Литературно-музыкальная композиция "О бедном гусаре замолвите слово..."
классный час по истории (6 класс) на тему
Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» была разработана к 200-летию Бородинского сражения и посвящена единственной женщине - Надежде Андреевне Дуровой, получившей гусарское звание и отмеченной Георгиевским крестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_-_muz_kompozitsiya_o_bednom_gusare.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 404
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«О БЕДНОМ ГУСАРЕ
ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО».
АДРЕСАТ: средний школьный возраст.
АВТОР КОМПОЗИЦИИ:
педагог – организатор, педагог дополнительного образования, учитель музыки
Золотухина Светлана Николаевна
Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» была разработана к 200-летию Бородинского сражения и посвящена единственной женщине, получившей гусарское звание и отмеченной Георгиевским крестом.
Данная литературно-музыкальная композиция ориентирована пробуждение и развитие у детей интереса к Российской истории, создание творческой атмосферы в освоении знаний.
ЦЕЛЬ: развитие у учащихся чувства патриотизма через театрализацию.
ЗАДАЧИ:•ознакомить учащихся с жизнью Надежды Андреевны Дуровой;
•познакомить с произведениями искусства (литературой, кинематографией, музыкой и т.д.), посвященными тому времени или созданными героями того времени; •развивать навык выступления перед аудиторией; •воспитывать патриотизм; •воспитывать чувство вкуса.
Успешная самореализация личности в период обучения, её социализация в обществе являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» создаёт атмосферу погружения в ту эпоху, благодаря личным воспоминаниям Надежды Андреевны Дуровой. Зрительный ряд презентации, которая сопровождает композицию, создаёт дополнительное воздействие на чувства учащихся.
Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогом-организатором, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ: История не терпит славословья,
Трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
(Я.Смеляков «Надпись на "Истории России" С.Соловьёва»)
Звучит музыкальная заставка «О бедном гусаре замолвите слово»
(стих + заставка 0.39)
ЧТЕЦ 1 Гусары - целая эпоха.
ЧТЕЦ 2 Гусары - воины без страха и упрека, бескорыстно, служившие Отечеству.
ЧТЕЦ 3 Гусары - отчаянная лихость и ошеломляющее бескорыстие, безденежье и нарочитое презрение к богатству, крестам, чинам.
ЧТЕЦ 4 Перед развернутыми штандартами они клялись "Отчизне служить верно, послушно, во всем поступаться так, как честному, храброму солдату быть надлежит».
ЧТЕЦ 5 Это - русские офицеры. Честь имею!
ПЕСНЯ из к/ф «Гусарская баллада» «Давным - давно» (0.57)
Когда взгрустнется, други, малость
И станет, станет на душе, душе темно,
Споем мы песню, что певалась
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
Над нами слава дымом веет,
Но мучит только, мучит только нас одно -
Сердца без практики ржавеют
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
И если враг в слепой надежде
Русь покорить, Русь покорить сберется вновь,
Его погоним, как и прежде, -
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
ЧТЕЦ 6 (девушка в костюме гусара)
Скорей наденьте доломаны
Гусары прежних славных лет,
Вставляйте в кивера султаны
И пристегните ментишкет.
Болтать довольно, в бой кровавый!
Итак,:. да здравствуют гусары!
МАРШ из к/ф «Гусарская баллада» (0.04)
ЧТЕЦ 1 Начало XIX века. Русский народ объединился в борьбе с общим врагом. Огромная армия Наполеона потерпела сокрушительное поражение. В одном строю с крепкими мужчинами воевала юная девушка Надежда Андреевна Дурова.
ЧТЕЦ 2 Матушка выбросила дочку из кареты за плач. Отец подобрал её и отдал на попечение гусару, ставшему ей нянькой и воспитателем. Впечатления детства, как известно, самые яркие. Потому воспоминания о саблях, барабанах, доблести гусарской не остались без следа.
ЧТЕЦ 6 (девушка) «Луч света озарил мой ум, когда казаки вступили в город! Теперь я видела верный способ исполнить так давно предпринятый план; видела возможность, дождавшись выступления казаков, дойти с ними до места, где стоят регулярные полки. Наконец настало решительное время действовать по предначертанному плану!»
ЧТЕЦ 3 Для службы девушка выбрала Конно-польский уланский полк. Поверив под честное слово в дворянское звание Надежды, ротмистр Казимирский приказал изучить с ней воинскую науку. Так на свет появился улан Александр Васильевич Соколов.
ПЕСНЯ из к/ф «Сватовство гусара» «ЧЕСТЬ ГУСАРА» (0.40)
Смерть, огонь и гром, бури и удары
Все прошли гусары на коне верхом
И любой корнет знает непременно
Что на свете несомненно ценно а что нет.
Картечь ложится ближе, ближе
И нам давно пора удрать.
Но честь - она всего превыше.
Умри, гусар, но чести не утрать
Умри, гусар, но чести не утрать.
ЧТЕЦ 4 Смелость и отвага корнета Соколова привлекли внимание императора. С личного разрешения Александра I, Надежда Дурова именовалась Александром Андреевичем Александровым.
ЧТЕЦ 6 (девушка) «Участь моя решалась! Я была у государя! Видела его! Говорила с ним! Сердце моё слишком полно!.. О, государь! От сего часа жизнь моя принадлежит тебе!»
ЧТЕЦ 5 Хребту коня свой стан вверяя,
Свой пол меж ратников скрывая,
Ты держишь с ними трудный путь.
Кипит отвагой девы грудь...
И на коне наездник новый,
В руке сжав сабли рукоять,
Беллоны вид приняв суровый,
Летит на вражескую рать…
ЧТЕЦ 1 Надо сказать, что слух об отважной девушке, переодетой в мужскую форму и сражающейся против наполеоновской армии, давно ходил по стране. Необыкновенная девушка — очень сильная и ловкая.
ЧТЕЦ 2 В ужасах войны кровавой
Я опасности искал,
Я горел бессмертной славой,
Разрушением дышал;
И в безумстве упоенный
Чадом славы бранных дел,
Посреди грозы военной
Счастие найти хотел!..
(Денис Давыдов)
ЧТЕЦ 3 В мае 1807 года коннопольцы участвовали в сражении под Гутштадтом. В этом бою Дурова совершила геройский подвиг — рискуя собой, спасла жизнь раненого офицера. Дурова участвует с полком в боях, проявляя чудеса храбрости.
ЧТЕЦ 4 За храбрость она была произведена в чин поручика, а также награждена Георгиевским крестом.
ЧТЕЦ 6 Ах, пускай герой стремится
За блистательной мечтой
И через кровавый бой
Свежим лавром осенится...
О, мой милый друг! с тобой
Не хочу высоких званий,
И мечты завоеваний
Не тревожат мой покой!
Но коль враг ожесточенный
Нам дерзнет противустать,
Первый долг мой, долг священный
Вновь за родину восстать.
(Денис Давыдов)
ПЕСНЯ из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» «Генералам 12 года» (1.18)
Вы, чьи широкие шинели,
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели,
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Очаровательные франты,
Минувших лет.
ЧТЕЦ 1
Так гусары воевали,
И за Русь вершили месть,
И достойно защищали
Свою Славу, Веру, Честь.
ЧТЕЦ 3
Скучно всё же, братцы, жить
Без гусарства в наше время,
Чтоб не вставить ногу в стремя,
На биваках не пожить.
ЧТЕЦ 4
Встав за Родину в бою,
Своё званье оправдаем.
И услышите вы весть:
В новой армии российской
И гусары тоже есть.
(Алексей Алексеев)
Перечень источников:
Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дурова,_Надежда_ Андреевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг в 5 классе«О русском языке замолвим слово»
В игровой форме дети повторяют фонетику, понятие "синонимы", определение рода имён существительных, знакомятся с высказыванием известных людей о русском языке, сопоставляют пословицы русского языка и ...
О бедном лососе замолвите слово
Буклет об охране лосося...
О бедном гусаре замолвите слово...
Статья посвящена особенностям работы в классе ККО....
Сценарий литературно- музыкальной композиции «Всю душу выплещу в слова …» к 120-летию С.А.Есенина
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 120-летию С.А.Есенина...
О бедном Русском замолвите слово!
Статья-размышление о современном состоянии русского языка...
Исследовательская работа "О буквице бедной замолвите слово" (Нужна ли буква Ё родному алфавиту?)
Более 200 лет назад буква ё вошла в русский язык. Ни одна из всех тридцати трёх букв русского алфавита не породила столько споров, сколько буква «ё». Развитие русского языка давно доказало...
Литературно-музыкальная гостиная "О бедном гусаре замолвите слово..."
Знакомство с биографией и творчеством Дениса Давыдова...