистр Казимирский приказал изучить с ней воинскую науку. Так на свет появился улан Александр Васильевич Соколов.

ПЕСНЯ из к/ф «Сватовство гусара» «ЧЕСТЬ ГУСАРА» (0.40)

Смерть, огонь и гром, бури и удары

Все прошли гусары на коне верхом

И любой корнет знает непременно

Что на свете несомненно ценно а что нет.

Картечь ложится ближе, ближе

И нам давно пора удрать.

Но честь - она всего превыше.

Умри, гусар, но чести не утрать

Умри, гусар, но чести не утрать.

ЧТЕЦ 4    Смелость и отвага корнета Соколова привлекли внимание императора. С личного разрешения Александра I, Надежда Дурова именовалась Александром Андреевичем Александровым.

ЧТЕЦ 6 (девушка) «Участь моя решалась! Я была у государя! Видела его! Говорила с ним! Сердце моё слишком полно!.. О, государь! От сего часа жизнь моя принадлежит тебе!»

ЧТЕЦ 5    Хребту коня свой стан вверяя,

Свой пол меж ратников скрывая,

Ты держишь с ними трудный путь.

Кипит отвагой девы грудь...

И на коне наездник новый,

В руке сжав сабли рукоять,

Беллоны вид приняв суровый,

Летит на вражескую рать…

ЧТЕЦ 1    Надо сказать, что слух об отважной девушке, переодетой в мужскую форму и сражающейся против наполеоновской армии, давно ходил по стране. Необыкновенная девушка — очень сильная и ловкая.

ЧТЕЦ 2    В ужасах войны кровавой

Я опасности искал,

Я горел бессмертной славой,

Разрушением дышал;

И в безумстве упоенный

Чадом славы бранных дел,

Посреди грозы военной

Счастие найти хотел!..

                (Денис Давыдов)

ЧТЕЦ 3   В мае 1807 года коннопольцы участвовали в сражении под Гутштадтом. В этом бою Дурова совершила геройский подвиг — рискуя собой, спасла жизнь раненого офицера. Дурова участвует с полком в боях, проявляя чудеса храбрости.

ЧТЕЦ 4    За храбрость она была произведена в чин поручика, а также награждена Георгиевским крестом.

ЧТЕЦ 6    Ах, пускай герой стремится

За блистательной мечтой

И через кровавый бой

Свежим лавром осенится...

О, мой милый друг! с тобой

Не хочу высоких званий,

И мечты завоеваний

Не тревожат мой покой!

Но коль враг ожесточенный

Нам дерзнет противустать,

Первый долг мой, долг священный

Вновь за родину восстать.

                (Денис Давыдов)

ПЕСНЯ из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» «Генералам 12 года» (1.18)

Вы, чьи широкие шинели,

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели,

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след –

Очаровательные франты,

Минувших лет.

ЧТЕЦ 1   

Так гусары воевали,

И за Русь вершили месть,

И достойно защищали

Свою Славу, Веру, Честь.

ЧТЕЦ 3   

Скучно всё же, братцы, жить

Без гусарства в наше время,

Чтоб не вставить ногу в стремя,

На биваках не пожить.

ЧТЕЦ 4   

Встав за Родину в бою,

Своё званье оправдаем.

И услышите вы весть:

В новой армии российской

И гусары тоже есть.

                (Алексей Алексеев)


Перечень источников:

Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дурова,_Надежда_ Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг в 5 классе«О русском языке замолвим слово»

В игровой форме дети повторяют фонетику, понятие "синонимы", определение рода имён существительных, знакомятся с высказыванием известных людей о русском языке, сопоставляют пословицы русского языка и ...

О бедном лососе замолвите слово

Буклет об охране лосося...

О бедном гусаре замолвите слово...

Статья посвящена особенностям работы в классе ККО....

Сценарий литературно- музыкальной композиции «Всю душу выплещу в слова …» к 120-летию С.А.Есенина

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 120-летию С.А.Есенина...

О бедном Русском замолвите слово!

Статья-размышление о современном состоянии русского языка...

Исследовательская работа "О буквице бедной замолвите слово" (Нужна ли буква Ё родному алфавиту?)

Более 200 лет назад буква ё вошла в русский язык. Ни одна из всех тридцати трёх букв русского алфавита не породила столько споров, сколько буква «ё». Развитие русского языка давно доказало...

Литературно-музыкальная гостиная "О бедном гусаре замолвите слово..."

Знакомство с биографией и творчеством Дениса Давыдова...