Рабочая программа по истории 10-11 класс
рабочая программа по истории на тему
Рабочая программа по истории 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_10-11_klass.docx | 68.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 10-11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., программы Волобуева О.В. История. Россия и мир. 10-11 кл. М., Дрофа, 2009.
Данная программа обеспечивает изучение курса истории учащимися 10-11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 140 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. 10 класс: 25 часов – всеобщая история, 45 часов – история России. 11 класс: 24 часа – всеобщая история, 46 – история России.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:
- Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся.
Задачи курса:
- Обобщить знания на теоретическом уровне;
- Сформировать представление о мировом историческом процессе в его единстве и многообразии;
- Сформировать у учащихся историческое мышление, понимание причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
- Создать условия для того, чтобы учащиеся осознали место России в истории человечества, взаимосвязь истории страны с мировой историей, вклад России в мировую культуру;
- Воспитать у учащихся гуманистическое видение мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам;
- Сформировать у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Умения работать с текстовыми и историческими источниками:
- Осуществляет самостоятельный поиск информационных источников;
- Отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов исторических источников;
- Работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими первоисточниками, общественно-политической литературой, научно-популярной и художественной литературой;
- Пользуется библиографическими справочниками по истории;
- Использует мультимедийные, Интернет-ресурсы;
- Систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме);
- Умения работать с внетекстовыми источниками информации:
- Получает, анализирует и систематизирует информацию из любых картографических источников, графиков, диаграмм;
- Использует фонды музейных композиций, документальные и художественные кино- видеозаписи по исторической тематике;
- Дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника;
- Систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников и включает ее в содержание раскрываемой темы.
- Речевые умения:
- Владеет различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическая беседа;
- Дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации;
- Ведет защиту своего реферата;
- Рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.
- Умения письменной фиксации знаний:
- Составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая учебную лекцию;
- Пишет аргументированное эссе по истории;
- Самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и сравнительные таблицы, логические схемы.
- Хронологические умения:
- Отслеживает историческое событие, процесс в динамике;
- Выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет основания для их периодизации;
- Соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой периодизации.
- Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:
- Самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия исторических событий;
- Сравнивает исторические события, явления, процессы на основе самостоятельного выделения линий сравнения;
- Конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
- Применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории, обществознания, географии для анализа исторического объекта.
- Оценочные суждения:
- Различает субъективные и объективизированные исторические оценки;
- Высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира;
- Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:
- Самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности по истории;
- Анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
- Участвует в проектной деятельности, в историческом научном и художественном творчестве;
- Создает базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности, в том числе с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
- Самостоятельно создает реферат;
- Применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(140 ч.)
10 класс (70 ч.)
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Древнейшая история человечества
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
История России – часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Древняя Русь. Русские земли и княжества в XII – середине XIV вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XIV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Западная Европа в XI-XШ вв.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Российское государство во второй половине XIV – XVII вв.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Запад в Новое время
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XVIII вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – XVIII вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Россия в XVIII в.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Особенности экономического развития России в XVIII в.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII в.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII в. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.
Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
Буржуазные революции XIX вв. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX .
Россия в XIX веке: на пути модернизации.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Расширение территории государства в XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой в XIX вв. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в.
11 класс (70ч)
Вводный урок
Основные тенденции и результаты мирового исторического процесса к концу XIX в.
Россия и мир в начале ХХ вв.
Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Мировая война и революционные потрясения
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – начале ХХ вв. Мировая войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Складывание международно-правовой системы. Лига наций.
Мир в межвоенный период
Мировой экономический кризис. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Социалистический эксперимент в СССР.
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Основные этапы развития системы международных отношений накануне второй мировой войны. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 г.
Вторая мировая война. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
Вторая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
Биполярный мир и «холодная война»
Складывание международно-правовой системы. ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
СССР и социалистические страны Европы.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Формирование мировой социалистической системы.
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы.
Запад и «третий мир» во второй половине XX века
«Государство благосостояния». «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Россия в современном мире
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Духовная жизнь
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в.
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Идеология и культура в военные годы. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Литература
- Учебник Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М., «Дрофа», 2007.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС (70 ЧАСОВ)
№ урока п/п | Раздел, тема. Тема урока. | Примечание |
1(1) | История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. | |
Тема «Древнейшая история человечества» 1 час. | ||
2(2) | Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. | |
Тема « Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья» 7 часов. | ||
3(3) | Традиционное общество Древнего Востока: экономическая жизнь, политические и социальные отношения. | |
4(4) | Античные цивилизации Средиземноморья. Философское и культурное наследие античности. | |
5(5) | Древние Индия и Китай. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской духовных традиций. | |
6(6) | Рождение европейской средневековой цивилизации и распространение христианской духовной традиции. | |
7(7) | Европейская цивилизация: политическая динамика и социальная структура. Феодализм. | |
8(8) | Византийская империя и восточнохристианский мир. Византия и славяне. | |
9(9) | Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Контрольный тест по теме « Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья» | |
Тема « Древняя Русь». 11 часов. | ||
10 | История России – часть всемирной истории. Особенности становления и развития российской цивилизации. | |
11 | Восточно-славянские племенные союзы и их соседи: балтийские. Финно-угорские и тюркоязычные племена. | |
12 | Восточные славяне в древности: хозяйственные занятия, общественный строй и верования восточных славян. | |
13 | Возникновение Древнерусского государства. Первые князья династии Рюриковичей. Дань и подданство, князья и дружина, вечевые порядки. | |
14 | Принятие христианства и языческие традиции. Влияние Византии. | |
15 | Вотчинное хозяйство, социальные отношения и развитие права на Руси. | |
16 | Культура Древней Руси. | |
17 | Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие зели и княжества: Новгородская республика, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. | |
18 | Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. | |
19 | Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. | |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь». Контрольный тест. | |
Тема « Западная Европа в XI-XV веках». 3 часа. | ||
21(10) | Экономическое развитие и сословно-корпоративный строй. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии. | |
22(11) | Католический, православный и мусульманский миры в эпоху Средневековья. Крестовые походы и их последствия. | |
23(12) | Культура Европы в период Средневековья. | |
Тема « Российское государство в XIV-XVII веках». 10 часов. | ||
24 | Восстановление экономики русских земель. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Предпосылки возвышения Москвы. | |
25 | Начало борьбы за независимость государства. Дмитрий Донской. Московское княжество в системе международных отношений. | |
26 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. | |
27 | Централизация системы управления. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Православная церковь. | |
28 | Правление Ивана IV. Реформы середины XVI века и создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. | |
29 | Смута. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией за сохранение независимости государства. | |
30 | Первые Романовы. Укрепление позиций самодержавия и юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике. | |
31 | Церковный раскол и социальные движения XVII века. | |
32 | Расширение государственной территории в XVI-XVII веках. Складывание многонационального государства. | |
33 | Развитие культуры России в XV-XVII веках. Усиление светских элементов в культуре XVII века. | |
Тема « Запад в Новое время» 6 часов. | ||
34(13) | Модернизация. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. | |
35(14) | Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в эпоху Возрождения и Реформации. | |
36(15) | От сословных монархий к абсолютизму. Английская революция XVII века. | |
37(16) | Идеология Просвещения. Возникновение идейно-политических течений и становление гражданского общества. | |
38(17) | Революции XVIII столетия. | |
39(18) | Тенденция развития европейской культуры XVI-XVIII веках. | |
Тема « Российская империя в XVIII веке» 6 часов. | ||
40 | Петровские преобразования. Реформы государственной системы в XVIII веке. Дворцовые перевороты. | |
41 | Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Превращение дворянства в господствующее сословие. | |
42 | Особенности экономического развития России в XVIII веке. | |
43-44 | Превращение России в мировую державу в XVIII веке. Имперская внешняя политика и расширение территории. | |
45 | Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII века. Русское Просвещение. | |
46 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в новое время». Контрольный тест. | |
Тема «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации» 7 часов. | ||
47(19) | Промышленный переворот. Изменения в социальной структуре общества в XIX веке. | |
48(20) | Различные варианты перехода к индустриальному обществу: революции и реформы. | |
49(21) | Идейные течения и политические партии в XIX веке. | |
50(22) | Международные отношения. Распад колониальных империй. | |
51(23) | Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. | |
52(24) | Формирование классической научной картины мира. | |
53(25) | Мировая литература и художественная культура в XIX веке. Контрольный тест по теме «Зарубежные страны в новое время». | |
Тема « Россия на пути модернизации». 12 часов. | ||
54 | Реформы государственной системы России в первой половине XIX века. | |
55-56 | Общественное движение в первой половине XIX века: декабристы, консерваторы, западни и славянофилы, русский утопический социализм | |
57-58 | Реформы 1860-1870-х годов. Отмена крепостного права. Сохранение остатков крепостничества. | |
59 | Экономическое развитие России в XIX веке. Промышленный переворот, развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. | |
60 | Общественное движение в России во второй половине XIX века: либерализм, консерватизм, народничество. | |
61 | Внешняя политика первой половины XIX века. Отечественная война 1812 года. | |
62 | Внешняя политика второй половины XIX века. Крымская война. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. | |
63 | Культура России в первой половине XIX века. | |
64 | Культура России во второй половине XIX века. | |
65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на пути модернизации». | |
66-67 | Итоговый урок по курсу ««История. Россия и мир» | |
68 | Итоговый тест по курсу ««История России в IX-XIX веках». | |
69-70 | Резерв учебного времени. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС (70 ЧАСОВ)
№ урока п/п | Раздел, тема. Тема урока. | Примечание |
1(1) | Модернизация и изменения социальной структуры индустриального общества. Кризис классической идеологии на рубеже XIX-XX веков и поиск новых моделей развития. | |
Тема « Россия и мир в начале XX века» 8 часов. | ||
2 | Россия в конце XIX- начале XX века. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. | |
3 | Идейные течения и политические партии в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 годов: причины, этапы. | |
4 | Революция 1905-1907 годов. Формирование многопартийности. Становление российского парламентаризма. | |
5 | Аграрная реформа П.А.Столыпина. Окончание революции. Третьеиюньская монархия. | |
6 | Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX веков. Русско-японская война. | |
7(2) | Первая мировая война: экономические и политические причины, основные события и последствия. | |
8 | Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. | |
9 | Русская культура «серебряного века». | |
Тема « Революционные потрясения». 6 часов. | ||
10 | Российская революция 1917 года в России: от Февраля к Октябрю. Временное правительство и Советы. | |
11 | Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Формирование однопартийной системы государственной власти. | |
12 | Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. | |
13 | Политика «военного коммунизма». Причины победы «красных», итоги, последствия и уроки гражданской войны. | |
14(3) | Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе | |
15 | Урок обобщения по теме: «Важнейшие события мировой и отечественной истории начала XX века». Контрольный тест. | |
Тема «Мир в межвоенный период» 4 часа. | ||
16(4) | Мировой экономический кризис 1929-1932 годов. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. | |
17(5) | Историческая природа тоталитаризма новейшего времени. Распространение фашизма в Италии и Германии. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие в условиях диктатуры. | |
18(6) | Модернизация в странах Востока. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Революционные движения. | |
19(7) | Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX- середине XX века. | |
Тема « Социалистический эксперимент в СССР» 5 часов. | ||
20 | Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. | |
21 | НЭП: основные мероприятия, результаты и причины свертывания. | |
22 | Индустриализация. Коллективизация. Культурная революция. Конституция 1936 года. | |
23 | Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации. Концепция построения социализма в одной стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. | |
24 | Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. | |
Тема « Вторая мировая война» 8 часов. | ||
25(8) | Вторая мировая война в Западной Европе, Северной Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. | |
26 | СССР накануне Великой Отечественной воины. Расширение территории СССР. Советско-финская война. | |
27 | Великая Отечественная война: основные этапы. Начальный период войны. Битва за Москву. СССР в антигитлеровской коалиции. | |
28 | Коренной перелом во Второй мировой войне. Сталинградская и Курская битвы. Советский тыл в годы войны. | |
29 | Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Идеология и культура в годы Великой Отечественной войны. | |
30 | Победа антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. Советское военное искусство. | |
31(9) | Окончание Второй мировой войны. Создание ООН. Мировые войны в истории человечества: социальные, демографические, экономические и политические последствия. | |
32 | Контрольный тест: «Россия и мир в 20-40 годах XX века». | |
Тема « Биполярный мир и «холодная война» 3 часа. | ||
33(10) | «Холодная война». Начало противостояния. Раскол Европы. Мир на грани ядерной войны. | |
34(11) | «Холодная война». Политика разрядки и ее итоги. | |
35 | «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику СССР. | |
Тема « СССР и социалистические страны Европы» 8 часов | ||
36 | Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х годов. | |
37 | Смерть И.В.Сталина. Внутрипартийная борьба за власть и ее итоги. Н.С.Хрущев. | |
38 | XX съезд КПСС. Попытки преодоления культа личности. Реабилитация. | |
39 | Экономические реформы 1950-1960 годов: цели, итоги и причины неудач. | |
40 | Оттепель. Особенности развития советской культуры в 1950-1960 годы. Наука и образование в СССР. | |
41 | СССР в 70-80 годы XX века.«Застой». Теория развитого социализма. Конституция 1977 года. Л.И.Брежнев. | |
42 | Диссидентское и правозащитное движение. Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афеанская война. | |
43(12) | Страны социалистического лагеря. | |
Тема « Запад и «третий мир» во второй половине XX века» 4 часа | ||
44(13) | Социально-экономическое развитие стран Запада в 40-50 годы XX века. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970 годов. | |
45(14) | Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежные, антивоенные, экологические, феминистические движения. Проблема международного терроризма. | |
46(15) | Новые индустриальные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. | |
47(16) | Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Хронологический диктант «Мир во второй половине XX века». | |
Тема « Россия в современном мире» 11 часов | ||
48 | Политика перестройки и гласности. М.С. Горбачев. Стратегия ускорения и ее крах. | |
49 | Перестройка политической системы. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. | |
50 | СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX века. Политика «нового мышления». | |
51 | Причины распада СССР. Августовские события 1991 года. Б.Н.Ельцин. | |
52 | Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 года. Конституция РФ. Политические партии и движения РФ. | |
53 | Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. | |
54 | Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. | |
55 | Российская Федерация и страны СНГ. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международной правовой системы. Россия и вызовы глобализации. | |
56 | Российская культура в условиях радикального преобразования общества. | |
57 | Президентские выборы 2000 года. Курс на укрепление государственности, стабильности, национальной безопасности и достойное место в мировом сообществе. В.В.Путин | |
58 | Урок обобщения по теме: «Россия в современном мире». Контрольный тест. | |
Тема «Человечество на этапе перехода к информационному обществу» | ||
59(17) | Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. | |
60(18) | Глобализация общественного развития. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. | |
61(19) | Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI веков. Неоконсервативная революция. Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. | |
62(20) | Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. | |
63(21) | Контрольная работа по теме «Мир на рубеже XX-XXI веков». | |
Тема « Духовная жизнь» 3 часа | ||
64(22) | Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Изменения в научной картине мира на современном этапе. | |
65(23) | Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX века. | |
66(24) | Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. | |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Ключевые события отечественной истории XX-начала XXI века» | |
68 | Итоговый тест «Россия в XX-начале XXI века». | |
69-70 | Резерв времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...